Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Факультет Государственного и муниципального управления Кафедра Управления государственными и муниципальными контрактами
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему «Профессионализация сферы закупок» Студент группы № 59-ГЗ
Лазарев М.К.
Руководитель ВКР
Богорад Елена Львовна Рецензент
Бурков Александр Владимирович
Москва, 2013
Содержание
Введение 3
Профессионализация сферы закупок 7
1. История проблемы профессионализации сферы закупок в Российской Федерации 7
2. Актуальность темы 14
3. Требования к профессиональным навыкам 20
4. Анализ требований к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы «Управление государственными и муниципальными заказами» 30
5. Анализ профессионального стандарта по размещению заказов для государственных нужд г. Москвы 34
6. Анализ профессионального стандарта специалиста по прокьюременту Управления государственной торговли (OGC) (независимого подразделения в Министерстве финансов Великобритании) 37
7. Анализ свода знаний UPPCC (применяется в США и Канаде) 41
Заключение. 47
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года №305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд". 51
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
7. «International Handbook on the Economics of Corruption, Vol 2», ed. by Susan Rose-Ackerman, 2011.
8. Celentani, M. and J. Ganuza (2002) “Corruption and competition in procurement”, European Economic Review, 46, p. 1273-1303. 52
14. Методические рекомендации по использованию стандарта аттестации закупочного персонала г. Москвы / Под общей ред. Т.Н.Трефиловой, Г.В.Дёгтева. – М.: ГУ-ВШЭ, 2010. – 331 с.
15. Требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы "Управление Государственными и Муниципальными заказами" от 02.10.2006г.
16. Паньшин Б. «Госзакупки: новый этап и перспективные направления»// Тендер. Практические рекомендации. 2011г. – №2 (535).
17. Единая электронная торговая площадка (http://etp.roseltorg.ru/) 53
Введение
Профессионализм – это именно один их тех принципов, на котором должна строиться система государственного управления любой страны. Государственный служащий в ходе своей деятельности сталкивается с настолько широким набором различных сфер, что даже по ходу службы ему постоянно приходится учиться чему-то новому. В нашей стране для поступления на государственную службу нужно пройти конкурс, а затем еще по ходу службы периодически сдавать различные квалификационные экзамены, что и прописано в законе о государственной гражданской службе. К сожалению, в 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" требования к квалификации прописаны не были, в связи с чем это породило риск того, что на работу заступит неграмотный государственный заказчик. В то же время, сфера государственного заказа требует наличия столь специфичных знаний, что последствия могут быть весьма катастрофичными как для бюджета, так и для страны в целом. Конечно, нельзя сказать, что с профессионализмом заказчиков в нашей стране дела обстоят совсем плохо. На профессиональном уровне в 2008 году был разработан соответствующий государственный стандарт, в 2006 году Министерство образования и науки Российской Федерации подготовило Требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы «Управление государственными и муниципальными заказами», также свои наработки имеются и на местах (например, стандарт города Москвы). Данное исследование особенно актуально в настоящее время, в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Во-первых, она была бы актуальна даже если бы закон о Контрактной Системе не был бы принят, так как совершенно очевидно, что в системе закупок назрела проблема, которую нужно решать. Во-вторых, текущая ситуация с профессиональными стандартами в сфере закупок обстоит не самым лучшим образом, что будет наглядно продемонстрировано в практической части моей работы. В-третьих, с переходом на новое законодательство теме профессионализации сферы закупок было уделено гораздо больше внимания, что должно являться ярчайшим сигналом к модернизации профессиональных требований к специалисту по управлению государственными и муниципальными заказами. Также хотелось бы заметить, что в скором времени нас ждет вступление в силу Федерального закона №273-ФЗ об образовании, который повлияет некоторым образом и на рассматриваемую проблематику. В соответствии с этим законом в нашей стране отменяются все имеющиеся профессиональные стандарты, минимумы знаний. В связи с этим появляется чрезвычайная практическая важность моего исследования, которое может быть положено в основу создания новых документов, профессиональных стандартов, которые будут базисом для профессиональной стороны государственного и муниципального заказа. В то же время, работа может быть и интересна с других аспектов, например, для оценки уровня профессиональной компетенции закупщика при приеме на работу, проведения аттестации. Ведь не каждый заказчик может знать, какими навыками и знаниями должен обладать специалист по закупкам, а данная работа, в свою очередь, поможет ему сориентироваться в данном вопросе, принять правильное решение и укомплектовать штат такими профессионалами, которые послужат на развитие эффективности закупочной системы. Объект исследования – профессиональная компетенция специалиста в сфере закупок. Предмет исследования – конкретные навыки и знания, которыми должен обладать специалист в сфере закупок. Цель работы - выработка конкретных предложений и рекомендаций по увеличению профессионализма в сфере государственного заказа. Рабочая гипотеза: для профессионализации отечественной сферы закупок необходимо изучение навыков, обучение по которым в данный момент не проходит. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Анализ теоретических аспектов поставленной проблемы:
Проанализировать историю развития проблемы профессионализации в нашей стране;
Разработать систему анализа профессиональных стандартов;
Выполнить сравнительный анализ имеющихся отечественных и ряда зарубежных практик по данной тематике:
Проанализировать требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы «Управление государственными и муниципальными заказами»;
Проанализировать профессиональный стандарт по размещению заказов для государственных нужд г. Москвы;
Проанализировать профессиональный стандарт специалиста по прокьюременту Управления государственной торговли (OGC) (независимого подразделения в Министерстве финансов Великобритании);
г) Проанализировать свод знаний UPPCC (применяется в США и Канаде);
Выработать конкретные предложения для совершенствования профессионального уровня отечественных государственных заказчиков.
Моя работа состоит из введения, семи глав и заключения. В первой главе я провожу обзор истории данной проблемы в нашей стране. Основная идея данной главы заключается в том, что проблема профессионализации стала актуализироваться относительно недавно, поэтому в отрасли работают достаточно много непрофильных и необученных специалистов. Во второй главе подробно раскрыт вопрос об актуальности моего исследования как со стороны его необходимости, так и со стороны широкой клиентской базы, которой необходимо будет пройти обучение в самое ближайшее время. В третьей главе проводится анализ теоретической базы, необходимых навыков и знаний, которыми должны обладать специалисты по закупкам. Результатом данной главы стала методология, с помощью которой можно проводить оценку професиональных стандартов в области закупок. В четвертой, пятой, шестой и седьмой главах я провел анализ с помощью полученной методологии различных отечественных и зарубежных профессиональных стандартов по закупкам, провел классификацию навыков и знаний, которые изучаются в рамках этих стандартов. В заключении моего исследования я сформулировал основные полученные выводы и подготовил свои рекомендации по поводу того, какие навыки должен изучать специалист по закупкам.
|