Противодействия коррупции: зарубежный опыт и российские реалии, организованный пул ап совместно с Организацией Экономического Сотрудничества и Развития и


НазваниеПротиводействия коррупции: зарубежный опыт и российские реалии, организованный пул ап совместно с Организацией Экономического Сотрудничества и Развития и
страница1/10
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
vshae9 декабря 2011 года в НИУ ВШЭ прошел научно-практический семинар “Институт декларирования доходов и имущества публичными должностными лицами как инструмент противодействия коррупции: зарубежный опыт и российские реалии", организованный ПУЛ АП совместно с Организацией Экономического Сотрудничества и Развития и Центром антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл — Р. Материалы этого научно-практического семинара имеют уникальный характер. Практика декларирования публичных должностных лиц появилась в России достаточно недавно, и перед профессиональным и экспертным сообществом еще стоит большое количество конкретных нерешенных вопросов по поводу конкретной реализации этого института в нашей стране.

Многие из этих вопросов были успешно разрешены в практике тех стран, которые уже прошли этап начального внедрения института декларирования доходов и имущества публичных должностных лиц, многие до сих пор не теряют актуальности даже в контексте международных дискуссий. В России же прошедший научно-практический семинар стал первым мероприятием, в рамках которого была рассмотрена весь спектр актуальных вопросов, касающихся декларирования публичных должностных лиц.

Первая половина мероприятия была посвящена новейшим мировым разработкам в области декларирования публичных должностных лиц. Одним из авторов - Вальтсом Кальниншем - была представлена книга “Декларации активов для государственных служащих. Инструмент для предотвращения коррупции”, изданная Организацией Экономического Сотрудничества и Развития. Представители литовской налоговой администрации (Томас Судинтас) и комиссии по этике (Александрас Зиновичус) познакомили участников встречи с зарубежным опытом работы системы декларирования доходов и имущества публичных должностных лиц. В свою очередь, Артем Юлегин (начальник отдела Реформирования и развития системы государственной службы Министерства Экономического Развития РФ) представил обзор ситуации с законодательной базой декларирования в разных странах мира, а так же осветил ряд вопросов практической реализации этого института в РФ.

Вторая часть научно-практического семинара была посвящена текущему положению дел с законодательной базой, правоприменительной практикой и реальному функционированию института декларирования публичных должностных лиц в РФ. Алексей Конов (преподаватель НИУ ВШЭ, начальник отдела управления государственной службой Центра развития государственной службы) представил вниманию аудитории доклад, в котором обратил внимание на востребованность некоторых норм международного права в российском законодательстве. Валентин Иванович Михайлов (главный советник Департамента государственно-правового управления президента России) в своем докладе дал экспертную оценку реализуемых антикоррупционных мер и, в частности, подробно осветил проблематику конфискации имущества. Надежда Степановна Чамкина (представляющая отдел налогообложения ФНС) рассказала о том, как Федеральная налоговая служба собирает и проверяет налоговые декларации, а так же коснулась процедурного регламента ФНС в отношении предоставления сведений о доходах публичных должностных лиц. Дмитрий Баснак (заместитель директора департамента Госслужбы Минздравсоцразвития) рассказал в общих чертах о деятельности Минздравсоцразвития в области создания норм по декларированию и контролю над деятельностью публичных должностных лиц. Последним выступил Иван Ниненко (заместитель директора Трансперенси Интернешнл - Р), который в своем докладе поделился рекомендациями по развитию системы декларирования с точки зрения гражданского общества.
Е.А. Панфилова:

Уважаемые коллеги, занимайте, пожалуйста, ваши места. Мы приступаем к нашему мероприятию. Доброе утро всем, я рада вас приветствовать на нашем научно-практическом семинаре, который мы приурочили к  отмечаемому сегодня международному дню противодействия коррупции. Он отмечается 9 декабря каждого года, в связи с тем, что в 2003 году в этот день в мексиканском городе Мерида была подписана конвенция ООН против коррупции. С тех пор у людей, которых вы видите перед собой, появилось что-то вроде профессионального праздника. Поэтому я от души приветствую присутствующих здесь коллег и  всех граждан Российской Федерации с общенациональным российским праздником. Мы решили, что в этот день правильнее не просто разговаривать о коррупции, но, в первую очередь, представить то лучшее, что многие страны и многие эксперты делают для того, чтобы от слов переходить к делу. Именно поэтому мы сегодня не стали бегать с воздушными шариками и криками “долой коррупцию!”, а пригласили, на наш взгляд, лучших экспертов и специалистов, которые обсудят ту тему, которая будоражит умы россиян в последние год-полтора, а именно, декларации доходов и имущества публичных должностных лиц. Как вы знаете, после того как подобная норма была введена в российское законодательство, дискуссии не прекращаются по сей день. Общество разделилось (включая, в общем, и руководство нашей страны), на две группы, одна из которых считает, что декларирования доходов достаточно, а другая предлагает декларировать и расходы.

Также я должна сказать большое спасибо Ивану Ниненко, исполняющему роль инициатора этого семинара заместителю директора Центра ТИ-Р, за то, что он предложил несколько месяцев назад пригласить людей, которые уже прошли через эту дискуссию и уже наступили на те грабли, на которые мы так старательно наступаем последнее время и спросим у них: а вообще бывает только декларирование только доходов или только расходов, или только имущества; как вообще эта система работает, там где она работает. Поэтому мы обратились к опыту, который собран в книге, подготовленной Организации Экономического Сотрудничества и Развития. Это тоже символично. Как вы знаете, в мае 2011 года Россия официально заявила о присоединению к конвенции ОЭСР по борьбе со взяточничеством. Таким образом все, что написано в той книге, о которой сегодня пойдет речь, становится более чем релевантно для нашей страны. Мы постепенно становимся полноценными участниками всех процессов регулирования и имплементации всех норм, которые ОЭСР выставляет странам-участникам. Когда я увидела англоязычную версию книги, которую я буквально через пару минут попрошу представить одного из её авторов - Вальтса Кальниньша, я поняла, что вот эту книгу я буду брать на все мероприятия, на все встречи с нашими государственными служащими, государственными официальными лицами. И как только они будут говорить “а вот у нас”, я буду просто давать им эту книгу. Когда она вышла на русском языке, стало еще проще, потому что как раз в это время наш премьер-министр сказал, что ему кажется здравой идея декларировать расходы. Тут же мне стали звонить всякие его коллеги с вопросом: “а как?”. Тогда я просто взяла несколько страниц из книги и отправила им факсом с надписью “а вот так”.

Возможно вы удивитесь, коллеги, но книга удивительно востребована в России. Это книга может при правильном ее использовании, при правильном ее распространении, ответить на очень многие вопросы, стоящие сейчас на повестке дня. В какой-то степени она дает возможность поправить что-то в восприятии как общества, так и тех российских должностных лиц, ответственных за внедрение системы декларирования и которых, мы, пока, к сожалению, не видим за этим столом. Мы надеемся, что они сейчас подойдут. В любом случае, все они подтвердили свое участие. Наверное, их что-то задерживает. Может, празднуют день борьбы с коррупцией с утра. Но, так или иначе, я очень хочу поблагодарить приехавших к нам представителей органов по регулированию государственной службы из Литвы: из государственной комиссии по этике Литвы, налоговой инспекции Литвы. На этом я передаю слово для рассказа о том, что эта книга из себя представляет, почему она важна, что в ней содержится, одному из ее авторов - Вальтсу Кальниньшу.
Доклад Вальтса Кальниньша на научно-практическом семинаре «Институт декларирования доходов и имущества публичных должносных лиц как инструмент противодействия коррупции: зарубежный опыт и российские реалии».

Вальтс Кальниньш:

Добрый день. Я очень благодарен за возможность выступить на этом семинаре. Я так же благодарен коллегам, которые перевели мою презентацию на русский язык, и я попытаюсь в течение 15-20 минут коротко пройти по всем вопросам, которые мы рассмотрели в этой книге, соавтором которой я являюсь. Если захотите достать эту книгу в электронной версии, то вы можете её по ссылке достать и бесплатно посмотреть на русском и английском языках.

Я коротко расскажу о том, какая вообще ситуация в регионе с системами декларирования для должностных лиц, а так же какие рекомендации мы на основе этого анализа выдвинули. Их тоже можно найти в этой книге. Если говорить о том, какие страны мы описали, это, в основном, 20 стран, которые заполнили опросник, разработанный Секретариатом Антикоррупционной Сети для Восточной Европы и Центральной Азии ОЭСР и программой ОЭСР и Европейского союза SIGMA. Так же мы смотрели на некоторые страны Западной Европы и Северной Америки (в частности, США). Есть так же примеры из других стран (например, РФ). Книгу дополняют несколько углубленных case-studies Литвы, Румынии, Каталонии в Испании и Украины.

На втором слайде вы видите историю развития декларирования. Это сравнительно новый инструмент, и в таком современном виде была внедрен в 1974 в Великобритании, потом в 1978 году в США. Потом постепенно такие системы распространились в Европе, особенно в пост-социалистическом блоке (в Центральной и Восточной Европе). И сейчас страны, в которых этих систем нет - уже исключение, если еще остались такие.

Вообще, какие цели могу быть у систем декларирования? Мы выяснили, что разные страны определяют эти цели по-разному. Тут можно обобщить и найти три разновидности этих целей.

Во-первых, это общее повышение прозрачности и доверия граждан к публичным должностным лицам. Предполагается, что благодаря тому, что граждане узнают, какие интересы имеют должностные лица, они начинают больше доверять этим должностным лицам. Во-вторых, это помощь главам ведомств в предотвращении конфликта интересов в тех ведомствах, где они работают. И, в-третьих, это мониторинг имущественного состояния должностных лиц для предотвращения незаконного накопления имущества. Это позволяет следить за изменением богатства публичного должностного лица.

Так же есть вопрос: стоит ли создавать единую систему декларирования публичных должностных лиц или же отдельные системы для законодательной, исполнительной и судебной ветвей государства? В Западной Европе можно найти достаточно много примеров, где имеются различные системы для конкретных ветвей государства. Конечно, не везде, но в нескольких странах. В Центральной и Восточной Европе (в бывших странах соц-лагеря) доминирует подход, что эта система должна быть единой. Согласно нашим рекомендациям, есть основания для  выдвижения более строгих требований к высшим должностным и политическим лицам и применения к ним более требовательного стандарта открытости, чем для рядовых служащих. В декларировании рядового служащего главное, чтобы его начальники имели возможность контролировать, не работает ли этот служащий в ситуации конфликта интересов и не накапливает ли каким-то необъяснимым способом себе имущество.

При анализе разных стран можно видеть большие различия в том, каким образом институционально организована система декларирования, т.е. в том, какие именно институты ответственны за выработку конкретных рекомендаций для этой системы декларирования. В некоторых странах существуют парламентские комиссии, которые работают с декларациями членов парламента, может быть, иногда с декларациями других должностных лиц. В некоторых институциях это может быть внутренний орган; если мы говорим о судьях -  это может быть какой-то орган в судебной системе. Иногда, если мы можем достаточно доверять публичному сектору в целом, декларированием своих сотрудников может заниматься каждое ведомство. Ну и популярной моделью является использование в этих целях специализированного независимого ведомства. Таким ведомством может быть специальное антикоррупционное агентство, которое осуществляет и другие функции, чтобы можно было реализовать достаточную автономию и защиту от всяких нелегитимных влияний. Но в этом вопросе нет однозначного мнения о лучшей модели, многое зависит от обстоятельств в конкретной стране.

Кто должен подавать декларации? На этот вопрос, опять же, существует много разных ответов. Во многих странах Западной Европы декларировать имущество и доходы должны только члены парламента и правительства. В некоторых странах - это только высшие должностные лица и политические лица. Есть и совершенно другие примеры, так, например, в моей стране - Латвии - почти все должностные лица подают декларации. В некоторых странах есть особенные требования для отдельных категорий, там скажем для советников, министров или управленцах в госпредприятиях. С другой стороны, законодательство некоторых страны предполагает некоторую гибкость в том, что министр или начальник ведомства определяет круг подлежащих декларированию людей.

Иногда мы видим требования декларирования некоторых лиц в политических партиях и кандидатов в выборах (включая родственников или нет). Наши рекомендации здесь  заключаются в том, что, с одной стороны, обязанности депутатов и высших должностных лиц должны быть более серьезными, а для обычных сотрудников могут быть облегчены, а, с другой стороны, важно иметь возможность контроля за имуществом родственников декларируемых лиц. Именно родственники часто используются для прикрытия имущества должностного лица, потому что можно переписать имущество на мать, дочь или брата. С другой стороны, важно иметь ввиду то, что не надо создавать систему для слишком широкого круга лиц. В этом необходимо найти какой-то баланс.

Что должно декларироваться? Самым распространенным решением является декларирование доходов и активов (то есть, имущества и того, что лицо получает). Так же возможно требование разной дополнительной информации, которая необходима. Конкретный круг декларируемой информации сильно завит от основной цели декларирования. Если главной целью декларирования является предотвращение конфликта интересов, то, конечно, самое важное - включить всю важную информацию, которая раскрывает личные интересы конкретного должностного лица. То есть не просто акции или другие активы, которые имеет декларируемое лицо, но и то, какие позиции оно занимает в каких организациях. Если же целью является контроль обогащения, то очень важно, чтобы декларирование покрывало все виды накапливаемого имущества, то есть все главные виды активов и так далее.

Частота декларирования - не столько принципиальный, сколько технический вопрос. Здесь очень типична система, используемая в США (ее придерживаются многие страны): есть одна декларация, которую должностное лицо подает при вступлении на пост, потом каждый год, а затем после окончания работы на этом посту. В некоторых странах есть еще требования подавать декларации год или два после того, как лицо покидает этот пост. Есть страны, которые требуют подавать декларацию в любой момент, когда имели место  существенные изменения в той информации, которая должна декларироваться.

Очень противоречивый вопрос во многих странах - это как проверять декларации. Потому что во многих странах инстинктивное решение таково: ну раз декларации поданы, они все должны быть проверены, иначе это бесполезно. Но мы знаем, что если мы имеем дело с большим количеством должностных лиц (несколько тысяч или несколько десятков тысяч), тогда, чтобы всех проверить, нужен будет такой ресурс, который ни одна страна не может позволить себе - это будет нецелесообразно. Поэтому используются некоторые критерии того, чтобы отобрать те декларации, которые нужно проверить.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Противодействия коррупции: зарубежный опыт и российские реалии, организованный пул ап совместно с Организацией Экономического Сотрудничества и Развития и iconЗарубежный опыт фандрайзинга на примере США
Наибольших масштабов распространение благотворительности приобрело в сша, что было вызвано ранним развитием демократического общества...

Противодействия коррупции: зарубежный опыт и российские реалии, организованный пул ап совместно с Организацией Экономического Сотрудничества и Развития и iconРоссийской федерации
Методические материалы к теме «Отечественный и зарубежный опыт противодействия идеологии экстремизма и терроризма»

Противодействия коррупции: зарубежный опыт и российские реалии, организованный пул ап совместно с Организацией Экономического Сотрудничества и Развития и iconРоссийской федерации
Методические материалы к теме «Отечественный и зарубежный опыт противодействия идеологии экстремизма и терроризма»

Противодействия коррупции: зарубежный опыт и российские реалии, организованный пул ап совместно с Организацией Экономического Сотрудничества и Развития и iconО ходе реализации мер противодействия коррупции в 1 полугодии 2016...
В мае 2016 года в налоговых органах Псковской области утверждены планы противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы. В планах противодействия...

Противодействия коррупции: зарубежный опыт и российские реалии, организованный пул ап совместно с Организацией Экономического Сотрудничества и Развития и iconОтчет по проекту: Гуманитарная компонента в учебных планах высшего...
Программа: «Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала» на...

Противодействия коррупции: зарубежный опыт и российские реалии, организованный пул ап совместно с Организацией Экономического Сотрудничества и Развития и iconРабочая учебная программа дисциплины Зарубежный опыт социальной работы...
Программа курса "Зарубежный опыт социальной работы" составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...

Противодействия коррупции: зарубежный опыт и российские реалии, организованный пул ап совместно с Организацией Экономического Сотрудничества и Развития и iconФедеральная служба по труду и занятости государственная инспекция труда в тюменской области
В целях реализации Указа Президента РФ от 13. 04. 2010г. №460 "О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном...

Противодействия коррупции: зарубежный опыт и российские реалии, организованный пул ап совместно с Организацией Экономического Сотрудничества и Развития и iconОтчет о выполнении плана противодействия коррупции в Управлении Судебного...
Управлением в 2016 году проведена следующая работа по выполнению плана противодействия коррупции

Противодействия коррупции: зарубежный опыт и российские реалии, организованный пул ап совместно с Организацией Экономического Сотрудничества и Развития и iconМ. Ю. Зенков зарубежный опыт управления Государственная служба
З зенков М. Ю. Зарубежный опыт управления: Государственная служба: Учебное пособие. — Новосибирск: нгау, 2004.— 130 с

Противодействия коррупции: зарубежный опыт и российские реалии, организованный пул ап совместно с Организацией Экономического Сотрудничества и Развития и iconПамятка для работников гауз «Краевой клинический кожно-венерологический диспансер»
Объединенных Наций, например: Конвенция против коррупции, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенция...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск