Основных изменений налогового законодательства с 2015 года


НазваниеОсновных изменений налогового законодательства с 2015 года
страница1/17
ТипЗакон
filling-form.ru > бланк заявлений > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА С 2015 ГОДА
Каждый год в Налоговый кодекс РФ вносятся многочисленные поправки. Ряд изменений налогового законодательства вступил в силу с 1 января 2015 г. Налогоплательщикам стоит обратить внимание на то, что изменены правила проведения камеральной проверки, уточнена процедура приостановления операций по счетам, вступили в действие механизмы налогового регулирования, направленные на повышение привлекательности инвестиций в ценные бумаги, изменен порядок признания процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения прибыли.
Уплата и взыскание налогов, налоговые проверки,

привлечение к налоговой ответственности

(часть первая Налогового кодекса РФ)
Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ,

Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ,

Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ,

Федеральный закон от 04.11.2014 N 347-ФЗ,

Федеральный закон от 04.11.2014 N 348-ФЗ,

Федеральный закон от 24.11.2014 N 376-ФЗ,

Федеральный закон от 29.11.2014 N 382-ФЗ
1. Налогоплательщики должны направлять

налоговому органу квитанцию о приеме документов,

переданных им в электронной форме
С 1 января 2015 г. для налогоплательщиков, которые должны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, введена новая обязанность. Они должны обеспечить получение документов, которые налоговый орган использует при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, и которые направляются налогоплательщикам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (новый п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Такими документами могут быть, в частности, требования о представлении документов или пояснений, уведомление о вызове в налоговый орган.

По новым правилам налогоплательщики обязаны в электронной форме отправить инспекции по телекоммуникационным каналам связи квитанцию о приеме указанных документов в течение шести рабочих дней со дня их отправки налоговым органом.
2. Введено новое основание для приостановления операций

по счетам налогоплательщика
С 1 января 2015 г. изложен в новой редакции п. 3 ст. 76 НК РФ, в котором установлено право налогового органа заблокировать счет налогоплательщика, а также приостановить переводы его электронных денежных средств в случае непредставления налоговой декларации в течение 10 дней после окончания срока, предусмотренного для ее подачи.

Начиная с 1 января 2015 г. налоговый орган также может приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств в случае, если не исполнена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме какого-либо из следующих документов:

- требования о представлении документов (п. 1 ст. 93 НК РФ, п. п. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ);

- требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ);

- уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Руководитель налогового органа (его заместитель) вправе принять соответствующее решение, если налогоплательщик не представит квитанцию в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для ее передачи (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). Напомним, что направить квитанцию необходимо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение шести рабочих дней со дня отправки документов налоговым органом (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Порядок отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика предусмотрен пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ. Так, налоговый орган обязан разблокировать счет не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

- день передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;

- день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом;

- день явки в инспекцию (в случае направления уведомления о вызове в налоговый орган).

Необходимо отметить, что действие положений ст. 76 НК РФ с 1 января 2015 г. распространяется также на организации и предпринимателей, которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, хотя и не являются его плательщиками, т.е. налоговыми агентами (пп. 3 п. 11 ст. 76 НК РФ). Это могут быть, например, применяющие УСН организации, выставившие счета-фактуры с выделенной суммой НДС.
3. Ограничен срок для принятия решения о приостановлении

операций по счету в случае непредставления декларации
С 1 января 2015 г. согласно пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств может быть вынесено в течение трех лет. Данный период исчисляется с момента истечения 10 рабочих дней, следующих за окончанием установленного срока представления декларации.

Согласно ранее действовавшему налоговому законодательству инспекция могла приостановить операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств, если он не представил декларацию в течение 10 рабочих дней по окончании срока, предусмотренного для ее подачи (п. п. 3,11 ст. 76 НК РФ). Из положений Налогового кодекса РФ было не ясно, в какой срок налоговый орган вправе принять соответствующее решение. Поскольку данный вопрос не был урегулирован, на практике возникали споры между контролирующими органами и налогоплательщиками. Официальные органы считали, что срок для принятия такого решения Налоговым кодексом РФ не был ограничен (см. Письма Минфина России от 05.05.2009 N 03-02-07/1-227, ФНС России от 09.02.2011, УФНС России по г. Москве от 24.12.2008 N 09-14/120416). Судебная практика не отличалась единообразием. Например, ФАС Московского округа в Постановлении от 20.02.2009 N КА-А41/433-09 пришел к выводу, что инспекция должна была приостановить операции по счету в течение 10 дней после окончания установленного срока подачи декларации. ФАС Центрального округа в Постановлении от 26.03.2009 N А64-4885/08-19 признал неправомерным решение налогового органа о приостановлении операций по счетам, которое было принято по истечении полугода с момента окончания срока, отведенного для представления декларации, потому что инспекция, в частности, не обосновала необходимость блокировки счета. Подробнее об этом см. Практическое пособие по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов.

1 января 2015 г. в связи с вступлением в силу новой редакции п. 3 ст. 76 НК РФ данный спорный вопрос снимается.
4. Ужесточен порядок проведения камеральной проверки

декларации по НДС
С 1 января 2015 г. расширен перечень случаев, когда налоговый орган может при проведении камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщика документы.

Согласно п. 8.1 ст. 88 НК РФ в новой редакции инспекция вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по НДС, в следующих случаях:

- выявлены противоречия в сведениях об операциях, которые содержатся в декларации по НДС;

- обнаружены несоответствия сведений об операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, которые отражены в декларации по НДС, представленной в инспекцию другим налогоплательщиком или иным лицом, обязанным представлять такие декларации;

- выявлены несоответствия сведений об операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, которые отражены в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с гл. 21 НК РФ возложена соответствующая обязанность.

Истребовать такие документы налоговый орган вправе только в случае, если выявленные противоречия и несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.
5. При проведении камеральной проверки

декларации по НДС налоговый орган вправе проводить осмотр

территорий, помещений, документов и предметов
С 1 января 2015 г. внесены изменения в п. 1 ст. 92 НК РФ, которым установлено право налоговых органов проводить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов. Согласно нововведениям налоговый орган может осуществлять осмотр в рамках не только выездной, но и камеральной проверки декларации по НДС в следующих случаях:

- представлена декларация с заявленной суммой налога к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ);

- выявлены определенные противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Осмотр проводится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку. Данное постановление должно быть утверждено руководителем налогового органа или его заместителем.

Изменения также внесены в п. 1 ст. 91 НК РФ, где установлены основания для доступа должностных лиц инспекции на территорию или в помещение проверяемого налогоплательщика: названные лица обязаны предъявить служебные удостоверения и указанное мотивированное постановление.

Дополнительно об осуществлении осмотра при проведении камеральной проверки см. Практическое пособие по налоговым проверкам и Энциклопедию спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
6. Физлицо обязано сообщать в инспекцию об объектах

налогообложения, по которым оно не получает уведомлений
Физлица уплачивают транспортный и земельный налог (за исключением налога с земельных участков, используемых или предназначенных для использования в предпринимательской деятельности), а также налог на имущество на основании присланных налоговым органом уведомлений (п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п. 2 ст. 409 НК РФ). Сведения об объектах налогообложения, принадлежащих физлицам, инспекция получает в порядке межведомственного взаимодействия (п. 4 ст. 85 НК РФ). Однако на практике нередко возникают ситуации, когда в налоговый орган своевременно не поступает информация о приобретении физлицами в собственность транспортных средств или объектов недвижимости (в отношении земельных участков - также о регистрации права пожизненного наследуемого владения). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налоги не уплачиваются.

С 1 января 2015 г. введена новая обязанность физлиц - сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в случае, если за весь период владения упомянутой недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). В абз. 3 п. 2.1 ст. 23 НК РФ предусмотрено два исключения: сообщение в инспекцию направлять не нужно, если физлицо получало налоговое уведомление по указанным объектам либо данному лицу предоставлена льгота в виде освобождения от уплаты налога.

Помимо сообщения о наличии объектов налогообложения физлицо должно представить в налоговый орган правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы и (или) документы, подтверждающие госрегистрацию транспортных средств. Эти сведения необходимо направить однократно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, налогоплательщики - физлица, которые не получали уведомление об уплате налога в отношении объектов недвижимости, земельных участков или транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности (в отношении земельных участков - также на праве пожизненного наследуемого владения), должны до 31 декабря 2015 г. представить в инспекцию соответствующее сообщение и подтверждающие документы. Начисление транспортного, земельного налогов или налога на имущество начинается с 2015 г. независимо от того, как долго физлицо владело данным транспортным средством, объектом недвижимости или земельным участком (абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ).

В дальнейшем представлять сообщения и упомянутые документы необходимо будет тем лицам, которые не получили уведомление по объектам, приобретенным в 2015 и последующих годах (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Если описанная ситуация возникнет до 1 января 2017 г., налог также будет начислен начиная с периода направления сообщения в инспекцию (абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ, ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ).

Как указывалось выше, согласно п. 2.1 ст. 23 НК РФ сообщение необходимо представить до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговом периодом, другими словами, не позднее 30 декабря года, следующего за годом приобретения объекта. Следует обратить внимание: налогоплательщик может не дожидаться последнего дня указанного срока. С учетом п. 6 ст. 6.1, п. 2.1 ст. 23, п. 2 ст. 52, абз. 3 п. 1 ст. 363, абз. 3 п. 1 ст. 397, п. 1 ст. 409 НК РФ можно предположить, что налогоплательщик вправе представить сообщение, если не получит уведомление за 30 рабочих дней до 1 октября года, следующего за годом приобретения объекта.

Данный вывод основан на том, что возникновение обязанности представить сообщение обусловлено фактом неполучения налогового уведомления (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). В Налоговом кодексе РФ не установлено, когда именно налогоплательщик должен получить уведомление, однако эту дату можно определить, исходя из системного толкования положений Налогового кодекса РФ. В абз. 2 п. 2 ст. 52 НК РФ предусмотрен срок, в который инспекция должна направить соответствующее уведомление налогоплательщику, - не позднее 30 дней до наступления срока платежа. В соответствии с Письмом ФНС России от 22.03.2013 N БС-4-11/4992 уведомление должно быть направлено не за 30, а за 36 рабочих дней, чтобы налогоплательщик получил его именно за 30 дней до срока уплаты налога. Несмотря на то что данное Письмо касается направления налоговых уведомлений в 2013 г., выводами о сроке получения уведомления налогоплательщиком, на наш взгляд, можно руководствоваться и в последующих налоговых периодах.

За несообщение или несвоевременное сообщение указанных сведений установлена ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога по соответствующему объекту (п. 3 ст. 129.1 НК РФ). Однако данная норма вступит в силу только с 1 января 2017 г. (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ). Необходимо обратить внимание на образовавшуюся коллизию: в п. 1 ст. 126 НК РФ, в частности, установлена ответственность налогоплательщика за неисполнение в срок обязанности по представлению документов или сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ или иными актами налогового законодательства. В этом случае взыскивается штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Исключение составляет неподача в срок декларации или уведомления о контролируемых сделках, т.е. правонарушения, состав которых предусмотрен ст. ст. 119 и 129.4 НК РФ. Следовательно, если физлицо не представит документов о наличии у него транспортного средства, объекта недвижимости или земельного участка, признаваемых объектами налогообложения, действия указанного лица образуют состав правонарушения, предусмотренного как п. 1 ст. 126 НК РФ, так и п. 3 ст. 129.1 НК РФ. Возможно, до вступления в силу последнего, т.е. до 1 января 2017 г., эта коллизия будет устранена законодателем.
7. Истекает срок для принятия решения о проведении проверки

в отношении контролируемых сделок, совершенных в 2013 г.
31 декабря 2015 г. истекает срок, в течение которого может быть принято решение о проведении проверки в отношении совершенных в 2013 г. контролируемых сделок на предмет соответствия примененных в них цен рыночным (абз. 3 ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ). Под совершенными в 2013 г. сделками понимаются сделки, доходы и (или) расходы по которым были признаны согласно гл. 25 НК РФ в 2013 г.
8. Установлены новые обязанности органов ЗАГС
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Основных изменений налогового законодательства с 2015 года iconОсновных изменений налогового законодательства с 2015 года
В данном материале приведен перечень основных изменений, которые бухгалтеры должны учитывать в своей работе начиная с 2015 года....

Основных изменений налогового законодательства с 2015 года iconОб основных изменениях в налоговом законодательстве с 2015 года
Межрайонная ифнс россии №9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу доводит до сведения информацию об основных изменениях...

Основных изменений налогового законодательства с 2015 года iconПрактический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года
В связи с этим усовершенствованы действующие специальные налоговые режимы (есхн, усн, енвд) и введен новый патентная система налогообложения,...

Основных изменений налогового законодательства с 2015 года iconОсобенности применения патентной системы налогообложения
РФ, которые приняли соответствующие законы (п. 1 ст. 346. 43 Нк рф). В статье рассматриваются особенности применения данного налогового...

Основных изменений налогового законодательства с 2015 года iconТемы основных изменений по федеральному законодательству: налоговое...
Федеральный закон от 29 декабря 2014 года №477-фз «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Основных изменений налогового законодательства с 2015 года iconНазвание территориального налогового органа
Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) информирует о внесении изменений в Кодекс, связанных с декларированием ндс,...

Основных изменений налогового законодательства с 2015 года iconО декларационной кампании 2015 года (информационные материалы) Федеральным...
Фз «О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в статью 220 нк рф,...

Основных изменений налогового законодательства с 2015 года iconО декларационной кампании 2015 года (информационные материалы) Федеральным...
Фз «О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в статью 220 нк рф,...

Основных изменений налогового законодательства с 2015 года iconПриказ от 14 октября 2015 г. N ммв-7-11/450@ об утверждении формы...
Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, n 31, ст. 3824; 2015, n 29, ст. 4358),...

Основных изменений налогового законодательства с 2015 года iconПриказ от 14 октября 2015 г. N ммв-7-11/450@ об утверждении формы...
Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, n 31, ст. 3824; 2015, n 29, ст. 4358),...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск