Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года


НазваниеПрактический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года
страница1/6
ТипЗакон
filling-form.ru > бланк строгой отчетности > Закон
  1   2   3   4   5   6
Исключительные права на представленный материал принадлежат АО "КонсультантПлюс"
Практический комментарий

основных изменений налогового законодательства с 2013 года
Ежегодно налоговое законодательство претерпевает многочисленные изменения. Прошедший год не стал исключением, и ряд поправок, внесенных в Налоговый кодекс РФ в течение года, вступит в силу с 1 января 2013 г. Наиболее значимое изменение, касающееся всех налогоплательщиков-организаций, состоит в том, что в налоговый орган им нужно представлять только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (за исключением тех, которые не обязаны вести бухучет). Основная масса поправок направлена на стимулирование развития малого бизнеса, а также сельскохозяйственного производства. В связи с этим усовершенствованы действующие специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД) и введен новый - патентная система налогообложения, которая заменит действующую УСН на основе патента, применяемую индивидуальными предпринимателями в соответствии со ст. 346.25.1 НК РФ.

Узнать о наиболее существенных изменениях налогового законодательства и не пропустить важную информацию налогоплательщикам поможет новый выпуск ежегодного Практического комментария, в котором рассмотрены и разъяснены основные нововведения.
Уплата и взыскание налогов, налоговые проверки,

привлечение к налоговой ответственности

(часть первая Налогового кодекса РФ)
Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ,

Федеральный закон от 29.06.2012 N 97-ФЗ
1. Организации должны сдавать в инспекцию только

годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность
С 1 января 2013 г. организации (за исключением тех, которые не обязаны вести бухучет) должны представлять в налоговый орган только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Кроме того, в подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ определен срок подачи годовой отчетности. Напомним, что ранее он был установлен не в Налоговом кодексе РФ, а в Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и указывался в днях (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ).

Теперь годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность нужно представлять не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, то есть не позднее 31 марта. При этом необходимо учитывать, что если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Так, 31 марта 2013 г. - воскресенье, следовательно, последним днем подачи годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в 2013 г. является 1 апреля (понедельник). Следует отметить, что согласно новому закону о бухучете обязательный экземпляр указанной отчетности органу государственной статистики необходимо представить также не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Напомним, что до недавних пор был спорным вопрос о том, в каких днях (рабочих или календарных) исчисляется срок подачи бухгалтерской отчетности. Как уже отмечалось, в Налоговом кодексе РФ срок указан не был. А согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ годовую бухгалтерскую отчетность следовало представлять в течение 90 дней по окончании года. Минфин России в Письме от 28.09.2012 N 03-02-07/1-233 разъяснял, что в данном случае речь идет о календарных днях. Объяснялось это следующим. Особенности исчисления сроков, установленные ст. 6.1 НК РФ, не применяются при расчете сроков, определенных Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ, поскольку последний не входит в состав законодательства о налогах и сборах. Отдельные арбитражные суды разделяли точку зрения финансового ведомства (см. Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2012 N А10-3546/2010 (Определением ВАС РФ от 14.05.2012 N ВАС-2658/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Западно-Сибирского округа от 30.07.2012 N А75-7953/2011). Однако некоторые арбитражные суды признавали: срок сдачи годовой бухгалтерской отчетности можно исчислять в рабочих днях. При этом суды указывали, что привлекая лицо к ответственности за правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом РФ, инспекция должна применять порядок определения срока исполнения требования, вытекающего из налогового законодательства. В соответствии с п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных. Такой подход отражен в Постановлениях ФАС Центрального округа от 29.02.2012 N А68-4627/11, ФАС Северо-Западного округа от 06.06.2012 N А56-7883/2011, от 03.11.2011 N А56-7885/2011.
2. В перечень понятий, используемых для целей налогового

законодательства, введен термин "коэффициент-дефлятор"
Пункт 2 ст. 11 НК РФ, в котором приведены понятия, используемые для целей налогового законодательства, дополнен термином "коэффициент-дефлятор". Это показатель, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый путем умножения коэффициента-дефлятора, применявшегося в предшествующем календарном году, на коэффициент, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Напомним, что корректирующий коэффициент-дефлятор применяется, в частности, для целей НДФЛ, ЕНВД, УСН и патентной системы налогообложения.

По общему правилу, установленному п. 2 ст. 11 НК РФ, коэффициенты-дефляторы определяются Минэкономразвития России в соответствии с данными государственной статистической отчетности и должны быть официально опубликованы в "Российской газете" не позднее 20 ноября года, в котором они устанавливаются. Следует отметить, что на 2013 г. коэффициент-дефлятор для целей УСН и патентной системы установлен ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ в размере, равном единице.

Введение единого понятия коэффициента-дефлятора позволит исключить неоднозначность его толкования. Напомним, что подобная проблема возникала, в частности, при применении коэффициента для целей УСН. Так, из абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ (в редакции, действовавшей до 22 июля 2009 г.) следовало, что величина предельного дохода для перехода на УСН индексировалась на коэффициент-дефлятор, установленный на текущий год, а также на ранее применявшиеся коэффициенты. Аналогично осуществлялась и индексация предельного размера дохода, ограничивающего право на применение УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Однако, по мнению Минфина России, для определения предельной величины дохода для перехода на УСН нужно было использовать только коэффициент, который установлен на текущий год, поскольку при его определении учитывался коэффициент за прошлый год (Письма от 31.08.2009 N 03-11-06/2/168, от 31.08.2009 N 03-11-06/2/169, от 31.08.2009 N 03-11-06/2/170, от 31.08.2009 N 03-11-09/292, от 28.08.2009 N 03-11-06/2/166, от 27.08.2009 N 03-11-06/2/164). Президиум ВАС РФ точку зрения финансового ведомства не разделил. В Постановлении от 12.05.2009 N 12010/08 он пришел к выводу, что для целей УСН коэффициенты-дефляторы должны перемножаться. В дальнейшем ФНС России рекомендовала нижестоящим налоговым органам учитывать в работе позицию ВАС РФ (Письмо от 03.07.2009 N ШС-22-3/539@).
Выводы
1. Организации (за исключением тех, которые не обязаны вести бухучет) должны представлять в налоговый орган только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Срок ее подачи - не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, то есть по 31 марта включительно (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ)
Федеральный закон от 02.10.2012 N 161-ФЗ
1. Реализация племенного скота облагается

НДС по ставке 10 процентов
С 1 января 2013 г. п. 2 ст. 164 НК РФ дополнен подп. 5, в соответствии с которым реализация племенного скота (в том числе свиней, овец, коз и лошадей), семени и эмбрионов этих животных, а также племенных яиц облагается НДС по ставке 10 процентов. Данная норма действует по 31 декабря 2017 г. включительно (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 02.10.2012 N 161-ФЗ).

Напомним, что ранее льгота по НДС в отношении племенного скота применялась только при его передаче в лизинг с правом выкупа (ст. 26.3 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ). Однако арбитражные суды признавали, что реализация племенного скота облагалась НДС по ставке 10 процентов на основании абз. 2 подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.10.2007 N А03-2233/07-31 (Определением ВАС РФ от 24.03.2008 N 952/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)). Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

Кроме того, ввоз племенного скота (в том числе свиней, овец, коз и лошадей), семени и эмбрионов этих животных, а также племенных яиц тоже облагается НДС по ставке 10 процентов (подп. 5 п. 2, п. 5 ст. 164 НК РФ). Следует отметить, что в период с 1 января 2007 г. до 1 января 2012 г. не облагался НДС ввоз на таможенную территорию РФ племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец и коз, семени и эмбрионов перечисленных племенных животных, племенных лошадей и племенного яйца (ст. 26.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 N 92-ФЗ). Причем это освобождение распространялось на сельскохозяйственных товаропроизводителей, соответствовавших критериям перехода на уплату ЕСХН (установлены в п. 2 ст. 346.2 НК РФ), а также на российские лизинговые организации, которые ввозили данную продукцию для ее последующей поставки указанным сельхозтоваропроизводителям. В 2012 г. эта льгота по НДС не действовала.
Выводы
1. Реализация племенного скота (в том числе свиней, овец, коз и лошадей), семени и эмбрионов этих животных, а также племенных яиц облагается НДС по ставке 10 процентов (подп. 5 п. 2 ст. 164 НК РФ).

2. Ввоз племенного скота (в том числе свиней, овец, коз и лошадей), семени и эмбрионов этих животных, а также племенных яиц облагается НДС по ставке 10 процентов (подп. 5 п. 2, п. 5 ст. 164 НК РФ).
Налог на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ)
Федеральный закон от 02.10.2012 N 161-ФЗ
1. Субсидии и гранты, предоставляемые главам

крестьянских хозяйств из бюджетов бюджетной системы РФ,

не облагаются НДФЛ
Перечень не облагаемых НДФЛ доходов, установленный ст. 217 НК РФ, дополнен новыми положениями, согласно которым освобождаются от налогообложения:

- гранты, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, а также суммы единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера и гранты на развитие семейной животноводческой фермы (п. 14.1 ст. 217 НК РФ);

- субсидии, предоставляемые главам крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ (п. 14.2 ст. 217 НК РФ).

Льготный порядок применяется в отношении грантов и субсидий, полученных после 1 января 2012 г. (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.10.2012 N 161-ФЗ).

Следует отметить, что ранее по этому вопросу позиции ведомств не совпадали. Так, согласно разъяснениям Минфина России субсидии, полученные из бюджета субъекта РФ в рамках национального проекта, не облагаются НДФЛ, поскольку подпадают под действие п. 3 ст. 217 НК РФ (Письмо от 14.07.2006 N 03-05-01-03/81). Однако ФНС России указывала, что перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, является закрытым и субсидии, предоставляемые главам крестьянских хозяйств, в него не включены (Письмо от 19.04.2006 N 04-2-02/313@).
Выводы
1. Субсидии и гранты, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, а также суммы единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера не облагаются НДФЛ (п. п. 14.1 и 14.2 ст. 217 НК РФ).
Налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ)
Федеральный закон от 02.10.2012 N 161-ФЗ
1. Нулевая ставка налога на прибыль применяется

сельхозтоваропроизводителями на постоянной основе
С 1 января 2013 г. нулевую ставку налога на прибыль вправе применять на постоянной основе сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, содержащимся в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, и рыбохозяйственные организации, которые соответствуют условиям, предусмотренным п. 2 и подп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ, и деятельность которых не облагается ЕСХН (п. 1.3 ст. 284 НК РФ). Указанная льгота установлена для деятельности, связанной с реализацией произведенной, а также произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции.

Напомним, что в соответствии со ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ нулевую ставку налога на прибыль такие налогоплательщики могли применять до конца 2012 г. Впоследствии планировалось применение ставки в размере 18 процентов. Однако с 1 января 2013 г. данная норма не действует (п. п. 1 - 5, 7, 9 ст. 2 Федерального закона от 02.10.2012 N 161-ФЗ).
Выводы
1. Сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, установленным п. 2 ст. 346.2 НК РФ, и рыбохозяйственные организации, которые соответствуют условиям, предусмотренным п. 2 и подп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ, и деятельность которых не облагается ЕСХН, вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль на постоянной основе в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной (произведенной и переработанной) сельхозпродукции (п. 1.3 ст. 284 НК РФ).
Налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ)
Федеральный закон от 21.07.2011 N 258-ФЗ,

Федеральный закон от 28.11.2011 N 338-ФЗ
1. С 1 января 2013 г. применяется нулевая ставка НДПИ

при добыче кондиционных руд олова на участках недр,

расположенных в Дальневосточном федеральном округе
В отношении добычи кондиционных руд олова на участках недр, которые полностью или частично расположены на территории Дальневосточного федерального округа, введена нулевая ставка НДПИ (подп. 17 п. 1 ст. 342 НК РФ). Согласно установленным правилам эта ставка применяется в период с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2017 г. включительно.
2. Увеличены некоторые ставки НДПИ
С 1 января 2013 г. при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной применяется ставка НДПИ 470 руб. за 1 т (подп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ). В период с 1 января по 31 декабря 2012 г. включительно в этом случае действовала ставка 446 руб. за 1 т. Напомним, что указанная ставка корректируется с помощью специальных коэффициентов: Кц, Кв и Кз (п. п. 3, 4, 5 ст. 342 НК РФ).

Также увеличилась ставка НДПИ, применяемая при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья, с 556 до 590 руб. за 1 т. Эта ставка действует в период с 1 января по 31 декабря 2013 г. включительно.

Изменилась и ставка НДПИ, применяемая при добыче из всех видов месторождений углеводородного сырья газа горючего природного. Теперь она составляет 582 руб. (с 1 января по 31 декабря 2013 г. включительно) за 1000 куб. м газа (подп. 11 п. 2 ст. 342 НК РФ) вместо 509 руб. (с 1 января по 31 декабря 2012 г. включительно). При этом в 2013 г. налогоплательщики, в течение всего налогового периода не являющиеся собственниками объектов Единой системы газоснабжения либо организациями, в которых непосредственно и (или) косвенно участвуют собственники названных объектов (если суммарная доля такого участия составляет более 50 процентов), к установленной ставке применяют коэффициент 0,455.
Выводы
1. Добыча кондиционных руд олова на участках недр, которые полностью или частично расположены на территории Дальневосточного федерального округа, облагается НДПИ по нулевой ставке (подп. 17 п. 1 ст. 342 НК РФ).

2. При добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной применяется ставка НДПИ 470 руб. за 1 т. Эта ставка, как и прежде, умножается на специальные коэффициенты (подп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ).

3. При добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья применяется ставка 590 руб. за 1 т (подп. 10 п. 2 ст. 342 НК РФ).

4. Добыча из всех видов месторождений углеводородного сырья газа горючего природного облагается НДПИ по ставке 582 руб. за 1000 куб. м газа (подп. 11 п. 2 ст. 342 НК РФ).
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года iconОсновных изменений налогового законодательства с 2015 года
В данном материале приведен перечень основных изменений, которые бухгалтеры должны учитывать в своей работе начиная с 2015 года....

Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года iconОсновных изменений налогового законодательства с 2015 года
Нк РФ. Такими документами могут быть, в частности, требования о представлении документов или пояснений, уведомление о вызове в налоговый...

Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года iconПриказ от 14 ноября 2013 года n ммв-7-3/501@ о внесении изменений в приказы фнс россии
Транспортный налог", 29 "Налог на игорный бизнес", 31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание...

Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года iconТемы основных изменений по федеральному законодательству: налоговое...
Федеральный закон от 29 декабря 2014 года №477-фз «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года iconОб основных изменениях в налоговом законодательстве с 2015 года
Межрайонная ифнс россии №9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу доводит до сведения информацию об основных изменениях...

Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года iconО декларационной кампании 2015 года (информационные материалы) Федеральным...
Фз «О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в статью 220 нк рф,...

Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года iconО декларационной кампании 2015 года (информационные материалы) Федеральным...
Фз «О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в статью 220 нк рф,...

Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года iconОбщие положения
Научно-практический комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный)

Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года iconЗаконом на момент
Федеральный закон “О статусе военнослужащих” постатейный научно-практический комментарий (ст. 16) (продолжение, начало смотрите в...

Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года iconОсновные изменения Налогового законодательства с 1 января 2013 года
Налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск