Внешнеэкономические стратегии российских нефтегазовых компаний


НазваниеВнешнеэкономические стратегии российских нефтегазовых компаний
страница1/17
ТипАвтореферат
filling-form.ru > бланк доверенности > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Московский государственный университет имени

Экономический факультет

Кафедра мировой экономики

М.В. Ломоносова

На правах рукописи



АХРИЕВА РОЗАЛИ ЮСУПОВНА

Внешнеэкономические стратегии российских нефтегазовых компаний

Специальность: 08.00.14 Мировая экономика

Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Научный руководитель –
д.э.н., проф. Осьмова М.Н.

Москва – 2014 г.

Оглавление


Введение 3

Глава 1. Основные черты и особенности транснационализации российских компаний в 90-е гг. - начале XXI века. 9

1.1 Теоретические основы процесса транснационализации деятельности компаний. 9

1.2 Этапы и основные особенности процесса интернационализации российских компаний 15

1.3 Место и роль российских корпораций в «семействе»
ведущих зарубежных ТНК. 38



48


Глава 2. Формирование стратегий зарубежной экспансии международных корпораций. 49

2.1 Иерархия формирования стратегий зарубежной экспансии компаний. 49

2.2 Особенности применения зарубежных инвестиционных стратегий российскими международными нефтегазовыми компаниями. 50

2.3 Международные стратегические альянсы, партнерства. Деловое сотрудничество. 74

2.4 Зарубежные маркетинговые стратегии 83

2.5 Инновационные стратегии, как основа международной конкурентоспособности 97

Глава 3. Формирование и развитие корпоративной стратегии "ЛУКОЙЛа" как глобальной компании. 114

3.1 Глобалистская стратегия "ЛУКОЙЛа". 116

3.2 Корректировка стратегии "ЛУКОЙЛа" в период финансово-экономического кризиса. 125

3.3 Разработка стратегии развития "ЛУКОЙЛа" (2012-2021 гг.) 126


Введение


Россия – один из крупнейших экспортеров сырья в мире. Значительная часть российского экспорта – нефть, газ. Однако с 2015 г. в России ожидается устойчивое падение добычи нефти. Некоторые месторождения в последние годы уже демонстрируют устойчивое снижение добычи. Частные нефтегазовые компании (НГК) России практически не допускаются на перспективные месторождения внутри страны, т.е. на шельф. В этой связи общая стратегия на глобализацию своей деятельности дополняется необходимостью искать источники своего роста за рубежом.

Нефтегазовые компании России используют различные стратегии в ходе своей экспансии на зарубежные рынки. Они во многом сходны по набору элементов как со стратегиями ведущих мировых нефтегазовых компаний (мейджоров), так и со стратегиями ряда новых индустриальных стран. Однако по конфигурации этих элементов, их последовательности, способам применения зарубежных стратегий российские компании, в т.ч. нефтегазовые компании имеют специфику. Эта специфика определяется характером их становления как корпоративных структур, структурой их собственности, характером корпоративного управления. В последние годы особенности выработки стратегии дополняются фактором мирового финансово-экономического кризиса и последовавшей вслед за ним рецессией.

Российские нефтегазовые делятся на государственные и частные компании. Государственные корпорации не являются корпорациями в узком смысле этого понятия. С правовой точки зрения российские государственные корпорации не относятся к акционерным обществам, их деятельность регулируется специальной корпоративно-правовой базой. В определенном смысле, как полагают российские специалисты по развитию корпоративного сектора России С.А. Авдашева и Ю. Симачев, "Госкорпорация представляет собой аналог исполнительного органа корпорации или компании, которая управляет принадлежащими государству активами"1.

Процессы формирования зарубежной стратегии российскими госкорпорациями за последние 10 лет выражены весьма слабо. Формирование их стратегий это, конечно, прежде всего прерогатива государства. Однако государство в значительной степени самоустранилось от этой функции, определяя лишь общую канву поведения своих компаний за рубежом. В деятельности частных НГК процессы разработки корпоративной стратегии выглядят более рельефно и осмысленно.

Одной из российских частных НГК является компания «ЛУКОЙЛ», которая уже более 20 лет достаточно успешно, хотя и не без проблем разного рода, функционирует как в России, так и за рубежом. Компания «ЛУКОЙЛ», которую известный российский исследователь отечественных ТНК А.В. Кузнецов относит к "классическому" типу ТНК, является одной из крупнейших международных вертикально-интегрированных НГК, обеспечивающей 2,1% мировой добычи нефти. Используя императивы экономической глобализации, компания активно интернационализировала свою деятельность. «ЛУКОЙЛ» присутствует в 34 странах мира, где ведет геологоразведку, добычу нефти и газа, осуществляет нефтепереработку, проводит торгово-сбытовую деятельность.

В процессе своего развития «ЛУКОЙЛ» постепенно вырабатывал корпоративную стратегию экспансии на зарубежные рынки. За более чем 20 лет своего существования эта стратегия не раз пересматривалась. В настоящее время компания стоит перед новыми вызовами, выдвинув обновленную стратегию. Рассмотрение процесса формирования корпоративной стратегии зарубежной экспансии на примере одной из ведущих российских НГК в сравнении с другими компаниями ТЭКа представляется актуальной по ряду причин. Прежде всего, стратегия «ЛУКОЙЛа» является наиболее ярко выраженной, относительно прозрачной, а, следовательно, доступной для теоретического анализа. Элементы этой стратегии, с одной стороны, показывают те или иные ориентиры для других российских (не только НГК) компаний, с другой стороны представляют интерес с точки зрения особенностей транснационализации ее деятельности.

Актуальность проблемы исследования дополняется необходимостью анализа новейшей стратегии «ЛУКОЙЛа», включающей ряд обновленных подходов в процессе перехода от экстенсивного к интенсивному пути развития, базирующегося на качественных показателях роста. Научный анализ зарубежных стратегий «ЛУКОЙЛа» в рамках новой парадигмы для выявления наиболее эффективных механизмов по их адаптации и использованию для других российских компаний, нацеленных на глобализацию своей деятельности, - еще один аргумент в пользу актуальности избранной темы.

Цель и задачи исследования

Целью диссертации является исследование особенностей формирования и развития многообразных стратегий расширения деятельности ведущих российских компаний за рубежом и методов завоевания ими конкурентных позиций на мировых рынках углеводородного сырья.
В соответствии с поставленной целью сформированы основные задачи исследования:

  • проанализировать процесс транснационализации ведущих российских компаний;

  • выявить этапы процесса транснационализации российских компаний, включая период финансово-экономического кризиса;

  • показать процессы и особенности становления зарубежных стратегий ведущих российских нефтегазовых корпораций (НГК);

  • проанализировать инвестиционные, маркетинговые, инновационные стратегии российских НГК;

  • выявить особенности стратегии органического роста российских НГК по сравнению с компаниями других секторов национальной экономики;

  • обобщить практический опыт многочисленных операций НГК в сделках по слияниям и поглощениям, стратегическим альянсам разного рода;

  • исследовать пути достижения конкурентных преимуществ НГК России в соответствии с современными факторами формирования международной КСП;

  • проанализировать процессы становления и развития зарубежной стратегии компании «ЛУКОЙЛ», как ведущей российской компании по интернационализации своей деятельности.

Объектом исследования является процесс транснационализации деятельности ведущих российских компаний.

Предмет исследования: особенности процессов формирования и развития зарубежных стратегий российских НГК.

Теоретические и методологические основы диссертации.

С середины нулевых годов XXI века процессы транснационализации ведущих российских компаний начинают все более активно анализироваться как российскими экономистами, так и зарубежными специалистами. При этом в центре внимания, как правило, находятся общие объемы экспансии, выраженные в количестве прямых зарубежных инвестиций российских компаний, географические и отраслевые факторы зарубежной деятельности, некоторые проблемы, возникающие в ходе транснационализации. В гораздо меньшей степени уделяется внимание формированию и особенностям реализации стратегий транснационализации российских компаний. Такое положение дел, в общем-то, понятно, поскольку формирование стратегий зарубежной экспансии у российских компаний шло достаточно спонтанно, особенно в 90-е гг. XX века. От стихийной деятельности к пониманию необходимости планомерной выработки стратегии, отвечающей не только конъюнктурным соображениям, но и долгосрочным тенденциям, российские компании приходят только накануне мирового финансово-экономического кризиса. И здесь в числе лидеров оказывается «ЛУКОЙЛ», который, пожалуй, первым среди ведущих российских компаний сформулировал и обнародовал свою комплексную стратегию развития как глобальной компании.

Теоретическую основу диссертации составили научные подходы и результаты исследований российских и зарубежных экономистов в области процессов транснационализации в мировой экономике, особенностей формирования и реализации стратегий выхода на внешние рынки и работы на них. Были использованы и положения, почерпнутые из трудов российских исследователей Авдокушина Е.Ф., Авдашевой С., Авхачева Ю.Б., Алекперова В.Ю., Багиева Г.Л., Бобиной М.А., Бородаевской А., Галухиной Я.С., Градобитовой Л.Д., Карпухиной Е.А., Касаткиной Е.А., Климовец О.В., Колесова В.П., Кузнецова А.В., Кулакова М.В., Кучеренко А.В., Кузовкина А.И., Либмана А.М., Лучко М.Л., Маторина О.В., Мовсесяна А.Г., Паппэ Я.Ш., Пахомова А.А., Пашина С.Г., Субботина А.К., Хейфеца Б.А., Черникова Г.П., Черниковой Д.А., Шумилина А.И., а также зарубежных авторов Аакера Д.А., Ватры П. Гаррета М., Динза Г., Дюссона П., Зайзеля С. Крюгера Ф., Лиухто К., Минцбергера Г., Портера М. и др.

В диссертации использованы многочисленные интервью ведущих руководителей компании «ЛУКОЙЛ», в частности, Алекперова В., Федуна Л. и других.

Методами исследования являются концептуальные положения экономической теории. В диссертации используются как общенаучные (системный подход, логический статистический и сравнительный анализ) методы, так и методы диалектики общего и специфичного, структурного и исторического подхода.

Информационно-эмпирическая база исследования сформирована на основе официальных данных Международного энергетического агентства (IEА), периодических публикаций и статистических данных ведущих российских компаний, почерпнутых из их годовых и аналитических отчетов, а также материалов, представленных в отраслевых журналах «Нефть России», «Нефть и капитал», «Нефть, газ и бизнес» «Нефтегазовая вертикаль» и др.

Научная новизна исследования

Наиболее существенные результаты, полученные автором, следующие:

  • выделены особенности процесса транснационализации российских компаний за 20- летний период их зарубежной экспансии, раскрытые в авторской периодизации этапов этого процесса;

  • выявлены характерные черты посткризисного этапа зарубежной экспансии российских компаний. Показаны минусы и «узкие» места в деятельности ведущих российских компаний на примере конкретных сделок и определены пути и механизмы их инвестирования;

  • раскрыты основные особенности инвестиционных, маркетинговых, инновационных стратегий деятельности российских компаний за рубежом. В частности показано отличие инвестиционных стратегий НГК от других секторов российского бизнеса. Так, если для большинства российских компаний, ведущих бизнес за рубежом, стратегия органического роста является второстепенной, то для НГК она является одной из основных;

  • дана характеристика инновационных стратегий российских НГК, являющихся во многом вторичными в сравнении с инновационными стратегиями международных мейджоров;

  • осуществлена дифференциация конкурентных стратегий НГК в зависимости от степени адаптации стратегий, используемых международными мейджорами и разработки собственных, оригинальных стратегий;

  • показана эволюция стратегий развития компании «ЛУКОЙЛ» - от глобалистской до более сбалансированной с общим акцентом на расширение процессов интернационализации деятельности компании.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования определяется обобщающими выводами и рекомендациями, направленными на поддержание международной конкурентоспособности российских компаний посредством разработки сбалансированных стратегий зарубежной экспансии.

В диссертации предложен и обоснован комплекс мер, учитывающий недостатки разработки стратегий компаниями НГК России, в условиях относительного истощения ресурсной базы России, растущих рисках неопределенной рентабельности на зарубежных месторождениях.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в процессе преподавания учебных дисциплин «Международный бизнес», «Международный маркетинг», «Мировая экономика».

Апробация работы

Работа прошла апробацию на кафедре мировой экономики экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и в группе компаний "ЛУКОЙЛа".

Важнейшие положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором на заседаниях Совета молодых специалистов группы «ЛУКОЙЛ», на научно-технической конференции молодых специалистов и работников ОАО «ЛУКОЙЛ» и на заседаниях кафедры мировой экономики экономического факультета МГУ имени
М.В. Ломоносова.

По теме диссертации автором опубликовано 5 печатных работ, в том числе 3 статьи в журналах из перечня ВАК, определенного для опубликования основных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Внешнеэкономические стратегии российских нефтегазовых компаний iconДоклад «Прозрачность и антикоррупционная политика российских частных...
Прозрачность корпоративной отчетности и антикоррупционная политика российских частных компаний

Внешнеэкономические стратегии российских нефтегазовых компаний icon51870- 2014 услуги профессиональной уборки клининговые услуги общие технические условия
«Альянс региональных уборочных компаний» (сро нп «арук»), Некоммерческой организации «Ассоциация русских уборочных компаний» (но...

Внешнеэкономические стратегии российских нефтегазовых компаний iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Целью Программы является подготовка высококвалифицированных специалистов-переводчиков в нефтегазовой области, обладающих современными...

Внешнеэкономические стратегии российских нефтегазовых компаний iconЗаявление о включении в перечень российских транспортных компаний участвующих в эксперименте

Внешнеэкономические стратегии российских нефтегазовых компаний iconЗаявление о включении в перечень российских транспортных компаний участвующих в эксперименте

Внешнеэкономические стратегии российских нефтегазовых компаний icon«Идеи на миллион, если повезет на два»: Питер, Коммерсантъ; Москва; 2007 isbn 978-5-91180-011-6
За четыре года в журнале было опубликовано 48 кейсов с проблемами российских компаний и около 150 писем с решениями. Среди героев...

Внешнеэкономические стратегии российских нефтегазовых компаний iconПрограмма дисциплины «Стратегии в менеджменте: маркетинговые стратегии и развитие бизнеса»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38....

Внешнеэкономические стратегии российских нефтегазовых компаний icon9 Глава Вопросы, связанные с открытием представительства иностранных компаний в Китае
Внешнеторговый путеводитель для российских участников внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономические стратегии российских нефтегазовых компаний iconМониторинг средств массовой информации 31 июля 2015 года
Минэнерго РФ и генсек опек не будут обсуждать проекты российских компаний в Иране 3

Внешнеэкономические стратегии российских нефтегазовых компаний icon9 10 11 12 14 Глава Вопросы, связанные с открытием представительства/филиалов...
Внешнеторговый путеводитель для российских участников внешнеэкономической деятельности

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск