Проекта (гранта)


НазваниеПроекта (гранта)
страница1/17
ТипАнализ
filling-form.ru > Бланки > Анализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам II Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 192-рп»
Проект (грант) № 038
ОРГАНИЗАЦИЯ-ГРАНТОПОЛУЧАТЕЛЬ:
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ИННОВАЦИЙ И ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ»


ТЕМА ПРОЕКТА (ГРАНТА):
«Социологическое исследование и мониторинг взаимной адаптации мигрантов и местного населения как фактор стабильного развития гражданского общества»

г.Уфа
Сентябрь 2009 г.
Авторский коллектив


  1. Гилязитдинов Дж. М., профессор, д.ф.н., руководитель проекта

  2. Сенникова Е. Д. , к.ф.н., доцент

  3. Лавренюк Н.М. , к.с.н., доцент

  4. Заитова Т.М., магистр социологии, аспирант

  5. Киреева Н.Н., бакалавр социологии

  6. Логинова О.Ф., бакалавр социологии

  7. Рахматуллина Ф., бакалавр социологии

  8. Соловьева В.П., бакалавр социологии

  9. Третьякова К.В., бакалавр социологии


Содержание

Итогового отчета


  1. Итоговый отчет (теоретический раздел)




  1. Аналитический итоговый отчет по качественному исследованию




  1. Аналитический итоговый отчет по количественному исследованию




  1. Практические рекомендации, сформулированные на основе результатов, полученных при реализации проекта (Первая часть практических рекомендаций)




  1. Записка в Администрацию Президента Республики Башкортостан «Об итогах выполнения научного проекта» (Вторая часть практических рекомендаций)



Итоговый отчет (теоретическая часть)

Глава 1. Теория, методология, методика и организация исследования.

Теоретико-методологические основы исследования миграционных процессов заложены в основных метатеориях – структурный функционализм, феноменология, символический интеракционизм, позитивизм, социальный бихевиоризм и других. В них освещены проблемы социальных групп, социальных и экономических процессов, социальной мобильности, гражданского общества и другие проблемы, имеющие основополагающее значение для исследования миграционных процессов.

Анализ современной отечественной и зарубежной научной литературы показывает, что проблемам теории и методологии исследования миграционных процессов посвящен большой пласт социологической литературы. Общетеоретические подходы к исследованию социального феномена миграции населения были заложены в конце XIX в. английским ученым Э. Равенштейном1, который сформулировал одиннадцать миграционных законов. Классический социологический подход к изучению миграционных процессов представлен в работе У. Томаса и Ф. Знанецки «Польский крестьянин в Европе и Америке»2, в которой предпринят анализ последствий миграционных процессов и адаптации мигрантов на основе применения качественных методов.Большое внимание вопросам исследования миграции уделяли теоретики Чикагской школы Р. Парк, Э. Берджес и Р. Маккензи3, обосновавшие идею о том, что миграция зачастую высту­пает как показатель и ускоритель социаль­ной мобильности.

Один из первых типологических подходов к историчес­ким формам миграции в социологии был предложен известным социологом В. Зомбартом, который проследил связи между переселенцами и развитием «капиталистического духа» и выделил единичные и массовые типы пере­селений4. Типологизация миграционных процессов является одной из центральных тем исследовательских работ как отечественных, так и зарубежных ученых, среди которых необходимо отметить М.С. Авербуха, В.И. Добренькова, В.Л. Иноземцева, В.А. Ионцева, А.А. Исаева, В.И. Колесника, А.И. Кравченко, С.Е. Метелева, В.В. Покшишевского, Л.Л. Рыбаковского, С.В. Рязанцева, Н. Гонзалеса, Ф. Дювеля, Ж. Дюмона, С. Каслза, Б. МакКинли, У. Петерсена, Г. Фэйрчайлда и других.

Хронологически отечественные исследования миграции населения можно условно разделить на несколько этапов. Так, на первоначальных этапах (вторая половина XIX - начало XX в.) исследования миграции в России характеризуются следующими особенностями: анализируется сущность термина «миграция» в рамках исторического и социального подходов в тесной связи с хозяйственной практикой, преобладает позиция об объективном характере перемещений населения, рассматриваются западноевропейские концепции миграции, обосновывается необходимость комплексного подхода к анализу миграции, что находит отражение в работах видных ученых, государственных деятелей, политиков того времени, таких как А.М. Беркенгейм, А.В. Васильчиков, С.Ю. Витте, Ф. Воропаев, В.П. Григорьев, И.А. Гурвич, А.А. Исаев, А.А. Кауфман, Н.П. Огановский, П.Н. Романов, Н. Россов, П.А. Столыпин, Ф.Г. Тернер, В. Чаславский, С.Л. Чудновский, Н.М. Ядринцев, И.Л. Ямзин, Э.Ю. Янсон и другие.

Интерес к проблемам миграции в России начал проявляться еще в период переселенческой государственной политики. Наибольшей прикладной направленностью отмечены работы второй половины XIX в., ориентированные на практические потребности организации переселенческих движений тех лет. После 1917 г. в изучение миграции был привнесен значительный политический акцент. В. А. Ядов5 выделяет в развитии миграционной науки в России четыре этапа: дореволюционный (со второй половины XIX в. до 1917 г.); 20-е-начало 30-х гг.; послевоенный период, начиная со стыка 50-х-60-х гг. вплоть до начала 90-х гг.; 90-е гг. Два пропущенных десятилетия (с конца 30-х до конца 50-х гг.) также могут трактоваться, по мнению В. Ядова, как самостоятельный отрезок, как время забвения миграционной науки.

Необходимо отметить, что большинство работ зарубежных социологов выполнены в рамках междисциплинарного подхода. Это научные труды К. Бреттелль и Дж. Холлифилда, Ч. Кили, M. Критц и С. Томаси, К. Тамаса и Т. Хаммара, М. Суарес-Ороско6 и многих других. Анализ миграции с позиции междисциплинарного подхода подробно осуществлен также и в отечественной научной литературе и представлен работами Ж.А. Зайончковской, И.Н. Молодиковой, В.И. Мукомеля7 и других.

Зарубежными социологами разработаны, ставшие уже классическими, социологические теории миграции населения, анализирующие причины, факторы, а также механизмы саморазвития и самоподдержания миграции. Авторами данных теоретических подходов являются У. Льюис, Э. Ли, М. Критц, Дж. Коулмен, Д. Массей, М. Пиор, А. Портес, Э. Тейлор, М. Тодаро, С. Сассен, О. Старк и другие.

Глобализация миграции потребовала принципиально новых подходов к осознанию миграционной реальности. В зарубежной литературе появляются концепции, посвященные исследованию миграционных процессов как части глобальной социальной трансформации. К ним можно отнести работы американских и западноевропейских социологов Д. Массея, Ш. Глик, С. Каслза, Т. Файста и других.

Проблемами миграции в России стали основательно заниматься в первые десятилетия после революции (прослеживается преемственность исследовательских подходов, существовавших до 1917 г, а основная масса научно значимых работ тех лет выполнена И.Л.Ямзиным, В.П.Вощининым, А.П.Яхонтовым8 и другими учеными. Основные темы тех лет: обобщение опыта переселений в первые годы советской власти, анализ интенсивно нарастающего потока сельско-городской миграции, в том числе по данным переписи 1926 г., выявившей усиление зависимости темпов роста городов от миграционного притока. Экономические и хозяйственные аспекты миграционных процессов анализировал С.Г. Струмилин9. Рассматривая миграцию в качестве одного из важнейших факторов социально-экономического развития государства, он показал ее органичную связь с такими сторонами хозяйственного строительства, как перераспределение трудовых ресурсов, оплата труда, цены и т.п.

В 60-е гг. большой вклад был внесен в разработку методов изучения миграции и измеряющих ее показателей. В этой связи стоит упомянуть одну из работ В.И. Переведенцева10. Им описаны такие показатели, как число прибывших и выбывших, сальдо миграции; относительное измерение этих величин - показатели интенсивности; соотношение между притоком и оттоком населения, получившее впоследствии название показателя результативности миграционного процесса; показатели миграционных потоков между районами и поселениями.

На современном этапе развития науки в России следует отметить труды В.А.Ионцева11, Л.Л. Рыбаковского12, Р.А.Костина13, Т.Н. Юдиной14. Эти работы большей частью посвящены теоретическим обоснованиям проблем миграции: основные понятия, связанные с миграцией, функционирование современных миграционных служб и др.

Предметом изучения историков и социологов стали в последнее время проблемы перемещения населения. В их трудах миграция рассматривается с позиций формирования этнических анклавов (З.В. Сикевич15). Исследования экономистов (Г.С. Вечканов16, Р.А. Костин17, и других) увязаны с формированием трудовых ресурсов, процессами урбанизации, структурой хозяйства. Вопросы социальных последствий миграции рассмотрены в ряде исследований по проблемам молодежи (Б.А. Ручкин18, В.И. Чупров, М.В. Савва19 и другие). Среди социальных последствий называют межнациональную напряженность, обострение отношений между общественными, религиозными и другими объединениями и институтами власти, как социально-экономическую проблему выделяют повышение уровня безработицы. Подходы к созданию «миграциологии» (М.Б. Денисенко20, В.А. Ионцев, Б.С. Хореев21) существенно дополнены в новых условиях исследователями миграции, миграционной политики, социальной работы с мигрантами (Ю.Е. Булатецкий22, В.П. Мошняга, В.А. Тишков23, и другие).

В работах В.В. Гриценко24, Е.И. Филипповой25 рассматривается опыт создания и эффективность компактных поселений, адаптация репатриантов, роль культурных различий в процессе адаптации, правовой статус мигрантов, факторы, способствующие и препятствующие успешной адаптации. В ряде публикаций (B.C. Белозеров26, Ф.М. Бородкин27, Э.М. Виноградов28, С.В. Рязанцев29 и другие) освещается процесс адаптации мигрантов в различных регионах России. В работах Е.С. Красинец30, П.С. Витковской 31, Ж.А. Зайончковской32, С.Ю. Барсуковой33 затрагиваются определенные аспекты миграционной политики, проблемы вынужденной миграции. Особый интерес для разработки социологической теории адаптации мигрантов представляют работы Л.В. Макаровой34, Н.В. Тарасовой по теоретическому моделированию миграционного поведения.

Стоит отметить, что общетеоретические и практические аспекты миграции явились предметом исследования, как в учебной литературе, так и в многочисленных специализированных исследованиях, опубликованных в журналах и газетах – «Человек и труд», «Социологические исследования», «Политические исследования», «Миграция», «Народонаселение», «Миграция в России».

На протяжении длительного периода времени на территории Республики Башкортостан протекали сложные миграционные процессы, которые оказывали влияние на численность, его социальную, национальную структуру, культуру, образ жизни, а также на развитие экономики и социальной сферы. Из авторов, в работах которых встречаются те или иные сведения о миграции, как внешней, так и внутренней, необходимо отметить социологов Р.Р. Галлямова, Р.А. Галина, Р.Т. Насибуллина, М.Д. Киекбаева, Ф.С. Файзуллина; этнологов Р.Г. Кузеева, И.М. Габдрафикова, М.В. Мурзабулатова; историков М.М. Кульшарипова, А.Б. Юнусову, статистиков А.М. Ганиева, Р.Ш. Гатауллина, И.Б. Утяшеву и др.

Вопросы миграции были затронуты и при изучении демографических, этнических факторов в процессе формирования различных городов Башкортостана. Так, монография Р.Р. Галлямова «Многонациональный город: этносоциологические очерки» (Уфа, 1996) посвящена проблемам полиэтнического города. В книге имеется раздел по миграционным процессам в Республике Башкортостан, где исследуется этнический аспект урбанизации. В работе М. Д. Киекбаева «Башкиры в городах Башкортостана: история и современность (опыт историко-этнографического и этносоциологического исследования)» (Уфа, 1998) автор рассматривает процесс формирования городского башкирского населения РБ, влияние урбанизации на социальные и этнические характеристики башкирского народа, адаптацию сельских башкир-мигрантов в условиях современного города.

Основные тенденции и особенности миграции населения за последние три десятилетия XX века в РБ освещены в работах Р.А. Галина и Л.Л. Галиной35. В их совместном труде «Миграция населения РБ: динамика и особенности» (Уфа, 1994), «Население РБ: динамика и особенности формирования» (Уфа, 1996) анализируются вопросы развития миграционных процессов за период с 1959 по 1993 гг., рассматриваются её структура, направления и её основные факторы. Так, миграцию населения РБ авторы разделили на три основных потока: внутриреспубликанскую, межобластную и международную. Они отметили, что после распада СССР из межобластной миграции выделился самостоятельный поток миграционной связи республики со странами ближнего зарубежья или СНГ. Усложнение межнациональных отношений в новых государствах Средней Азии привело к тому, что миграция из добровольного переселения превратилась в вынужденную.

Исследования по изучению условий интеграции мигрантов, а также отношения к мигрантам со стороны принимающего населения Республики Башкортостан проведены под руководством директора ЦЭИ УНЦ РАН, д.и.н. А.Б.Юнусовой36.

Среди специалистов, работающих в этой области, бытуют две противоположные точки зрения. Согласно одной точке зрения, необходимо стимулировать миграцию в Башкирию, так как благодаря ей, возможно, происходит улучшение демографической и социально-экономической ситуации в Башкортостане. Этой точки зрения придерживаются Р.А. Галин, И.М. Габдрафиков, З.М. Давлетшина, А.Б. Юнусова и др37.

Сторонники другой точки зрения полагают, что беженцы усугубляют и без того сложную социально-психологическую ситуацию в местах их вселения, обостряют социальную конкуренцию на рынках труда и жилья. А поэтому основной стратегической линией республиканской миграционной политики должно быть сдерживание миграционных потоков всеми возможными способами. Так, д.и.н., профессор М.М. Кульшарипов подчеркнул, что «есть фактор, который отрицательно влияет на этнографическое состояние башкир в республике — это массовый приток мигрантов из регионов бывшего СССР, так как среди них башкиры составляют меньшинство… В связи с этим в Республике Башкортостан следует принять закон или постановление о регулировании потока мигрантов». Такого же мнения придерживаются и некоторые активисты башкирского национального движения: д.и.н., член-корр. АН РБ Н.А. Мажитов, Б.Ф. Хисматуллин (бывший руководитель территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ в РБ). Ими высказана мысль, что нужно принять республиканскую программу государственной поддержки переселенцев, имеющих башкирские исторические корни межнациональных противостояний сделали Башкортостан привлекательным для вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья.

Также в монографии «Население города Уфы: прошлое, настоящее, будущее» (Уфа, 2001) Р.А. Галин отметил, что значительная часть (до 40%) вынужденных переселенцев местом вселения выбирают столицу республики Уфу, так как большинство из них – бывшие горожане, которые имеют «городские профессии», но и заметил, что определенная часть переселенцев, особенно имеющих теневые доходы, не регистрируется и не прописывается, тем самым статистика учитывает миграцию населения в республике не полностью.

Методологической основой реализации проекта являются общая методология социология и методология количественного и качественного исследований. Общая методология социологии базируется на методологии метатеорий. Использованы основные методологические принципы социология: объективность, развитие, системность, функциональность, реализм и другие. В процессе развития социологии образовались две методологии: методология количественных исследований, методология качественных исследований. Методология количественного исследования направлена на выявление меры выраженности, распространенности социального свойства в изучаемой общности, определения степени распространенности социального явления, количественного описания структуры социального явления, определение меры представленности типов изучаемого явления в социальной общности, выявление и характеристика взаимосвязи между социальными признаками

Качественная социология позволяет изучать социальные явления и процессы с позиции действующего субъекта, интерпретирующего мир и действующего в соответствии с интерпретациями. Методология качественного исследования позволяет изучить малоизученное или новое явление, социальный объект в динамической изменчивости, исследовать уникальное явление. В данном исследовании использована как методология количественного, так и методология качественного исследования.

Объектом социологического исследования и мониторинга являются местное население и мигранты.

Предметом исследования является процесс взаимной адаптации местного населения и мигрантов.

Цель исследования выявление особенностей взаимной адаптации мигрантов и местного населения как фактора стабильного, гармоничного развития гражданского общества.

Основные задачи проекта:

- изучение реального состояния взаимной адаптации мигрантов и местного населения и степени ее влияния на стабильное и гармоничное развитие гражданского общества;

- раскрытие причин, затрудняющих взаимную адаптацию мигрантов и местногонаселения;

-обоснование значения взаимной адаптации мигрантов и местного населения для гармонизации межнациональных отношений стабильного развития гражданского общества;

- исследование деятельности государственных и муниципальных органов по преодолению ксенофобии, формированию толерантности и дружбы местного населения и мигрантов;

- исследование специфики взаимной адаптации местного населения и различных категорий мигрантов - вынужденных переселенцев, беженцев, соотечественников, возвращающихся на родину россиян и трудовых мигрантов – коренных жителей других стран, приезжающих на короткое время для заработка,

- выявление специфики функционирования в российском гражданском обществе соотечественников, вернувшихся на постоянное место жительства в России и своеобразие функционирования в российском гражданском обществе мигрантов, временно проживающих в России;

- осуществление анализа процесса адаптации местного населения к мигрантам;

- изучение процесса адаптации мигрантов к местному населению;

- выявление возникающих противоречий и трудностей в процессе взаимной адаптации местного населения и мигрантов;

- исследование недостатков в поведении мигрантов и некоторых местных жителей при взаимном общении;

- изучение причин, вызывающих медленную адаптацию мигрантов;

- исследование особенностей контактов мигрантов с местным населением на работе, в быту, в общественных местах;

- формулирование теоретических выводов об особенностях взаимной адаптации мигрантов и местного населения и влиянии этого процесса на формирование гражданского общества в России;

- формулирование практических рекомендаций по оптимизации взаимной адаптации мигрантов и местных жителей, воздействие ее на стабильное развитие гражданского общества;

- формулирование новых теоретических положений: взаимной адаптации мигрантов и местного населения, как специфичном социальном процессе; о мигрантах как своеобразных акторах, влияющих на становление гражданского общества;

- изучение специфики работы по формированию взаимной адаптации мигрантов и местного населения как одном из важных направлений деятельности государственных, муниципальных органов, политических партий и общественных организаций;

- формулирование практических рекомендаций, направленных на решение новой, значимой, общественной проблемы.

Методика исследования включала в себя методы количественного и качественного исследования. Была осуществлена разработка социологического инструментария (анкеты, бланки контент-анализа СМК, вопросник для сбора объективных данных и другие), проведение полевых исследований, сбор объективных данных, обработка и анализ информации, теоретические выводы и практические рекомендации.

Организация исследования была направлена на получение достоверной, репрезентативной информации, ее анализ. Было осуществлено анкетирование 1798 местных жителей и проведено 900 стандартизированных интервью по квотной районированной выборке (6 городов и два сельских района: г. Уфа, г. Нефтекамск, г. Стерлитамак, г. Туймазы, г. Сибай, г. Октябрьский, Чишминский и Иглинский районы Республики Башкортостан). Квота была определена в соответствии с удельным весом местного населения республики и концентрации мигрантов. Проведен контент-анализ республиканских газет телепередач, информации радиопередач, информации интернет.

Наибольший объем информации о проблемах мигрантов, о взаимоотношении мигрантов и местных жителей, о работе государственных, общественных и муниципальных организаций с мигрантами содержатся в сети Интернет. Для качественного анализа информации о взаимной адаптации мигрантов и местного населения особую значимость имеют материалы, содержащиеся на различных сайтах системы Интернет. Съем информации проводился с 4 сайтов:

-Республиканского портала «RB-7» http://rb7.ru

-Информационного агентства «Башинформ» http://bashinform.ru

-Официального сайта Управления федеральной миграционной службы по РБ http://fmsrb.ru

-Сайт Уфагоробзор http://gorobzor.ru

Аналитические задачи исследования заключены в обеспечении квотной районированной выборки, обеспечении на высоком профессиональном уровне проведения контент-анализа газет, телевидения, информации, содержащейся в интернете, сборе статистических и других объективных данных.

Контроль полевого этапа осуществлялся с помощью телефонной проверки интервьюеров, а также посещения квартир опрошенных респондентов.

Обработка информации, полученной по всем указанным выше источникам, была осуществлена по программе SPSS, что позволило получить одно-, двухмерную информацию в форме таблиц, графиков и диаграмм. Обработка данных контент-анализа была проведена как количественными, так и качественными методами, Контроль достоверности и достаточности полученной, в результате обработки, информации был обеспечен выборочной проверкой полученной первичной информации, сравнением ее с данными, полученными на предыдущих исследованиях и вторичной информацией, полученной ведущими социологическим центрами.

Проверка достоверности полученной в ходе количественного исследования информации была осуществлена методами, традиционно используемыми при проведении социологических исследований, в частности: выборочное анкетирование респондентов в массиве, в котором собиралась информация; сравнение с данными ранее проведенных исследований; сопоставление отдельных данных с вторичной информацией, опубликованной ведущими социологическими центрами, достоверность которой, уже была проверена практикой, в случае возможности сопоставление со статистическими данными и реальной практикой; выборочный повторный контент-анализ. Истинность теоретических выводов и оценок была верифицирована сравнением их с выводами аналогичных исследований, правильность которых уже доказана.

Проведение социологического исследования и мониторинга облегчается интерпретацией основных понятий. В процессе исследования использованны следующие понятия.

Местные жители – та часть населения, которая на работе, в быту, в общественных местах общается с мигрантами;

Мигранты трудовые – приезжающие на относительно короткое время из других государств люди для работы и получение заработка, занятые преимущественно неквалифицированном трудом;

Трудящийся мигрант – лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве гражданином которого он не является;

Легальный мигрант – житель зарубежья, получивший официальное разрешение государственных органов для работы, получающий заработок и временно проживающий;

Нелегальный мигрант – житель зарубежья, проживающий на территории России без разрешения государственных органов и занимающийся трудом для получения заработка;

Мигранты, приехавшие на постоянное место жительства вынужденные переселенцы, беженцы, соотечественники, вернувшиеся на Родину;

Адаптация – процесс привыкания, приспособления к людям, образу их жизни, традициям, обычаям;

Взаимная адаптация – процесс взаимного привыкания, приспособления местных жителей и мигрантов в сфере труда, быта, поведения в общественных местах;

Толерантность – терпимое, нейтральное отношение местных жителей и мигрантов. Согласие и сотрудничество между местными жителями и мигрантами в различных сферах общественной жизни есть более высокая степень толерантности;

Интолерантность – нетерпимое, недоброжелательное отношение местных жителей и мигрантов;

Конфликт – возникновение противоположных интересов, противостояние, которое может протекать в немирных и насильственных формах;

Миграционные органы- органы государственной власти, дающие разрешение иностранцам на временное пребывание в России и контролирующие выезд и въезд их из страны;

Гражданское общество – общество, развитое в экономическом, социальном, политическом, гражданском, культурном отношениях, с горизонтальными связями между людьми, общественными организациями, независимое от государства и взаимодействующее с ним на правовых основах;

Государство - институт политической системы, регулирующий жизнь общества, социальных институтов, групп, граждан правовыми методами.

Для анализа проблемы использовалась также статистическая и иная объективная вторичная информация. Соответствующие цифры и ссылки приводятся в тексте.

Для характеристики работы государственных и муниципальных органов по решению миграционных проблем и выработки практических решений были использованы официальные документы. Основополагающие положениями для решения миграционных проблем изложены в «Международной конвенции о защите прав всех трудящихся – мигрантов и членов их семей». В 1997г. был принят протокол о статусе беженцев. В 1992 г. в Женеве был принят УВКБ ООН, который определяет критерий и процедуры определения статуса беженца. В 1996г. была принята «Программа действий» на региональной конференции в Женеве.

В России было принято более 230 нормативно-правовых актов по вопросам миграции, в том числе 57 федеральных законов. В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020» для обеспечения национальной безопасности, во взаимодействии с институтами гражданского общества намечается осуществлять социально-экономическую политику, направленную на «обеспечение баланса интересов коренного населения и трудовых мигрантов с учетом их этнических, языковых, культурных и конфессиональных различий, включая совершенствование миграционного учета, а также обоснованное территориальное размещение трудовых мигрантов исходя из потребностей регионов в трудовых ресурсах»38.

Российское государство в решении миграционных проблем действует в соответствии с международными документами ООН.

Всю совокупность документов относящихся к миграционным процессам можно подразделить на две группы:

1.документы специально посвященные проблемам мигрантов;

2. документы по различным общественным вопросам, в которых, так или иначе, затрагиваются проблемы относящиеся и к мигрантам.

В марте 1993 г. вступили в действие российские законы «Закон о беженцах ФЗ № 4530-1» и «Закон о вынужденных переселенцах ФЗ № 4528-1». В этих законах подробно изложены основные мероприятия, связанные с регулированием миграционных процессов и решением проблем вынужденных переселенцев и беженцев. В октябре 1993 г. вступил в силу закон «О праве гражданина на свободу передвижения, выбора места проживания и жительства в пределах Российской Федерации». Они определяют толкование и порядок признания человека беженцем, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и законами Российской Федерации.

Одним из значимых законов для решения проблем соотечественников за рубежом является Федеральный Указ №637 Президента РФ «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

Всеобъемлющим документом, регулирующим права и свободы иностранных граждан, в том числе мигрантов, является закон Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», последняя редакция от 29 декабря 1006г. № 258-93. В законе детально прописаны права и обязанности иностранных граждан, в том числе трудовых мигрантов и студентов, приехавших на учебу.

Президентом РФ были изданы Указы, в которых также затрагиваются вопросы, связанные с миграцией. На основе законов Правительством Российской Федерации принят ряд Постановлений, регулирующих формы деятельности, связанные с мигрантами. В условиях кризиса приняты специальные постановления, регулирующие миграционные потоки. Постановление от 18 марта 2008 г. №183 об утверждении правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешения на работу.

Так 14 ноября 2008г. Правительство РФ приняло постановление №836 «Об утверждении на 2009г. квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности». Постановлением устанавливается, что реализация потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников осуществляется по приоритетным профессионально-квалификационным группам.

Учитывая актуальность и сложность проблем мигрантов и обострение миграционных процессов в условиях финансово-экономического кризиса, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная миграционной служба издали приказ от 30 апреля 2009г. № 338/97 «Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда».

Отрадным является то обстоятельство, что стали заключаться соглашения с другими государствами об условиях привлечения в Россию трудовых мигрантов. Одним из таких соглашений является «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве и борьбе с незаконной миграцией». Два государства сотрудничают в борьбе с незаконной миграцией. Соглашение предусматривает учет мигрантов, незаконно пребывающих на их территории; взаимный обмен информационно-аналитическими методиками, материалам, а также методами по распространению опыта деятельности некоторых органов, занимающихся вопросами миграции, проведение совместных научных исследований в области борьбы с незаконной миграцией и другие. К таким договорам также относится «Договор между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о равных правах граждан (Москва, 25 декабря 1998г.)».

Региональные органы также разрабатывают и принимают документы, регулирующие миграционные процессы. Примером может служить Республика Башкортостан. Президент Республики Башкортостан в целях обеспечения условий для улучшения демографической ситуации, повышения жизненного уровня населения республики, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» 14 июля 2008г. своим Указом утвердил Концепцию демографической политики Республики Башкортостан на период до 2025 года.

В пункте 6 Указа говорится о приоритетах и основных направлениях демографической политики в области миграции и расселения:

- сокращение оттока населения за пределы Республики Башкортостан;

- привлечение мигрантов в республику из других регионов Российской Федерации;

- привлечение иммигрантов, в первую очередь бывших соотечественников из государств СНГ;

- обеспечение адаптации и интеграции мигрантов в условиях республики;

- реализация приоритетов в области миграции и расселения предполагается путем:

- создание социально-экономических условий, способствующих сокращению оттока населения за пределы республики и сохранению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала республики;

- стимулирование притока мигрантов, обладающих профессиями и квалификациями, востребованными на республиканском рынке труда, и создание необходимых условий для их трудовой деятельности;

- разработка социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности Республики Башкортостан;

- стимулирование возвращения в республику выпускников учебных заведений – уроженцев Республики Башкортостан, получивших образование в других регионах Российской Федерации и за рубежом;

- обеспечение рационального расселения мигрантов на территории республики;

-содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, прежде всего в странах СНГ;

- создание условий для адаптации и интеграции иммигрантов в республике Башкортостан, а также обеспечения толерантности местного населения переселенцами;

- обеспечение финансирования комплекса мер, направленных на стимулирование притока мигрантов (жилищное обустройство, занятость и др.)

- совершенствование механизмов профилактики, выявления и пресечения незаконной иммиграции.

Политически партии, общественные объединения и организации в своих документах также уделяют внимание миграционным проблемам. Данные извлечены с сайтов Интернет. Лидеры «Единой России» пишут, что: «В настоящее время в Государственной Думе идет работа над законопроектом «О миграции». Основной целью принятия Федерального закона является закрепление на законодательном уровне государственной миграционной политики, направленной на преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для реализации прав мигрантов, но не в ущерб правам других граждан. Проблему трудовой миграции, отмечают они, необходимо решать в двух основных направлениях. Одно из них связанно с борьбой с нелегальной трудовой миграцией, а другое – с либерализацией законодательства, которое будет способствовать дополнительному привлечению в Россию людских ресурсов».

Руководители «Справедливой России» пишут, что «получение разрешительных документов на пребывание в стране в соответствии с действующим законодательством, при соблюдении всех требований и норм, становится изнурительным мытарством, сопровождающимся повсеместным нарушением прав пребывающих граждан».

«Справедливая Россия» определяет следующие меры для решения миграционных проблем:

- гарантировать соблюдение трудовых и социальных прав мигрантов. Именно бесправные «нелегалы» создают конкуренцию дешевого труда и лишают работы или ухудшают ее условия для граждан России.

- принятие специальные программы, обеспечивающие более эффективную социализацию приезжающим, облегчающие их этнокультурную и языковую адаптацию к новым условиям, включая курсы русского языка, истории и культуры России.

- включение в условия предоставления гражданства успешную сдачу тестов по русскому языку, культуре и истории России;

- обеспечение реального соблюдения прав легальных мигрантов, достойные условия жизни, включая образование и медицинское обслуживание.

- организация общественных служб доверия для юридического консультирования и приема заявлений от иностранных граждан о нарушении их прав в области получения гражданства и трудоустройства.

- установление ограничения на создание компактных поселений мигрантов по этническому признаку;

КПРФ предлагает издать Указ об основных направлениях миграционной политики, исходя из национальных интересов России с обязательным учетом решения проблемы разделенности русского народа; ускорить принятие программы добровольного переселения соотечественников в Россию с учетом решения проблемы обеспечения жильем ранее прибывших вынужденных переселенцев.

ЛДПР выступает за рациональную миграционную политику в интересах Российской Федерации. Для этого необходимо провести упрощение процедуры получения гражданства для русских и русскоязычных граждан бывших советских республик, оказывать им содействие в легальном трудоустройстве с учетом социально-экономической и демографической ситуации в регионах.

Следовательно, как государственные органы, так и политические партии озабоченны решением миграционных проблем.

Таким образом, выводы и рекомендации, сформулированные в Итоговом отчете, ссылаются на первичную информацию, полученную в процессе реализации проекта, вторичную информацию, статистические и другие объективные данные, труды ученых, документы государственных органов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Проекта (гранта) iconМетодические рекомендации по написанию грантовых проектов Что такое грант
Получатель гранта обязан вести (очень важно!) обособленный учет всех операций по использованию гранта и отчитываться перед грантодателем...

Проекта (гранта) iconПорядок составления Финансово-экономического обоснования мероприятий...
Кта (за счет средств гранта) (далее – фэо) предусмотрена разделом 5 Заявки на участие в седьмом конкурсном отборе инновационных социальных...

Проекта (гранта) iconПроекта (гранта)
Благовещенск, ул. Игнатьевское шоссе 21, копр к. 107. E-mail: romario16@mail ru; т. 8 (4162)54-42-48

Проекта (гранта) iconПроекта (гранта)
Институтом общественного проектирования по итогам II конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии...

Проекта (гранта) iconПроекта (гранта)
Институтом общественного проектирования по итогам II конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии...

Проекта (гранта) iconПроекта (гранта)
Институтом общественного проектирования по итогам II конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии...

Проекта (гранта) iconПроекта (гранта)
Институтом общественного проектирования по итогам II конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии...

Проекта (гранта) iconПроекта (гранта)
Институтом общественного проектирования по итогам II конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии...

Проекта (гранта) iconПроекта (гранта)
Институтом общественного проектирования по итогам III конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии...

Проекта (гранта) iconОтчетный период по количественным и качественным показателям критериев конкурса
Получатели гранта Губернатора, начиная с 2013 г., могут претендовать только на федеральную квоту, получение гранта Губернатора возможно...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск