Проекта (гранта)


НазваниеПроекта (гранта)
страница1/14
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк доверенности > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ЦЕНТР МИГРАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ »

117418, Москва, Нахимовский пр., 47, к. 1205

Тел. (499) 124-25-61 Fax: 718-97-71 E-mail: fmcentre@ecfor.ru http://migrocenter.ru


При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам II Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 192-рп»
Проект (грант) № 035


ОРГАНИЗАЦИЯ-ГРАНТОПОЛУЧАТЕЛЬ:
Региональная общественная организация «Центр миграционных исследований»

ТЕМА ПРОЕКТА (ГРАНТА):
«Оценка новой миграционной политики России в сфере трудовой миграции из стран СНГ»

г.Москва
Декабрь 2009 г.

Оглавление


Оглавление 2

1. Введение 3

2. Методология исследования 5

2.1. Выборочный опрос трудовых мигрантов 5

2.2. Фокус-группы с работодателями 8

2.3. Экспертные интервью 9

3. Анализ предпосылок перехода к новой миграционной политике 10

4. Основные результаты опроса мигрантов 11

4.1. Описание выборки 11

4.2. Знание языка и интеграция мигрантов 13

4.3. Регистрация мигрантов по месту пребывания 15

4.4. Разрешение на работу 18

4.5. Условия труда 19

4.6. Жилищная проблема 22

4.7. Дети мигрантов 24

4.8. Медицинское обследование мигрантов 26

4.9. Права мигрантов 27

4.10. Безопасность 27

4.11. Планы на будущее 28

4.12. Основные выводы по разделу 29

5. Основные результаты фокус-групп с предпринимателями, нанимающими мигрантов 30

5.1. Основные выводы фокус-групп 30

5.2. Основные рекомендации фокус-групп 32

6. Пробелы современного законодательства в области трудовой миграции из государств-участников СНГ и пути их устранения 33


1. Введение



В начале 2007 г. Россия сделала решительный шаг в сторону либерализации миграционной политики, введя в действие значительно более простые, чем прежде, правила регистрации мигрантов и выдачи разрешений на работу иностранным работникам.

Прежнее законодательство, действовавшее с 2002 г., возводило труднопреодолимые барьеры на пути пребывания и трудоустройства иностранных граждан. Легитимное пространство для законной миграции было крайне узким. Но жесткие меры дали обратный результат, вытеснив мигрантов в неправовое поле, что способствовало развитию нелегальной миграции и формированию мафиозных сетей, обеспечивающих ее, а также сформировало образ России как негостеприимной страны.

Сложившаяся ситуация все больше входила в противоречие с интересами страны, нуждающейся в возрастающем притоке рабочей силы как вследствие экономического подъема, так и начинающегося сокращения собственных ресурсов труда. В период до 2026 г. естественная убыль трудоспособного населения России, если оно не будет пополняться мигрантами, превысит 18 миллионов человек. Такой обвал ресурсной составляющей рынка труда за столь короткий период невозможно возместить за счет технического прогресса, повышения производительности труда и реструктуризации экономики, особенно учитывая, что в этот период Россия входит в период кризиса.

Не спасают и надежды (даже если они сбудутся) на повышение рождаемости как результат активной демографической политики страны - ведь дети, которые выйдут на рынок труда в ближайшие два десятилетия, уже родились, и поколение их малочисленно. Безусловно, необходимо мобилизовать имеющиеся внутренние резервы, включая активизацию внутренних перемещений, но и этот источник ограничен. Все это обусловливает необходимость масштабной иммиграции, особенно ее трудовой составляющей, чтобы дефицит на рынке труда не стал тормозом развития экономики. Резкое сжатие трудового потенциала выводит иммиграционную составляющую на уровень стратегического направления социальной политики России.

Начало новой миграционной политике, коренным образом изменившей режим управления миграцией, положили законодательные акты, принятые 18 июля 2006 г.: Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (N 109-ФЗ) и закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (N 110-ФЗ), принятый в новой редакции. Оба закона были введены в действие с 15 января 2007 г.

Новое законодательство кардинальным образом изменило подход к регулированию миграции. Впервые законодательство нацелено на регулирование миграции и предотвращение ее незаконной формы, не путем жестких ограничений и контроля, а, напротив, путем создания благоприятных условий для правового оформления мигрантов, предоставления им большей свободы передвижения, выбора места пребывания и работы. Это достигается с помощью упрощения процедур регистрации и трудоустройства. Перемены в наибольшей степени коснулись трудовой миграции, все возрастающую потребность в которой испытывает Россия, особенно миграции из стран СНГ, имеющих с Россией безвизовый режим въезда.

Итоги первых трех лет работы нового законодательства демонстрируют значительное улучшение ситуации с легализацией и учетом мигрантов в новых условиях: сегодня большинство мигрантов регистрируется, а доля мигрантов, имеющих разрешение на работу увеличилась в два раза. По некоторым оценкам, от 1/3 до половины нелегальных трудовых мигрантов было выведено из тени. Впервые в 2007 году зафиксировано снижение преступности среди мигрантов.

И все же, оценивая эффективность миграционной реформы, мы должны констатировать, что потенциал новых законов был использован далеко не полностью. Можно выделить несколько причин этого. Во-первых, позитивные сдвиги 2007г. и первой половины 2008гг. были остановлены кризисом, который крайне негативно повлиял на отношение к мигрантам и миграционную политику во многих принимающих странах мира, в том числе и в России. Во-вторых, еще до того, как проявилось влияние кризиса, обнаружилось некое противодействие реформам со стороны управленческого корпуса, привыкшего к жесткому режиму управления миграцией, и растерявшегося при замене его более либеральным. Среди чиновников, принимающих решения в области миграции, отнюдь не все поддержали новую реформу и научились использовать новые рычаги управления. В-третьих, в ходе применения новых законов выявились их серьезные недоработки, такие как отсутствие ясной и эффективной методологии определения потребности в мигрантах, неадекватный потребностям страны механизм квотирования, отсутствие экономических рычагов противодействия неформальной занятости мигрантов и теневым отношениям и другое. Кроме того, наряду с либеральными изменениями, в 2007 г. были приняты меры иного направления, например, запрет на занятость мигрантов в торговле на рынках, а в 2009 г. – «антикризисные» меры, восстановившие жесткую привязку мигранта к работодателю и, таким образом, приведшие к ситуации равной той, которая была до 2007г., то есть до либеральных реформ.

Итоги либеральной реформы, последующего применения нового законодательства и развития миграционной политики до сих пор не получили объективной оценки, что затрудняет движение вперед и проводит к росту волюнтаризма при приеме решений в области управления миграцией. Это явилось стимулом к проведению данного исследования.

Цель данного исследования - анализ плюсов и минусов новой миграционной политики РФ в сфере трудовой миграции, обобщение опыта, накопившегося за время действия нового законодательства в области трудовой миграции; выработка рекомендаций с целью повышения эффективности миграционной политики, как для удовлетворения растущего спроса рынка труда, так и для противодействия незаконной миграции.

Исследование должно выявить информационные пробелы и показать роль информации для формирования миграционной политики, основанной на знаниях.

Основные задачи исследования:

1. Анализ предпосылок перехода к новой миграционной политике:

а) демографическая ситуация в России и рынок труда,

б) нелегальная миграция,

в) нарушения прав мигрантов.

2. Анализ двухлетней (2007-2008) практики применения нового миграционного законодательства:

а) в отношении миграционного учета,

б) выдачи разрешений на работу,

в) законности оформления трудовых отношений,

г) эффективности системы квотирования, предельно допустимых долей иностранных работников в отраслях экономики и других механизмов регулирования миграции.

3. Анализ занятости трудовых мигрантов в основных секторах экономики (строительство, торговля, услуги, транспорт и т.д.), и на различных типах предприятий (крупный, средний и малый бизнес; индивидуальные предприниматели) по широкому кругу показателей, включая механизмы найма, условия труда и проживания и др.

4. Разработка программы, методики и инструментария для проведения систематического мониторинга эффективности применения миграционного законодательства.

5. Разработка рекомендаций для лиц, принимающих решения, по совершенствованию миграционного законодательства, правоприменительной практики и статистического учета, а также по внедрению системы миграционного мониторинга.

Регионы исследования. В качестве пилотных регионов исследования выбраны: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Астраханская область и Краснодарский край.

Москва и Санкт-Петербург с областями выбраны как главные миграционные магниты в стране, стягивающие более половины трудовых мигрантов из стран СНГ;

Астраханская область – как основной регион транзита трудовых мигрантов, занимающий положение своеобразного "перекрестка" воздушных, морских и речных путей, железных и автомобильных дорог, идущих в центральные регионы России из стран Центральной Азии и Закавказья;

Краснодарский край – как один из наиболее проблемных с точки зрения приема мигрантов регион, отличающийся ярко выраженной антимигрантской региональной политикой. С другой стороны, именно в этот регион ожидается большой приток трудовых мигрантов в связи с подготовкой к Олимпиаде 2012г. в Сочи.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Проекта (гранта) iconМетодические рекомендации по написанию грантовых проектов Что такое грант
Получатель гранта обязан вести (очень важно!) обособленный учет всех операций по использованию гранта и отчитываться перед грантодателем...

Проекта (гранта) iconПорядок составления Финансово-экономического обоснования мероприятий...
Кта (за счет средств гранта) (далее – фэо) предусмотрена разделом 5 Заявки на участие в седьмом конкурсном отборе инновационных социальных...

Проекта (гранта) iconПроекта (гранта)
Благовещенск, ул. Игнатьевское шоссе 21, копр к. 107. E-mail: romario16@mail ru; т. 8 (4162)54-42-48

Проекта (гранта) iconПроекта (гранта)
Институтом общественного проектирования по итогам II конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии...

Проекта (гранта) iconПроекта (гранта)
Институтом общественного проектирования по итогам II конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии...

Проекта (гранта) iconПроекта (гранта)
Институтом общественного проектирования по итогам II конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии...

Проекта (гранта) iconПроекта (гранта)
Институтом общественного проектирования по итогам II конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии...

Проекта (гранта) iconПроекта (гранта)
Институтом общественного проектирования по итогам II конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии...

Проекта (гранта) iconПроекта (гранта)
Институтом общественного проектирования по итогам III конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии...

Проекта (гранта) iconОтчетный период по количественным и качественным показателям критериев конкурса
Получатели гранта Губернатора, начиная с 2013 г., могут претендовать только на федеральную квоту, получение гранта Губернатора возможно...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск