При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам II Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 192-рп» Проект (грант) № 175 ОРГАНИЗАЦИЯ-ГРАНТОПОЛУЧАТЕЛЬ: Некоммерческое партнерство Проектно-консультативный центр «Территория РоСТа»
ТЕМА ПРОЕКТА (ГРАНТА): «Изучение типов регионального административно-политического управления, сложившегося в России в постсоветский период» Омская область
г.Москва
Сентябрь 2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 3
1.1. Цель 3
1.2. Задачи 3
1.3. Основные параметры и использованные методы проекта 3
1.3.1. Опрос экспертов 3
1.3.2. Анализ документов 4
1.3.3. Контент-анализ СМИ 5
2. Общая характеристика региона 7
2.1. Власть в Омской области 8
2.2. Политические партии в Омской области 12
2.3. Основные общественные и национальные организации в Омской области 13
2.4. Протестная активность населения в Омской области в 2009 г. 15
2.5. Социально-экономическая характеристика Омской области 22
2.6. Средства массовой информации в Омской области 27
3. Основные политические акторы 29
3.1. Степень и характер влияния политических акторов 32
3.2. Степень и характер взаимодействия политических акторов 42
4. Анализ динамики формирования и проявлений регионального политического конфликта 55
4.1. Ретроспективный анализ регионального политического конфликта в Омской области в постсоветский период 55
4.2. Краткий аналитический сценарий развития регионального политического конфликта в Омской области 57
4.3. Сценарии дальнейшего развития политической ситуации в Омской области 59
5. Административно-политическое управление в регионе 60
6. Выводы 63
Приложения 65
Приложение 1. Список экспертов 66
Приложение 2. Биографии представителей властных структур Омской области 69
Приложение 3. Политические, общественные и национальные организации в Омской области 80
Приложение 4. Показатели социально-экономического положения Омской области 85
Приложение 5. Список средств массовой информации в Омской области 93
Приложение 6. Контент-анализ СМИ Омской области 103
Приложение 7. Биографии ведущих политических акторов в Омской области 109
1. Введение 1.1. Цель Определить тип регионального административно-политического управления, сложившегося в Омской области в постсоветский период.
1.2. Задачи Реконструировать процесс становления существующей системы управления регионом;
Соотнести полученные результаты с индикаторами определенного типа административно-политического управления;
Уточнить индикаторы типов административно-политического управления регионом;
Реконструировать процесс конфликтных взаимодействий в регионе в постсоветский период;
Определить степень кризисности региона.
1.3. Основные параметры и использованные методы проекта Изучение типа регионального административно-политического управления в Омской области проводилось с использованием следующих методов:
1.3.1. Опрос экспертов Для опроса экспертов использовалась такая форма как глубинное интервью, которое представляет собой качественный метод сбора информации. Глубинное интервью относится к типу неформализованных интервью, которые включают в себя широкий круг вопросов, не всегда отвечающих требованию сопоставимости вопросов и ответов. Вместо четкого вопросника в интервью использовался перечень информации, которую необходимо получить от каждого респондента.
Глубинное экспертное интервью в данном исследовании совмещалось с анкетированием экспертов, которым предлагалось заполнить две анкеты с целью уточнения списка политических акторов, степени и характера их влияния на различные сферы, а также степень и характер взаимодействия политических акторов между собой.
Основным критерием при отборе экспертов была информированность в различных сторонах социальной, экономической и политической обстановки в крае.
Работа в регионе проводилась с 16 по 28 мая 2009 года. В Омской области было опрошено 25 экспертов.
В числе экспертов 10 человек являются представителями властных структур – исполнительной и законодательной власти Омской области и города Омска, а также аппарата главного федерального инспектора Президента России в Сибирском федеральном округе.
3 эксперта являются представителями политических партий и общественных движений.
5 человек представляют научное сообщество г. Омска.
Среди экспертов 5 человек представляют средства массовой информации.
2 эксперта являются представителями деловых кругов.
Среди 25 опрошенных 3 человека - депутаты Законодательного Собрания Омской области.
Основным критерием при отборе экспертов была информированность в различных сторонах социальной, экономической и политической обстановки в области.
Беседа с экспертами проводилась в свободной форме по заранее разработанной схеме интервью. Эксперты заполняли бланки социометрических анкет.
Список экспертов представлен в Приложении 1.
1.3.2. Анализ документов При анализе документов в нашем исследовании использовались традиционные методы анализа содержания документальных источников. Неформализованный анализ документов был основан на общих логических операциях анализа и синтеза, сравнения, определения, оценивания, осмысления. Данный метод был использован для сбора первичной информации, но главным образом для уточнения и конкретизации сведений, поступивших от экспертов.
Для описания ситуации в Омской области был проведен анализ следующих документов:
Официальные документы:
Устав (Основной Закон) Омской области;
Устав Законодательного Собрания Омской области;
Структура управления Омской области;
Структура и состав Законодательного Собрания Омской области;
Состав и биографические данные руководителей Омской области;
Социально-экономическое положение региона;
Административно-территориальная структура.
Статистические документы:
Информационно-аналитические и информационно-статистические материалы о социально-экономическом состоянии регионов Российской Федерации.
Каждый документ подвергался внешнему и внутреннему анализу. Внешний анализ предполагал изучение обстоятельств возникновения документов. Внутренний анализ - изучение содержания и стиля документа.
Сводные протоколы по результатам выборов.
Результаты социологических опросов: ФОМ, «Клуб регионов».
СМИ: печатные СМИ; телевидение; радио; информационные агентства; Интернет-порталы в регионе.
В результате исследовательской группе удалось уточнить «картинку» социальной реальности по тем требуемым показателям, которые можно было выявить в текстах документов.
1.3.3. Контент-анализ СМИ Для проведения контент-анализа СМИ использовались:
Печатные СМИ;
Радио;
Телевидение (региональные новостные передачи;
Информационные агентства и Интернет.
Темы систематизировались по следующим признакам:
Политическая деятельность:
Деятельность федеральных органов власти, касающаяся региона и нашедшая отражение в региональных СМИ;
Деятельность органов власти на региональном уровне;
Деятельность политических партий и общественных организаций;
Деятельность мэра и других органов власти на уровне регионального центра;
Антикризисная программа региональной власти;
Протестные выступления населения;
Конфликты между представителями политической элиты региона;
Деятельность «оппозиции».
Экономическая деятельность:
Финансовая деятельность и промышленная политика региональной администрации, деятельность отдельных крупных предприятий на территории региона;
Проблемы и перспективы развития экономики региона по отдельным отраслям;
Деятельность естественных монополистов;
Социальная политика:
Блок, связанный с безработицей;
Блок, связанный с социальными выплатами;
Блок, связанный с ЖКХ, тарифами и т.п.;
Блок, связанный с отдельными социальными группами;
Блок, связанный с образованием, здравоохранением, культурой, спортом;
Демографическая ситуация;
Экологические проблемы.
При проведении контент-анализа осуществлялась группировка материала по названиям газет (телеканалам), по датам, по распределению тем.
Отдельно анализировались материалы, связанные с упоминанием о деятельности губернатора. Каждый такой материал оценивался по шкале модальности:
«+» - информация положительной направленности по отношению к губернатору;
«0» - информация нейтральной направленности, когда материал не содержит комментариев, имеет только информационную нагрузку;
«-» - информация негативной направленности по отношению к губернатору.
После этого осуществлялся подсчет количества материалов по конкретному носителю, по группе носителей по каждому знаку модальности отдельно по каждому месяцу и в целом за период с апреля по июнь 2009 года.
Для проведения контент-анализа были взяты следующие СМИ:
Газеты
| «Омская газета»
| «Омский Вестник»
| «Омская правда»
| «Третья столица»
| Телевидение
| ГТРК «Омск»
| Интернет-сайт
| «ОмскИнформ»
| В тексте отчета цитаты из глубинных интервью экспертов, материалов СМИ выделены курсивом.
|