Проекта (гранта)


НазваниеПроекта (гранта)
страница1/18
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам II Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 192-рп»
Проект (грант) № 073
ОРГАНИЗАЦИЯ-ГРАНТОПОЛУЧАТЕЛЬ:
Ставропольская городская общественная организация инвалидов «Вольница»


ТЕМА ПРОЕКТА (ГРАНТА):
«Инвалиды на рынке труда Ставропольского края»

г. Ставрополь
Сентябрь 2009 г.

Содержание
1. Постановка проблемы, цели и задачи исследования ………….. стр. 3

2. Характеристика респондентов

2.1. Инвалиды …………………………………………………………….. 9

2.2. Работодатели …………… …………………………………………..10

3. Полученные результаты социологических опросов

3.1. Инвалиды Ставропольского края как участники трудовой деятельности …………………………………………………………………………….. 12

3.2. Рынок труда для инвалидов в Ставропольском крае с позиций работодателей ……………………………………………………………………… 38

4. Деятельность МСЭ по воздействию на ситуацию на рынке труда инвалидов в Ставропольском крае …………………………………………….. 63

5. Деятельность Правительства Ставропольского края по трудоустройству инвалидов и его влияние на рынок труда инвалидов ………………… 69

6. Оценка уровня взаимодействия всех участников процесса трудоустройства и трудовой занятости инвалидов в Ставропольском крае…………. 80

7. Выводы и предложения по результатам исследования …………... 85

1. Постановка проблемы, цели и задачи исследования:
Инвалиды – это люди, имеющие ограничения в использовании социального и физического пространства, в том числе и пространства трудовой деятельности (производственной сферы). Без наличия ограничений нет инвалидности и нет связанных с этой категорией граждан проблем. Основные задачи общественности и государства в сфере инвалидности – поддержание жизнедеятельности этих людей за счет компенсации ограничений. По этой причине инвалиды не могут (или могут с пониженной эффективностью) осваивать природные ресурсы и создавать из них новый продукт, более пригодный для потребления человеку. Сообщество, состоящее из одних инвалидов, будет менее жизнеспособно, чем гетерогенное сообщество такого же размера и структуры, поэтому инвалиды нуждаются в сотрудничестве с другими людьми, в том числе и в форме осуществления трудовой деятельности. По отношению к трудовой деятельности всех инвалидов можно дифференцировать на несколько групп:

  • люди, не способные ни к какой трудовой деятельности;

  • люди, способные выполнять определенные трудовые действия, но вне системы сложившейся производственной сферы (в быту, в искусстве), т.е. выполнять работы, не связанные с требованиями согласовывать свои действия с другими людьми или с производственными правилами;

  • люди, способные выполнять определенные трудовые действия и технологические операции, вписанные в технологические процессы, при условии адаптации для них рабочего места или режима работы;

  • люди, способные выполнять трудовые действия без ограничений в рамках функционирующих технологических систем и процессов, т.к. их инвалидность связана с ограничениями жизнедеятельности не в трудовой сфере (ограничения способности к самообслуживанию, способностью к общению).

По сути дела, выше приведена дифференцировка инвалидов по степени ограничения к труду, но сформулированная в терминах соотношения возможностей инвалидов с технологиями производства.

Производственная сфера в человеческом обществе формировалась эволюционным путем и в основные цели ее деятельности входит обеспечение людей ресурсами для жизни, преобразованными для оптимального использования человеком. В ее функционировании ведущим принципом является принцип экономичности деятельности, согласно которому необходимый продукт должен быть получен с минимальными затратами энергии и труда. Оценкой уровня минимизации служит механизм конкурентности, в результате действия которого технологии с минимальными потерями энергии и ресурсов получают преимущества (точнее, преимущества получают в обществе владельцы и реализаторы таких технологий). Современное развитие производственных технологий базируется на вовлечении в технологические процессы психофизического потенциала людей, поэтому общественное производство не может обходиться без привлечения человеческого труда.

Та часть производственной сферы, которая обеспечивает привлечение человеческого труда (рабочей силы) в общественное производство (на рабочие места), может быть обозначена как рынок труда.

В социологии труда рынки труда принято делить на сегменты, выделяя которые можно более конкретно представлять те качества рабочей силы, которые обеспечивают наибольшее совпадение.

В приложении к сфере инвалидности целесообразно рынок труда сегментировать на две большие части, вытекающие из двойственного характера участия инвалидов в общественном производстве: с одной стороны, инвалиды в общественном производстве выступают как носители профессиональных качеств, необходимых и востребованных в современных технологических процессах; с другой стороны, инвалиды используют производственную сферу как инструмент социальной защиты их интересов. Поэтому можно выделить:

  • рабочие места общего профиля и свободных вакансий, на которые инвалиды претендуют наравне со всеми другими гражданами (членами общества);

  • защищенные рабочие места, которые занимаются преимущественно инвалидами.


Первый сегмент позволяет создавать конкуренцию за рабочее место, в результате которой на него поступает работник, наиболее приспособленный к выполнению производственных задач в рамках объявленного выше принципа экономичности. Участники данного сегмента руководствуются производственно-экономическими критериями, находятся под воздействием производственно-экономических факторов. В этом секторе социальные задачи проявляются в преломлении к задачам производственным и даже политическим. Представляет интерес подсегмент этой части рынка труда, который связан с государственными организациями, предоставляющими социальные услуги населению (учреждения культуры, социального обслуживания, образования, здравоохранения). Организационно они не находятся под воздействием конкуренции учреждений аналогичного профиля из-за особой социальной политики государства, защищающего не рабочие места, а доступ к этим услугам представителей населения.

Второй сегмент позволяет организовывать труд инвалидов без учета принципа экономичности и участия в конкуренции, т.к. трудоустройство на рабочие места этого сегмента предназначено для социальной поддержки инвалидов. Деятельность инвалидов в этом сегменте может иметь убыточный характер с производственно-экономической точки зрения, а убытки покрываются за счет социальных фондов (за счет решения социальных задач). Нужно более подробно остановиться на сегменте защищенных рабочих мест. В Ставропольском крае, как и в иных субъектах Российской Федерации, этот сегмент должен складываться из: рабочих мест на специализированных предприятиях; специализированных цехов, участков и рабочих мест на общепрофильных предприятиях; из рабочих мест, созданных для замещения их инвалидами (нередко их называют специализированными, хотя они часто и не соответствуют критериям специализации). В последние годы широкое распространение получили рабочие места, забронированные на обычных предприятиях для преимущественного замещения их инвалидами (заквотированные рабочие места). Их отнесение к тому или иному сегменту весьма затруднительно и проблематично, т.к. они представляют собой обычные рабочие места на обычных производствах, включенных в обычные производственно-экономические отношения. Законодательно предусмотрено только трудоустройство на них людей с инвалидностью, независимо от наличия у них ограничений в трудовой деятельности. Закон не требует специализацию этих рабочих мест, закон не предполагает компенсацию потерь, которые могут нести работодатели для адаптации рабочих мест или вследствие пониженной производительности труда инвалидов.

Государство является активным участником организации трудовой деятельности инвалидов. Оно призвано решать следующие задачи:

  • поддерживать жизненный уровень инвалидов за счет различных мер социальной защиты;

  • охранять здоровье инвалидов путем создания для них соответствующих условий жизни и труда;

  • обеспечивать доступность всех сфер жизнедеятельности общества, в том числе и производственной сферы;

  • обеспечивать права инвалидов на труд как всеобщего права человека.

Одновременно ко всему этому государство обязано поддерживать и даже стремиться к увеличению максимального уровня общественного производства как единственного источника обеспечения жизни и безопасности всего населения государства.

Решая эти задачи, государство разработало и поддерживает модель содействия трудовой занятости инвалидов, состоящую из следующих звеньев:

  1. разработка трудовых рекомендаций инвалидам силами экспертов медико-социальной экспертизы (МСЭ), которые являются обязательными для исполнения всеми остальными участниками процесса трудовой занятости инвалидов. Трудовые рекомендации должны максимально охранять здоровье инвалида.

  2. создание государственных специализированных предприятий и специальных рабочих мест для инвалидов на обычных предприятиях, либо финансовая поддержка предпринимателей, создающих специализированные рабочие места. К таким предпринимателям могут быть отнесены как частные предприниматели любой формы собственности, так и предприниматели в виде общественных объединений. Обеспечение специализированных рабочих мест техническими средствами, облегчающими труд инвалидов, является заботой владельца рабочих мест этого типа и входит в его расходные обязательства.

  3. бронирование рабочих мест на обычных предприятиях для преимущественного занятия их инвалидами по нормам и в порядке, устанавливаемыми законодательством субъектов РФ (квотирование).

  4. законодательно предусмотренное гигиеническое обеспечение производств за счет разработки СНиПов и СП, осуществление контроля за соблюдением гигиенических норм и правил на рабочих местах, где трудятся инвалиды.

Данная модель реализуется во всех субъектах РФ, которые имеют право акцентировать внимание на тех или иных звеньях в зависимости от географического, социально-экономического, этнокультурного факторов.

Проблема трудовой занятости инвалидов, стоящая очень остро в современных условиях мирового финансового кризиса, для Ставропольского края иллюстрируется следующими показателями: при общем количестве инвалидов, проживающих в крае, в 243 тыс. человек, в трудоспособном возрасте находится около 85 тысяч, но официально трудоустроенными считают себя только около 20 тысяч человек. На учете в службе занятости в качестве безработных зарегистрировано 4500 человек. Ежегодно в соответствии с законодательством Ставропольского края на предприятиях с численностью персонала бронируется для инвалидов (квотируется) около 8000 рабочих мест. Указанные цифры официальной статистики показывают большое расхождение между количеством желающих трудоустроиться и/или уже работающих инвалидов и количеством инвалидов, реально оформленных на работе.

Но эта статистика не отражает удовлетворенность или не удовлетворенность инвалидами своим профессиональным статусом, удовлетворенность руководителей или организаторов современного производства профессиональными качествами инвалидов как рабочей силы, степень напряженности трудовых отношений на предприятиях, использующих труд инвалидов, и уровень конфликтности при процессах трудоустройства инвалидов. Деформации этих показателей могут серьезно препятствовать нормализации отношений в сфере занятости инвалидов и ухудшать показатели деятельности предприятий, использующих труд инвалидов. Информация о них дает возможность урегулировать многие явные или скрытые конфликты в трудовых отношениях с участием инвалидов, однако получить такую информацию можно только с использованием специальных методов исследования.

В настоящем проекте были поставлены задачи выяснить «болевые» точки, существующие в трудовых отношениях уже работающих инвалидов и причины конфликтов и напряженности, возникающих при трудоустройстве инвалидов.

Цели настоящего исследования:

  • Определить факторы, оказывающие негативное воздействие на трудоустройство инвалидов на территории Ставропольского края, и очертить пути их смягчения

  • Выявить психологические механизмы поддержки либо отторжения интеграции инвалидов в производственных условиях, которые формируют стратегии поведения работодателей и инвалидов на рынке труда.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Проекта (гранта) iconМетодические рекомендации по написанию грантовых проектов Что такое грант
Получатель гранта обязан вести (очень важно!) обособленный учет всех операций по использованию гранта и отчитываться перед грантодателем...

Проекта (гранта) iconПорядок составления Финансово-экономического обоснования мероприятий...
Кта (за счет средств гранта) (далее – фэо) предусмотрена разделом 5 Заявки на участие в седьмом конкурсном отборе инновационных социальных...

Проекта (гранта) iconПроекта (гранта)
Благовещенск, ул. Игнатьевское шоссе 21, копр к. 107. E-mail: romario16@mail ru; т. 8 (4162)54-42-48

Проекта (гранта) iconПроекта (гранта)
Институтом общественного проектирования по итогам II конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии...

Проекта (гранта) iconПроекта (гранта)
Институтом общественного проектирования по итогам II конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии...

Проекта (гранта) iconПроекта (гранта)
Институтом общественного проектирования по итогам II конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии...

Проекта (гранта) iconПроекта (гранта)
Институтом общественного проектирования по итогам II конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии...

Проекта (гранта) iconПроекта (гранта)
Институтом общественного проектирования по итогам II конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии...

Проекта (гранта) iconПроекта (гранта)
Институтом общественного проектирования по итогам III конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии...

Проекта (гранта) iconОтчетный период по количественным и качественным показателям критериев конкурса
Получатели гранта Губернатора, начиная с 2013 г., могут претендовать только на федеральную квоту, получение гранта Губернатора возможно...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск