Кафедра социальной педагогики и социальной работы


НазваниеКафедра социальной педагогики и социальной работы
страница1/9
ТипРеферат
filling-form.ru > Туризм > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Шадринский государственный педагогический университет»

Педагогический факультет

Кафедра социальной педагогики и социальной работы



Специфика организации социально-культурной реабилитации лиц, страдающих психическими расстройствами в психоневрологическом интернате

Исполнитель:

Колмогорцева В.Д.

студентка 435 группы

заочная форма обучения

Шадринск - 2016

Содержание










Введение

3

Глава I

Теоретические аспекты организации социально-культурной реабилитации в учреждениях здравоохранения

8




    1. Основные направления социальной работы в условиях учреждений здравоохранения

8




1.2. Проблема психических расстройств среди молодежи на современном этапе


15




1.3. Социально-культурная реабилитация как направление деятельности специалиста с лицами, страдающими психическими заболеваниями

21

Глава II

Опытно-исследовательская работа по оптимизации социально-культурной реабилитации молодежи в условиях ГАУ СОН СО «Каменск-Уральский психоневрологический интернат»

30




2.1. Анализ состояния проблемы и опыта организации социально-культурной реабилитации молодежи в условиях ГАУ СОН СО «Каменск-Уральский психоневрологический интернат»

30




2.2. Проект социально-культурной реабилитации клиентов с ограниченными возможностями здоровья «Море творчества»

41




2.3. Анализ результативности проекта социально-культурной реабилитации «Море творчества»

51




Заключение

56




Список использованных источников

59




Приложения




Введение

Одним из основополагающих направлений политики Российского государства является защита и сохранение здоровья населения. Конституцией Российской Федерации заложены основные принципы охраны здоровья граждан, соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий и т.д.

«Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья» (Конституция РФ; статья 41) [20].

По сведениям федеральной службы государственной статистики, здоровье зависит от множества факторов. В настоящий момент преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется образом жизни, на 20% - экологическими (болезни эндокринной системы, органов дыхания, врожденные аномалии, воздействия внешних причин и т.п.) и биологическими (наследственными) факторами и на 10% - медицинскими (осложнения беременности, родов и послеродового периода и т.п.). Следовательно, если человек ведет здоровый образ жизни, то это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. И, наоборот, человек, ведущий нездоровый образ жизни, подрывает свое здоровье, обрекает себя на страдания и мучения, преждевременную старость и безрадостную жизнь [52].

Категория людей с психическими заболеваниями на сегодняшний день является наиболее сложной. На сегодняшний день с болезнями нервной системы 2,370,000млн. человек, что составляет 1,62% от общей численности населения в России; среди них 64,400 тыс. человек имеют диагноз «психические расстройства и расстройства поведения», что составляет 2,7 % от данной категории заболеваний [52].

На основании данных Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М.Бехтерева количество россиян за последние 10 лет, нуждающихся в помощи психиатров, стало гораздо больше (пограничных расстройств, связанных со стрессами, - на 30%; случаев умственной отсталости - на 25%; алкоголизма - на 40%; наркомании - в 6 раз). На учете в лечебно-профилактических учреждениях России состоит 5,5 млн. психических больных, в том числе 2,8 млн. больных алкоголизмом и наркоманией [46].

По данным Министерства труда и социальной защиты РФ, в 2015 году в российских психоневрологических интернатах находилось 146 тысяч человек. На 2015 год число психоневрологических интернатов в России составляло около 400 наименований [32].

В 35% случаев пациенты поступают в психоневрологические интернаты из детских домов - интернатов для детей с умственными дефектами развития, в 20% случаев - из семей, 45% случаев - из психиатрических больниц [46;47].

По данным министерства социальной политики Свердловской области только в Свердловской области находится - 12 психоневрологических интернатов [31].

С целью реализации конституционных принципов (соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; соблюдение врачебной тайны), заложеных в федеральном законе № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан граждан в Российской Федерации» по охране здоровья граждан и соблюдению их прав, на уровне Российской Федерации создана сеть социальных и медицинских учреждений, активно участвующих в процессе сохранения здоровья населения, реализующих деятельность по различным направлениям здоровьесбережения. Наиболее эффективной формой является медико-социальная работа, которая предусматривает посредничество между учреждениями здравоохранения и учреждениями социальной сферы (Глава2; статья 4) [40].

Учреждения социальной сферы представлены разветвленной сетью, большая часть которых участвует в реализации социально - медицинской функции [ГОСТ Р 52498-2005] (Приложение № 1) [10].

Специалист по социальной работе организует работу по профилактике здоровья, формированию навыков первой медицинской помощи и культурой питания, овладения санитарно-гигиеническими нормами с различными группами населения. Организует работу по планированию семьи, формированию ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию, способствует формированию здорового образа жизни различных социальных групп и орагнизует мероприятия по социально-культурной реабилитации [6;8].

Для исследования данной проблемы были использованы разнообразные виды источников: нормативно-правовые акты, в том числе локальные акты учреждения, монографии, методические пособия, периодические издания, Интернет-ресурсы и др.

Проблемы формирования здорового молодого поколения получили свое развитие в трудах Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Маркса, Ф.Энгельса, К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко и многих других мыслителей и педагогов.

Социальная работа в области здравоохранения рассматривалась в работах - А.Гротьяна, А.Фишера, Н.Ф.Дементьевой, А.В.Мартыненко, Е.В.Черносвитова, И.А.Зимней, М.Д.Ковригина, А.В.Чоговадзе, Т.С.Алферовой, И.Д.Богатырева, А.Ф.Серенко, А. М.Меркова, Э.Н.Вайнера, и др.

В настоящие время процесс изучения медико-социальной работы является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания, таких как, Ю.П.Лисицына, П.И.Сидорова, И.А.Зимняя, В.З.Кучеренко и A.M.Вязьмина и др. [24;25].

Однако на сегодняшний день сложился ряд противоречий между:

  • увеличением доли молодых людей, страдающих психическими заболеваниями в составе населения, с одной стороны, и недостаточной разработанностью общей теории формирования социально-культурной реабилитации данной категории в медицинских учреждениях стационарного типа, с другой;

  • необходимостью проведения эффективного досуга с лицами, страдающими психическими заболеваниями, позволяющего обеспечить им оптимальные условия для эмоциональной стабилизации личности и отсутствием целенаправленных социально-культурных технологий, способствующих реализации их в медицинских учреждениях стационарного типа.

Актуальность заявленной проблемы определила тему нашего исследования: Специфика организации социально-культурной реабилитации лиц, страдающих психическими расстройствами в психоневрологическом интернате.  

Объект исследования - социально-культурная реабилитация молодых людей, страдающих психическими расстройствами.

Предмет исследования - содержание деятельности специалиста по социально-культурной реабилитации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в условиях психоневрологического интерната.

Цель исследования - теоретическое обоснование и оптимизация деятельности специалиста по социальной работе по социально-культурной реабилитации в психоневрологическом интернате.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть специфику деятельности специалиста по социальной работе в условиях здравоохранения; сущность понятий «психические заболевания», «молодежь как социальная группа риска», «социально-культурная реабилитация клиентов психоневрологического интерната».

  2. Описать особенности социально-культурной реабилитации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях психоневрологического интерната.

  3. Разработать проект социально-культурной реабилитации «Море творчества» и раскрыть технологические аспекты его реализации; доказать результативность проведения в условиях государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Каменск-Уральский психоневрологический интернат».

Методы работы использованные в данном исследовании: по этапам поиска, по уровню проникновения, в сущности, по эмпирическому психолого-педагогическому исследованию, по статистической обработке результатов исследования [14;15].
Глава I. Теоретические аспекты организации социально-культурной реабилитации в учреждениях здравоохранения

1.1. Основные направления социальной работы в условиях учреждений здравоохранения

Социальная работа на сегодняшний день является фактором прогрессивного развития человека и общества. Без должного развития данной работы, как утверждают многие практики социальной сферы, становление социального государства, которым, как записано в Конституции Российской Федерации, является наша страна, может стать, по меньшей мере, проблематичным [1;2;9].

Будучи особым видом социальной деятельности, она способствует созданию пространства основных направлений жизнедеятельности людей, способствует интеграции людей в общество с оптимальным качеством.

Как профессия социальная работа в нашей стране в настоящее время развивается в специфических социально-экономических, культурных и духовно-нравственных условиях. В области практики и образования в социальной работе достигнуты определенные успехи. Однако уровень, ее научного самоопределения пока еще не соответствует ее месту и роли в обществе, вследствие чего процесс ее самоидентификации не завершен [4;34;41].

В условиях политических, экономических и социальных трансформаций последнего двадцатилетия на фоне ухудшения показателей здоровья усугубились медико-социальные проблемы.

Медико-социальная работа принципиально изменяет характер комплексной помощи в сфере охраны здоровья, предполагая системные медико-социальные воздействия на более ранних этапах развития болезни и социальной дезадаптации, являющихся потенциальными причинами тяжелых осложнений, инвалидности и летального исхода [16; 36;40].

Среди заболеваний, наиболее чаще встречаются следующие:

    • Онкологические заболевания - 14 млн. человек;

    • Наркомания - 5,7 млн. человек;

    • Психические заболевания - 5,5 млн. человек;

    • Алкоголизм - 1,9 млн. человек;

    • ВИЧ/СПИД - 1,8 млн. человек;

    • Ожирение - 1,164 млн. человек;

    • Туберкулез - 190 тыс. 530 человек [46].

С каждым годом число заболевших становится все больше и больше.

Все вышеперечисленные социально-медицинские проблемы свидетельствуют о том, что резко возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных проблем медицинского и социального характера на качественно новом уровне - комплексно-интегративном уровне - в рамках медико-социальной работы.

Специалист социальной работы, участвующий в оказании медико-социальной помощи населению в учреждениях здравоохранения, фактически осуществляет медико-социальную работу - профессиональную мультидисциплинарную деятельность медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленную на восстановление, сохранение и укрепление здоровья. Она принципиально изменяет комплексную помощь в сфере охраны здоровья, так как предполагает системные медико-социальные воздействия на более ранних этапах развития болезней и социальной дезадаптации, потенциально ведущих к тяжелым осложнениям, инвалидизации и летальному исходу[5;26].

Объектом социальной работы в здравоохранении является контингент лиц, имеющий выраженные медицинские и социальные проблемы, которые взаимно усиливают друг друга и решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий.

Основным правовым актом, обеспечивающим развитие социальной работы в сфере здравоохранения, являются «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», на основании которого «граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления» (Раздел 4, ст. 20) [40].

К такому контингенту относятся длительно, часто и тяжело болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, лица, страдающие психическими заболеваниями, одинокие престарелые, дети-сироты, матери, не достигшие 18-летнего возраста, многодетные и асоциальные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др.

Медико-социальная работа - это вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.

В качестве основных направлений медико-социальной работы с данной категорией лиц можно выделить следующие:

  1. медико-социальное обеспечение;

  2. медико-социальное обслуживание;

  3. медико-социальная помощь.

Каждый из предложенных направлений медико-социальной работы имеет свои функции, которые отражаются в конкретных видах деятельности специалиста.

Медико-социальное обеспечение - предусмотренная законодательством система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых есть дети.

Медико-социальное обслуживание - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Медико-социальная помощь - предполагает оказание гражданам профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи, а также принятие мер социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. [11;53;54].

Первичная медико-социальная помощь является основным бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания, включает в себя лечение наиболее распространенных заболеваний, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики и других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства [53;54].

Этот вид помощи обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы.

Функции специалиста по социальной работе в конкретном учреждении отбираются с учетом категории клиентов и основными направлениями деятельности по решению их проблем. Приведем основные из них [43;45;49]:

Функции специалиста в рамках медико-социального обеспечения:

  • комплексная оценка социального статуса клиента;

  • содействие выполнению профилактических мероприятий социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья на индивидуальном, групповом и территориальном уровнях;

  • формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни;

  • участие в проведении медико-социальной экспертизы;

  • участие в осуществлении медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;

  • проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии, гериатрии, хирургии и других областях клинической медицины;

  • содействие предупреждению распространения ВИЧ-инфекции и обеспечение социальной защиты инфицированных и членов их семей;

  • организация терапевтических сообществ само и взаимопомощи реабилитационного, психолого-педагогического, социально-правового характера;

  • участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях;

  • обеспечение преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем клиентов и др.

Функции специалиста в рамках медико-социального обслуживания:

  • обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи;

  • представление в органах власти интересов лиц, нуждающихся в медико-социальной помощи;

  • содействие в предупреждении общественно опасных действий;

  • оформление опеки и попечительства;

  • участие в проведении социально-гигиенического мониторинга;

  • участие в создании реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры;

  • обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, состояния среды обитания, качества продовольственного сырья и продуктов питания;

  • информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты;

  • содействие клиентам в решении социально-бытовых и жилищных проблем, получении пенсий, пособий и выплат;

  • семейное консультирование и семейная психокоррекция;

  • психотерапия, психическая саморегуляция;

  • коммуникативный тренинг, тренинг социальных навыков и др.

Функции специалиста в рамках медико-социальной помощи:

  • организация медико-социальной помощи и ухода за больными;

  • оказание медико-социальной помощи семье;

  • медико-социальный патронаж различных групп;

  • оказание медико-социальной помощи хроническим больным;

  • организация паллиативной помощи;

  • предупреждение рецидивов основного заболевания, выхода на инвалидность, смертности (вторичная и третичная профилактика);

  • санитарно-гигиеническое просвещение;

  • информирование клиента о его правах на медико-социальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем и др.

Необходимо отметить координирующую роль специалиста социальной работы, участвующего в оказании услуг медико-социального характера, в решении всего комплекса проблем клиента, оказавшегося в трудной жизненной ситуации и требующего соучастия специалистов смежных профессий - врачей, психологов, педагогов, юристов и др.

Для создания наиболее эффективных технологий социальной работы в здравоохранении специалисты используют базовую модель медико-социальной работы, которая позволяет обеспечить единые методические подходы в данном виде деятельности и учесть специфику той или иной конкретной области медицины и здравоохранения и основана на основных типах - профилактическом и патогенетическом [54].

Профилактический тип медико-социальной работы подразумевает проведение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формированию здорового образа жизни; обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.; подразделяется на профилактику первичную и вторичную.

Задача первичной профилактики - предупреждение развития у человека патологических состояний, т. е. проведение социально-экономического анализа, формирование у населения представлений о здоровом образе жизни, активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью.

Вторичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни и предусматривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а также решение целого ряда социальных задач.

В рамках профилактического типа медико-социальной работы основными направлениями являются следующие:

  1. повышение уровня медицинского образования населения, формирование у него представления о здоровом образе жизни и его значении в предупреждении заболеваний;

  2. выявление наиболее важных социальных факторов, оказывающих отрицательное влияние на здоровье человека, и непосредственное их устранение или уменьшение их влияния на организм.

Патогенетический тип медико-социальной работы включает в себя мероприятия по организации медико-социальной помощи, медико-социальной экспертизы, социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения.

Приоритетным направлением патогенетической медико-социальной работы является реабилитация больных - комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических мероприятий, в том числе:

  • трехдневная система реабилитации пациентов «стационар - поликлиника - санаторий или дом отдыха» (оправдала себя при целом ряде заболеваний);

  • специализированные реабилитационные центры, оснащенные современной аппаратурой и использующие современные методики восстановления больных.

К задачам реабилитации относится также повышение качества жизни пациентов [51;54].

Таким образом, современное общество имеет ряд проблем, носящих как объективный, так и субъективный характер, которые сугубо сказываются как на индивидуальном, так и на социальном здоровье населения. Сегодня здоровьесбережение населения является приоритетным направлением государственной политики любой страны, в том числе Российской Федерации.

Аспекты медико-социальной работы закреплены нормативными документами на различных уровнях: международном, федеральном, региональном и местном. Документально отражены и основные направления медико-социальной работы и условия оказания различных видов услуг населению [38].
1.2. Проблема психических расстройств среди молодежи на современном этапе

По данным Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М.Бехтерева общемировая психическая заболеваемость на 2015 год оценивалась в 26,6 млн. человек, а к 2050 году число молодых больных в возрасте 18-30 лет может вырасти вчетверо, причем в связи с увеличением продолжительности жизни отмечается тенденция к росту этого числа [39;46].

Психическое расстройство определяется степенью отклонения от психического здоровья и является болезненным состоянием с поведенческими или психопатологическими проявлениями (явлениями нарушения психических процессов: восприятия, мышления, эмоций, внимания, памяти, воли), связанное с нарушением работы организма в результате воздействия биологических, общественных, психологических, генетических, физических или химических факторов.

Большая часть психических расстройств у молодежи возникает ещё в детском возрасте [3;18;19].

Причины психических заболеваний у молодежи разнообразны. Среди них существенную роль играют наследственные факторы.

Однако возникновение и развитие психоза у молодежи в ряде случаев обусловлены сочетанием наследственного предрасположения с неблагоприятными внешними факторами:

  • инфекциями;

  • травмами;

  • интоксикациями;

  • травмирующими психику ситуациями.

Внутриутробные повреждения плода в связи с болезнью и травмами матери вовремя беременности могут быть причиной задержки психического развития ребенка, эпилепсии и других психических болезней.

Известно также, что отрицательно влияют на потомство алкоголизм родителей, зачатие в нетрезвом виде (даже одного из супругов) или употребление алкоголя вовремя беременности.

Причиной психических заболеваний у молодежи в возрасте 18 - 30 лет часто служат интоксикации, травмы головы, болезни внутренних органов, инфекции.

В происхождении неврозов и реактивных психозов молодежи, основную роль играют психические травмы, которые иногда только провоцируют наследственную предрасположенность к болезни.

В происхождении психических заболеваний определенную роль играет комбинация причинных факторов с индивидуальными особенностями человека.

Пол и возраст молодежи также имеют определенное значение в развитии психических болезней.

Так, например, психические расстройства у молодых мужчин встречаются чаще, чем у молодых женщин.

При этом у мужчин чаще наблюдаются травматические и алкогольные психозы, у женщин - маниакально-депрессивный психоз и предстарческие психозы, депрессии. Это, вероятно, объясняется не столько биологическими свойствами пола, сколько социальными факторами.

Что касается возраста, то совершенно очевидно, что многие психические болезни, которые раньше возникали только в пожилом возрасте, на современном этапе достаточно «омолодились». Частота ряда заболеваний, например шизофрении, достигает максимума в возрасте от 20 до 35 лет и явно возрастает к молодости.

В настоящее время действует Международная классификация психических расстройств и расстройств поведения 10-го пересмотра (МКБ-10) [29].

Существует две группы психических расстройств:

  • психические процессы (собственно заболевания);

  • психические состояния.

К психическим процессам относят болезни, которые имеют склонность к развитию, изменению, динамике:

  • психозы;

  • неврозы;

  • неврозоподобные расстройства и др.

К психическим состояниям относят не изменяющиеся на протяжении времени расстройства, когда обнаруживается отсутствие нормальной психической деятельности:

  • олигофрения (умственная отсталость);

  • деменция (слабоумие);

  • психопатия (расстройство личности).

Принято считать, что основными причинами психических заболеваний являются:

  • эндогенные - развитие этих болезней связано с внутренними, генетически обусловленными механизмами, достаточно часто причиной развития психических заболеваний являются наследственные факторы;

  • экзогенные - болезни, при которых определенный фактор действует из внешней материальной среды и при взаимодействии с организмом вызывает повреждения головного мозга;

  • психогенные - болезни, при которых этиологическим фактором является конфликт в микросоциуме, психотравма;

  • соматогенные (симптоматические), при которых причиной возникновения психического заболевания является соматическое заболевание, изменяющее внутреннюю среду организма, которая становится повреждающим фактором для мозга и вызывает нарушение его работы;

Психические заболевания имеют следующие этапы своего развития:

  • дебют - когда появляются первые признаки заболевания;

  • инициальный период - когда проявления болезни неспецифичны. Это могут быть эмоциональные, неврозоподобные, расстройства. На этом этапе выставить диагноз чрезвычайно трудно;

  • этап развернутой картины - имеет проявления своего развития, характерные для конкретного заболевания;

  • на этапе стабилизации - прекращаются дальнейшие изменения симптомов болезни, они «застывают» на одном уровне с незначительными колебаниями интенсивности.

Исходами психического заболевания могут быть глубокий дефект (распад личности), смерть, стабилизация состояния на одном уровне, неполное выздоровление с остаточной (резидуальной) симптоматикой, полное выздоровление [33].

По данным Всемирной организации здравоохранения каждый четвёртый-пятый человек в мире страдает тем или иным психическим или поведенческим расстройством [7].

По разным данным, 10 - 50 % пациентов имеют психические расстройства, и называется следующая распространённость заболеваний среди молодежи [29]:

  • депрессия - 60%

  • нарушения приёма пищи: анорексия, булимия, ожирение - 25%;

  • шизофрения - 13%;

  • зависимость от алкоголя и психоактивных веществ - 11%;

  • расстройство сна: инсомния, гиперсомния, парасомния - 4%;

  • болезнь Альцгеймера - 2%.

Проявления психических расстройств носят отпечаток той социально-культурной среды, в которой воспитывался человек. Поэтому одно и то же психическое расстройство в различных обществах и культурах может проявляться по-разному.

В культурных и социальных слоях, где психические расстройства не находят понимания и поддержки со стороны окружающих, увеличивается соматизация этих расстройств или их соматическая направленность.

Психические расстройства, связанные со страхом - одна из наиболее распространённых форм психических болезней, которую переносит одна пятая всех людей в течение жизни. К таким расстройствам относятся генерализованный страх, панические расстройства, различные фобии, навязчивости, стрессовые расстройства.

Страх - это не всегда проявление болезни, а в большинстве случаев - нормальная реакция на опасность, но нередко страх может стать симптомом, говорящем о наличии, например, аффективных или сексуальных расстройств.

Например, 7% молодых женщин и 3% молодых мужчин ежегодно ставится диагноз депрессия, которая у большинства людей случается лишь один раз в жизни, крайне редко переходя в хроническое расстройство [45].

В современной системе психиатрической помощи решение многих социальных проблем больных возложено на недавно созданный в нашей стране институт социальных работников разного уровня.

Социальная работа в психиатрии несет в себе определенный терапевтический заряд. Лечебно-реабилитационные цели преследуются всеми видами психосоциального вмешательства. Социальные и семейно-терапевтические методы лечения являются равноправными с обычными медикаментозными.

Психическое здоровье человека - достаточно «размытое» понятие, что ни один психиатр не вправе единоличным решением поставить четкий, однозначный диагноз. Мало того - никто на законодательном уровне не имеет права признать человека психически нездоровым на основании временных признаков или эпизодических симптомов.

Чтобы диагностировать психическую нестабильность, требуется множество обследований, экспертиз, консилиумов и т.д.

Для психического здоровья характерна индивидуальная, изменяющаяся смесь психических свойств данного конкретного человека, которая позволяет ему познавать окружающий мир, приспосабливаться (адаптироваться) к нему и выполнять свои биологические и социальные задачи в связи с личными и общественными интересами и общественной моралью, согласно своему возрасту, полу и социальному положению.

В отличие от других заболеваний, в структуре психических болезней тесно переплетаются общие законы болезненного процесса и индивидуальные особенности человека. Значение имеют уровень развития его интеллекта, свойства памяти, эмоциональность. Не последнюю роль играют возрастные особенности психики. Даже склонности и интересы могут изменить картину душевной болезни.

В любой из них можно увидеть общечеловеческие переживания. Кроме того, имеют значение даже такие факторы, как религиозность, этнические и культурные особенности, условия быта, социальный статус [6].

Таким образом, психическое здоровье молодежи зависит от огромного количества факторов.

Для исследования психического здоровья важным является изучение среды обитания человека, которая является сложным переплетением социальных и природных факторов. В настоящее время значительная часть болезней молодежи связаны с ухудшением экологической обстановки в нашей среде обитания: загрязнениями атмосферы, воды и почвы, недоброкачественными продуктами питания и т.д.

1.3. Социально-культурная реабилитация как направление деятельности специалиста с лицами, страдающими психическими растройствами

Направление реабилитации в рамках социальной работы на сегодняшний день является ведущим в деятельности специалиста. Это обусловлено социальными проблемами современного общества.

Термин «реабилитация» широко используется в медицине, психологии, а с 1991 г. и в социальной работе. Многие исследователи вкладывают различное содержание в это понятие [11;53].

Появились также понятия «комплексная реабилитация», «социальная реабилитация», «социально-культурная реабилитация», которые также применяются в социальной работе с клиентами [11;53].

В теоретическом плане содержание этих понятий находится в процессе развития, что позволяет использовать его в различных интерпретациях, и не позволяет развивать реабилитационную практику в отношении к другим категориям населения: лицам с девиантным поведением, осужденным, детям-сиротам, пожилым, лицам с психическими расстройствами и т. д.

Понятие «реабилитация» впервые в медицине было применено официально к больному туберкулезу.

В 1946 г. в США был проведен конгресс по реабилитации этих больных, на котором Курт Винтер предложил следующее определение: «Реабилитация - это целенаправленная деятельность коллектива в медицинском, педагогическом, социальном и экономическом аспектах с целью сохранения, восстановления и укрепления способностей человека принимать активное участие в социальной жизни».

Всемирная организация здравоохранения рассматривает реабилитацию как процесс, включающий в себя все меры, направленные на обеспечение возможности достичь социальной интеграции [7;9].

К сожалению, в нашей стране часто понятие «реабилитация» сужается до медицинского аспекта, сущностью которого является восстановительная медико-биологическая терапия. Безусловно, важно оказать болеющему человеку медицинскую помощь.

Однако на деле медицинская реабилитация протекает без учета индивидуально-личностных особенностей человека, его представлений о личностном и социальном комфорте, его желаниях, о возможностях адекватного существования в новых условиях после болезни. Близкие люди такого человека также далеко не всегда понимают его состояние: кто-то считает, что оказанное лечение должно вернуть болеющего к прежнему состоянию, кто-то, наоборот, занимает позицию гиперопеки, не позволяя ничего делать.

Следовательно, реабилитация в современном понимании предполагает включение в зону своей ответственности достаточно большого круга лиц, в том числе медиков, логопедов, психологов, специалистов по лечебной физкультуре, педагогов, специалистов по социальной работе, социальных работников и др. и требует комплексного подхода.

Социальная работа в психиатрии тесно связана с клиникой и более того, имеет клинические показания. Учет психической патологии - характерная черта социальной работы. На выбор вида психосоциального вмешательства влияют особенности клинической картины, психологические аспекты, личностные характеристики, реакция личности на болезнь.

Социальная работа в психиатрии всегда способствует активизации пациента, улучшает его социальное функционирование [23;30;34].

Перед специалистами по социальной работе стоит широкий круг задач по организации в психиатрических стационарах терапевтической среды, режима открытых дверей, системы домашних отпусков, решению многих социальных, правовых, этических проблем больных и членов их семей.

В работу специалиста по социальной работе входит интеграция больных в общество, изменению общественного мнения о психически больных и психиатрии, привлечение внимания государственных, общественных и иных структур к нуждам и запросам больных.

Важной составной частью работы сотрудников этого реабилитационного звена помощи должно быть вселение в больного надежды, оптимистичного настроя, который позволяет ему в течение длительного времени поддерживать уверенность в благоприятном исходе лечения.

Специалисты по социальной работе, реализуют комплексные программы реабилитации. Проводят индивидуальную и групповую психосоциальную работу с целевыми, частично перекрывающимися группами пациентов с сочетанными психиатрическими и социальными проблемами и их близкими (опекунами) [34;49].

В медицинской сфере существует три вида реабилитации - медицинский, профессиональный, социальный, каждый из которых должен включать основные направления осуществления реабилитационных мероприятий [13;28].

  • Медицинский вид реабилитации - восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование, ортезирование и санаторно-курортное лечение;

  • Профессиональный вид реабилитации - профессиональную ориентацию, образование, трудоустройство и производственную адаптацию;

  • Социальный вид реабилитации - средовое, психологическое, информационное, культурное направления, бытовую адаптацию, оказание юридической помощи клиенту и его семье, физическую культуру и спорт.

В социальной сфере принято выделять следующие виды[13]:

  • Социально-медицинская - это восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства, также включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию;

  • Социально-психологическая - это восстановление психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи;

  • Социально-педагогическая - это организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования, определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ;

  • Профессиональная и трудовая - формирование новых или восстановление утраченные человеком трудовых и профессиональных навыков и впоследствии его трудоустройство;

  • Социально-средовая - восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды.

Особую категорию представляет социально-культурная реабилитация.

Социально-культурная реабилитация - комплекс мероприятий, направленных на возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию, и, в целом восстановлению культурного статуса инвалида как личности.

Основная цель социально-культурной реабилитации заключается в формировании или развитии у клиента оптимальных возможностей функционирования в различных сферах значимых для него видов деятельности, в том числе в профессиональной, досуговой, социальной и повседневной.

Приобщаясь к культуре, клиент, страдающий психическими заболеваниями становится частью культурного сообщества. Вообще социольно-культурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную у клиентов, страдающих психическими заболеваниями потребность в информации, в получении социальных, культурных услуг, в доступных видах творчества. Социально-культурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая клиентов, страдающих психическими заболеваниями к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку [11;53].

Решение проблем клиента при ограничении социально-биологических способностей человека относится к категории сложных комплексных проблем. Прежде всего, потому, что объектом воздействия является человек с физическими и психофизиологическими особенностями, и, во-вторых, изменение, или компенсация этих характеристик, реализуется сложными системами, включающими, в свою очередь, внутренние структуры, функции и процессы.

В процессе социально-культурной реабилитации участвуют специалисты разных уровней - от организаторов до исполнителей: врачей, реабилитологов, специалистов по социальной работе, социальных работников, специалистов по реабилитации, педагогов, психологов, психиатров и другие [22;50].

В рамках социально-культурной реабилитации специалист по социальной работе решает следующие профессиональные задачи:

  • регулирование отношений и взаимодействий в социальной среде на уровне структурной социальной работы;

  • определение и использование оптимальных форм в процессе социальной помощи и защиты населения;

  • организация социальной поддержки различным категориям нуждающихся (группа, общность);

  • оказание помощи людям, страдающих психическими заболеваниями и группам, в осознании и устранении затруднений личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющих на них;

  • оказание помощи людям в преодолении этих затруднений путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного и коррекционного воздействия;

  • защита беспомощных в соответствии с законом;

  • способствование более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной самозащиты;

  • использование всех средств и источников для социальной защиты нуждающихся в этом людей и др.

Реабилитационная система в комплексе включает многообразные структуры, реализующие процессы, которые имеют целью предоставить клиентам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, социального и психического уровня деятельности, поддерживать и тем самым изменить жизнь и расширить рамки их независимости.

Процесс реабилитации состоит из трех основных этапов [13;55]:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Кафедра социальной педагогики и социальной работы iconКонтрольные вопросы и задания
А. Николаев, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики и технологии социальной педагогики и социальной...

Кафедра социальной педагогики и социальной работы iconПояснительная записка Программа учебной (ознакомительной) практики...
Е. Н. Шовина, стар преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы мгпу

Кафедра социальной педагогики и социальной работы iconХолостова Е. И. Генезис, методологические основы и современная практика...

Кафедра социальной педагогики и социальной работы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований...
Целью освоения дисциплины «Методы исследования в социальной работе» является формирование целостной системы знаний об основных общенаучных...

Кафедра социальной педагогики и социальной работы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований...
Целью освоения дисциплины «Методы исследования в социальной работе» является формирование целостной системы знаний об основных общенаучных...

Кафедра социальной педагогики и социальной работы iconСоциология менеджмента и организаций хрестоматия
Автор (составитель) – Романов П. В., д с н., профессор кафедры социальной антропологии и социальной работы сгту

Кафедра социальной педагогики и социальной работы iconФакультет специальной педагогики и психологии
Факультет специальной педагогики и психологии основан 7 июня 2002 года (пр.№221-об от 01. 07. 2002). В составе факультета на сегодняшний...

Кафедра социальной педагогики и социальной работы iconОтчет работы социальной службы за 2012-2013 учебный год. Проблемы...
Всестороннее развитие способностей, творческой и социальной активности обучающихся

Кафедра социальной педагогики и социальной работы iconУчебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова. Спб.: Речь, 2004. 154с
Я. М. Платонова, д-р педагог, наук, проф., зав кафедрой социальной работы и социальных наук Санкт-Петербургского государственного...

Кафедра социальной педагогики и социальной работы iconРабочая учебная программа дисциплины Зарубежный опыт социальной работы...
Программа курса "Зарубежный опыт социальной работы" составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск