Скачать 3.46 Mb.
|
ББК 88.372я7 УДК 159.923(075) К90 Оглавление Рецензенты: 6. А. Николаев, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики и технологии социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета; А. Д. Гонеев, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики Курского государственного университета. Образцов П. И. К90 Методы и методология психолого-педагогического исследования. — СПб.: Питер, 2004. — 268 с: ил. — (Серия «Краткий курс»). ISBN 5-94723-731-8 В учебном пособии рассматриваются теоретические и практические вопросы проведения психолого-педагогического исследования в школе, вузе и других образовательных учреждениях. Раскрываются методология, современные методы и методика проведения исследования, даются методические рекомендации по обработке и интерпретации полученных результатов, обосновываются пути их внедрения в педагогическую практику, приводятся стандарты по оформлению научных работ. Учебное пособие рассчитано на студентов педагогических вузов, обучающихся по специальностям педагогики и психологии, а также специалистов, работающих в области подготовки научно-педагогических кадров, соискателей ученой степени кандидата психологических и педагогических наук. Данное пособие окажет практическую помощь преподавателям вузов, методистам, слушателям факультетов повышения квалификации, а также научным сотрудникам, ведущим исследовательскую работу в области психологии и педагогики. ББК 88.372я7 УДК 159.923(075) Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN 5-94723-731-8 © ЗАО Издательский дом «Питер», 2004 Глава I. Методологические основы психолого-педагогического исследования.............................6 Методология педагогики: определение, задачи, уровни и функции...........................6 Методологические принципы научного исследования.....15 Контрольные вопросы и задания................24 Глава II. Понятийный аппарат научного исследования, его содержание и характеристика.................26 Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики.............26 Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования.........................33 Контрольные вопросы и задания................52 Глава III. Методы научного познания...............53 Метод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики ....................... 53 Классификация методов научного познания..........56 Классификация методов психолого-педагогического исследования.........................60 Общенаучные логические методы и приемы познания .... 63 Контрольные вопросы и задания................75 Глава IV. Эмпирические методы психолого-педагогического исследования............................76 Метод изучения психолого-педагогической научной и методической литературы, архивных материалов.....76 Наблюдение как метод сбора психолого-педагогической информации.........................79 Беседа как метод исследования.................81 Методы опроса в структуре психолого-педагогического исследования.........................84 Методы изучения продуктов деятельности и обобщения передового педагогического опыта............100 Метод эксперимента в психолого-педагогическом исследовании ........................ 112 Контрольные вопросы и задания...............123 Глава V. Теоретические и сравнительно-исторические методы психолого-педагогического исследования............125 Сущность и специфика теоретического познания, его основные формы....................125 Использование общенаучных логических методов в качестве основы теоретического психолого-педагогического исследования.........132 Сравнительно-исторические методы психолого-педагогического исследования.........140 Контрольные вопросы и задания...............143 Глава VI. Методы математической статистики в психолого-педагогическом исследовании ..................144 Основные понятия математической статистики.......145 Статистическая обработка результатов психолого-педагогического исследования...............158 Контрольные вопросы и задания...............166 Глава VII. Методика проведения психолого-педагогического исследования...........................167 Замысел, структура и логика проведения психолого-педагогического исследования...............167 Интерпретация, апробация и внедрение полученных результатов исследования.................180 Оформление результатов научного труда..........186 Контрольные вопросы и задания...............196 Глава VIII. Педагогическое мастерство и культура исследователя...........................198 Педагогическое мастерство исследователя..........198 Научная добросовестность и этика исследователя......202 Искусство общения и культура поведения исследователя . . 206 Контрольные вопросы и задания...............210 Рекомендуемая литература....................211 Словарь терминов.........................213 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Методика проведения сравнительного педагогического эксперимента..................224 Приложение 2. Методика проведения социометрического опроса...............................232 Приложение 3. Методические рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ по педагогике опроса...............................238 I. Требования к курсовым работам по педагогике......238 II. Требования к выпускной квалификационной (дипломной) работе по педагогике....................247 Приложение 4. Рабочая программа по курсу «Методология и методы психолого-педагогического исследования»......258 Пояснительная записка....................258 Содержание программы....................259 Предметный указатель......................264 Глава I МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕААГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Методология педагогики: определение, задачи, уровни и функции Методологические проблемы психологии и педагогики всегда относились к наиболее актуальным, острым вопросам развития психолого-педагогической мысли. Изучение психологических и педагогических явлений с позиций диалектики, т. е. науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, позволяет выявить их качественное своеобразие, связи с другими социальными явлениями и процессами. В соответствии с принципами этой теории обучение, воспитание и развитие будущих специалистов исследуются в тесной связи с конкретными условиями общественной жизни и профессиональной деятельности. Все психолого-педагогические явления изучаются в их постоянном изменении и развитии, выявлении противоречий и путей их разрешения. Из философии мы знаем, что методология — это наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса. В настоящее время роль методологии в определении перспектив развития педагогической науки существенно возросла. С чем это связано? Во-первых, в современной науке заметны тенденции к интеграции знаний, комплексному анализу тех или иных явлений объективной реальности. В настоящее время, например, в общественных науках широко применяются данные кибернетики, математики, теории вероятностей и других наук, ранее не претендовавших на выполнение методологических функций в конкретном социальном исследовании. Заметно усилились связи между самими науками и научными направлениями. Так, все более условными становятся границы между педагогической теорией и общепсихологической концепцией личности; между экономическим анализом социальных проблем и психо- 7 лого-педагогическим исследованием личности; между педагогикой и генетикой, педагогикой и физиологией и т. д. Причем в настоящее время интеграция всех гуманитарных наук имеет ясно выраженный объект — человека. Поэтому важную роль в объединении усилий различных наук при его изучении играют психология и педагогика. Психология и педагогика все больше опираются на достижения различных отраслей знания, усиливаются качественно и количественно, постоянно обогащая и расширяя свой премет, поэтому необходимо сделать так, чтобы этот рост был осознан, скорректирован, управляем, что непосредственно зависит от методологического осмысления данного явления. Методология, таким образом, играет определяющую роль в психолого-педагогических исследованиях, придает им научную целостность, системность, повышает эффективность, профессиональную направленность. Во-вторых, усложнились сами науки психология и педагогика: методы исследования стали более разнообразными, в предмете исследования открываются новые аспекты. В этой ситуации важно, с одной стороны, не потерять предмет исследования — собственно психолого-педагогические проблемы, а с другой — не утонуть в море эмпирических фактов, направить конкретные исследования на решение фундаментальных проблем психологии и педагогики. В-третьих, в настоящее время стал очевиден разрыв между фи-юсофско-методологическими проблемами и непосредственной методологией психолого-педагогических исследований: с одной стороны — проблемы философии психологии и педагогики, а с другой — специальные методологические вопросы психолого-педагогических исследований. Другими словами, психологи и педагоги все чаще сталкиваются с проблемами, которые выходят за рамки конкретного исследования, т. е. методологическими, еще не решенными современной философией. А потребность в решении данных проблем огромна. В силу этого и требуется заполнить создавшийся вакуум методологическими концепциями, положениями в целях дальнейшего совершенствования непосредственной методологии психолого-педагогических исследований. В-четвертых, в настоящее время психология и педагогика стали своеобразным полигоном применения математических методов в социальных науках, мощным стимулом развития целых разделов математики. В этом объективном процессе роста, совершенствования методической системы данных наук неизбежны элементы абсолютизации количественных методов исследования в ущерб качественно- 8 му анализу. Это особенно заметно в зарубежной психологии и педагогике, где математическая статистика представляется чуть ли не панацеей от всех бед. Объясняется этот факт прежде всего социальными причинами: качественный анализ в психолого-педагогических исследованиях нередко ведет к неприемлемым для определенных властных структур выводам, а количественный, позволяя достичь конкретных практических результатов, дает широкую возможность для идеологического манипулирования в сфере этих наук и за их пределами. Однако в силу гносеологических причин математические методы могут, как известно, не приблизить к истине, а удалить от нее. И чтобы этого не произошло, количественный анализ необходимо дополнять качественным — методологическим. В этом случае методология выполняет роль нити Ариадны, избавляет от заблуждения, не дает запутаться в бесчисленных корреляциях, позволяет выбрать для качественного анализа наиболее существенные статистические зависимости и сделать правильные выводы из их анализа. И если современные психолого-педагогические исследования не могут обойтись без добротного количественного анализа, то еще в большей степени они нуждаются в методологическом обосновании. В-пятых, человек — решающая сила в профессиональной деятельности. Данное положение вытекает из общесоциологического закона возрастания роли субъективного фактора в истории, в развитии общества по мере социального прогресса. Но бывает и так, что, принимая это положение на уровне абстракции, некоторые исследователи отрицают его в той или иной конкретной ситуации, конкретном исследовании. Все чаще (правда, иногда и научно обоснованно) делается вывод, что наименее надежным звеном в конкретной системе «человек — машина» становится личность специалиста. Нередко это ведет к однобокой трактовке соотношения человека и техники в труде. В подобных тонких вопросах истина должна быть найдена как на психолого-педагогическом, так и на философско-социологиче-ском уровнях. Правильно решить эти и другие сложные вопросы помогает методологическая вооруженность исследователей. Теперь необходимо уточнить, что следует понимать под методологией, какова ее сущность, логическая структура и уровни, какие функции она выполняет. Термин методология греческого происхождения и означает «учение о методе» или «теория метода». В современной науке методология понимается в узком и широком смысле слова. В широком смысле 9 слова методология — это совокупность наиболее обших, прежде всего мировоззренческих, принципов в их применении к решению сложных теоретических и практических задач, это мировоззренческая позиция исследователя. Вместе с тем это и учение о методах познания, обосновывающее исходные принципы и способы их конкретного применения в познавательной и практической деятельности. Методология в узком смысле слова — это учение о методах научного исследования. Таким образом, в современной научной литературе под методологией чаще всего понимают учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования — его объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследовательских методов, средств и способов, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной задачи. В. В. Краевский в работе «Методология педагогического исследования»1 приводит шуточную притчу о сороконожке, которая однажды задумалась над тем, в каком порядке она при ходьбе передвигает свои ножки. И как только она задумалась над этим — закрутилась на месте, движение прекратилось, так как нарушился автоматизм ходьбы. Первым методологом, таким «методологическим Адамом», был человек, который в разгаре своей деятельности остановился и спросил себя: «А что же это такое я делаю?!» К сожалению, самоанализ, размышления о собственной деятельности, индивидуальная рефлексия становится в этом случае уже недостаточной. Наш «Адам» все чаще попадает в положение сороконожки из притчи, поскольку осмысление собственной деятельности только с позиций собственного опыта оказывается непродуктивным для деятельности в других ситуациях. Продолжая разговор в образах притчи о сороконожке, можно сказать, что полученных ею в результате самоанализа знаний о способах передвижения, например, по ровному полю, недостаточно для передвижения по пересеченной местности, для переправы через водную преграду и т. п. Иными словами, необходимо методологическое обобщение. Образно говоря, появляется потребность в сороконожке, 10 которая сама бы в движении не участвовала, а лишь наблюдала за движением многих своих собратьев и разрабатывала обобщенное представление об их деятельности. Возвращаясь к нашей теме, отметим, что такое обобщенное представление о деятельности, взятой в ее социопрактическом, а не психологическом срезе, и есть учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в области теории и практики, т. е. методология в первом, самом широком смысле этого слова. Однако с развитием науки, становлением ее как реальной производительной силы проясняется характер соотношения между научной деятельностью и деятельностью практической, которая все в большей степени основывается на теоретических выводах. Это находит отражение в представлении методологии как учения о методе научного познания, направленного на преобразование мира. Нельзя не учитывать то обстоятельство, что развитие общественных наук способствует разработке частных теорий деятельности. Одна из таких теорий — педагогическая, которая включает ряд частных теорий воспитания, обучения, развития, управления системой образования и т. д. По-видимому, подобные соображения и привели к еще более узкому пониманию методологии как учения о принципах, построении, формах и способах научно-познавательной деятельности. Что же представляет собой методология педагогики? Остановимся на этом вопросе более подробно. Чаще всего методология педагогики трактуется как теория методов педагогического исследования, а также теория для создания образовательных и воспитательных концепций. По мнению Р. Барроу, существует философия педагогики, которая и разрабатывает методологию исследования. Она включает разработку педагогической теории, логику и смысл педагогической деятельности. С этих позиций методология педагогики рассматривается как философия образования, воспитания и развития, а также методы исследования, которые позволяют создавать теорию педагогических процессов и явлений. Исходя из этой предпосылки, чешский педагог-исследователь Яна Скалкова утверждает, что методология педагогики представляет собой систему знаний об основах и структуре педагогической теории. Однако такая трактовка методологии педагогики не может быть полной. Для раскрытия сущности рассматриваемого понятия важно обратить внимание на то, что методология педагогики наряду со сказанным выполняет и другие функции: |
Бухгалтерский учет и учетная политика на сельскохозяйственных предприятиях | Анализ потребности в кадрах, планирование процедуры поиска и отбора персонала 3 | ||
Методические указания предназначены для студентов заочного отделения по специальности 120301 «Землеустройство» исодержат программу... | Целью практических занятий является закрепление знаний, полученных учащимися в ходе прослушивания лекций и работы с литературой | ||
Методические указания и контрольные задания по инженерной графике /дгту ростов-на-Дону, 2007 стр. 40 | В методических указаниях приведены рекомендации по изучению программного материала, вопросы для самоконтроля, рекомендации по выполнению... | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования... | Методические указания по самостоятельной работе: контрольные работы (вопросы и задания), тесты для самоконтроля, рефераты, курсовые... | ||
Методические указания, программа, решение типовых задач, программированные вопросы для самопроверки и контрольные задания для студентов-заочников... | ... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |