Контрольные вопросы и задания


НазваниеКонтрольные вопросы и задания
страница1/22
ТипКонтрольные вопросы
filling-form.ru > Туризм > Контрольные вопросы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
ББК 88.372я7 УДК 159.923(075) К90

Оглавление

Рецензенты:

6. А. Николаев, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики и технологии социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета; А. Д. Гонеев, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагоги­ки Курского государственного университета.

Образцов П. И.

К90 Методы и методология психолого-педагогического исследования. — СПб.: Питер, 2004. — 268 с: ил. — (Серия «Краткий курс»).

ISBN 5-94723-731-8

В учебном пособии рассматриваются теоретические и практические вопросы прове­дения психолого-педагогического исследования в школе, вузе и других образовательных учреждениях. Раскрываются методология, современные методы и методика проведения исследования, даются методические рекомендации по обработке и интерпретации полу­ченных результатов, обосновываются пути их внедрения в педагогическую практику, приводятся стандарты по оформлению научных работ. Учебное пособие рассчитано на студентов педагогических вузов, обучающихся по специальностям педагогики и психоло­гии, а также специалистов, работающих в области подготовки научно-педагогических кадров, соискателей ученой степени кандидата психологических и педагогических наук. Данное пособие окажет практическую помощь преподавателям вузов, методистам, слуша­телям факультетов повышения квалификации, а также научным сотрудникам, ведущим исследовательскую работу в области психологии и педагогики.

ББК 88.372я7 УДК 159.923(075)

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-94723-731-8

© ЗАО Издательский дом «Питер», 2004

Глава I. Методологические основы психолого-педагогического исследования.............................6

Методология педагогики: определение, задачи, уровни

и функции...........................6

Методологические принципы научного исследования.....15

Контрольные вопросы и задания................24

Глава II. Понятийный аппарат научного исследования,

его содержание и характеристика.................26

Научное исследование как особая форма познавательной

деятельности в области педагогики.............26

Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования.........................33

Контрольные вопросы и задания................52

Глава III. Методы научного познания...............53

Метод научного познания: сущность, содержание, основные

характеристики ....................... 53

Классификация методов научного познания..........56

Классификация методов психолого-педагогического

исследования.........................60

Общенаучные логические методы и приемы познания .... 63 Контрольные вопросы и задания................75

Глава IV. Эмпирические методы психолого-педагогического исследования............................76

Метод изучения психолого-педагогической научной

и методической литературы, архивных материалов.....76

Наблюдение как метод сбора психолого-педагогической

информации.........................79

Беседа как метод исследования.................81

Методы опроса в структуре психолого-педагогического

исследования.........................84

Методы изучения продуктов деятельности и обобщения

передового педагогического опыта............100

Метод эксперимента в психолого-педагогическом

исследовании ........................ 112

Контрольные вопросы и задания...............123

Глава V. Теоретические и сравнительно-исторические методы психолого-педагогического исследования............125

Сущность и специфика теоретического познания,

его основные формы....................125

Использование общенаучных логических методов

в качестве основы теоретического

психолого-педагогического исследования.........132

Сравнительно-исторические методы

психолого-педагогического исследования.........140

Контрольные вопросы и задания...............143

Глава VI. Методы математической статистики в психолого-педагогическом исследовании ..................144

Основные понятия математической статистики.......145

Статистическая обработка результатов психолого-педагогического исследования...............158

Контрольные вопросы и задания...............166

Глава VII. Методика проведения психолого-педагогического исследования...........................167

Замысел, структура и логика проведения психолого-педагогического исследования...............167

Интерпретация, апробация и внедрение полученных

результатов исследования.................180

Оформление результатов научного труда..........186

Контрольные вопросы и задания...............196

Глава VIII. Педагогическое мастерство и культура

исследователя...........................198

Педагогическое мастерство исследователя..........198

Научная добросовестность и этика исследователя......202

Искусство общения и культура поведения исследователя . . 206 Контрольные вопросы и задания...............210

Рекомендуемая литература....................211

Словарь терминов.........................213

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Методика проведения сравнительного педагогического эксперимента..................224

Приложение 2. Методика проведения социометрического

опроса...............................232

Приложение 3. Методические рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ по педагогике опроса...............................238

I. Требования к курсовым работам по педагогике......238

II. Требования к выпускной квалификационной (дипломной)

работе по педагогике....................247

Приложение 4. Рабочая программа по курсу «Методология

и методы психолого-педагогического исследования»......258

Пояснительная записка....................258

Содержание программы....................259

Предметный указатель......................264
Глава I

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕААГОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Методология педагогики: определение, задачи, уровни и функции

Методологические проблемы психологии и педагогики всегда отно­сились к наиболее актуальным, острым вопросам развития психоло­го-педагогической мысли. Изучение психологических и педагогиче­ских явлений с позиций диалектики, т. е. науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, позволяет вы­явить их качественное своеобразие, связи с другими социальными явлениями и процессами. В соответствии с принципами этой теории обучение, воспитание и развитие будущих специалистов исследуют­ся в тесной связи с конкретными условиями общественной жизни и профессиональной деятельности. Все психолого-педагогические яв­ления изучаются в их постоянном изменении и развитии, выявлении противоречий и путей их разрешения.

Из философии мы знаем, что методология — это наука о наибо­лее общих принципах познания и преобразования объективной дей­ствительности, путях и способах этого процесса.

В настоящее время роль методологии в определении перспектив развития педагогической науки существенно возросла. С чем это связано?

Во-первых, в современной науке заметны тенденции к интеграции знаний, комплексному анализу тех или иных явлений объективной реальности. В настоящее время, например, в общественных науках широко применяются данные кибернетики, математики, теории ве­роятностей и других наук, ранее не претендовавших на выполнение методологических функций в конкретном социальном исследова­нии. Заметно усилились связи между самими науками и научными направлениями. Так, все более условными становятся границы меж­ду педагогической теорией и общепсихологической концепцией лич­ности; между экономическим анализом социальных проблем и психо-

7

лого-педагогическим исследованием личности; между педагогикой и генетикой, педагогикой и физиологией и т. д. Причем в настоящее время интеграция всех гуманитарных наук имеет ясно выраженный объект — человека. Поэтому важную роль в объединении усилий раз­личных наук при его изучении играют психология и педагогика.

Психология и педагогика все больше опираются на достижения различных отраслей знания, усиливаются качественно и количест­венно, постоянно обогащая и расширяя свой премет, поэтому необ­ходимо сделать так, чтобы этот рост был осознан, скорректирован, управляем, что непосредственно зависит от методологического ос­мысления данного явления. Методология, таким образом, играет определяющую роль в психолого-педагогических исследованиях, придает им научную целостность, системность, повышает эффектив­ность, профессиональную направленность.

Во-вторых, усложнились сами науки психология и педагогика: методы исследования стали более разнообразными, в предмете ис­следования открываются новые аспекты. В этой ситуации важно, с одной стороны, не потерять предмет исследования — собственно пси­холого-педагогические проблемы, а с другой — не утонуть в море эм­пирических фактов, направить конкретные исследования на реше­ние фундаментальных проблем психологии и педагогики.

В-третьих, в настоящее время стал очевиден разрыв между фи-юсофско-методологическими проблемами и непосредственной ме­тодологией психолого-педагогических исследований: с одной сторо­ны — проблемы философии психологии и педагогики, а с другой — специальные методологические вопросы психолого-педагогических исследований. Другими словами, психологи и педагоги все чаще сталкиваются с проблемами, которые выходят за рамки конкретного исследования, т. е. методологическими, еще не решенными совре­менной философией. А потребность в решении данных проблем ог­ромна. В силу этого и требуется заполнить создавшийся вакуум ме­тодологическими концепциями, положениями в целях дальнейшего совершенствования непосредственной методологии психолого-педа­гогических исследований.

В-четвертых, в настоящее время психология и педагогика стали своеобразным полигоном применения математических методов в со­циальных науках, мощным стимулом развития целых разделов ма­тематики. В этом объективном процессе роста, совершенствования методической системы данных наук неизбежны элементы абсолюти­зации количественных методов исследования в ущерб качественно-

8

му анализу. Это особенно заметно в зарубежной психологии и педа­гогике, где математическая статистика представляется чуть ли не панацеей от всех бед. Объясняется этот факт прежде всего социаль­ными причинами: качественный анализ в психолого-педагогических исследованиях нередко ведет к неприемлемым для определенных властных структур выводам, а количественный, позволяя достичь конкретных практических результатов, дает широкую возможность для идеологического манипулирования в сфере этих наук и за их пределами.

Однако в силу гносеологических причин математические методы могут, как известно, не приблизить к истине, а удалить от нее. И что­бы этого не произошло, количественный анализ необходимо допол­нять качественным — методологическим. В этом случае методология выполняет роль нити Ариадны, избавляет от заблуждения, не дает запутаться в бесчисленных корреляциях, позволяет выбрать для ка­чественного анализа наиболее существенные статистические зависи­мости и сделать правильные выводы из их анализа. И если современ­ные психолого-педагогические исследования не могут обойтись без добротного количественного анализа, то еще в большей степени они нуждаются в методологическом обосновании.

В-пятых, человек — решающая сила в профессиональной дея­тельности. Данное положение вытекает из общесоциологического закона возрастания роли субъективного фактора в истории, в разви­тии общества по мере социального прогресса. Но бывает и так, что, принимая это положение на уровне абстракции, некоторые исследо­ватели отрицают его в той или иной конкретной ситуации, конкрет­ном исследовании. Все чаще (правда, иногда и научно обоснованно) делается вывод, что наименее надежным звеном в конкретной систе­ме «человек — машина» становится личность специалиста. Нередко это ведет к однобокой трактовке соотношения человека и техники в труде. В подобных тонких вопросах истина должна быть найдена как на психолого-педагогическом, так и на философско-социологиче-ском уровнях. Правильно решить эти и другие сложные вопросы по­могает методологическая вооруженность исследователей.

Теперь необходимо уточнить, что следует понимать под методо­логией, какова ее сущность, логическая структура и уровни, какие функции она выполняет.

Термин методология греческого происхождения и означает «уче­ние о методе» или «теория метода». В современной науке методоло­гия понимается в узком и широком смысле слова. В широком смысле

9

слова методология — это совокупность наиболее обших, прежде все­го мировоззренческих, принципов в их применении к решению сложных теоретических и практических задач, это мировоззренче­ская позиция исследователя. Вместе с тем это и учение о методах познания, обосновывающее исходные принципы и способы их кон­кретного применения в познавательной и практической деятельно­сти. Методология в узком смысле слова — это учение о методах науч­ного исследования.

Таким образом, в современной научной литературе под методоло­гией чаще всего понимают учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология нау­ки дает характеристику компонентов научного исследования — его объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследователь­ских методов, средств и способов, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной задачи.

В. В. Краевский в работе «Методология педагогического исследо­вания»1 приводит шуточную притчу о сороконожке, которая однаж­ды задумалась над тем, в каком порядке она при ходьбе передвигает свои ножки. И как только она задумалась над этим — закрутилась на месте, движение прекратилось, так как нарушился автоматизм ходьбы.

Первым методологом, таким «методологическим Адамом», был человек, который в разгаре своей деятельности остановился и спро­сил себя: «А что же это такое я делаю?!» К сожалению, самоанализ, размышления о собственной деятельности, индивидуальная рефлек­сия становится в этом случае уже недостаточной.

Наш «Адам» все чаще попадает в положение сороконожки из притчи, поскольку осмысление собственной деятельности только с позиций собственного опыта оказывается непродуктивным для дея­тельности в других ситуациях.

Продолжая разговор в образах притчи о сороконожке, можно ска­зать, что полученных ею в результате самоанализа знаний о способах передвижения, например, по ровному полю, недостаточно для пере­движения по пересеченной местности, для переправы через водную преграду и т. п. Иными словами, необходимо методологическое обобщение. Образно говоря, появляется потребность в сороконожке,

10

которая сама бы в движении не участвовала, а лишь наблюдала за движением многих своих собратьев и разрабатывала обобщенное представление об их деятельности. Возвращаясь к нашей теме, отме­тим, что такое обобщенное представление о деятельности, взятой в ее социопрактическом, а не психологическом срезе, и есть учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельно­сти в области теории и практики, т. е. методология в первом, самом широком смысле этого слова.

Однако с развитием науки, становлением ее как реальной про­изводительной силы проясняется характер соотношения между на­учной деятельностью и деятельностью практической, которая все в большей степени основывается на теоретических выводах. Это нахо­дит отражение в представлении методологии как учения о методе на­учного познания, направленного на преобразование мира.

Нельзя не учитывать то обстоятельство, что развитие обществен­ных наук способствует разработке частных теорий деятельности. Од­на из таких теорий — педагогическая, которая включает ряд частных теорий воспитания, обучения, развития, управления системой обра­зования и т. д. По-видимому, подобные соображения и привели к еще более узкому пониманию методологии как учения о принципах, построении, формах и способах научно-познавательной деятельно­сти.

Что же представляет собой методология педагогики? Остановим­ся на этом вопросе более подробно.

Чаще всего методология педагогики трактуется как теория мето­дов педагогического исследования, а также теория для создания об­разовательных и воспитательных концепций. По мнению Р. Барроу, существует философия педагогики, которая и разрабатывает методо­логию исследования. Она включает разработку педагогической тео­рии, логику и смысл педагогической деятельности. С этих позиций методология педагогики рассматривается как философия образова­ния, воспитания и развития, а также методы исследования, которые позволяют создавать теорию педагогических процессов и явлений. Исходя из этой предпосылки, чешский педагог-исследователь Яна Скалкова утверждает, что методология педагогики представляет со­бой систему знаний об основах и структуре педагогической теории. Однако такая трактовка методологии педагогики не может быть пол­ной. Для раскрытия сущности рассматриваемого понятия важно об­ратить внимание на то, что методология педагогики наряду со ска­занным выполняет и другие функции:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Контрольные вопросы и задания iconКонтрольные вопросы и задания
Бухгалтерский учет и учетная политика на сельскохозяйственных предприятиях

Контрольные вопросы и задания iconКонтрольные вопросы и задания: 36
Анализ потребности в кадрах, планирование процедуры поиска и отбора персонала 3

Контрольные вопросы и задания iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочного...
Методические указания предназначены для студентов заочного отделения по специальности 120301 «Землеустройство» исодержат программу...

Контрольные вопросы и задания iconКонтрольные вопросы и задания
Целью практических занятий является закрепление знаний, полученных учащимися в ходе прослушивания лекций и работы с литературой

Контрольные вопросы и задания iconМетодические указания и контрольные задания по инженерной графике...
Методические указания и контрольные задания по инженерной графике /дгту ростов-на-Дону, 2007 стр. 40

Контрольные вопросы и задания iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
В методических указаниях приведены рекомендации по изуче­нию программного материала, вопросы для самоконтроля, рекомен­дации по выполнению...

Контрольные вопросы и задания iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования...

Контрольные вопросы и задания iconУчебно-методический комплекс по дисциплине криминалистика
Методические указания по самостоятельной работе: контрольные работы (вопросы и задания), тесты для самоконтроля, рефераты, курсовые...

Контрольные вопросы и задания iconМетодические указания, программа, решение типовых задач, программированные...
Методические указания, программа, решение типовых задач, программированные вопросы для самопроверки и контрольные задания для студентов-заочников...

Контрольные вопросы и задания iconМз РФ дневник производственной практики помошник врача-стоматолога...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск