Рабочая учебная программа дисциплины Зарубежный опыт социальной работы специальность: 350500 Социальная работа


НазваниеРабочая учебная программа дисциплины Зарубежный опыт социальной работы специальность: 350500 Социальная работа
страница1/17
ТипРабочая учебная программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Зарубежный опыт социальной работы (Р.В. Корнюшина)

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины
Зарубежный опыт социальной работы
специальность: 350500 Социальная работа

   Программа курса "Зарубежный опыт социальной работы" составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
   Цель курса - познакомить будущих специалистов с опытом работы в странах Западной Европы и США.
   Изучение зарубежной практики решения социальных вопросов представляет для будущих специалистов интерес с точки зрения прогнозирования аналогичных явлений и процессов, происходящих в России в период становления социальной работы как профессии, при изучении курса необходимо исходить из того, что не существует такого сочетания социальной практики, которая могла бы служить эталоном помощи, процесс освоения зарубежного опыта необходим прежде всего для выработки собственных подходов к решению социальных проблем с учетом исторических особенностей и экономических возможностей России.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

   Лекции
   1. Становление социальной работы как профессии (4 часа).
   Предпосылки институционализации социальной работы. Первые школы. Подходы к построению теории социальной работы. Обучение работников социальных служб. Области практической деятельности социальных работников за рубежом. Клиницисты и частная практика. Заимствование знаний и научные исследования.
   2. Международная инфраструктура социальной работы (2 часа).
   Международная федерация социальных работников. Национальная ассоциация социальных работников в США. Ассоциация социальных педагогов и социальных работников в России.
   3. Модели социальной поддержки населения в современном мире (2 час).
   Особенности возникновения систем социальной защиты населения с США и странах Западной Европы. Концепция "Государство всеобщего благоденствия". Типология моделей социального обеспечения за рубежом. Общее и особенное.
   4. Система социальной зашиты населения в США (4 час).
   Основные формы социального обеспечения в США. Программы социального страхования. Социальное вспомоществование. Черта бедности как критерий нуждаемости. Поддержка американского населения различных программ. Частное страхование в США.
   5. Социальное обеспечение в странах Северной Европы (2час).
   Отличительные черты систем социального обеспечения в Скандинавских странах (Швеция, Норвегия, Финляндия, Голландия др.). Пенсионная система. Пособия по безработице, уходу за детьми, по болезни. Расходы на социальное обеспечение.
   6. Организационные формы социальной работы (2 часа).
   Государственные организации в системе социальной защиты населения. Социальные агентства частной инициативы. Добровольческие неприбыльные организации. Деинституционализация.
   7.Социальное обслуживание семьи и детей за рубежом (4 час).
   Детская социальная служба. Услуги по уходу за детьми. Деятельность служб по защите детей от насилия в семье. Формы заместительства семьи. Усыновление детей за рубежом. Детские дома и приюты для детей в западных странах и США.
   8. Социальное обслуживание пожилых престарелых и инвалидов за рубежом (4 час).
   Система долговременного ухода за пожилыми и престарелыми в США. Дневные центры для пожилых людей. Опыт обслуживания пожилых людей в сельской местности в странах западной Европы. Социально-трудовая реабилитация инвалидов ха рубежом. Хосписное обслуживание в США.
   9. Социальная работа с детьми и подростками отклоняющегося поведения в странах Западной Европы и США (4 час).
   Отличительные черты социальной работы с детьми отклоняющегося поведения за рубежом. Программы и технологии социальной работы с девиантной молодежью в Голландии. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в США. Суды для несовершеннолетних за рубежом. Службы социально-педагогической помощи в Германии. Учреждения для беглецов и бездомных детей и подростков ха рубежом. Социальная работа с подростками, употребляющими алкоголь и наркотики за рубежом.
   10. Социальная работа в разных сферах жизнедеятельности людей (4 час).
   Особенности социальной работы в общине. Социальная работа в учреждениях здравоохранения в зарубежных странах. Опыт социальной работы в правоохранительных и следственных учреждениях за рубежом. Особенности социальной работы в среде этнических меньшинств. Социальная работа в школе, на производстве, в воинской среде.
   Семинарские занятия
   1. Становление социальной работы как профессии.
   2. Модели социальной защиты населения в зарубежных странах.
   3. Социальное обеспечение в Европейских странах.
   4. Организационные формы социальной работы.
   5. Социальное обслуживание семьи и детей за рубежом. Социальное обслуживание пожилых и престарелых.
   Социальная работа с подростками группы “риска” и юными правонарушителями за рубежом.
   Социальная работа в разных сферах жизнедеятельности людей за рубежом.

II. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

   Знакомство с учебной и научной литературой по курсу.
   Поиск дополнительной литературы к семинарским занятиям.
   Подготовка докладов.
   Подготовка рефератов.

III. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

   Системы обучения социальных работников в разных странах.
   Профессиональные риски в социальной работе.
   Национальная ассоциация социальных работников в США.
   Международная федерация социальных работников.
   Медицинское страхование в США.
   Программа помощи семьям с детьми в США.
   Частное страхование в США.
   Канадский опыт социальной защиты населения.
   Охрана материнства и детства в Финляндии.
   Социальное обеспечение в Германии.
   Пенсионная система во Франции.
   Занятость пожилых людей в Европейских странах.
   Национальные добровольческие организации в США.
   Благотворительные союзы в Германии.
   Деятельность благотворительных организаций в Великобритании.
   Некоммерческий сектор в Венгрии.
   Международные добровольческие организации.
   Социальная работа с детьми с особыми нуждами в Европейских странах.
   Материнские центры в Германии.
   Планирование семьи в странах Северной Европы.
   Международное усыновление: проблемы, решения.
   Кризисные центры для женщин в Канаде.
   Хосписное обслуживание в США.
   Приюты семейного типа для пожилых людей за рубежом.
   Социально-трудовая реабилитации инвалидов в странах Восточной Европы.
   Социальная работа с инвалидами в азиатских странах.
   Проблема плохого обращения с пожилыми людьми и опыт ее решения.
   Технологии социальной работы с с девиантными подростками в Голландии.
   Социальная работа с юными правонарушителями в США.
   Учреждения для беглецов и бездомных детей за рубежом.
   Социальная работа с наркоманами и алкоголиками за рубежом.
   Проблема подросткового вандализма.
   Особенности социальной работы в общине.
   Социальная работа в учреждениях здравоохранения за рубежом.
   Опыт социальной работы в следственных органах за рубежом.
   Особенности социальной работе в среде этнических меньшинств за рубежом.

IV. ВОПРОСЫ к ЗАЧЕТУ

   Предпосылки институционализации социальной работы.
   Первые школы социальных работников.
   Значение трудов Мэри Ричмонд в развитии методики социальной работы.
   Диагностическая и функциональная школы.
   Психолого-ориентированные подходы к социальной работе
   Системные модели практической социальной работы.
   Обучение социальных работников за рубежом.
   Сферы деятельности и занятость социальных работников за рубежом.
   Возникновение систем социального обеспечения за рубежом.
   Концепция "государство всеобщего благоденствия".
   Типология моделей социального обеспечения.
   Система социального страхования США.
   Государственное вспомоществование в США.
   Частное социальное страхование.
   Отличительные черты систем социального обеспечения европейских стран.
   Пенсионная система в странах Северной Европы.
   Пособия по безработице в странах Северной Европы.
   Медицинское обслуживание в странах Северной Европы.
   Пособия семье и детям в странах Северной Европы.
   Роль и место государственных служб в социальной работе.
   Социальные агентства частной инициативы.
   Некоммерческие организации.
   Деинститу ционализация.
   Детская социальная служба за рубежом.
   Услуги по уходу и воспитанию детей за рубежом.
   Деятельность служб по защите детей от насилия за рубежом.
   Формы заместительства семьи в зарубежных странах.
   Детские дома и приюты для детей и подростков в Западной Европе и США.
   Социальная работа с детьми с особыми нуждами за рубежом.
   Система долговременного ухода за пожилыми людьми за рубежом.
   Социальная работа в дневных центрах и приютах для пожилых за рубежом.
   Опыт обслуживания пожилых людей в сельской местности.
   Социально-трудовая реабилитация инвалидов за рубежом.
   Программы реабилитации подростков с отклонениями в поведении за рубежом.
   Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в США.
   Учреждения для беглецов и бездомных детей в США.
   Социальная работа с наркоманами в зарубежных странах.
   Особенности социальной работы в общине.
   Особенности социальной работы в воинской среде.
   Социальная работа в правоохранительных и следственных органах.
   Социальная работа в учреждениях здравоохранения.
   Социальная работа в среде этнических меньшинств.

 МОДУЛЬ 1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА РУБЕЖОМ

1.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ПРОФЕССИИ
1.1.1. Социально-экономические и политические предпосылки
1.1.2. Организованная благотворительность и сеттльменты
1.1.3. Возникновение и развитие школ подготовки социальных работников
1.2. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ в СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
1.2.1. Первые научные школы в социальной работе США
1.2.2. Развитие научных исследований в 1945 - 1970 гг
1.2.3. Современные теоретические модели социальной работы
1.3. ПРОФЕССИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.3.1. Системы обучения социальных работников за рубежом
1.3.2. Сферы деятельности и занятость социальных работников
1.3.3. Супервизорство в социальной работе
1.3.4. Этические принципы и дилеммы в социальной работе

1.1.1. Социально-экономические и политические предпосылки

   Профессии, как известно, представляют собой такие типы занятий, которые ориентированы на нужды определенных слоев населения и призваны решать важные социальные проблемы с опорой на комплекс специализированных знаний.
   В литературе возникновение социальной работы как профессии обычно датируют концом XIX - началом XX веков. Именно в этот период в ряде индустриально развитых стран появляются группы специалистов, которые начинают профессионально заниматься социальной работой, создают учебные заведения, обучают социальных работников. Великобритания и США были теми странами, где социальная работа раньше всего оформилась в качестве особого вида деятельности, и где она затем была поставлена на профессиональную основу.
   Что же обусловило потребность в подготовке социальных работников-профессионалов и развитие социальной работы как научной и учебной дисциплины? Основными причинами, по мнению исследователей, были следующие:
   1. разрушение единого сообщества, связанного с общими принципами и нормами существования
   2. урбанизация и индустриализация;
   3. увеличение и социальных связей и отношений человека.
   Стремительность индустриального развития в странах Европы и США, урбанизация, увеличившая в обществе долю маргинальных слоев населения, слабо адаптированных к жизни в городе, разрыв традиционных социальных связей в отношениях между людьми, между человеком и обществом привели к появлению таких социальных проблем, которые невозможно было решать методами, испытанными в традиционном обществе.
   В условиях резкого обострения общественных отношений среди наиболее просвещенных людей формировалось убеждение, что общество больно и его надо лечить, опираясь на методику благотворительности и милосердия.
   Однако, многие, кого беспокоило бедственное положение широких масс, были убеждены, что перемены в обществе - это естественный процесс. Эти люди считали, что заболел человек и его надо лечить, чтобы он принял как должное существующую действительность, примирился с проблемами “взрослеющего” общества.
   То есть, в рамках социальной работы стали параллельно развиваться два направления, противостоящие друг другу в понимании социальных проблем. Этот процесс, как указывают авторы, был характерен как для США, так и для ряда стран Европы, особенно для Великобритании Нидерландов, Германии. Характерным было и то, что развитие социальной работы на обоих континентах стимулировало друг друга.
   Особенно бурно процесс становления социальной работы как профессиональной деятельности проходил в США. Превращение городских поселений в города и рост количества приезжих, бродяг и неудачников вызвали значительное увеличение числа богаделен и тюрем, в которых условия содержания были просто ужасающие. Остро встал вопрос об опеке над бедными, умственно неполноценными и осужденными. Эти категории попали под защиту органов штатов, а затем Советов благотворительности и преображения штатов. В общественном секторе появились добровольческие организации и агентства по уходу за детьми.
   Советы благотворительности и преображения штатов возникли в 60-е гг. 19 века. Они имели различную структуру и обязанности, но их основной задачей было оказание консультационной помощи законодателям в области управления различными учреждениями. В Советы входили известные филантропы, добровольцы, образованные люди того времени, и их деятельность не оплачивалась.
   В 1865 году члены Советов из разных штатов объединились в Американскую Ассоциацию социальных наук. Однако вскоре стало ясно, что разные группы людей, занимаясь одним делом -оказанием помощи людям, разделяют разные взгляды и преследуют различные интересы.
   Многие считали, что решать практические социальные проблемы необходимо на основе научных знаний о человеке. Практические работники, занимаясь уходом за немощными людьми и осуществляя контроль помощи бедным, были заинтересованы, в первую очередь, в разработке простых методик, которые можно было бы применять на практике. Столкновение интересов приобрело резкую форму. В 1874 году практические работники вышли из Ассоциации и организовали свое собственное объединение - Национальную конференцию благотворительности и преображения (в некоторых источниках она упоминается как Национальная конференция благотворительности и исправительных действий).
   Создание Национальной конференции благотворительности и преображения, по мнению известного американского социолога Зимбалиста, явилось началом профессиональной социальной работы (“Основные вопросы и направления в исследовании социального благосостояния”, 1977). Именно с этого времени, пишет ученый, начала развиваться организованная социальная работа.
   Начальный этап процесса ее развития в американской литературе характеризуется как этап перехода от первых неуверенных шагов к формализованным методам.

1.1.2. Организованная благотворительность и сеттльменты

   В восьмидесятых годах 19 века в США возникли две профессиональные организации, положившие начало двум направлениям в социальной работе. Одна из них благотворительная, созданная по типу Лондонского общества организованной благотворительности, появилась в Баффа-ло в 1887г. Другая - Гильдия соседей (поселенцев) была организована в 1886 г. в Нью-Йорке. Обе организации черпали свои взгляды в традициях викторианской Англии и быстро развивались. К 1892 году в крупных городах США и Канады были созданы 92 благотворительные организации. Что касается поселений эмигрантов, переселенцев, так называемых сеттльментов, то к 1986 году их бьшо уже 44 и это число постоянно росло. Необходимо заметить, что такие поселения возникли не только в США, но и в Англии, Германии, Финляндии и ряде других стран.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Рабочая учебная программа дисциплины Зарубежный опыт социальной работы специальность: 350500 Социальная работа iconУчебно-методический комплекс дисциплины содержание и методика педагогической...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Рабочая учебная программа дисциплины Зарубежный опыт социальной работы специальность: 350500 Социальная работа iconРабочая программа дисциплины социальная педагогика направление: 040400 Социальная работа

Рабочая учебная программа дисциплины Зарубежный опыт социальной работы специальность: 350500 Социальная работа iconРабочая программа дисциплины социальная педагогика направление: 44. 03. 01 Социальная работа

Рабочая учебная программа дисциплины Зарубежный опыт социальной работы специальность: 350500 Социальная работа iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс работа социального педагога...
Автор – составитель программы: Т. Д. Тегалева, старший преподаватель кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью

Рабочая учебная программа дисциплины Зарубежный опыт социальной работы специальность: 350500 Социальная работа iconРабочая учебная программа по дисциплине Социология Для направления 040100 Социальная работа
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 030300 «Психология» высшего профессионального образования...

Рабочая учебная программа дисциплины Зарубежный опыт социальной работы специальность: 350500 Социальная работа iconРабочая Учебная программа дисциплины «Организация безналичных расчетов»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос спо по направлению 080110. 51 «Банковское дело»

Рабочая учебная программа дисциплины Зарубежный опыт социальной работы специальность: 350500 Социальная работа iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Оп – образовательная программа (впо – высшее профессиональное образование, спо среднее профессиональное образование)

Рабочая учебная программа дисциплины Зарубежный опыт социальной работы специальность: 350500 Социальная работа iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Оп – образовательная программа (впо – высшее профессиональное образование, спо среднее профессиональное образование)

Рабочая учебная программа дисциплины Зарубежный опыт социальной работы специальность: 350500 Социальная работа iconПрограмма дисциплины дисциплина гсэ. Р. 4 Введение в профессию «Социальная работа»
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 040000 «Социальные науки»...

Рабочая учебная программа дисциплины Зарубежный опыт социальной работы специальность: 350500 Социальная работа iconРабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной...
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном образовании при наличии среднего (полного) общего образования....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск