В.Н. Куровский Модели профориентационной работы с сельскими учащимися на основе социального партнёрства Методическое пособие
Томск 2013
УДК
|
| ББК
|
| Рецензенты:
д-р пед.наук, профессор М.П. Пальянов,
д-р пед.наук, профессор В.И. Ревякина Ответственный редактор
д-р пед.наук, профессор В.Н. Куровский
| Куровский В.Н.
| П30
| Модели профориентационной работы с сельскими учащимися на основе социального партнерства» (для специалистов социальной сферы): Учеб.-метод. пособие. - Томск: ЦНТИ, 2013. -
| ISBN
| В данном пособии рассматриваются теоретические и практические вопросы моделирования и реализации профориентационной работы с сельскими учащимися на основе социального партнерства.
Книга будет полезна учителям, социальным педагогам, школьным психологам, студентам педагогических вузов, слушателям ИПК, работникам научно-методических служб
|
|
|
| УДК
|
| ББК
|
|
| ISBN
| В.Н. Куровский, 2013
Оформление. Томское ЦНТИ, 2013.
|
Оглавление
Введение 4
Социально-экономические факторы, влияющие на развитие образовательных систем сельской местности 5
Сельская школа как инициативный субъект создания открытого образовательного пространства 10
Государственный и социальный заказы образованию как основа социального партнёрства субъектов в открытом образовательном пространстве. 22
Реализация политехнического принципа как условие профессиональной ориентации школьников 37
Моделирование ситуаций в процессе осуществления профессиональных проб 46
Моделирование как средство формирования компетенций и способ осуществления профессиональных проб учащихся 49
Моделирование технологии реализации профессиональных проб 53
Профориентационная компетентность учителя для реализации профильного обучения 56
Включение школьника в разнообразную личностно значимую для него деятельность на основе выбора, планирования, пробы сил, осмысления происходящего, приводит к тому, что становится более устойчивым проявление функции автономности. 62
Профессиональные пробы сельских школьников в процессе производительного труда. 62
Заключение 75
Введение
Социально-экономическое развитие села является основой стабильного развития всего общества, устойчивости социально-политической ситуации в стране. Сложившаяся в настоящее время на селе новая социально-экономическая ситуация, основной доминирующей тенденцией которой является дальнейшее увеличение разрыва в уровне жизни сельского и городского населения, может привести к необратимым процессам в развитии села - к его неспособности выполнять ни одну из его функций: производственную, социально-демографическую, культурную, природоохранную, рекреационную.
Преодоление сложившейся критической ситуации в российской деревне возможно только при коренном изменении подходов к ее возрождению. В основу стратегии развития необходимо положить новый подход к селу, рассматривая его не только как агропроизводственную сферу, но и как социально-территориальную подсистему, выполняющую широкий спектр указанных выше функций. Взгляд на село как многофункциональную социально-территориальную подсистему общества означает, что в сельской местности повсеместно, без отбора по агропроизводственному признаку, должны быть, в конечном счете, созданы достойные условия жизни, качественно равные городским.
Подъем уровня и улучшение качества жизни сельского населения возможен за счет повышения качества общего и профессионального образования, адекватного для выживания в современных социально-экономических условиях России. Речь при этом идет не только об аграрных тружениках, обеспечивающих общество продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, но и о субъектах других производств и сфер деятельности, обеспечивающих более полную занятость сельского населения, его доходы, реализующих присущие селу важнейшие для всего общества функции по воспроизводству зон обитания, благоприятной экологической и рекреационной среды и т.д.
На конкурентоспособность и успешность на рынке труда выпускника сельской школы оказывает влияние оптимальность его личностного, социального и профессионального самоопределения. Поэтому миссией школы становится обеспечение подрастающего поколения средствами самоопределения в трудовой, социальной, политической и экономической жизни и преодоление воздействия асоциальной сельской среды. Действенным средством для успешной социальной и профессиональной адаптации школьников в обществе выступает скоординированая деятельность государства, бизнеса и других социальных институтов по созданию социально-ориентированной дидактической системы непрерывного профильного обучения и трудового воспитания сельских школьников. В сельской местности она имеет свою специфику, вытекающую из особой роли сельской школы.
Таким образом, системный взгляд на развитие села показывает, что оно не сводится только к материально-экономическому развитию сельской социальной и инженерной инфраструктуры. Решение этих проблем затрагивает и культурно-духовные институты социальной организации села как подсистемы общества. Поэтому их следует рассматривать во взаимосвязи со всеми другими проблемами сельской жизни, в том числе, преодолевая разобщенность субъектов образовательного пространства сельской местности через согласованное взаимодействие социальных партнеров: государства, социальных институтов и бизнеса.
Одной из проблем социального партнерства является вопрос о согласовании интересов всех субъектов открытого образовательного пространства села на основе регулирования их отношений по воспроизводству кадров для учреждений и предприятий сельской инфраструктуры и созданию модели эффективной профессиональной ориентации сельских школьников. Место и роль такого социального партнерства субъектов в этой системе во многом зависят от активности сельской школы
|