Учебно-методическое пособие Йошкар-Ола, 2009 ббк п 6 удк 636


НазваниеУчебно-методическое пособие Йошкар-Ола, 2009 ббк п 6 удк 636
страница1/26
ТипУчебно-методическое пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО «Марийский государственный университет»

Аграрно-технологический институт

Александров Ю.А.

Частное животноводство
Учебно-методическое пособие

Йошкар-Ола, 2009

ББК П 6

УДК 636

Ч 253

Рецензенты:

В.К. Тощев, канд. с.-х. наук, проф. МарГУ;

Е.Д. Чиргин, канд. биол. наук, доц. МарГУ

Рекомендовано к изданию
редакционно-издательским советом МарГУ


Ч 253 Частное животноводство: учебно-методическое пособие / Мар. гос. ун-т; Ю.А. Александров. – 2009. – 100 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов II курса заочной формы обучения специальности 110401.65 – Зоотехния. Включает программные вопросы по учебной практике и методику выполнения индивидуальных заданий.

Данное пособие призвано помочь студентам приобрести навыки самостоятельной работы со справочной и периодической литературой, добиться закрепления теоретических знаний, овладеть методикой анализа технологических процессов в скотоводстве и свиноводстве.
ББК П 6

УДК 636
© Гоувпо «Марийский государственный
университет», 2009

© Ю.А. Александров, составление, 2009

Введение

Современное животноводство характеризуется интенсификацией и концентрацией производства, широким использованием достижений научно-технического прогресса. В этих условиях возрастают требования как к теоретической подготовке специалистов, так и к умению творчески применять полученные знания, находить оптимальные решения сложных научных и практических вопросов.

Перед учебным процессом возникает целый ряд новых задач – это его активация, эффективное использование учебного времени и самая главная задача – повышение доли самостоятельной работы студентов.

Для прохождения учебной практики по частному животноводству выносятся вопросы дисциплин, пройденных студентами на II курсе и запланированных на III–IV курсе согласно учебных программ. Пособие разработано на основании действующего учебного плана специальности и программ соответствующих дисциплин (зоогигиена, разведение с.-х. животных, кормление животных, скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство). Оно содержит программные вопросы учебной практики, 10 индивидуальных вариантов по 10 заданий в каждом, методику выполнения этих заданий. Индивидуальные задания включают вопросы по зоогигиене, кормлению, разведению, воспроизводству, совершенствованию племенных и продуктивных качеств животных по основным отраслям животноводства – скотоводству и свиноводству, для повышения информативности и облегчения работы студентов в приложениях приведен справочный материал.

1. Программные вопросы учебной практики

Для прохождения учебной практики по частному животноводству выносятся вопросы дисциплин, пройденных студентами на II курсе и запланированных на III–IV курсах учебных программ.

1.1. Кормопроизводство и кормоприготовление

Целью практики является изучение основных типов почв хозяйства, изучение в полевой обстановке кормовых культур и знакомство с основными приемами технологии их выращивания, приемов оценки и использования естественных кормовых угодий.

В ходе практики студенты должны ознакомиться с морфологией кормовых культур, научиться определять фазы их развития, овладевать методами определения биологического урожая и приемами оценки потерь при уборке. Важной задачей является также изучение способов заготовки и хранения кормов. При изучении кормовых угодий необходимо уделять внимание организации территории сенокосов и пастбищ, оценке кормовых достоинств травостоев. Провести анализ производства кормов на пахотных землях хозяйства (структура посевных площадей, севообороты и их освоение, урожайность культур, объем производства кормов, технология возделывания основных культур). Составить инвентарную опись природных кормовых угодий хозяйства (площадь, рельеф, почва, источники увлажнения, видовой состав растений, доля участия в травостое злаковых, бобовых, осок и разнотравья, урожайность угодий и характер их использования).

Составить: 1) зеленый конвейер для бесперебойного обеспечения животных зелеными кормами в течение пастбищного периода; 2) конвейер для приготовления травяной муки и травяной резки в хозяйстве (указать источники зеленой массы, выход травяной муки и травяной резки), сроки использования культур (фаза вегетации растений и календарные сроки, число дней оптимальной уборки культур); 3) краткий план и схему использования пастбищ и их продуктивность, установить виды животных и нагрузку на гектар, очередность использования и сроки пребывания животных на отдельных участках или загонах, наметить организацию водопоя и прогонов, определить меры ухода за пастбищем.

Принимать личное участие в организации и проведении сеноуборки и скирдования. Научиться приходовать различные корма в хозяйстве и освоить оформление документации.

Организация заготовки сенажа, силоса, дрожжевания кормов. Определение биологического урожая полевых культур. Методы учета потерь при уборке.

1.2. Гигиена сельскохозяйственных животных

По гигиене сельскохозяйственных животных студенты за время учебной практики должны провести зоогигиеническую оценку систем и способов стойлово-пастбищного (лагерно-пастбищного) содержания животных; провести санитарно-гигиеническую оценку одного из основных помещений для содержания животных (коровники для дойных и сухостойных коров, свинарники-маточники, овчарни для содержания овец и коз, конюшни для содержания рабочих лошадей, кобыл и т.д.) по их объемно-планировочным решениям и основным показателям микроклимата.

Необходимо изучить и оценить гигиену доения и первичной обработки молока на молочных комплексах; дать зоогигиеническую характеристику источникам, системам водоснабжения и провести оценку качества воды для поения по ее физическим свойствам.

В разделе гигиены кормов усвоить производственную оценку (на рабочем месте) грубых, сочных (силос, сенаж, зеленые) кормов с использованием простейших методов лабораторного исследования.

Во время учебной практики работу следует выполнять по темам каждого конкретного раздела, используя методические указания по лабораторно-практическим занятиям по зоогигиене, апробированным на кафедре зоотехнии; теоретическими знаниями, полученными за 2 семестр.

1.3. Скотоводство

По скотоводству во время учебной практики студенты отделения проводят исследования основных технологических процессов в хозяйстве; при этом необходимо критически относиться к приемам выполнения производственных процессов, вникать в экономику производства, научиться анализировать производственные данные, делать необходимые выводы.

При выполнении практических работ рекомендуется провести: анализ представленных в индивидуальном задании кормовых рационов; расчеты по данным измерения и взвешивания животных и анализ полученного результата; оценку животных по конституции и экстерьеру; определение среднего годового удоя и жирности молока; изучить методику мечения животных.

Изучить и дать характеристику стада крупного рогатого скота по возрасту, половым и физиологическим группам, определить структуру стада.

Изучить технологию кормления и содержания животных дойного стада. Ознакомиться с рационами кормления дойных и сухостойных коров.

Проанализировать распорядок дня на ферме взрослых животных и молодняка, продолжительность операций (чистка животных, их кормление и доение, проведение моциона, уборка помещений и подготовка выгульных площадок).

Освоить основные методы выявления коров в охоте и их осеменение.

Изучить продолжительность сухостойного периода у коров стада и освоить технику их запуска.

Научиться вести первичный зоотехнический учет на ферме (оформление документов, присвоение кличек, нумерация телят и др.).

Освоить технику родовспоможения при отеле коров, выпойки телят молоком, скармливания им других кормов (грубых, сочных, зеленых, концентратов и др.) по возрастным периодам.

Изучить технику взвешивания телят, методы скармливания им различных кормов и контроля за их развитием.

Ознакомиться с производственными показателями отрасли скотоводства (удой, содержание жира в молоке и др.).

1.4. Свиноводство

Изучить и дать характеристику свиней на ферме с учетом пола, возраста и назначения различных групп свиней, распорядок дня на ферме.

Изучить интенсивную технологию производства свинины и овладеть техникой подготовки и скармливания свиньям всех половозрастных групп различных видов кормов.

Освоить подготовку хряков и маток к случке. Изучить основные признаки и приемы выявления маток в охоте и их осеменения.

Изучить технику содержания и кормления супоросных и подсосных маток.

Овладеть навыками приема поросят при опоросе и технологией их выращивания в подсосный период.

Ознакомиться с технологией откорма свиней с учетом вида откорма.

Научиться вести первичный зоотехнический учет на свиноферме. Изучить различные методы мечения свиней и овладеть техникой проведения этих операций.

Ознакомиться с производственными показателями отрасли свиноводства (среднесуточный прирост массы, оплата корма и др.).
1.5. Птицеводство

Студент-практикант должен изучить и дать характеристику птицеводческого предприятия. Проанализировать структуру стада по возрастным группам, половому соотношению, породы, кроссы, гибриды птиц, способы содержания и оборудование помещений, распорядок дня в производственных цехах птицефабрики (птицефермы). Продолжительность операций по уходу за птицей и ее кормление.

Изучить основные технологические приемы при производстве диетических яиц. Приемы работы в родительском стаде по производству инкубационных яиц, технологические приемы при производстве мяса птицы (бройлеров, уток, индеек, гусей, цесарок). Методы спаривания птицы. Искусственное осеменение птицы. Учет племенной продукции.

Ознакомиться с работой цеха инкубации, изучить тип и марки инкубаторов; овладеть правилами отбора инкубационных яиц, организацией закладки яиц в инкубаторы; знать сроки инкубации яиц по видам птицы, методы биологического контроля при инкубации.

Изучить способы выращивания (в клетках, на полу), плотность посадки молодняка птицы при различных способах выращивания, микроклимат в помещениях (температура, влажность, световой режим).

Изучить технику кормления сельскохозяйственной птицы, рационы и рецепты комбикормов и их составление, процесс подготовки и переработки кормов, приготовление премиксов, обогащение комбикормов белково-витаминно-минеральными добавками, способы раздачи кормов, поение птицы.

1.6. Овцеводство и козоводство

Изучить технологию ведения овцеводства и козоводства в общественном секторе или в приусадебных хозяйствах, обратить внимание на направление продуктивности, организацию кормления, содержания, воспроизводства.


2. Методические указания
по выполнению индивидуальных заданий


Раздел 1. Гигиена содержания сельскохозяйственных животных

Тема 1. Расчет поголовья животных, определение структуры стада на животноводческом предприятии

1.1. Предприятия крупного рогатого скота

Мощность молочных комплексов, ферм определяется числом коров на комплексе. Поголовье животных определяется с помощью расчетных коэффициентов (К1) путем умножения размера (мощности) предприятия на соответствующий коэффициент и оформляется в виде таблицы 1.2. Расчетные коэффициенты, в зависимости от числа коров в структуре стада, представлены в таблице 1.1. Перевод животных в условные головы скота производится путем умножения числа животных в технологической группе на коэффициент К2.

Таблица 1.1 – Расчетные коэффициенты для определения количества животных
и скотомест в помещениях


Группы животных

Количество коров в структуре стада, %

50

60

90

1. Коровы,

в т.ч. дойные

сухостойные

новотельные и глубокостельные

1,0

0,75

0,13

0,12

1,0

0,75

0,13

0,12

1,0

0,75

0,13

0,12

2. Нетели (за 2–3 мес. до отела)

0,12

0,12

0,12

3. Телята (0–20 дн.)

20 дн. – 3–4 мес.

3–4 мес. – 6 мес.

0,06

0,30

0,30

0,06

0,30

0,30

0,06





4. Молодняк 6–12 мес.

от 12 мес. до 16 мес. и нетели
до 6–7 мес. стельности

0,10


0,25











Итого

2,13

1,78

1,18

Структура стадапроцентное соотношение разных возрастных групп (технологических групп) крупного рогатого скота.

Данные оформить в виде таблицы 1.2.

Таблица 1.2 – Число скотомест на молочном комплексе на ............. коров, при ..............
системе содержания. Число коров в структуре стада 50 %


Группы животных

Коэффициент
расчета


Число
скотомест


Структура
стада, %


1. Коровы всего,

в т.ч. дойные

сухостойные

новотельные и глубокостельные













2. Нетели (за 2–3 мес. до отела)










3. Телята всего

(0–20 дней)

20 дн. – 3–4 мес.

3–4 мес. – 6 мес.













4. Ремонтный молодняк 6–12 мес.










5. Ремонтный молодняк 12 –16 мес.
и нетели до 6–7 мес. стельности










Итого







100
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Похожие:

Учебно-методическое пособие Йошкар-Ола, 2009 ббк п 6 удк 636 iconУчебно-методическое пособие Красноярск сфу 2012 удк 625. 7: 338(075) ббк 65. 315. 373
Г12 Экономика отрасли (Экономика дорожного строительства): учебно-методическое пособие [Текст] / сост. В. В. Гавриш, Е. В. Гуторин....

Учебно-методическое пособие Йошкар-Ола, 2009 ббк п 6 удк 636 iconУчебно-методическое пособие Красноярск сфу 2012 удк 625. 7: 338(075) ббк 65. 315. 373
Г12 Экономика отрасли (Экономика дорожного строительства): учебно-методическое пособие [Текст] / сост. В. В. Гавриш, Е. В. Гуторин....

Учебно-методическое пособие Йошкар-Ола, 2009 ббк п 6 удк 636 iconУчебно-методическое пособие Сургут, 2017 удк 004. 1082 ббк 32. 973. 202
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов бакалавров. В данном учебном пособии «Софт для учителей» у студентов развивается...

Учебно-методическое пособие Йошкар-Ола, 2009 ббк п 6 удк 636 iconУчебно-методическое пособие Часть 1 Самара 2014 удк 02 ббк 78. 36я7
С – 56 Стратегия формирования фондов публичных библиотек [Текст]: учебно-методическое пособие. Часть 1 /Сост. Г. П. Кузьминова; ред....

Учебно-методическое пособие Йошкар-Ола, 2009 ббк п 6 удк 636 iconУчебно-практическое пособие Бузулук 2014 удк 347. 73/76 ббк 67. 404....
Учебное пособие предназначено для студентов направления подготовки «Юриспруденция» (квалификация бакалавр) удк 347. 73/76

Учебно-методическое пособие Йошкар-Ола, 2009 ббк п 6 удк 636 iconУчебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения...
Ш 34 Швелидзе В. Б английский язык. Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения. Пятигорск: кмвис фгбоу...

Учебно-методическое пособие Йошкар-Ола, 2009 ббк п 6 удк 636 iconСобрание депутатов городского округа "город йошкар-ола" решение
Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" "Об утверждении Генеральной схемы санитарной очистки территории городского...

Учебно-методическое пособие Йошкар-Ола, 2009 ббк п 6 удк 636 iconУчебно-методическое пособие для студентов Под редакцией Н. С. Мендовой...
«Педагогика и психология» Пензенского государственного технологического университета О. А. Вагаева

Учебно-методическое пособие Йошкар-Ола, 2009 ббк п 6 удк 636 iconУчебно-методическое пособие для студентов Под редакцией Н. С. Мендовой...
«Педагогика и психология» Пензенского государственного технологического университета О. А. Вагаева

Учебно-методическое пособие Йошкар-Ола, 2009 ббк п 6 удк 636 iconСобрание депутатов городского округа "город йошкар-ола" решение III сессии
Утвердить прилагаемое Положение о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности или ведении муниципального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск