Дмитрий Владимирович Композиторская школа Н. А. Римского-Корсакова в контексте развития русской духовной музыки


НазваниеДмитрий Владимирович Композиторская школа Н. А. Римского-Корсакова в контексте развития русской духовной музыки
страница1/20
ТипАвтореферат
filling-form.ru > Туризм > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Российский государственный педагогический университет

им. А. И. Герцена
на правах рукописи


СТЕФАНОВИЧ Дмитрий Владимирович
Композиторская школа Н. А. Римского-Корсакова

в контексте развития русской духовной музыки
17.00.02 — Музыкальное искусство

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения
Научный руководитель –

доктор искусствоведения, профессор

Гуревич Владимир Абрамович
Санкт-Петербург – 2016
Оглавление
Том I

Введение...........................................................................................................................4

Глава 1. История возникновения композиторских школ в русской церковной музыке…………………………………………………………………………………….18

1.1.1. Эпоха зарождения русского многоголосия, композиторские школы и их представители................................................................................................................19

1.2.1. Исторические события XVII века и церковная музыка Руси…….……….....27

1.2.2. Партесный концерт. Периодизация. Важнейшие представители...................33

1.3.1. Переходный период к «итальянскому» стилю. Галуппи ................................48

1.3.2. Максим Березовский. Дмитрий Бортнянский и вторая фаза «итальянского» стиля................................................................................................................................52

1.3.3. Третья фаза «итальянского» стиля. Сарти. Ученики и коллеги Бортнянского. Ученики Сарти. .............................................................................................................56

1.4.1. «Немецкий период» А.Ф. Львов и его реформы……………………………..65
Глава 2. Н. А. Римский-Корсаков и его школа. Новые тенденции развития отечественной церковно-певческой культуры

2.1.1. Придворная Певческая Капелла в последней четверти XIX века как генератор новых идей ............................................................................................76

2.1.2. Н. А. Римский-Корсаков. Обращения к церковной музыке………………....83

2.1.3. Ученики, коллеги и последователи Н. А. Римского-Корсакова.....................93

2.1.4.Композиторы первой величины..........................................................................97

2.1.5. Композиторы регенты.......................................................................................132

2.1.6. Композиторы-регенты, переставшие писать церковную музыку.................170

2.1.7. Сторонние ученики и последователи..............................................................196

Заключение...................................................................................................................209

Библиография...............................................................................................................214



Том II
Оглавление


Приложение 1.

Сравнительная таблица стилей Школы Н. А. Римского-Корсакова и Школы Синодального училища………….………………………………………………..3
Приложение 2.

Нотные примеры..…………………………………………………………………7

Введение


Русская церковная музыка в своем существовании насчитывает более 1000 лет. Она прошла долгий путь развития, вобрав в себя множество стилистических влияний, переплавив их в своей богослужебной практике и представ оригинальным сплавом разнообразных национальных напевов. Первоначально, воспользовавшись привнесенным из Византии сводом богослужебных песнопений (Октоих), усилиями безвестных русских певцов, перенимавших первоначально изустно, а в дальнейшем книжно, греческую богослужебную певческую практику, русское церковное пение шло в русле названной традиции. В дальнейшем, постепенно приспосабливая Октоих к просодии славянского языка, русское церковное пение далеко отошло от изначальной византийской системы церковного пения, создав, по сути, самостоятельное Осмогласие.

Монодийный знаменный распев, ставший основой богослужебного пения, был таковым на протяжении почти шести веков. Певческая практика русского средневековья соответствовала духу времени и изменениям, происходящим на Руси и вокруг нее. В XVII веке произошла кардинальная смена певческого стиля, ознаменовавшаяся переходом к многоголосному пению. Первый вариант русского многоголосия — строчное пение — имело узкую временную и географическую локализацию. Первоначально оно бытовало на северо-западе Руси – в Новгороде Великом. В дальнейшем, старанием Ивана Грозного, распространилось в Москве.

Новгородская школа дала имена первых русских церковных композиторов: Феодора Христианина (Крестьянина), Маркелла Безбородого, Ивана Лукошко, братьев Роговых и других. Почти повсеместное распространение по Руси выходцев из Новгорода Великого дало сильнейший творческий импульс «на местах». Именно в это время возникают окраинно-периферийные центры певческого церковно-певческого искусства — Усолье, Супрасльская Лавра. С этого времени можно говорить о возникновении на Руси церковно-композиторской школы.

Следующую школу церковной композиции можно смело связать с именем пионера многоголосной музыки, имеющей в основе своей западноевропейскую традицию — Николаем Дилецким. Его европейское, по сути, музыкальное образование, позволило ему создать первый в Восточной Европе учебник композиции «Мусикийскую грамматику». Этот труд, описывающий композиторские приемы так называемой «партесной» музыки, стал настольной книгой для многих русских, украинских, польских и литовских авторов, определив стилистическую близость их сочинений заданным правилам первоисточника. Все это позволяет нам убежденно говорить о Дилецком, как о главе церковно-композиторской школы, доминирующей в конце XVII – начале XVIII веков. Его ученики и последователи на протяжении почти целого столетия писали музыку, следуя и развивая принципы им заложенные.

XVIII век ознаменовался мощнейшим итальянским влиянием во всех сферах русской художественной жизни, в том числе и церковно-музыкальной. Русское церковное многоголосие избавляется от примет «партесного» пения и приобретает ярко выраженный концертный оттенок, присущий итальянской духовной музыке. Два итальянских композитора, Б. Галуппи и Дж. Сарти подготовили отечественных композиторов, которые составили группу, исповедовавшую так называемый «итальянский стиль». Исторически сложилось мнение, позволяющее считать главой этой группы Д. С. Бортнянского — композитора-реформатора, добившегося наибольшего творческого успеха и оставившего после себя образцовую организацию в старейшем русском хоре — Придворной Певческой Капелле. С этим музыкальным коллективом неразрывно связана история русской церковной музыки на протяжении XVIII-XX веков.

На смену «итальянскому» стилю приходит время увлечения хоральным немецким влиянием. Проводником новых идей выступил директор Придворной Певческой Капеллы А. Ф. Львов. Его идеи, подкрепленные традиционным для России административным ресурсом, тем не менее, не стали всеобщим достоянием. Сопротивление определенной части духовенства и мирян, подкрепленное неприятием новаций высшими церковными чинами во главе со Святителем Московским Филаретом (Дроздовым), затруднило продвижение проектов унификации напевов и их новой гармонизации. Годы творческой стагнации, охватившей церковно-музыкальное дело после ухода А. Ф. Львова с поста директора Капеллы, связаны с именем Н. И. Бахметева.

Исключительно яркий период в развитии многоголосной церковной музыки наступает с приходом в 1882 году в Придворную Певческую Капеллу Н. А. Римского-Корсакова. Создатель композиторской школы стал реформатором в церковно-музыкальном деле. Новая организация педагогического процесса в Капелле соединилась с эпохальным трудом в области гармонизации церковных напевов - «Пение при Всенощном бдении древних напевов» 1888 г. Композиторские приемы, опробованные Н. А. Римским-Корсаковым и его сотрудниками в этом труде, стали базовыми для подобных гармонизаций его учеников и последователей. Естественно, в первую очередь Н. А. Римский-Корсаков использовал свои композиторские находки в собственных церковных сочинениях.

Многочисленность учеников, коллег и последователей, придерживающихся принципов церковной композиции Римского-Корсакова, позволяет говорить о существовании, помимо светской композиторской школы, ее своеобразного ответвления — школы церковной композиции, имевшей в своем составе многочисленных композиторов, писавших как светскую музыку, так и исключительно церковную.

Актуальность исследования.

Систематическая исследовательская работа в области церковной музыки своим началом обязана трудам В. Ф. Одоевского и Д. В. Разумовского. Исследовательская работа первого в основном касалась принципов и средств гармонизации обиходных песнопений с помощью достижений европейской классической гармонии. В этой работе он столкнулся с проблемой нетемперированной природы вокального интонирования и невозможностью подобной европейской адаптации древних напевов. Работы Д. В. Разумовского в основном посвящены проблемам знаменного распева. Он создал первый в России курс истории церковного пения и начал планомерное изучение древней русской музыки.

Определенный недостаток серьезных музыковедческих изысканий компенсировался расцветом, русской музыкальной критики в последней трети XIX века, освещавшей, в том числе и церковно-музыкальную проблематику. Имена В. В. Стасова, Ф. М. Толстого, С. Н Кругликова, Н. Д. Кашкина, М. А. Гольтисона, Н. И. Компанейского, А. В. Преображенского были не только на слуху у любителей клиросного пения, но и в определенной степени способствовали развитию церковной музыки. С. В. Смоленский и А. Д. Кастальский стали видными теоретиками и практиками на рубеже XIX-XX веков. Нужно отметить, что критическим осмыслением проблем церковной музыки, как на страницах периодики, так и в частной переписке, занималось большинство композиторов, пишущих для клироса. Мы знаем о взглядах на проблему П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, А. Т. Гречанинова и многих других.

Наметившийся расцвет церковной музыки и музыковедения был прерван событиями 1917 года.

На протяжении почти всего советского периода отечественного музыковедения феномен русской церковной музыки находился под сильным спудом. За исключением трудов Б. В. Асафьева, Н. Ф. Финдейзена начала 1920-х годов, значимых исследований мы не наблюдаем. Лишь в моменты относительного ослабления государственной антирелигиозной политики (середина 1960-х-1980-е годы) оказалось возможным издание ряда важных публикаций на эту тему с «замаскированными» названиями (работы Н. Д. Успенского, М. В. Бражникова и др.).

Предлагаемый труд основан на изучении и осмыслении материалов рассредоточенных по различным источникам – архивам СПб Духовной Академии, краеведческих музеев, частным архивам, мемуарам, письмам из личной коллекции автора. Огромную роль в исследовании сыграли материалы, любезно предоставленные автору заведующим библиотекой СПбДА игуменом Стефаном (Садо), наследниками и родственниками некоторых характеризуемых в работе композиторов. В итоге сложившаяся работа позволяет проследить генезис русских церковных композиторских школ на протяжении трех столетий – с начала освоения многоголосного пения до прихода XX века, раскрывает роль Н. А. Римского-Корсакова — главы первой профессиональной церковно-композиторской школы и подчеркивает сформировавшиеся в ней традиции.

Труд охватывает пять периодов развития церковной многоголосной музыки. Каждый из этих периодов доныне представлен в разной степени и нуждается в научном осмыслении и переосмыслении на современном этапе развития музыковедения, в свете новейших изысканий. Базисное значение в изучении истории русской церковной музыки неоспоримо в свете переосмысления истории отечественной музыкальной культуры. Онтологический и гносеологический анализ разных аспектов русской хоровой культуры XVIII-XX веков позволяет представить достаточно стройную картину ее эволюции. В нынешнее время особенно важно понимание проблем современной церковной музыки, обусловленных, в том числе, и теми процессами, которые шли в указанные периоды.

Злободневность диссертации в том, что она освещает проблематику церковной музыки с точки зрения композиторской техники, опирается на дирижерскую и регентскую практику автора. Рассматриваются также проблемы догматического рода, во многом определяющие специфику церковного сочинительства.

Автор стремится отойти от традиционного способа изучения темы путем следования вершинным достижениям стиля. Отличие данной работы в том, что наряду с творчеством композиторов «первого ряда», рассматривается музыка композиторов, на первый взгляд второстепенных, или даже несколько специфических — композиторов-регентов, чье творчество никогда не подвергалось сколь-нибудь серьезному анализу. Для автора не подлежит сомнению, что игнорирование малозначительных, на первый взгляд, фактов, событий и персон серьезно искажает целостную картину русской церковной музыки, ее традиций и реалий. В результате отсутствия сколько-нибудь устойчивого интереса к творчеству композиторов «второго ряда» серьезно пострадало понимание музыковедами целого пласта в истории русской музыки. Впервые исследуются церковные мастера, так или иначе принадлежащие к школе Римского-Корсакова, те, кто были или не известны исследователям, или те, кого относили к другим церковно-композиторским школам.

Актуальность работы заключена и в попытке создания картины эволюции церковной музыки вне личностных пристрастий. В диссертации намечена тема взаимопроникновения церковного и светского в творчестве разных авторов, корреляция этих начал.

Степень разработанности темы.

Постсоветский период российской истории, начавшийся с религиозного возрождения, стимулировал интерес к духовной музыке. Смена методологии, последовавшей вслед за крахом воинствующего атеизма, открыла публике, верующей и только приобщающейся, огромный пласт неизвестной музыки, написанной на протяжении столетий и семи десятков лет советской власти. Слушатель и молящийся приобщился к музыке Русского Зарубежья. Подобный вал информации неминуемо потребовал изучения и осмысления, что стимулировало появление исследований в области православной богослужебной и концертной музыки. В последние годы появились музыковедческие исследования, в которых авторы наряду с «открыванием» новых страниц в истории церковной музыки, занимаются систематизацией, ставя перед собой задачу создания стройной картины эволюции церковной музыки. Среди них необходимо назвать:

Г. А. Прибегина «Н. С. Голованов / Предисловие к нотному изд. «Н.С. Голованов. Духовные произведения для смешанного хора» (1990), М.П. Рахманова «Духовная музыка» (1994), М. П. Рахманова «Н. А. Римский-Корсаков (1995), М. П. Рахманова «А. Т. Гречанинов» (1997), Н. Ю. Плотникова «Духовная музыка Н. А. Римского-Корсакова» (2001), К. Ф. Никольская-Береговская «Русская вокально-хоровая школа: от древности до XXI столетия» (2003), Н.Н.Парфентьева «О творческих принципах Московской и Усольской школ в древнерусском певческом искусстве» (2004), М. Г. Рыцарева «Духовный концерт в России во второй половине XVIII века (2006), Н. Ю. Плотникова «Русская духовная музыка XIX – предисловие к нотному изд. «Н. С. Голованов начала XX века» (2007), П. И. Сикур «Церковное пение» (2012), М. Г. Рыцарева «Максим Березовский» (2013), С. Г. Зверева «Братское поминовение А. Д. Кастальского» - предисловие к нотному изданию (2014), н. А. Гуляницкая «Современное музыкально-сакральное пространство: события, факты, деятели» (2014), Н. Ю. Плотникова «Русское партесное многоголосие конца XVII – середины XVIII века: источниковедение, история, теория» (2015), Н. Ю. Плотникова «Полифония Василия Титова: учебное пособие», И. Е. Лозовая «Столповой знаменный распев (вторая половина XV–XVII вв.). Формульная структура» (2015), В. Моросан «О музыке Страстной седмицы» – аннотация к концерту М. О. Штейнберга (2016), Alexander Lingas «An Introduction to Passion Week» (2016).

Также в последнее время появились диссертации: А. А. Семенюк «Духовно-музыкальные сочинения в отечественном нотоиздании и библиографии конца XVIII – начала XXI гг. (Москва 2008); А. Б. Ковалев «Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII – XX веков. Специфика жанра и организация цикла» (Москва 2004); И. А. Свиридова. «Русский духовный концерт. История и теория жанра» (Саратов 2009); Н. В. Мелешкова «Деятельность русской музыкальной эмиграции в Праге» (Москва 2010); Е. В. Киселева «Творческие искания Н. Черепнина в контексте художественной культуры рубежа XIX – XX веков» (Ростов-на-Дону 2006); Н. А. Давыдова «Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX – начала XX веков» (Ярославль 2009); Н. Н. Сыстроева «Претворение традиций русской Панихиды в «Братском поминовении» А. Кастальского» (Магнитогорск 2004); О. А. Урванцева «Проявление авторского начала в канонических жанрах русской духовной музыки рубежа XIX-XX веков» (Магнитогорск 1997); Н. В. Балуева. «Регент Русской Православной Церкви протоиерей Михаил Фортунато: жизнь и литургическое творчество».(Москва 2007); И. А. Свиридова. «Русский духовный концерт. История и теория жанра» (Москва 2009); Ю. М. Рогачева «Г.Я. Ломакин и отечественная хоровая культура» (Москва 2013); Е. Д. Куценко «Духовно-музыкальные сочинения А. А. Алябьева: опыт текстологического исследования (Москва 2013); О. И. Луконина «Максимилиан Штейнберг» (Ростов-на-Дону 2013); Е. Г. Артемова «Духовно-музыкальная культура Петербурга конца XIX – начала XX века» (Москва 2015); М. А. Никушина «Всенощное бдение: Проблемы онто- и филогенеза музыкального жанра» (Саратов 2016).

Цель работы — выявить специфические аспекты развития русского церковного многоголосия, раскрыть феномен церковных композиторских школ, их различия и схожесть в образовании, существовании и угасании. Рассмотреть синтез стилей, взаимопроникновение, расширение и дополнение ими друг друга. Исследовать роль лидеров в композиторских школах.

Задачи работы — рассмотреть проблематику темы в культурно-эстетическом ключе, привлекая музыковедческий анализ и исторические изыскания. Церковная музыка рассматривается не только в исключительном качестве раздела музыкальной культуры, но как объект взаимодействия с социальными и политическими процессами, идущими в обществе. Также перед работой стоит задача «вновь» открыть некоторые известные имена и назвать совсем неизвестных творцов церковной музыки. В работе предпринята попытка музыкального анализа произведений, не исполненных в силу различных причин за все время их существования.

Объект исследования — русская церковно-певческая культура XVII-XX веков.

Предмет исследования — церковные композиторские школы и индивидуальное творчество принадлежащих к ним композиторов. Отдельно — церковно-композиторская школа Н. А. Римского-Корсакова в контексте эволюции церковного искусства в России.

Научная новизна.

В исследовании выявлены процессы взаимопроникновения и взаимообогащения различных композиторских стилей и направлений в русской церковной музыке конца XIX – начала XX века. Впервые освещена роль Н. А. Римского-Корсакова в формировании корпуса церковных композиторов профессионалов. Данные проблемы рассматриваются в общеисторическом и музыковедческом плане.

В ходе исследования появилась возможность вернуть на историческую арену имена некоторых церковных композиторов, полностью забытых или тех, роль которых в истории замалчивалась или преуменьшалась.

Исследовательская работа позволила найти имена тех учеников Римского-Корсакова, которые изменили свои фамилии, а также тех, чей вклад в церковную музыку до сих пор ускользал из поля зрения.

Впервые в полном объеме освещен корпус церковных композиторов, учившихся в Придворной Певческой Капелле и писавших музыку в традициях школы Римского-Корсакова.

Впервые рассматриваются иностранные ученики Римского-Корсакова, ставшие основателями национальных церковно-певческих школ своих стран в XX веке.

Такой ракурс исследования позволил очертить исторический и художественный контекст, в котором происходил генезис русского церковно-хорового искусства.

Теоретическая значимость:

  1. Освещена роль Н. А. Римского-Корсакова в развитии стилистики русской церковной музыки конца XIX - начала XX века;

  2. Исследовано духовно-музыкальное творчество его учеников и последователей;

  3. Проанализированы и определены специфические черты композиторских приемов Н. Н. Римского-Корсакова в работе над церковными произведениями, позволяющие проследить безусловную связь и преемственность творчества Учителя, его учеников и последователей.

Практическая значимость данной работы:

1) Постановка и раскрытие темы о роли Римского-Корсакова в процессе модернизации церковно-певческого дела в России, определение круга его творческих «наследников» и переосмысление некоторых устоявшихся представлений о месте каждого из них в описываемом процессе;

2) Изучение архивов и библиотечных фондов позволяет взглянуть на проблему церковной композиторской практики под другим углом зрения, а именно — рассматривая заложенный впервые в России в Придворной Певческой Капелле комплекс подготовки регента как первую ступень в композиторской подготовке церковного композитора;

3) Методические рекомендации, возникающие при рассмотрении диссертации, подкрепленные фактологически, позволяют говорить о необходимости обновления и расширения курса «Хоровая литература», как для дирижерских отделений музыкальных училищ, так и для Вузов. Из содержания диссертации следует вынести мнение о необходимости курса «История хорового исполнительства», отсутствующего в современном образовательном континууме. Материалы диссертации могут естественно включаются также в курсы истории русской музыки, истории церковного пения и др.;

4) С выходом в свет данного труда подчеркивается насущная необходимость изучения истории отечественной хоровой музыки в контексте развития церковных жанров.

Методология и методы исследования — Методологической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных философии, эстетике: В. С. Соловьева, А. Н. Серова, В. В. Стасова, М. С. Кагана, А. Е. Радеева, Л. Н. Полубояринова, В. В. Прозерского, истории музыки: И. И. Лапшина, Я. Штелина, Н. Ф. Финдейзена, А. В. Преображенского, Б. В. Асафьева, А. А. Ухтомского, Н. Д. Успенского, М. В. Бражникова, А. А. Гозенпуда, Ю. В. Келдыша, В. В. Протопопова, О. Е. Левашевой, Н. И. Дегтяревой, М. Г. Долгушиной, И. Ф. Петровской, Н. А. Огарковой, Т. А. Зайцевой, А. В. Лебедевой-Емелиной, Л. Башмакова, И. Г. Дробота, А. В. Конотопа, А. Н. Кручининой, В. В. Медушевского, Е. Г. Артемовой, Н. М. Савельевой, А. И. Ткаченко и др., истории хорового искусства: И. А. Гарднера, М. П. Рахмановой, М. Г. Рыцаревой, Ю. И. Паисова, Н. А. Герасимовой-Персидской, Н. В. Рамазановой, Н. С. Гуляницкой, А. Б. Ковалева, Л. В. Малацай, Е. Тугаринова, Б. П. Кутузова.

Стремление многих русских композиторов к высказыванию своих эстетических и музыкальных взглядов определило обращение автора к теоретическим, практическим и эпистолярным работам композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Гречанинова, Н. Соловьева, П. Богданова, В. Золотарева, Л. Башмакова. В диссертации используются герменевтический, аналитический, систематический, жанрово-стилистический, исторический методы исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

Композиторская школа Н. А. Римского-Корсакова – историко-культурный феномен, сыгравший важнейшую роль в процессе эволюции отечественного церковно-певческого искусства. Его значение проистекает из ряда взаимосвязанных факторов – таких как:

1. Преемственность церковно-композиторских школ русского многоголосия конца XVIII - середины XX века;

2. Синтез разностилевых композиторских приемов в творчестве Н. А. Римского-Корсакова и его учеников, соединение в его произведениях архаики и современных приемов работы с древним распевом;

3. Роль Н. А. Римского-Корсакова как основоположника русской церковно-композиторской школы XIX – XX веков;

4. Преемственность композиторского стиля позднего Петербургского периода и Синодального «Нового направления».

Степень достоверности и апробация основных идей и выводов исследования:

  • Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена. Ее основные положения обнародованы:

  • В сообщениях на заседаниях музыкальной секции Научного общества СПбДА.Ро. В том числе: «Римский-Корсаков как глава петербургской церковно-композиторской школы последней четверти XIX века» (12 октября 2015 г.), «П. А. Богданов. Воспоминания о Капелле» (14 апреля 2016г.);

  • В опубликованных статьях по теме;

  • В выступления в Православных клубах «Братства во имя Серафима Вырицкого» (2014-2015) и «Марии Магдалины» (2015-2016);

  • В преподавательской деятельности на возглавляемой автором кафедре истории церковной музыки СПбДАиС;

  • В проведении семинаров в Культурном Центре ФПЦ «SOFIA», г. Хельсинки. Финляндия (2015-2016);

  • В регулярной деятельности автора как дирижера Архиерейского Концертного мужского хора Александро-Невской Лавры СПб и создания программы концертов, посвященных истории русской церковной музыки. (2014 – 2017).

В дискографии: участие в записях различных хоров — Хора Радио и Телевидения СПб. (1994-2001, 8 CD), хора «Александр Невский» (2008-2010, 2 CD) и Архиерейского хора Александро-Невской Лавры (2012 – 2016, 2 CD).

По теме диссертации подготовлено 11 докладов на различных научных форумах:

  1. Общероссийские конференции в рамках Конкурса церковных композиторов к 300-летию Александро-Невской Лавры (2010 – 2012).

  2. VII Международная научно-практическая конференция «Методологические проблемы современного музыкального образования» Санкт-Петербург, кафедра музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена. 2 апреля 2012 г.

  3. Научно-практические конференции в рамках хорового конкурса «Невские хоровые ассамблеи» Санкт-Петербург, кафедра музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена 2013, 2014, 2015.

  4. V Всероссийская научно-практическая конференция «Мультимедиа в современном образовании: ММСО-2015».Смольный институт Российской академии образования 26-28 апреля 2015.

  5. Конференция «Suomen ortodoksisen» Kultturikeskus Sofia Хельсинки 2015, 2016.

  6. Общецерковный семинар по подготовке регентов церковных хоров. Учебный комитет РПЦ. С.-Петербург 02.08.2016.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Дмитрий Владимирович Композиторская школа Н. А. Римского-Корсакова в контексте развития русской духовной музыки iconЗаявка на участие в XIV открытом Детском певческом конкурсе русской...
Для участия в конкурсе участник должен подготовить программу из произведений русской вокальной музыки

Дмитрий Владимирович Композиторская школа Н. А. Римского-Корсакова в контексте развития русской духовной музыки iconПравила проживания и внутреннего распорядка в общежитии гбоу спо...
Расселение обучающихся в студенческом общежитии колледжа осуществляется преимущественно по отделениям, специализациям и курсовому...

Дмитрий Владимирович Композиторская школа Н. А. Римского-Корсакова в контексте развития русской духовной музыки iconПоложение о проведении творческого конкурса «Как смотреть и понимать икону»
Целью Конкурса является формирование и воспитание у детей и подростков духовной культуры, через знакомство с поздними образцами традиционной...

Дмитрий Владимирович Композиторская школа Н. А. Римского-Корсакова в контексте развития русской духовной музыки iconМировому судье судебного участка №414
С 08. 10. 2001 по 15. 01. 2010 я и ответчик Сергеев Дмитрий Владимирович состояли в зарегистрированном браке

Дмитрий Владимирович Композиторская школа Н. А. Римского-Корсакова в контексте развития русской духовной музыки iconПрограмма фундаментальных исследований Президиума ран перспективы...
Проект «Научно-технологическая политика России и Украины в контексте формирования общеевропейского научно-технологического пространства»...

Дмитрий Владимирович Композиторская школа Н. А. Римского-Корсакова в контексте развития русской духовной музыки iconЮрий Владимирович Рождественский принципы современной риторики под...
Автором выявлены общие места как основные категории смысла, этические и моральные суждения, через которые ведется риторическое доказательство,...

Дмитрий Владимирович Композиторская школа Н. А. Римского-Корсакова в контексте развития русской духовной музыки icon2. Выступления участников информация о текущем состоянии сельскохозяйсвтенного...
Фгбу «Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства» Минсельхоза России

Дмитрий Владимирович Композиторская школа Н. А. Римского-Корсакова в контексте развития русской духовной музыки iconЛопаткин Дмитрий Владимирович (Наименование получателя платежа) 690500179670
Уважаемые родители! Вы можете самостоятельно внести данные – заполнить на компьютере необходимые строки в квитанции и после этого...

Дмитрий Владимирович Композиторская школа Н. А. Римского-Корсакова в контексте развития русской духовной музыки iconЕвропейская декларация независимости
Отечества откликнуться на зов и посодействовать сохранению русской культуры, языка, идентичности, и ее защите от Исламских захватчиков....

Дмитрий Владимирович Композиторская школа Н. А. Римского-Корсакова в контексте развития русской духовной музыки iconПо теме «Эволюция валютного режима в контексте макротенденций переходной...
Выбор режима регулирования валютного курса в странах с “нарождающимися” рынками 5

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск