Санкт-петербургский государственный университет


НазваниеСанкт-петербургский государственный университет
страница1/13
ТипОсновная образовательная программа
filling-form.ru > Туризм > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Основная образовательная программа бакалавриата по направлению

подготовки 39.03.01 «Социология»

Профиль «Социальная антропология»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Студенческая академическая мобильность как способ расширения социокультурной компетентности

Выполнила:

Головченко Валерия Дмитриевна
Научный руководитель:

Доктор социологических наук, профессор кафедры культурной антропологии и этнической социологии,

Куропятник Марина Степановна
Санкт-Петербург

2017

Оглавление


Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования студенческой академической мобильности как способа расширения социокультурной компетентности 9

1.1 Подходы к изучению студенческой академической мобильности в социологии и антропологии 9

1.2 Специфика студенческой академической мобильности 26

Глава 2. Результаты эмпирического исследования «Студенческая академическая мобильность как способ расширения социокультурной компетентности» 37

2.1 Дизайн исследования 37

2.2 Программа студенческой академической мобильности: интерпретация и описаниеличного опыта участия 42

2.3 Сравнительный анализ опыта академической мобильности студентов СПбГУ и зарубежных вузов 57

Заключение 93

Список литературы 99

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 107

Список информантов 107

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 110

Гайд интервью 110

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 114

Пример транскрипта интервью 114

Введение

Интеграционные процессы, происходящие в современном мировом сообществе во всех сферах человеческой деятельности, затронули и систему высшего образования. Основной тенденцией развития современной высшей школы является формирование единого европейского образовательного пространства. Началом модернизации образовательной системы принято считать подписание Болонской декларации в 1999 году. На 2017 год участниками Болонского процесса являются 48 стран. Одним из приоритетных видов деятельности, направленных на реализацию данной цели, является развитие академической мобильности, в частности студенческой. Согласно положениям Болонской декларации, студенческая академическая мобильность призвана обеспечить интернационализацию, унификацию системы высшего образования, расширение доступа к высшему образованию, профессиональную интеграцию будущих специалистов разных стран и укрепление межнационального сотрудничества. В связи с этим, в последнее десятилетие наблюдается всплеск интереса к исследованиям студенческой академической мобильности в контексте процессов интернационализации систем высшего образования, а также непосредственно проблем реформирования высшего образования в свете Болонского процесса. При этом существующие исследования главным образом направлены на изучение динамики развития студенческой академической мобильности как одного из средств формирования профессионально компетентной личности. Однако существует недостаток исследований студенческой академической мобильности в контексте ее влияния на развитие социокультурной компетентности студента на этапе обучения в вузе.

В связи с этим актуальность данной работы определяется значимостью исследования студенческой академической мобильности как способа трансформации социокультурной компетентности её непосредственных участников.

Предполагается, что академическая мобильность служит не только способом расширения профессиональной компетентности, но и способом приобретения других наиважнейших знаний и навыков в процессе осуществления различных видов деятельности в другой социокультурной среде. В данном контексте необходимым становится выявление и исследование особых практик расширения социокультурной компетентности, реализуемых студентами во время участия в программах академической мобильности.

Объектом исследования является студенческая академическая мобильность, в то время как предметом – практики расширения социокультурной компетентности участников программ студенческой академической мобильности.

Главная цель данного исследования заключается в изучении студенческой академической мобильности как способа расширения социокультурной компетентности ее участников.

В соответствии с целью был сформулирован ряд задач:

  1. Проанализировать основные подходы к исследованию студенческой академической мобильности в современной социологии и антропологии;

  2. На основе анализа официальных положений об академической мобильности описать специфику студенческой академической мобильности;

  3. Раскрыть понятие «социокультурная компетентность» в рамках выделенных подходов к исследованию студенческой академической мобильности;

  4. Выявить и изучить практики расширения социокультурной компетентности участников программ студенческой академической мобильности.

В данной работе не была использована какая-либо конкретная концептуальная рамка. Мы прибегли к синтезу нескольких подходов и теорий. Объект исследования был главным образом рассмотрен в рамках парадигмы мобильностей Джона Урри1 2 3. Также были изучены подходы к исследованию мобильности следующих социологов и антропологов: П. А. Сорокин4, Э. Гидденс5, В. Кауфманн, М. Бергман и Д. Джой6, Т. Крессвелл7, Дж. Лакофф и М. Джонсон8, А. Аппадураи9, У. Бек и Н. Снейдер10, М. Батчер и К. Витчер11. Непосредственно исследований студенческой академической мобильности как способа расширения социокультурной компетентности на настоящий момент не существует. Поэтому данная работа опирается на широкий спектр источников, в которых академическая мобильность рассматривается в связи с: а) процессом интернационализации системы высшего профессионального образования, б) положениями Болонского процесса, в) вопросами организации и развития академической мобильности. Академическую мобильность в контексте интернационализации систем высшего образования изучали следующие отечественные и зарубежные авторы: Т.В. Гринь12, Е.И.Артемонова и В.А. Ставрук13, Д.Б. Свириденко14, Н.Ю. Борисова15, Т.М. Трегубова16, Э.Д. Баженова17, У. Тейхлер18, Ф.Г. Альтбах и Дж. Найт19, Н.В. Варгезе20, Т.Ким21, И. Ференц и Б.Уэхтер22, Ф. Дервин и Е. Суомела-Салми23. Анализ различных положений Болонского соглашения представлен в работах Е.Э. Смирновой и С.Е. Дубровской24, В.И. Байденко25 26, В И. Богословского, С.А. Писаревой, А.П. Тряпицыной27, Т.А. Тищенко28, М.Н. Макаровой, В.С. Соломенникова29. Непосредственно вопросами организации и развития академической мобильности занимались Н.В. Зновенко30, Н.И. Зверев, Н.В. Семин, А.Л. Демчук, М.Н. Житникова и Г.Ф. Ткач31, А.М. Алексанков, В.В. Краснощеков и А.В Мазуренко32, В.Н. Чистохвалов, В.М. Филиппов33. Понятие «социокультурная компетентность» было раскрыто с опорой на работы М. Блока и Н.А. Головина34 и И.А. Зимней35.

В качестве основных методов в данном исследовании использовались:

  • Анализ источников информации по тематике исследования;

  • Саморефлексия – анализ личного опыта участия в программе студенческой академической мобильности;

  • Полуформализованное глубинное интервью со студентами, имеющими опыт участия в программах академической мобильности. В рамках исследования было проведено в общей сложности 18 интервью с дальнейшим анализом получившегося нарратива. 9 интервью были взяты у студентов зарубежных вузов, имеющих опыт временного обучения в Санкт-Петербургском государственном университете по программам академической мобильности. Другие 9 интервью были взяты у студентов Санкт-Петербургского государственного университета, которые имеют опыт временного обучения в зарубежных вузах в рамках таких программ. Приложение №1 содержит программу исследования. Список информантов представлен в Приложении №2, гайд интервью – в Приложении №2, пример транскрипта одного из интервью представлен в Приложении №3.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Каждая глава состоит из нескольких параграфов. В первой главе представлена теоретическая рамка исследования, описываются социологические и антропологические подходы и теории, в рамках которых наилучшим образом может быть рассмотрена студенческая академическая мобильность. Особое внимание уделяется специфике студенческой академической мобильности. Во второй главе представлены результаты авторского эмпирического исследования, в рамках которого внимание концентрируется на анализе индивидуального опыта участников программ студенческой академической мобильности с акцентом на выявлении особых практик, реализуемых студентами во время участия в программе. В заключении подводятся основные итоги работы, формулируются выводы. В конце работы представлен список использованной литературы и приложения.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Санкт-петербургский государственный университет iconОрганизацией высшего образования (федеральным государственным бюджетным...
«Санкт-Петербургский государственный университет» (далее – Санкт-Петербургский государственный университет), или образца, установленного...

Санкт-петербургский государственный университет iconУста в
Санкт-Петербургский государственный университет (далее Санкт-Петербургский университет) учрежден указом Петра I от 22 января 1724...

Санкт-петербургский государственный университет iconПравительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. №1241
Санкт-Петербургский государственный университет (далее Санкт-Петербургский университет) учрежден указом Петра I от 22 января 1724...

Санкт-петербургский государственный университет iconГоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса...
О подготовке научно-педагогических и научных кадров в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования...

Санкт-петербургский государственный университет iconИнструкция по делопроизводству в федеральном государственном образовательном...
«Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им проф. М. А. Бонч-Бруевича»

Санкт-петербургский государственный университет iconИнструкция по делопроизводству в федеральном государственном бюджетном...
«Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им проф. М. А. Бонч-Бруевича»

Санкт-петербургский государственный университет iconФедеральное государственое бюджетное образовательное учреждение высшего...
«санкт-петербургский государственный электоротехнический университет «лэти» им. В. И. Ульянова (Ленина)»

Санкт-петербургский государственный университет iconВ документ об образовании и о квалификации образца, установленного...
Санкт-Петербургский государственный университет (далее Санкт-Петербургский государственный университет), или образца, установленного...

Санкт-петербургский государственный университет iconПравила приёма в Санкт-Петербургский государственный университет...
Санкт-Петербургский государственный университет в 2011/2012 учебном году на дополнительные образовательные программы профессиональной...

Санкт-петербургский государственный университет iconИнструкция по делопроизводству санкт-Петербург
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “лэти” им. В. И. Ульянова (Ленина)”

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск