Скачать 2.46 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина» (ФГБОУ ВПО «АГАО») Кафедра педагогики
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Б3.Б.2 ПЕДАГОГИКА Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование Профили подготовки Иностранный язык (немецкий) и Иностранный язык (английский) Степень выпускника бакалавр Форма обучения очная Составители: канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики _______________ Т.В. Захарова канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики _______________ Е.П. Шабалина д-р филос. наук, профессор кафедры педагогики _______________ В.А. Возчиков Бийск 2013 Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (утвержден 17 января 2011 г. № 46) и учебного плана по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (профили Иностранный язык (немецкий) и иностранный язык (английский)), утвержденного Ученым советом ФГБОУ ВПО «АГАО» (от 14.05.2013 г., протокол № 11). Распределение по семестрам
Программа обсуждена на заседании кафедры педагогики Протокол № 11 от « 24 » июня 2013 г. Заведующий кафедрой _____________________ Е.Б. Манузина ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Цель дисциплины – формирование у студентов педагогической позиции и профессиональной компетентности. Задачи дисциплины: - обеспечить овладение студентами знаний по педагогике; - формировать педагогическую направленность мышления студентов на основе научных понятий, категорий и парадигм образования; - обеспечить овладение студентами знаний умениями и навыками, необходимыми для эффективной организации учебного процесса; - формировать у студентов современное научное представление о сущности воспитательного процесса; умения и навыки осуществления воспитательного процесса и обеспечить готовность к выполнению разнообразных видов собственной педагогической деятельности; - обеспечить овладение студентами знаний о современных педагогических технологиях; - подготовить будущего педагога к ведению социальной работы в различных учебно-воспитательных учреждениях и оказанию социальной поддержки ребенку в различных жизненных ситуациях; - формировать знания о научных основах управления и руководства развитием образовательных систем, разработки стратегии инновационного поведения образовательного учреждения; развитие профессиональной компетентности студентов на основе формирования у них представления о школе как целостной педагогической системы; - развивать у студентов культуросообразное, гуманистически ориентированное мировоззрение, приобщать к «полифонизму» эволюции существующей системы образования и актуальных педагогических задач; изучать историю воспитания и обучения, опыт становления и развития образовательных учреждений; показать зависимость содержания, форм и методов воспитания и обучения от определенной исторической эпохи; 2. Место дисциплины в структуре ООП: Данная дисциплина относится к профессиональному циклу Базовой (общепрофессиональной) части (Б3.Б.2.). Курс «Педагогика» включен в федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и входит в цикл общепрофессиональных дисциплин для подготовки будущих учителей. Курс «Педагогика» изучается в течение 4 семестров и разделен на разделы: 2 семестр - «Введение в педагогическую деятельность. Общие основы педагогики. Теория обучения». 3 семестр - «Теория и методика воспитания». 4 семестр - «Педагогические технологии. Социальная педагогика. Управление образовательными системами». 5 семестр - «История педагогики и педагогической мысли». По своему содержанию курс «Педагогика» актуализирует учебные достижения студентов в области психологии, а также смежных наук, таких как, история, философия, культурология. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшей образовательной деятельности будущего специалиста с опытом учета соотношения традиций и инноваций в развитии различных образовательных систем. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1 – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; ОК-6 – способен логически верно выстраивать устную и письменную речь; ОК-7 – готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе; ОК-14 –готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям; ОК-16 – способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики; ОПК-1 – осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; ОПК-3 – владение основами речевой профессиональной культуры; ОПК-4 – способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; ОПК-5 – способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания ПК-1 – способен разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях; ПК-3 – готов применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; ПК-4 – способен осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии; ПК-5 – способен использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; ПК-6 - готов к взаимодействию с родителями, коллегами, социальными партнерами; ПК-7 – способен организовывать сотрудничество обучающихся; ПК-8 – готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности; ПК-9 - способен разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы ПК-10 - способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности; ПК-12 - способен разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности. В результате изучения дисциплины обучающийся должен: знать: - основные понятия педагогики; - особенности и пути подготовки учителя; основные этапы и способы профессионального самовоспитания и саморазвития; - теоретические основы и перспективы развития содержания образования; - современные дидактические концепции и модели обучения; - сущность и структуру образовательных процессов; - особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества; - способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса; - сущность, структуру педагогической технологии; ее иерархические уровни; - концептуальные положения современных педагогических технологий; - сущность, принципы, ценности, механизмы и факторы социального воспитания и социализации личности; - теоретические основы управления образовательными системами; - важнейшие факты теории и практики воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней; - основные системы образования, сложившихся в истории педагогики; - классические педагогические произведения. уметь: - выявлять, описывать и объяснять педагогические факты, явления и процессы в реальной жизни; - формировать первичные навыки исследовательской работы и профессиональной рефлексии (самооценки); - выстраивать логику образовательного процесса; - формулировать образовательные, воспитательные и развивающие цели обучения; - анализировать современные дидактические концепции; - выбирать методы и средства обучения и воспитания; - конструировать формы организации обучения; - оценивать качество реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов; - использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач; - учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся; - проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности; - анализировать, прогнозировать и проектировать педагогические ситуации; - моделировать и конструировать педагогическую деятельность; - осуществлять постановку и решение педагогических задач; - осуществлять коммуникативное воздействие на учащихся; - оказывать индивидуальную помощь ребенку в различных институтах социального воспитания; - теоретически обосновывать жизнеспособность той или иной модели школы (лицей, классическая или реальная гимназия, православная гимназия); - систематизировать цели той или иной образовательной системы; - диагностировать психологическое состояние и определить уровень развития педагогического и ученического коллективов школы; - обобщать опыт деятельности педагогических коллективов по совершенствованию внутришкольных связей и отношений; - проводить сравнительный анализ зарубежных и отечественных образовательно-воспитательных моделей прошлого и настоящего, их целей, принципов, содержания; - проводить сравнительный анализ педагогических концепций прошлого; - анализировать произведения классиков педагогики; - критически переосмысливать педагогические традиции, ценностную сущность педагогических систем прошлого; - видеть и формулировать историко-педагогические проблемы; - использовать полученные знания в образовательной практике; владеть: - способами ориентации в профессиональных источниках информации (журнал, сайты, образовательные порталы и т.д.); - способами педагогической техникой и режиссурой учебного занятия и воспитательного дела; - способами диагностики уровня обученности и воспитанности учащихся; - способами конструирования учебных занятий; - способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения; - способами проектной и инновационной деятельности в образовании; - различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности; - различными педагогическими технологиями; - технологиями конструирования и осуществления педагогического процесса; - методами управления и диагностики педагогического коллектива; - способами самостоятельной работы с научно-педагогической литературой; - способами организации социально ценной деятельности обучающихся, развития социальных инициатив, социальных проектов; - методами и приемами организации совместной и индивидуальной деятельности детей; - методологией рассмотрения и оценки педагогических явлений; - системой знаний об истории становления и развития сферы образования, о сущности, содержании и структуре образовательных процессов. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина» (ФГБОУ ВПО «АГАО») Кафедра педагогики
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Б3.Б.2 ПЕДАГОГИКА. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование Профили подготовки Иностранный язык (китайский) и Иностранный язык (английский) Степень выпускника бакалавр Форма обучения очная Составитель: канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики _______________ Т.В. Захарова Бийск 2013 Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (утвержден 17 января 2011 г. № 46) и учебного плана по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (профили Иностранный язык (китайский) и иностранный язык (английский)), утвержденного Ученым советом ФГБОУ ВПО «АГАО» (от 14.05.2013, протокол № 11). Распределение по семестрам
Программа обсуждена на заседании кафедры педагогики Протокол № 10 от « 24 » июня 2013 г. Заведующий кафедрой _____________________ Е.Б. Манузина 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель дисциплины – обеспечить овладение студентами знаний по общей характеристике профессиональной педагогической деятельности, теории и методике обучения,, формирование педагогической направленности мышления студентов на основе научных понятий, категорий и парадигм образования, обеспечить овладение студентами знаний умениями и навыками, необходимыми для эффективной организации учебного процесса, формирование профессиональной направленности личности будущего педагога, педагогических способностей, готовности к инновационной педагогической деятельности. Задачи дисциплины: - познакомить студентов с научными основами профессиональной деятельности учителя; - сформировать у студентов представления и понятия о профессиональной педагогической деятельности учителя; - познакомить студентов с особенностями подготовки учителя; - научить будущих учителей самостоятельно формировать у себя профессиональные качества учителя, составлять индивидуальные программы своего саморазвития (профессиограммы); - ознакомить студентов с предметом, категориальным аппаратом и методами педагогики как науки; - сформировать основные понятия и представления о важнейших концепциях обучения и образования; - обеспечить овладение студентами знаниями о сущности процесса обучения, его закономерностях и принципах; - помочь осмыслить механизм влияния процесса обучения, т. е. его целей, содержания, форм, методов и средств обучения на становление личности школьника; - обеспечить формирование у студентов умений и навыков осуществления учебно-познавательной и профессиональной педагогической деятельности. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП Курс «Педагогика» включен в федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и входит в цикл общепрофессиональных дисциплин для подготовки будущих учителей. Дисциплина «Введение в педагогическую деятельность. Общие основы педагогики. Теория обучения» относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла (Б3.Б.2). Содержание данной учебной программы соответствует требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» и учебных планов образовательного учреждения. Данный курс изучает историю возникновения и развития педагогической профессии, великих педагогов в истории педагогической мысли, компоненты педагогической компетенции, знакомит студентов с предметом, категориальным аппаратом и методами педагогики как науки, способствует осознанию сущности процесса обучения, современных дидактических концепций и их содержания, формирует умения и навыки выбора оптимальных форм и методов обучения, развивает коммуникативные, организационные и творческие способности студентов. 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1 – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; ОК-6 - умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; ОК-7 – готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе; ОПК-1 – осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; ОПК-4 – способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; ОПК-5 – способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания ПК-8 – готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности; ПК-12 - способен разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности В результате изучения дисциплины обучающийся должен: знать: - понятия: педагог, профессия, специальность, квалификация, педагогическая деятельность, педагогические способности, педагогическая позиция, педагогическая культура, профессиональное самовоспитание, саморазвитие, профессиональная компетентность, профессиограмма, воспитание, образование, обучение, преподавание, учение, знания, умения, навыки; - требования государственного стандарта к личности учителя; - особенности и пути подготовки учителя; - основные этапы и способы профессионального самовоспитания и саморазвития. - теоретические основы и перспективы развития содержания образования; - современные дидактические концепции и модели обучения. уметь: - выявлять, описывать и объяснять педагогические факты, явления и процессы в реальной жизни; -формировать первичные навыки исследовательской работы и профессиональной рефлексии (самооценки); - выстраивать логику образовательного процесса; - формулировать образовательные, воспитательные и развивающие цели обучения; - анализировать современные дидактические концепции; - выбирать методы и средства обучения; - наблюдать, анализировать и объяснять данные наблюдения за организацией учебного процесса; - конструировать формы организации обучения; - использовать полученные знания в образовательной практике; - оценивать качество реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов; - решать задачи управления учебным процессом на уровне образовательного учреждения и его подразделений. владеть: - способами ориентации в профессиональных источниках информации (журнал, сайты, образовательные порталы и т. д.); - способами диагностики уровня обученности учащихся; - способами конструирования учебных занятий; - различными формами организации обучения. 4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Содержание разделов (модулей) дисциплины
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
6. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ не предусмотрен 7. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ) не предусмотрены 8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ а) основная литература: 1. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.; М.; Харьков: Питер, 2008. – 304 с. 2. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учебник для вузов непедагогических специальностей по дисциплине «Педагогика и психология» (Ч. 1 «Педагогика») / И.П. Подласый. - М.: Юрайт, 2009. - 540 с. 3. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебник для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; ред. В.А. Сластенин. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с. б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение: 1. OS WINDOWS 2. Microsoft Office 3. «Ирбис-64» 4. VisualTestingStudio г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: 1. http://www.melehen.ru/Ped_ekz_shpor.rar 2. http://www.melehen.ru/Ped_slasteninVA_uch.rar 3. Словарь. Основные понятия по педагогике и психологии 4. http://www.melehen.ru/Ped_slovar.rar 5.http://fictionbook.ru/author/elena_belikova/teoriya_i_metodika_vospitaniya_konspekt_lekciyi/read_online.html?page=1 6.http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/99153/Sedova_-Teoriya_i_metodika_vospitaniya%3A_konspekt_lekciii.html 7. http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_6.html 8. http://libroteka.com/knigi/3/konstantinova-teoriya-i-metodika-vospitaniya-shpargalki-skachat-knigu-besplatno 9. http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=33449&p_page=5 10. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00024159_0.html 11. http://stydents.net/showthread.php?t=1250 12. Pedagogic.ru: Библиотека по педагогике 13. Захарова, Т.В., Зязин А.О. Теория обучения ЭОР. МODLE. 14. Кобызева, Г.Ю. Введение профессионально-педагогическую специальность ЭОР. MOODLE. 9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Методические рекомендации преподавателю Данный раздел «Педагогики» предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Внутри дисциплины предусмотрено 2 модуля: «Основы педагогической деятельности. Общие основы педагогики» и «Теория обучения». Приоритетной является технология работы в группах – студенты делятся на группы по 4-6 человек, далее сообщается задание. На следующем занятии полученные результаты обсуждаются. Обсуждение может быть организовано следующим образом: представители каждой группы докладывают полученный результат, участники остальных групп задают вопросы. Желательно фиксирование полученного группой результата на доске в виде схем, моделей. Кроме того, при работе с педагогическими текстами используется технология ТРКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо). Методические рекомендации студенту Студенту к зачёту необходимо подготовить портфолио, включающее: - Конспекты тем: «Методы педагогических исследований», «Возрастные и индивидуальные особенности развития личности», «Современные дидактические концепции и модели организации обучения», «Основы профильного обучения». - Аннотации на статьи (3) из педагогической периодической печати по проблемам современного урока, методов и альтернативных форм обучения. - Описание одного из методов педагогического исследования и диагностика состояния педагогического процесса при помощи данного метода педагогического исследования. - Материалы по изучению ФГОС, учебных планов, программ, учебника. - Разработку одного урока (русский язык или литература). Планы лекций Лекция 1. |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей... | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта по... | Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы; контроль и оценку результатов освоения дисциплины | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | ||
Программа учебной дисциплины «Иностранный язык (профессиональный)» разработана на основе Федерального государственного образовательного... | Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык» (английский язык) разработана на основе Федерального государственного образовательного... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |