Технология формирования положительного имиджа муниципального образовательного учреждения
Минаевой Елены Алексеевны
ЛГ МБОУ «Гимназия №6»
Лангепас
2012
Содержание ЛГ МБОУ «Гимназия №6» 1
1
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 8
1.1. Сущность имиджа муниципального образовательного учреждения 8
2.1. Общая характеристика деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №6» 22
Пожалуй, это самые авторитетные субъекты, способные не только дать реальную оценку нашей работе, но и откорректировать общественное мнение и мнение своих детей о нас. Именно поэтому родители для нас являются главной целевой группой, на которую необходимо ориентироваться в имиджевой работе. В нашей гимназии создан Управляющий совет, родительский комитет гимназии, совет старшеклассников, детское общественное объединение «Смайл», которые активно участвует в жизни гимназии (совете профилактики обучающихся, введение школьной формы, распределение материальной помощи, утверждение учебного плана, базового расписания, режима работы гимназии и т.д.). так же , их важнейшей функцией выступает лоббирование интересов гимназии. 27
Рекламные щиты и наружная реклама. Использование имеющихся автобусов, стендеры или растяжки на территории гимназии, его фасаде, а также, если есть договоренность с муниципальными властями на оживленных улицах или пешеходных зонах в парках и т. п. 32
Интернет реклама. Использовать возможности собственного Интернет-сайта, а также использовать сайты СМИ, для этого посылать регулярно пресс-релизы. 32
Телефонный маркетинг. Обзванивание родителей, попечителей, спонсоров и т.п. накануне нового учебного года или летних каникул с предложением ответить на краткую анкету по телефону. 32
Заключение 44
Список используемых источников и литературы 50
Приложение 56
Приложение 1 56
«Если вы не занимаетесь своим имиджем и репутацией, то, будьте уверены, за вас это сделают ваши конкуренты».
(Г.Форд).
«Хорошая репутация более важна, чем чистая рубашка. Рубашку можно выстирать, репутацию - никогда».
(А. Нобель)
Введение Актуальность. До середины 80-х годов в отечественной литературе проблеме имиджа уделялось недостаточное внимание. Это связано с тем, что в условиях отсутствия рынка образовательных услуг потребность муниципальных общеобразовательных учреждений в широкой самопрезентации не имела устойчивого проявления. За школами закреплялся постоянный ученический контингент микрорайона, учителя получали направление на работу от органов управления образованием (или по распределению, по окончании педагогических ВУЗов) и понятие "конкурентная борьба" за учеников и учителей школам была почти не знакома, а проводимая имиджевая политика подвергалась остракизму, считалась формой буржуазной пропаганды и механизмом насаждения стереотипов западного образа жизни.
Сегодня в нашу жизнь прочно вошло понятие «образовательная услуга». Если есть услуга, значит, есть рынок этих самых образовательных услуг, и с этим уже ничего не поделать. Существование же любого рынка автоматически предполагает конкуренцию и, как следствие, неизбежность конкурентной борьбы.
Появление муниципальных общеобразовательных учреждений различных типов и видов, предоставление учащимся и их родителям права выбора школы, заинтересованность школ в увеличении количества учеников из-за перехода к финансированию на нормативной основе, ухудшение социально-экономического положения учителей и отток их в более высокооплачиваемые отрасли хозяйства, втягивают муниципальные общеобразовательные учреждения в конкурентную борьбу за учащихся, родителей, учителей, гранты различных фондов и организаций. Поэтому с каждым годом в сфере образования возрастает конкуренция между учреждениями, расположенными в одном микрорайоне, городе или поселке и элементы конкурентной борьбы между школами за учеников встречаются всё чаще.
Учреждения на практике вынуждены задуматься о том, в чем же преимущество своего образовательного учреждения по сравнению с другими. И как мы понимаем, стремление школы конкурировать только на основе высоких показателей ЕГЭ или количества победителей в олимпиадах не совсем оправдано. Не все родители ориентированы только на результат обучения, многие, прежде всего, уделяют внимание комфортным условиям в муниципальном образовательном учреждении, наличию системы дополнительного образования, разнообразию досуга детей, желанию ребенка учиться именно в этой школе или классе.
Мы можем сколько угодно говорить себе, что именно наша школа или гимназия является самой лучшей – мы в этом уверены. Но откуда остальные могут узнать об уникальности нашего учебного заведения? Как убедить родителей, выбирающих школу для своего ребенка, обратиться именно к нам? Времена меняются, и специализацией уже никого не удивить: каждая школа или гимназия предлагает углубленное изучение иностранного языка, предметов гуманитарного, социально-экономического или химико-биологического профиля.
Что же может сделать в этой ситуации муниципальное образовательное учреждение? Очень многое. Нужно лишь признать необходимость использования современных технологий по формированию своего позитивного имиджа.
Необходимость формирования положительного имиджа учреждения определяется следующими причинами:
во-первых, сложная демографическая ситуация (особенно в наших малых северных городах) усиливает конкуренцию среди муниципальных образовательных учреждений одной территории в борьбе за набор учащихся и сохранение контингента;
во-вторых, сильный позитивный имидж облегчает доступ муниципального образовательного учреждения к лучшим ресурсам: финансовым, информационным, человеческим и т.д.;
в-третьих, имея сформированный позитивный имидж, муниципальное образовательное учреждение, при прочих равных условиях, становится более привлекательным для педагогов, так как предстает способным в большей степени обеспечить стабильность и социальную защиту, удовлетворенность трудом и профессиональным развитием;
в-четвертых, устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения образовательным учреждением определенной силы – в том смысле, что создает запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.
Это делает актуальной деятельность администрации школы в области прикладной (образовательной) имиджелогии.1
Как следствие – привлечение новых учащихся и квалифицированных педагогических кадров. Создание прочной позитивной репутации служит гарантией успешного развития школы. Важно не только привлечь потребителей (родителей и обучающихся), а создать условия, в которых каждый из участников образовательного процесса будет стремиться к достижению общей цели – повышению качества образования, создания комфортной воспитывающей среды, становлению ответственного гражданина своей страны.2
Проблема определяется необходимостью создания предпосылок для преодоления противоречия между потребностью руководителя и работников муниципального общеобразовательного учреждения в формировании позитивного имиджа школы и недостаточным уровнем их реальных знаний и умений для осуществления этой деятельности. Сформулированная проблема требует междисплинарного подхода.
Объектом исследования является деятельность МОУ «Гимназия №6» по формированию её позитивного имиджа.
Предметом исследования являются пути формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения «Гимназия №6».
Целью исследования являются основные направления формирования позитивного имиджа муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №6» .
Задачи:
1. рассмотреть и изучить сущность имиджа муниципального образовательного учреждения;
2. охарактеризовать и проанализировать способы формирования положительного имиджа муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №6»;
3. определить основные направления формирования положительного имиджа муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №6»;
4. разработать практические рекомендации по дальнейшему укреплению существующего имиджа муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №6».
В процессе исследования применялись как теоретические методы (анализ, синтез, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, системный, сравнительный и логико-исторический подходы, информативно-целевой анализ философской, психологической, педагогической, социологической литературы по проблеме исследования), так и эмпирические методы (наблюдение, беседы, опросы, анализ). В исследовании так же использован и мой многолетний личный опыт работы.
Методической и теоретической основой данного исследования являются работы российских и зарубежных авторов по теории формирования положительного имиджа образовательных учреждений.
Отечественные исследования последнего времени, прежде всего, направлены на изучение принципов, механизмов и технологий формирования имиджа политика (И.Н. Гомеров, Е.В. Егорова-Гантман, В.Г. Зазыкин, О.Н. Феофанов, Р.Ф. Фуре и др.), бизнесмена (Е.А.Блажнов, В.А. Иванченко, Р.Л. Кричевский, Ф.А. Кузин, Г.Почепцов, В.М. Шепель и др.), госслужащего (В.В. Дашевский, Л.В.Льдова, Е.А. Орлова и др.), учителя (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.А. Реан и др.).
Изучением формирования имиджа образовательного учреждения занимались такие авторы как Даниленко Л.В., Пискунов М.С. , Самохин М.Ю. и многие другие, однако, нужно сказать, что эта тема практически не нашла отражения в теоретических работах ни зарубежных ни отечественных авторов.
Степень изученности проблемы: устойчивый позитивный имидж муниципальных образовательных учреждений можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта школы и как дополнительный ресурс правления и развития муниципального образовательного учреждения.
Научная новизна исследования: результаты исследования вносят вклад в изучение проблем формирования и укрепления позитивного имиджа муниципального образовательного учреждения.
Практическая значимость: представленная информация может быть интересна, прежде всего, непосредственно руководителям муниципальных общеобразовательных учреждений г. Лангепаса, а также педагогам, интересующимся формированием своего положительного образа, как в глазах профессионального окружения, так и во мнении своих учеников и их родителей.
|