Скачать 1.33 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Государственное автономное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «РОСТОК» Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности муниципальных и школьных психолого-педагогических служб Казань 2015 г. Под общей редакцией: Л.О.Сулима, заместитель министра образования и науки Республики Татарстан, кандидат исторических наук, доцент. Составители: Т.Н. Баширова, директор, педагог-психолог высшей категории Государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «РОСТОК»; И.В.Идрисова, руководитель подросткового отделения, педагог-психолог высшей категории Государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «РОСТОК»; Т.П.Макарова, заместитель директора, педагог-психолог высшей категории Государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «РОСТОК»; Г.Р.Нотфуллина, специалист сектора реализации программ внеурочной и здоровьесберегающей деятельности Министерства образования и науки Республики Татарстан; Научный редактор: Э.Н. Гилемханова, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ФГНУ Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, руководитель методического отделения Государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «РОСТОК» СОДЕРЖАНИЕ
1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 1.1 Введение В целях совершенствования деятельности психолого-педагогических медицинских и социальных центров (ППМС-центров) и деятельности педагогов-психологов образовательных организаций Республики Татарстан, с учетом применения норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании) и в рамках протокола Коллегии от 10 ноября 2014 г. № ПК-бвн Минобрнауки РФ, Министерство образования и науки Республики Татарстан направляет Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности психологических служб и педагогов-психологов образовательных организаций Министерства образования и науки Республики Татарстан. Методические рекомендации разработаны на основании Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.02.2015 №ВК-268/07. Руководствуясь рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, актуальной задачей для Министерства образования и науки Республики Татарстан становится наиболее эффективно реализовать свои полномочия по организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации. В соответствии со статьей 42 Федерального закона об образовании психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе, несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь указанной категории детей предоставляется в центрах (службах) психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых муниципальными органами власти Республики Татарстан, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых данные дети обучаются. Согласно принятым в Российской Федерации нормативам ППМС-центры (службы) создаются из расчета одно учреждение на 5 тыс. детей, проживающих в городе (районе). В случае необходимости ППМС-центр (служба) может быть создан для меньшего количества детей, проживающих в городе (районе). Деятельность ППМС-центров (служб) финансируется по нормативам, разработанным Центром экономических и социальных исследований РТ и утвержденным Кабинетом Министров РТ и оформляется в виде государственного (муниципального) задания. Для организации единого научно-методического и информационно-аналитического обеспечения предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Министерством образования и науки Республики Татарстан создана Централизованная модель оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, подросткам и молодежи до 18 лет в образовательной среде. Данная модель представляет собой иерархическую систему, что позволяет обеспечить высокую централизацию профессионального управления, единый стандарт услуг, рациональное использование кадровых ресурсов, прозрачность и достоверность результатов деятельности. Схема централизованной модели психологической службы Республики Татарстан Основными преимуществами данной модели являются:
ППМС-центры (службы) осуществляют свою деятельность на трех уровнях: республиканском, муниципальном и уровне организации, осуществляющей образовательную деятельность. Взаимодействие между структурными компонентами системы оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи регулируется нормативными актами Республики Татарстан об организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в системе образования Республики Татарстан. Основными задачами совершенствования деятельности ППМС-центров (служб) на этапе становления единой централизованной модели психологической службы Республики Татарстан являются:
ППМС-центр, имеющий статус юридического лица выполняет функции профессионального управления и методического обеспечения психологической деятельности по отношению к муниципальным психологическим службам, муниципальным ППМС центрам и образовательным учреждениям Республики Татарстан. ППМС-центр (служба) должен реализовывать функции на основании Устава и в соответствии со своим назначением:
Муниципальные образования создают при районных отделах образования службы психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и берут на себя функции финансового обеспечения и административного управления. Образовательные организации создают условия для профессиональной деятельности педагогов-психологов и берут на себя функции финансового обеспечения и административного управления. Широкий спектр направлений психологической работы в рамках образовательного учреждения, а также отсутствие четких, устоявшихся алгоритмов ее организации вызывает проблемы определения роли и места педагога-психолога в решении общих задач образовательного учреждения, его профессионализма и границ профессиональной ответственности, а также востребованности участниками образовательного процесса. В настоящее время существует два типа организации психологической службы в системе образования в зависимости от места работы педагога-психолога в школе и вне школы. Первый тип школьной психологической службы предполагает работу педагога-психолога непосредственно в образовательной организации. Второй тип организации психологической службы предполагает работу группы психологов в специализированном образовательном учреждении, ППСМ-центре или муниципальной психологической службе. Развитие психологической службы Республики Татарстан ориентировано на сочетание обоих типов организации психологической службы с целью обеспечения взаимодействия педагога-психолога, работающего внутри того или иного учреждения, со специалистами из районных (городских) ППСМ-центров (служб). Педагоги-психологи системы образования имеют двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям. Административное управление осуществляется администрацией муниципального района и руководителями образовательных организаций. Профессиональное управление осуществляется с помощью централизованной модели психологической службы Министерства образования и науки Республики Татарстан. Методической службой Республиканского Центра «Росток» разработана Муниципальная модель психологического сопровождения образовательных организаций, детей и их родителей. В рамках данной модели сопровождение образовательных организаций и населения осуществляется посредством Психологического абонемента. Алгоритм взаимодействия Муниципального ППМС-центра (службы) с районным управлением образования и образовательными организациями реализуется следующим образом. Ежегодно в конце учебного года образовательные организации предоставляют в районное управление образования предложения по взаимодействию с ППМС-центром (службой) и оказанию психологических услуг через психологический абонемент. К августовскому совещанию районное управление образования направляет в адрес муниципальных ППМС-центров (служб) договора с образовательными организациями и психологический абонемент для работы со всеми субъектами образовательного процесса. До 1 сентября ППМС-центры (службы) предоставляют в районное управление образования подписанные договора и план работы на учебный год. Исходя из того, что профессиональная деятельность педагога-психолога включает три обобщенные трудовые функции: - психологическая экспертиза педагогического пространства; -психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и высшего образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ; - оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, разработан регламент профессиональной деятельности педагога-психолога школы на 2015-2016 учебный год. 1.2 Регламент профессиональной деятельности педагога-психолога |
Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений, специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов | Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, специалистов школьных психолого-медико-педагогических консилиумов.... | ||
Минобрнауки России направляет методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в Российской... | Муниципальное учреждение системы образования психолого-педагогический медико-социальный центр диагностики и консультирования «Истоки»... | ||
Методические рекомендации предназначены для специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений,... | Методические рекомендации предназначены для специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений,... | ||
Основные нормативные положения по организации работы пмпк образовательного учреждения | Методические рекомендации предназначены для руководителей школьных музеев, краеведческих кружков, методистов по туристско-краеведческой... | ||
Методические рекомендации предназначены педагогам-психологам общеобразовательных организаций, студентам психолого-педагогических... | Методические рекомендации предназначены педагогам-психологам общеобразовательных организаций, студентам психолого-педагогических... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |