Рекомендации по организации и содержанию деятельности психолого-медико-педагогического


Скачать 399.53 Kb.
НазваниеРекомендации по организации и содержанию деятельности психолого-медико-педагогического
страница1/5
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Бланки > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
МКУ «Управление образования Нюрбинского района»

«Центр психолого-медико социального сопровождения»

Рекомендации по организации

и содержанию деятельности

психолого-медико-педагогического

консилиума в ОО

Нюрба

2015

Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений, специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов
Специалисты, работающие в образовательных учреждениях: педагоги, психологи, логопеды, социальные педагоги, медицинские работники призваны действовать в интересах ребенка. В настоящее время детей, которым требуется специализированная помощь, становится все больше и работа специалистов будет эффективнее, если будет подчинена единому алгоритму.

Взаимодействию специалистов разного профиля посвящены предлагаемые методические рекомендации. Рекомендация содержит материалы по организации и содержанию работы психолого-медико-педагогического консилиума.

Как правило, учебная неуспешность и дезадаптация ярче проявляется в периоды детских и подростковых кризисов, к которым относятся: поступление в детский сад, первый класс, переход из начальной школы в среднюю и подростковый кризис. Эти периоды часто сопровождаются спадом учебной деятельности, дисциплинарными сложностями, ростом случаев психосоматических заболеваний.

Чтобы получить более полную информацию о ребенке, необходимо провести медицинскую, социально-психологическую и педагогическую диагностику и рассмотреть в комплексе соответствующие данные специалистов. Психолого-медико-социальные консилиумы призваны свое­временно выявлять, проблемы адаптационного характера, и намечать пути преодоления негативного влияния внешних факторов на успешность обучения.

Наличие большого числа многоплановых психолого-педагогических проблем связано не только с недостатками в работе педагогических коллективов. Гораздо более сильными факторами чаще являются ослабленное здоровье и семейно-бытовые сложности, которые сказываются на сниже­нии учебной мотивации, и, как следствие, на трудности в усвоении образовательной программы.

В некоторых школах консилиумы действуют как малые педсоветы, заседание консилиума часто не имеет подготовительного диагностического этапа. Такой подход не может решить проблем ребенка и его семьи, а только усугубляет их. Рекомендуемые рекомендации проведения ПМПк позволят оптимизировать данную деятельность.

Говоря о слаженной (скоординированной) системе работы ПМП консилиума необходимо начать с перечня документов образовательного учреждения по организации деятельности ПМП консилиума и сопровождению:

1.    Приказ о создании ПМПконсилиума;

2.    Положение о ПМПк образовательного учреждения; 

3.    Договор между образовательным учреждением (в лице руководителя ОУ) и родителями (законными представителями) воспитанника, обучающегося о его психолого-медико-педагогическом сопровождении;

4.    Карты индивидуального развития детей;

5.    График плановых заседаний ПМП консилиума;

6.    Журнал записи детей на ПМПк;

7.    Протоколы ПМПк;

8.    Журнал или бланки регистрации заключений и рекомендаций специалистов (прилагаются к протоколам ПМПк);

9.  Лист учета динамики развития;

10. Документация узких специалистов;

11. Индивидуальные программы психолого-медико-педагогического сопровождения;

12. Лист учета мероприятий в рамках сопровождения;.

14. Архив консилиума, состоящий из карт развития детей (результаты оценки уровня развития актуальных характеристик ребенка и его усвоения программного материала) при переходе в другие образовательные учреждения или учреждения здравоохранения и социальной защиты (срок хранения 10 лет).

Психолого-медико-педагогический консилиум в образовательном учреждении (далее ПМПк) – это объединение специалистов разного профиля, занимающихся развитием, обучением и адаптацией детей с особенностями развития по разным направлениям и осуществляющих контроль за результативностью этой деятельности. Целью организации психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Психолого-медико-педагогический Консилиум создается в общеобразовательном учреждении приказом руководителя учреждения. Деятельность ПМПк регулируется приказом Министерства образования РФ от 27.03.2000 № 127/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» (Уставом, локальными актами регулирующими организацию образовательного процесса). Методическое руководство работой ПМПк осуществляет территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ТПМПК).

Психолого-медико-педагогическое сопровождение предполагает следующие виды работ:

- профилактика дезадаптивных состояний учащихся, их школьной неуспешности;

- диагностика (индивидуальная и групповая);

- консультирование администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей;

-психолого-педагогическое просвещение: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;

- коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая).

Специалисты ПМПк должны руководствоваться в работе следующими принципами психолого-медико-педагогического сопровождения:

Непрерывность. Ребенок испытывает потребность в получении помощи специалистов до тех пор, пока проблемы его обучения и развития, адаптации не будут решены или не будет выбран подход к их решению.

Комплексность. Этот принцип требует согласованной работы всей команды специалистов сопровождения, владеющих методологическими основами проведения диагностической и коррекционной работы.

Индивидуальный подход. Предполагает подбор специальных методик и приемов для оказания специальной помощи.

Системное сопровождение. Предполагает разработку индивидуальных коррекционно-образовательных программ для каждого ученика. Эти программы направлены на преодоление трудностей в обучении, развитии и воспитании ребенка.

В задачи ПМПк входит:

организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, медицинского обследования;

выявление уровня и особенностей развития ребенка;

системная оценка этапов возрастного развития;

разработка индивидуальных коррекционно-образовательных программ, выбор образовательного маршрута для каждого ученика;

определение функциональных взаимодействий педагогов, медицинского работника, логопеда, психолога в сопровождении развития детей в условиях школы;

отслеживание результативности психолого-медико-педагогического сопровождения;

Деятельность и ожидаемые результаты ПМПк:

составление программы индивидуального развития, где зафиксированы коллективные обоснованные рекомендации по главным направлениям работы с учащимся;

разработка стратегии и тактики сопровождения развития ребенка в условиях учреждения;

профилактика физических, интеллектуальных и психологических нагрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий по отношению к каждому ученику;

консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения;

снижение числа дезадаптивных состояний учащихся;

Состав консилиума:

заместитель директора по учебно-воспитательной работе (председатель Консилиума) в ДОУ старший воспитатель, педагоги с большим опытом работы, учитель-логопед (или учитель-дефектолог), педагог-психолог, социальный педагог, врач (медицинский работник, педиатр, невролог или детский психиатр). При отсутствии специалистов они привлекаются к работе Консилиума на договорной основе.

Регламент работы консилиума:

Место проведения: консилиум может проходить в любом помещении школы.

Периодичность созыва консилиума: созывается по итогам проведенных плановых обследований детей, но не реже, чем 1 раз в четверть.

Основной нормой работы консилиума является обмен заключениями в форме свободного обсуждения. Отношения участников консилиума декларируются как партнерские и строятся на строго паритетных началах. Каждый специалист должен уметь квалифицированно изложить коллегам ту часть психолого-педагогической информации, за которую он отвечает.

Заседание консилиума стенографируется любым доступным способом. Итоги работы консилиума оформляются в виде общего заключения по каждому случаю. Общее заключение включает в себя констатирующую и программную части.

Констатирующая часть состоит из характеристики ребенка: феномен состояния, наличие отклонений или нарушений в развитии. Программная часть включает стратегию сопровождения и помощи ребенку и рекомендации, направленные конкретному адресату.

Стратегия сопровождения и помощи ориентирована на возможности соответственно школьного психолога, логопеда, медика, социального педагога, возможности индивидуализации педагогического процесса педагогом – участником консилиума. То есть она опирается на функционал всех перечисленных субъектов деятельности как абсолютно самостоятельный, так и совместный.

На основании разработанной стратегии сопровождения и помощи определяются рекомендации педагогам и родителям, составляется коррекционно-образовательный маршрут. В случае обнаружения у ребенка выраженных отклонений (нарушений) в развитии или специальных потребностей, которые не могут быть удовлетворены в общеобразовательной школе, он направляется на психолого-медико-педагогическую комиссию. В этом случае деятельность ПМПк является диспетчерской: информирование родителей и направление ребенка на ТПМПК.

Форма заключения консилиума:

Оценка развития (феномен развития, наличие отклонений или нарушений развития).

Стратегия сопровождения и помощи педагога, психолога, логопеда, медика, соц. педагога в рамках функциональных обязанностей.

Рекомендации.

Взаимодействие всех субъектов консилиума осуществляется по поводу конкретной проблемы (прием детей в школу, формирование классов, конфликтной ситуации в классе, школьная неуспешность и т.д.) Во всех случаях выделяются два крупных блока:

обмен сведениями по поводу проблемы;

взаимодействие субъектов (обоюдная помощь в выполнении профессиональных обязанностей).

Показатели развития ребенка, выносимые для обсуждения консилиума (см. Приложение):

медиком

уровень и гармоничность физического развития, физкультурная группа;

биологический возраст;

состояние органов зрения, слуха, опорно-двигательной системы;

кривая заболеваемости за последний год;

факторы риска (наличие в прошлом заболеваний или травм, которые могут сказаться на развитии ребенка; пороки развития; наличие хронических заболеваний в стадии ремиссии, способных привести к дезадаптации);

педагогом-психологом

школьная успешность, включающая в себя учебную мотивацию, учебную самооценку, удовлетворенность своей учебной деятельностью;

система эмоциональных отношений ребенка к семье, сверстникам, школе;

психическое состояние ребенка (работоспособность, эмоциональная стабильность, самочувствие, адекватный эго-контроль и др.);

социально-психологический статус ребенка в семье, среди сверстников, значимых взрослых;

сформированность познавательных процессов и их произвольность;

наличие выраженных признаков психологической дезадаптации;

педагогом

познавательная деятельность учащегося в обучении и воспитании (глубина и прочность усвоения материала, пробелы в знаниях, адаптивность к различным формам и методам обучения);

развитие личности учащегося (уровень воспитанности, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, статус в детском коллективе, интересы, увлечения);

педагогический прогноз учебных возможностей;

потребность в помощи со стороны участников педагогического консилиума;

учителем-логопедом

устная речь (звукопроизношение, состояние словаря, грамматический строй речи, связная речь);

письменная речь (состояние чтения и письма);

речевой окружение ребенка (недостатки речи у членов семьи, двуязычие и др.);

занятия с логопедом в дошкольном возрасте;

социальным педагогом

характеристика форм семейного воспитания;

психологический климат в семье.

Рекомендуемая литература:

  1. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. М., 2008.

  2. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. М., 2004.

  3. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями. СПб., 2005.

  4. Кисова В.В., Крнева И.А. Практикум по специальной психологии. СПб., 2006.

  5. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003.

  6. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2003.

  7. Никуленко Т.Г., Самыгин С.И. Коррекционная педагогика. Ростов-на Дону, 2009.

  8. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья /Д.И. Бойков, С.В. Бойкова, Н.Е. Граш и др. М., 2003.

  9. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка /Под ред. М.М. Семаго. М., 1999.

  10. Психолого-педагогическая диагностика /Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2006.

  11. Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе здоровых детей. М., 2006.

  12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы. М., 2000.

  13. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. СПб., 2006.

  14. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. М., 2005.



Приложение 1.

Медицинская часть карты ребенка

ФИО ребенка

Дата рождения ребенка____________________________________________________

I Семейный анамнез:

Наследственность
вредные привычки______________________________________________________

II Акушерский анамнез:

роды__________________________________________________________________

вес при рождении________________________, рост__________________________,

оценка по Апгар________________________________________________________

III Раннее развитие:

держит голову с__________________________, сидит________________________,

ходит с__________________________________, первые слова_________________,

перенесенные заболевания_______________________________________________

IV Развитие ребенка до трех лет:

фразовая речь__________________________________________________________,

навыки самообслуживания_______________________________________________,

пребывание в ДОУ______________________________________________________

V Развитие ребенка до семи лет:

______________________________________________________________________

VI Развитие ребенка после семи лет:

адаптация к школьному обучению_________________________________________,

успеваемость, поведение__________________________________________________

VII Особенности пубертатного периода:

(поведение, успеваемость, вредные привычки)_______________________________

_________________________________________________________________________

VIII Перенесенные заболевания, травмы, оперативные вмешательства_____________

_________________________________________________________________________

IX Жалобы на момент осмотра_______________________________________________

X Особенности соматического статуса________________________________________

_________________________________________________________________________

XI Неврологический статус__________________________________________________

_________________________________________________________________________

XII Зрение________________________________________________________________

XIII Слух_________________________________________________________________

XIV Психический статус____________________________________________________

__________________________________________________________________________

XV Диагноз_______________________________________________________________

__________________________________________________________________________

XVI Рекомендации__________________________________________________________

__________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________
Дата обследования__________________Подпись______________________________
  1   2   3   4   5

Похожие:

Рекомендации по организации и содержанию деятельности психолого-медико-педагогического iconРекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического...
Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, специалистов школь­ных психолого-медико-педагогических консилиу­мов....

Рекомендации по организации и содержанию деятельности психолого-медико-педагогического iconРекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического...
Основные нормативные положения по организации работы пмпк образовательного учреждения

Рекомендации по организации и содержанию деятельности психолого-медико-педагогического iconПсихолого-медико-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными...
Организационно-методические рекомендации деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума

Рекомендации по организации и содержанию деятельности психолого-медико-педагогического iconМетодические рекомендации по организации и содержанию деятельности...
Государственное автономное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи...

Рекомендации по организации и содержанию деятельности психолого-медико-педагогического iconО психолого-медико-педагогическом консилиуме
Положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее пмпк), который является одной из форм взаимодействия...

Рекомендации по организации и содержанию деятельности психолого-медико-педагогического iconМетодические рекомендации по организации деятельности психолого-медико
Целью пмпк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями...

Рекомендации по организации и содержанию деятельности психолого-медико-педагогического iconПоложение о деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации
Вательных условий (далее соу) для ребенка с овз, разработке и реализации индивидуальной программы сопровождения в рамках его обучения...

Рекомендации по организации и содержанию деятельности психолого-медико-педагогического iconПамятка родителям
С целью проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовкой по результатам обследования рекомендаций...

Рекомендации по организации и содержанию деятельности психолого-медико-педагогического iconО порядке работы психолого-медико-педагогического консилиума (пмпк)...
Настоящее положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее пмпк)

Рекомендации по организации и содержанию деятельности психолого-медико-педагогического iconМетодические рекомендации по организации деятельности пмпк оу для...
Муниципальное учреждение системы образования психолого-педагогический медико-социальный центр диагностики и консультирования «Истоки»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск