Методические рекомендации Краснодар 2015 Авторы-составители: Рыженко С. К


НазваниеМетодические рекомендации Краснодар 2015 Авторы-составители: Рыженко С. К
страница1/11
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
Методические рекомендации


Краснодар 2015
Авторы-составители:


Рыженко С. К.

кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования


Чернявская О.С.

старший преподаватель кафедры психологии Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования



Рецензенты:


Кузма Л.П.

Ефрюшкина О.В.


кандидат психологических наук, заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования
кандидат психологических наук, педагог-психолог государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Краснодарского края








В методических рекомендациях представлены материалы, необходимые для организации и осуществления психологического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС общего образования. Дается перечень нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность педагога-психолога школы, рекомендуемая номенклатура дел. Формат рабочей тетради с предложенными образцами организационно-методической, рабочей и отчетной документации позволит педагогу-психологу оперативно справиться с оформлением документации. Методические рекомендации предназначены педагогам-психологам общеобразовательных организаций, студентам психолого-педагогических факультетов, а также слушателям курсов повышения квалификации.

Утверждены на заседании Ученого совета протоколом №_  от _ 2015 г.

Шрифтом красного цвета обозначены дополнения специалистов МБУ ЦПДК г.Сочи.


ВВЕДЕНИЕ
Согласно квалификационным характеристикам педагог-психолог осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в школе.

Можно выделить две основные трудовые функции педагога-психолога:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ.

  2. Оказание психологической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации.

В соответствии с требованиями ФГОС общего образования психолого-педагогические условия реализации основных образовательных программ общего образования должны обеспечивать:

-преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;

-учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

-формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

-вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);

диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации);

вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Пакет  документации педагога-психолога включает в себя:

–нормативно-правовую документацию;

–учетно-отчётную документацию;

–организационно-методическую документацию.

НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Номенклатура дел позволяет систематизировать тот перечень документов, который ведет педагог-психолог в образованном учреждении. Номенклатура дел составляется с учетом документооборота, отражающего основные направления деятельности и сферы профессиональных интересов педагога-психолога. Номенклатура дел является достаточно вариативной и зависит от стратегии построения своей профессиональной деятельности педагогом-психологом.

Каждая папка подписывается согласно тому перечню, который указан в номенклатуре дел. На обложке любой папки прикрепляется в левом верхнем углу – название образовательного учреждения согласно уставу, а в правом – индекс дела согласно номенклатуре дел.

Сам лист «Номенклатура дел» подписывается директором школы. Перечень папок в номенклатуре дел обновляется раз в пять лет, сам лист номенклатуры дел – с января месяца каждого календарного года.

Папка «Входящая документация» содержит все нормативно-правовые документы, которые регламентируют работу педагога-психолога:

  • постановления Правительства РФ, приказы, письма Минобрнауки России;

  • постановления, распоряжения главы администрации;

  • приказы, положения образовательной организации;

  • письма других организаций: отдела опеки и попечительства, медицинских учреждений, органов внутренних дел, прокуратуры, органов социальной защиты и т.д.

Папка «Исходящая документация» содержит документы педагога-психолога:

  • информацию по запросу вышестоящих организаций;

  • справки;

  • аналитические отчеты;

  • письма и т.д.

Учетно-отчетная документация педагога-психолога представляет собой содержательный анализ деятельности по всем направлениям психологического сопровождения. К отчетной документации относятся: заключения по результатам индивидуального или группового обследования участников образовательного процесса, листы коррекционно-развивающей работы.

Журналы учета видов работы позволяют отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые педагогом-психологом в течение года. Наличие всего объема информации, отраженной в журналах учета видов работы, позволяют психологу успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные. Журналы заводятся на каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая, коррекционная, просветительская, экспертная и методическая работа. Допускается ведение одного журнала с отведением определенного количества страниц на каждый вид деятельности.


Примерный лист номенклатуры дел педагога-психолога

образовательного учреждения


Номенклатура дел 201___ год

Индекс дела

Наименование дела

Кол-во папок

Срок заполнения

Срок хранения

  1. Нормативно-правовая документация

01.01

Входящая документация

1

В течение года

Постоянно

01.02

Исходящая документация

1

В течение года

Постоянно

01.03

Номенклатура дел*

1

В течение года

Постоянно

  1. Учетно-отчетная документация

02.01

Перспективный план работы педагога-психолога на год

1

Июнь

Постоянно

02.02

План работы на месяц

1

В течение года

Постоянно

02.03

Журнал индивидуальных консультаций

1

В течение года

Постоянно

02.04

Журнал индивидуальной коррекционно-развивающей работы

1

В течение года

Постоянно

02.05

Журнал диагностической работы

1

В течение года

Постоянно

02.06

Журнал учета групповых форм работы

1

В течение года

Постоянно

02.07

Документы о выполнении работы (справки, отзывы)

1

В течение года

Постоянно

02.08

Протоколы и заключения диагностических обследований

1

В течение года

Постоянно

02.09

Годовой аналитический отчет

1

Май

Постоянно

02.10

Индивидуальные психологические карты обучающихся**  

1

В течение года

Постоянно
















03. Организационно-методическая документация

03.01

Тематические планы мероприятий  

1

В течение года

Постоянно

03.02

Журнал экспертизы и организационно-методической работы

1

В течение года

Постоянно

03.03


Коррекционно-развивающие, профилактические программы

1

В течение года

Постоянно

03.04

План самообразования

1

В течение года

Постоянно

03.05

Методические разработки психологических игр, упражнений

1

В течение года

Постоянно

03.06

Методические рекомендации, памятки

1

В течение года

Постоянно

03.07

График работы

1

Сентябрь

Постоянно

03.08

Циклограмма работы на месяц

1

В течение года

Постоянно

03.09

Диагностический инструментарий


1

В течение года

Постоянно


*Здесь могут храниться: лист номенклатуры дел; трудовой договор; должностная инструкция; инструкция по охране труда педагога-психолога, паспорт кабинета педагога-психолога, который содержит перечень имущества и оборудования.

**Ведутся на обучающихся с ОВЗ, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации и нуждающихся в индивидуальной психокоррекционной работе.

Итоговая отчетность представлена годовым аналитическим отчетом, который состоит из статистического и развёрнутого аналитического отчета за год в соответствии с утвержденным перспективным планом. При написании годового отчета педагог-психолог помимо приведённой статистики и её анализа должен указать затруднения, возникшие проблемы, что должно быть учтено при составлении следующего перспективного плана.

Протоколы и заключения диагностических обследований, психологические карты обучающихся относятся к закрытой документации и должны храниться в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и могут предъявляться по запросу профильных специалистов системы образования муниципалитета и края, курирующих данное направление, методистов территориальной методической службы. Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.

Психологическая карта обучающегося (карта психического развития)– совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте. Психологическая карта должна содержать выписку из медицинской карты, отражающую основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния. Индивидуальная психологическая карта оформляется на детей-инвалидов, детей с ОВЗ, обучающихся на дому; детей, лишенных родительского попечения; детей из социально неблагополучных семей; детей «группы риска» (состоящих на внутришкольном учете или в КДН, обучающихся с отклоняющимся поведением, в том числе суицидальным), других детей, нуждающихся в индивидуальном психологическом сопровождении.

Психологические заключения содержат структурированные показатели психофизического развития ребенка, оценку нормативно-возрастных показателей развития универсальных учебных действий, основанные на психологической диагностике показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка.

Выписки из психологических заключений и карт развития оформляются по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных и других государственных организаций и ведомств. Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы.

Протоколы обследования являются формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком.

Протоколы коррекционных занятий (листы коррекционных занятий), бесед оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний.

Папка раздела «Организационно-методическая документация» содержит документы:

  • помогающие окружающим ориентироваться во времени работы педагога-психолога;

  • фиксирующие и регламентирующие работу педагога-психолога;

  • инструментарий специалиста.

Журнал организационно-методической работы отражает участие педагога-психолога в научно-практических конференциях, круглых столах, выступления на методическом объединении, педсоветах и т. д.

В папке «Диагностический инструментарий» хранятся используемые в работе надёжные и валидные психодиагностические методики. Примерный перечень психодиагностических методик представлен в Письме Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК- 268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». Также педагог-психолог может использовать лицензированные компьютерные программы научно-производственных фирм «Алматея», «Адалин», «Иматон».

Для организации индивидуальных и групповых коррекционных и развивающих занятий педагог-психолог использует программы, рекомендованные Министерством образования и науки России, Федерацией психологов образования России, Министерством образования и науки Краснодарского края.

Организационно-методическая документация оформляется педагогом-психологом самостоятельно и по мере необходимости может быть дополнена.

Каждая папка хранится в течение 5 лет. Затем сдается в архив.

Педагог-психолог представляет на утверждение руководителю образовательной организации перспективный план на предстоящий учебный год (Форма №1), график (Форма №2) и циклограмму рабочего времени (Форма №3). На согласование методисту территориальной методической службы (ТМС), руководителю методического объединения (РМО) или другому специалисту, курирующему деятельность школьных психологов в муниципалитете представляется перспективный план на предстоящий учебный год в срок не позднее 15 сентября текущего года.

По итогам учебного года педагог-психолог предоставляет годовой аналитический отчет о проведенной работе руководителю образовательной организации (Форма №14) до 25 мая и в срок не позднее 30 мая методисту ТМС, руководителю РМО или другому специалисту, курирующему деятельность школьных психологов в муниципалитете.

При увольнении педагог - психолог сдает всю документацию руководителю образовательной организации.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Методические рекомендации Краснодар 2015 Авторы-составители: Рыженко С. К iconМетодические рекомендации Краснодар 2015 Авторы-составители: Рыженко С. К
Методические рекомендации предназначены педагогам-психологам общеобразовательных организаций, студентам психолого-педагогических...

Методические рекомендации Краснодар 2015 Авторы-составители: Рыженко С. К iconМетодические материалы для педагогов для проведения Урока Универсиады...
Авторы-составители: Ванюхина Н. В., Галиуллина Ф. Ш., Саглам Ф. А., Скоробогатова А. И., Сулима Л. О

Методические рекомендации Краснодар 2015 Авторы-составители: Рыженко С. К iconМетодические указания «Рекомендации по трудоустройству»
Рекомендации по трудоустройству (для студентов и выпускников вузов). Авторы и составители: В. В. Конев, А. А. Яйлеткан Тюмень: Изд-во....

Методические рекомендации Краснодар 2015 Авторы-составители: Рыженко С. К iconМетодические рекомендации по оцениванию выполнения заданий огэ с развернутым ответом москва
Авторы-составители: М. В. Вербицкая, К. С. Махмурян, Е. А. Колесникова, Н. Н. Трубанева

Методические рекомендации Краснодар 2015 Авторы-составители: Рыженко С. К iconМетодические рекомендации по оцениванию выполнения заданий устной части егэ москва
Авторы-составители: М. В. Вербицкая, К. С. Махмурян, Т. М. Фоменко, Е. Ю. Горбачева, Н. В. Потапова

Методические рекомендации Краснодар 2015 Авторы-составители: Рыженко С. К iconМетодические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ с развернутым ответом москва
Авторы–составители: Зинин С. А., Новикова Л. В., Беляева Н. В., Гороховская Л. Н., Марьина О. Б, Попова Н. А

Методические рекомендации Краснодар 2015 Авторы-составители: Рыженко С. К iconФакультет «финансы и кредит» Методические рекомендации по организации...
Методические рекомендации по организации и проведению производственной практики для магистров / Под ред. Н. В. Липчиу, – Краснодар....

Методические рекомендации Краснодар 2015 Авторы-составители: Рыженко С. К iconМетодические рекомендации по подготовке к профессиональному конкурсу «Воспитатель года» Саратов
Методические рекомендации по подготовке к профессиональному конкурсу «Воспитатель года» / Авторы-составители: Лабутина Н. В., Текучева...

Методические рекомендации Краснодар 2015 Авторы-составители: Рыженко С. К iconМетодические рекомендации Профилактика суицидального поведения детей...
Авторы-составители: старший методист фкпиппо забкипкро е. П. Черепанова, старший методист фпк роу и ссв в. И. Шадрина, директор гоу...

Методические рекомендации Краснодар 2015 Авторы-составители: Рыженко С. К iconМетодические указания по прохождению преддипломной практики студентов...
Авторы-составители – к филос н., к и н, доцент Горелова С. И., ст преподаватель Лунева Е. И

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск