Скачать 0.78 Mb.
|
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА Методические рекомендации Краснодар 2015 Авторы-составители:
Рецензенты:
В методических рекомендациях представлены материалы, необходимые для организации и осуществления психологического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС общего образования. Дается перечень нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность педагога-психолога школы, рекомендуемая номенклатура дел. Формат рабочей тетради с предложенными образцами организационно-методической, рабочей и отчетной документации позволит педагогу-психологу оперативно справиться с оформлением документации. Методические рекомендации предназначены педагогам-психологам общеобразовательных организаций, студентам психолого-педагогических факультетов, а также слушателям курсов повышения квалификации. ВВЕДЕНИЕ Согласно квалификационным характеристикам педагог-психолог осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в школе. Можно выделить две основные трудовые функции педагога-психолога:
В соответствии с требованиями ФГОС общего образования психолого-педагогические условия реализации основных образовательных программ общего образования должны обеспечивать: -преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования; -учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый; -формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности; -вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления); диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации); вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза). Пакет документации педагога-психолога включает в себя: –нормативно-правовую документацию; –учетно-отчётную документацию; –организационно-методическую документацию. НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Номенклатура дел позволяет систематизировать тот перечень документов, который ведет педагог-психолог в образованном учреждении. Номенклатура дел составляется с учетом документооборота, отражающего основные направления деятельности и сферы профессиональных интересов педагога-психолога. Номенклатура дел является достаточно вариативной и зависит от стратегии построения своей профессиональной деятельности педагогом-психологом. Каждая папка подписывается согласно тому перечню, который указан в номенклатуре дел. На обложке любой папки прикрепляется в левом верхнем углу – название образовательного учреждения согласно уставу, а в правом – индекс дела согласно номенклатуре дел. Сам лист «Номенклатура дел» подписывается директором школы. Перечень папок в номенклатуре дел обновляется раз в пять лет, сам лист номенклатуры дел – с января месяца каждого календарного года. Папка «Входящая документация» содержит все нормативно-правовые документы, которые регламентируют работу педагога-психолога:
Папка «Исходящая документация» содержит документы педагога-психолога:
Учетно-отчетная документация педагога-психолога представляет собой содержательный анализ деятельности по всем направлениям психологического сопровождения. К отчетной документации относятся: заключения по результатам индивидуального или группового обследования участников образовательного процесса, листы коррекционно-развивающей работы. Журналы учета видов работы позволяют отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые педагогом-психологом в течение года. Наличие всего объема информации, отраженной в журналах учета видов работы, позволяют психологу успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные. Журналы заводятся на каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая, коррекционная, просветительская, экспертная и методическая работа. Допускается ведение одного журнала с отведением определенного количества страниц на каждый вид деятельности. Примерный лист номенклатуры дел педагога-психолога образовательного учреждения
*Здесь могут храниться: лист номенклатуры дел; трудовой договор; должностная инструкция; инструкция по охране труда педагога-психолога, паспорт кабинета педагога-психолога, который содержит перечень имущества и оборудования. **Ведутся на обучающихся с ОВЗ, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации и нуждающихся в индивидуальной психокоррекционной работе. Итоговая отчетность представлена годовым аналитическим отчетом, который состоит из статистического и развёрнутого аналитического отчета за год в соответствии с утвержденным перспективным планом. При написании годового отчета педагог-психолог помимо приведённой статистики и её анализа должен указать затруднения, возникшие проблемы, что должно быть учтено при составлении следующего перспективного плана. Протоколы и заключения диагностических обследований, психологические карты обучающихся относятся к закрытой документации и должны храниться в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и могут предъявляться по запросу профильных специалистов системы образования. Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. Психологическая карта обучающегося (карта психического развития)– совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте. Психологическая карта должна содержать выписку из медицинской карты, отражающую основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния. Индивидуальная психологическая карта оформляется на детей-инвалидов, детей с ОВЗ, обучающихся на дому; детей, лишенных родительского попечения; детей из социально неблагополучных семей; детей «группы риска» (состоящих на внутришкольном учете или в КДН, обучающихся с отклоняющимся поведением, в том числе суицидальным), других детей, нуждающихся в индивидуальном психологическом сопровождении. Психологические заключения содержат структурированные показатели психофизического развития ребенка, оценку нормативно-возрастных показателей развития универсальных учебных действий, основанные на психологической диагностике показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка. Выписки из психологических заключений и карт развития оформляются по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных и других государственных организаций и ведомств. Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы. Протоколы обследования являются формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком. Протоколы коррекционных занятий, бесед оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний. Папка раздела «Организационно-методическая документация» содержит документы:
Журнал организационно-методической работы отражает участие педагога-психолога в научно-практических конференциях, круглых столах, выступления на методическом объединении, педсоветах и т. д. В папке «Диагностический инструментарий» хранятся используемые в работе надёжные и валидные психодиагностические методики. Примерный перечень психодиагностических методик представлен в Письме Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК- 268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». Также педагог-психолог может использовать лицензированные компьютерные программы научно-производственных фирм «Алматея», «Адалин», «Иматон». Для организации индивидуальных и групповых коррекционных и развивающих занятий педагог-психолог использует программы, рекомендованные Министерством образования и науки России, Федерацией психологов образования России, Министерством образования и науки Краснодарского края. Организационно-методическая документация оформляется педагогом-психологом самостоятельно и по мере необходимости может быть дополнена. Каждая папка хранится в течение 5 лет. Затем сдается в архив. Педагог-психолог представляет на утверждение руководителю образовательной организации перспективный план на предстоящий учебный год (Форма №1), график (Форма №2) и циклограмму рабочего времени (Форма №3) и на согласование методисту территориальной методической службы (ТМС), руководителю методического объединения (РМО) или другому специалисту, курирующему деятельность школьных психологов в муниципалитете в срок не позднее 15 сентября текущего года. По итогам учебного года педагог-психолог предоставляет статистический отчет (Форма №11), аналитический отчет (Форма №12), руководителю образовательного учреждения до 25 мая и в срок не позднее 30 мая методисту ТМС, руководителю РМО или другому специалисту, курирующему деятельность школьных психологов в муниципалитете. При увольнении педагог - психолог сдает всю документацию руководителю образовательной организации. |
![]() | Методические рекомендации предназначены педагогам-психологам общеобразовательных организаций, студентам психолого-педагогических... | ![]() | Авторы-составители: Ванюхина Н. В., Галиуллина Ф. Ш., Саглам Ф. А., Скоробогатова А. И., Сулима Л. О |
![]() | Рекомендации по трудоустройству (для студентов и выпускников вузов). Авторы и составители: В. В. Конев, А. А. Яйлеткан Тюмень: Изд-во.... | ![]() | Авторы-составители: М. В. Вербицкая, К. С. Махмурян, Е. А. Колесникова, Н. Н. Трубанева |
![]() | Авторы-составители: М. В. Вербицкая, К. С. Махмурян, Т. М. Фоменко, Е. Ю. Горбачева, Н. В. Потапова | ![]() | Авторы–составители: Зинин С. А., Новикова Л. В., Беляева Н. В., Гороховская Л. Н., Марьина О. Б, Попова Н. А |
![]() | Методические рекомендации по организации и проведению производственной практики для магистров / Под ред. Н. В. Липчиу, – Краснодар.... | ![]() | Методические рекомендации по подготовке к профессиональному конкурсу «Воспитатель года» / Авторы-составители: Лабутина Н. В., Текучева... |
![]() | Авторы-составители: старший методист фкпиппо забкипкро е. П. Черепанова, старший методист фпк роу и ссв в. И. Шадрина, директор гоу... | ![]() | Авторы-составители – к филос н., к и н, доцент Горелова С. И., ст преподаватель Лунева Е. И |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |