Рекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума


НазваниеРекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума
страница1/11
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Московский городской психолого-педагогический университет

Редакционно-издательский центр психологической и педагогической литературы

Рекомендации по организации

и содержанию деятельности школьного

психолого-медико-педагогического консилиума

(Методическое пособие для руководителей

образовательных учреждений, специалистов

школьных психолого-медико-педагогических консилиумов)





Москва

МГППУ

РИЦ ПиПЛ

2006




ББК88 Р36
Рекомендации по организации и содержанию деятель-ности школьного психолого-медико-педагогического консилиума: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, специалистов школь­ных психолого-медико-педагогических консилиу­мов). / Составители: Э.М. Александровская, И.В. Ко­новалова - М.: МГППУ, 2006. - 60 с.

Научный рецензент: Академик РАО, профессор, Зав. лабораторией научных основ детской практичес­кой психологии Психологического института РАО И.В. Дубровина.

Редакционная группа: Рубцов В.В., Марголис А.А., Дубровина И.В., Зиновьева М.В., Войтик Т.Н., Конова­лова И.В., Александровская Э.М., Толстых Н.Н., При­хожан А.М., Данилова Е.Е., Андреева А.Д.

ISBN 5-94051-001-9

Сборник содержит необходимые нормативные и методи­ческие материалы по организации и содержанию деятельно­сти школьного психолого-медико-педагогичес­кого конси­лиума: его подготовки, процедуре проведения, ведению документации, алгоритма дальнейшей работы по итогам за­ключения специалистов. Информация адресована руково­дителям образовательных учреждений, специалистам школьных психолого-медико-педагогических консилиумов.
ББК88

© МГППУ, 2006
ISBN 5-94051-001-9 © РИЦ ПиПЛ,2006

СОДЕРЖАНИЕ

1.Нормативно-правовая база психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)

(по материалам инструктивного письма МОРФ № 27/901-6 от 27.03.2000 г.) 5

1.1. Основные нормативные положения по организации работы ПМ

к образовательного учреждения 5

1.2. Формы учета деятельности специалистов ПМПк 6

2. Содержание деятельности ПМПк образовательного учреждения 8

2.1. Подготовительное обследование 8

  1. Медицинское обследование 8

  2. Психологическое обследование 9

  3. Педагогическое обследование 9

  4. Логопедическое обследование 10

  5. Социально-педагогическое обследование 10




  1. Проведение заседания консилиума 11

  2. Дальнейшая работа на основании рекомендаций консилиума 12

Приложение № 1. Карта развития учащегося 14

Приложение № 2. Анкета по изучению развития ребенка 18

Приложение № 3. Медицинское представление 20

Приложение № 4. Психологическое представление 21

Приложение № 5. Анкета учителя 23

Приложение № 6. Особенности адаптации ребенка к школе 24

Приложение № 7. Заключение педагога 26

Приложение № 8. Логопедическое заключение 27

Приложение № 9. Анкета социального педагога 28

Приложение № 10. Заключение социального педагога 35

Приложение №11. Заключение психолого-медико-педагогического консилиума 36

Приложение № 12. Примерный перечень документов при направлении ребенка

на районный психолого-медико-педагогический консилиум 39

Приложение № 13 Статистический отчет деятельности школьного ПМПк 40

Приложение № 14 Специализированная помощь детям и подросткам 42

Литература 59
Работающие в школе специалисты: педагоги, психологи, логопеды, социальные педагоги, меди­цинские работники призваны действовать в интересах ребенка. В настоящее время детей, которым требуется специализированная помощь, становиться все больше и работа специалистов будет эф­фективнее, если будет подчинена единому алгоритму.

Взаимодействию специалистов разного профиля в школе посвящен предлагаемый сборник. Он содержит материалы по организации и содержанию работы психолого-медико-педагогического консилиума.

Одна из задач программы «Столичное образование — 4» — это обеспечение деятельности меди­ко-психолого-педагогических консилиумов как механизма предупреждения отсева, второгодниче­ства и неуспешности обучающихся (п. 5.2.1).

Как правило, учебная неуспешность и дезадаптация ярче проявляется в периоды детских и под­ростковых кризисов, к которым относятся: поступление в первый класс, переход из начальной шко­лы в среднюю и подростковый кризис. Эти периоды часто сопровождаются спадом учебной дея­тельности, дисциплинарными сложностями, ростом случаев психосоматических заболеваний.

Чтобы получить более полную информацию об ученике, необходимо провести медицинскую, со­циально-психологическую и педагогическую диагностику и рассмотреть в комплексе соответствую­щие данные специалистов. Школьные психолого-медико-социальные консилиумы призваны свое­временно выявлять проблемы адаптационного характера и намечать пути преодоления негативного влияния внешних факторов на успешность обучения.

Наличие большого числа многоплановых психолого-педагогических проблем связано не только с недостатками в работе педагогических коллективов школ. Гораздо более сильными факторами ча­ще являются ослабленное здоровье и семейно-бытовые сложности, которые сказываются на сниже­нии учебной мотивации, и, как следствие, на трудности в усвоении школьной программы.

В некоторых школах консилиумы пока действуют как малые педсоветы, психологи и медики не играют весомой роли в разрешении проблем учеников. Само заседание консилиума часто не имеет подготовительного диагностического этапа, по сути, превращаясь в репрессивное мероприятие. Та­кой подход не может решить проблем ребенка и его семьи, а только усугубляет их. Рекомендуемый авторами сборника порядок проведения ПМПк позволит оптимизировать данную деятельность.


  1. Нормативно-правовая база

психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)

(по материалам инструктивного письма МОРФ № 27/901-6 от 27.03.2000 г.)

1.1. Основные нормативные положения по организации работы ПМПк образовательного учреждения

  1. Целью организации психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) является созда­ние целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудно­стями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

  2. Психолого-медико-педагогический Консилиум создается в общеобразовательном учреждении приказом директора школы. В его состав входят: заместитель директора по учебно-воспитательной работе (председатель Консилиума), завуч, учителя с большим опытом работы, (классные руководители), учитель-логопед (или учителъ-дефектолог), детский психолог, социальный педагог, врач (педиатр, невролог или детский психиатр). При отсутствии специалистов они привлекаются к работе Консилиума на договорной основе.

  3. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:

  • выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии или состояний декомпенсации;

  • профилактика интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

  • выявление резервных возможностей развития;

  • определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;

  • подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установле­на доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. 32 и ст. 54 Закона Рос­сийской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно.

  1. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (за­конных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.

  2. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.

Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение засе­дания ПМПк.

6. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, вытекающей из рекомендаций специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.

  1. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

  2. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (закон­ных представителей).

  3. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным
    особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики или разрешения конфликтных и спорных вопросов, специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

10. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.

  1. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначает­ся ведущий специалист: учитель или классный руководитель, или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение, внеурочную специальную (коррекционную) работу Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка, эффективность оказываемой ему помощи, заполняет карту развития ребенка и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.

  2. . После обсуждения на консилиуме копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте. В другие учреждения и орга­низации коллегиальное заключение ПМПк или заключения специалистов могут направляться толь­ко по официальному запросу.

1.2. Формы учета деятельности специалистов ПМПк

  1. Журнал записи детей на ПМПк.

  2. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов,
    коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк.

  1. Договор о порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) учащегося.

  2. Карта развития ребенка.

  3. Статистический учет деятельности ПМПк.

Образцы требуемой документации

Журнал записи детей на ПМПк.


№ п/п

Дата, время

Ф.И. ребенка

Дата рождения

Пол

Инициатор обращения

Причина обращения

Трафик консультирования специалистов

























Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк.


№ п/п

Дата проведения консультации специалиста или заседания ПМПк

Ф.И.

ребенка

Возраст

Пол

Проблема

Заключение специалиста или заключение ПМПк

Рекомендации

Специалист или состав ПМПк




























Договор между образовательным учреждением (в лице руководителя образовательного учреждения)

и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника образовательного учреждения

о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении.

Руководитель образовательного учреждения

Родители (законные представители) обучающегося, воспитанника







(указать фамилию, имя, отчество)

подпись М.П.

(указать фамилию, имя, отчество ребенка и родителей (законных представителей), ха­рактер родственных отношений в соответст­вии с паспортными данными)

подпись М.П.

Информирует родителей (законных предста­вителей) обучающегося, воспитанника об ус­ловиях его психолого-медико-педагогическо­го обследования и сопровождения специалистами ПМПк.

Выражают согласие ( в случае несогласия до­говор не подписывается) на психолого-меди­ко-педагогическое обследование и сопровож­дение обучающегося, воспитанника в соответствии с показаниями, в рамках про­фессиональной компетенции и этики специа­листов ПМПк.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Рекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума iconПсихолого-медико-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными...
Организационно-методические рекомендации деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума

Рекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума iconРекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического...
Основные нормативные положения по организации работы пмпк образовательного учреждения

Рекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума iconРекомендации по организации и содержанию деятельности психолого-медико-педагогического
Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений, специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов

Рекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума iconО порядке работы психолого-медико-педагогического консилиума (пмпк)...
Настоящее положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее пмпк)

Рекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума iconО психолого-медико-педагогическом консилиуме
Положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее пмпк), который является одной из форм взаимодействия...

Рекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума iconПоложение о деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации
Вательных условий (далее соу) для ребенка с овз, разработке и реализации индивидуальной программы сопровождения в рамках его обучения...

Рекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума iconМетодическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого-медико-педагогических...
Рабочая книга психолого-медико-педагогического Консилиума ( методическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого-медико-педагогических...

Рекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума iconМетодическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого-медико-педагогических...
Рабочая книга психолого-медико-педагогического Консилиума ( методическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого-медико-педагогических...

Рекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума iconУтверждено
Настоящее положение регулирует деятельность школьного психолого – медико педагогическом консилиума (пмпк)

Рекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума iconМетодическое обеспечение психолого – медико педагогического консилиума в моу сош №33

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск