Министерство образования и науки российской федерации письмо


НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации письмо
страница1/19
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк заявлений > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Документ предоставлен КонсультантПлюс


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО

от 23 мая 2016 г. N ВК-1074/07
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ
В целях обеспечения качественного и доступного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, разработки психолого-медико-педагогическими комиссиями квалифицированных рекомендаций по результатам проведения комплексных психолого-медико-педагогических обследований обучающихся Минобрнауки России направляет методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в Российской Федерации (далее - Методические рекомендации).

Методические рекомендации разработаны федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет" в рамках государственного контракта на выполнение работ для государственных нужд от 2 октября 2014 г. N 07.028.12.0026.

Минобрнауки России рекомендует использовать Методические рекомендации для организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий на региональном и муниципальном уровнях, разработки и реализации программ повышения квалификации исключительно специалистов указанных комиссий.
Заместитель Министра

В.Ш.КАГАНОВ
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРГАНАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ
АООП - адаптированная основная общеобразовательная программа

ДОО - дошкольное основное образование

ЗПР - задержка психического развития

ИПРА - индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида

ИУП - индивидуальный учебный план

МКБ-10 - международная классификация болезней 10-го пересмотра

МСЭ - медико-социальная экспертиза

НОДА - нарушения опорно-двигательного аппарата

НОО - начальное общее образование

ОВЗ - ограниченные возможности здоровья

ОО - образовательная организация

ООО - основное общее образование

ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия

ПМПк ОО - психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации

ПрАООП - примерная адаптированная основная общеобразовательная программа

РАС - расстройства аутистического спектра

СИПР - специальная индивидуальная программа развития

ТНР - тяжелые нарушения речи

УО (ИН) - умственная отсталость (интеллектуальные нарушения)

УП - учебный план

ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт

ФЗ - федеральный закон
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК
В своей деятельности психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - ПМПК) руководствуется современной нормативной и правовой базой.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ-273), регламентирующий право детей с ОВЗ и инвалидов на образование в течение всей жизни. ФЗ-273 обязывает федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов (ч. 5 ст. 5 ФЗ-273).

Частью 16 статьи 2 ФЗ-273 впервые в российской законодательной практике закреплено понятие "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья" - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

ПМПК работает в полном соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии (приказ Минобрнауки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии").

Цель ПМПК - выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.

Приведем здесь часть задач, стоящих перед ПМПК:

- комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика резервных возможностей ребенка и нарушений его развития;

- определение специальных условий для получения образования несовершеннолетними;

- подбор, проектирование и инициирование организации специальных условий обучения и воспитания, а также лечения и медицинской поддержки, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

- разработка и апробация индивидуально ориентированных методов диагностико-коррекционной работы с детьми, проходящими обследование, отражение в рекомендациях способов внедрения наиболее эффективных из этих методов с последующим отслеживанием динамики и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в соответствующие образовательные условия.

Специальные условия включают в себя:

- использование специальных образовательных программ <1> и методов обучения и воспитания;

- специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

- специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

- предоставление услуг тьютора;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

- другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

--------------------------------

<1> В терминологии ФЗ-273 образовательные программы для обучающихся с ОВЗ относятся к адаптированным образовательным программам (АОП). В соответствии с п. 28 ст. 2 ФЗ-273 АОП - это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Перечисленные условия должны в максимальной степени способствовать получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию обучающихся с ОВЗ, в том числе через организацию системы инклюзивного образования.

Часть 6 ст. 11 ФЗ-273 определила, что в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС).

В настоящее время при формулировке рекомендаций о создании условий для получения образования детям с ОВЗ ПМПК ориентируется на приказы Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (далее - ФГОС НОО ОВЗ) и N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС О УО (ИН)), а также ряд крайне важных нормативных документов, ссылки на которые приведены в Приложении 1.

Все примерные АООП разработаны ведущими специалистами в области оказания помощи детям с определенными нарушениями развития в соответствии с указанными стандартами.

Варианты АООП конкретизируют условия получения образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ: ряд АООП НОО ОВЗ <2> предполагает четыре варианта получения образования, АООП НОО для слабослышащих и слабовидящих обучающихся - три варианта, АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и задержкой психического развития (ЗПР) - два варианта и, наконец, АООП О УО (ИН) - два варианта. По вариантам 3 и 4 АООП НОО ОВЗ обучаются дети, имеющие сочетание сенсорных, других нарушений и умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).

--------------------------------

<2> АООП НОО для глухих обучающихся, АООП НОО для слепых обучающихся, АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), АООП НОО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Часть 13 ст. 60 ФЗ-273 говорит о том, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования".

Согласно п. 20 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (в ред. Приказа Минобрнауки России от 17 июля 2015 г. N 734), обучающиеся в образовательной организации по общеобразовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным общеобразовательным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Таким образом, вопрос о повторном обучении решается в образовательной организации, а не в ПМПК.

ПМПК устанавливает наличие ОВЗ и потребность в создании специальных условий обучения и воспитания.

Во ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО (ИН) пунктом 1.10 предполагается изменение образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения ПМПК и мнения родителей (законных представителей).

В соответствии со статьей 79 ФЗ-273 и п. 2.4 ФГОС НОО ОВЗ реализация АООП НОО может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. Вместе с тем, существует определенная логика соотнесения рекомендованного варианта АООП с условиями получения образования. Основным механизмом реализации АООП является учебный план (УП), в том числе индивидуальный учебный план.

Обучение по варианту 1 ФГОС НОО ОВЗ может быть организовано по основной образовательной программе, при необходимости - в соответствии с индивидуальным учебным планом. Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. АООП для таких обучающихся разрабатывается в части программы коррекционной работы, которая реализуется во внеурочной деятельности.

Вариант 2 предусматривает обучение по АООП с изменениями в содержательном и организационном разделах (программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности, реализующиеся на основе УП), что предполагает дополнительные условия в общеобразовательном классе.

Вариант 3 ФГОС НОО ОВЗ (вариант 1 ФГОС О УО (ИН) предполагает выдачу свидетельства об обучении. ПрАООП имеют еще более существенные отличия в содержательном и организационном разделах.

Вариант 4 ФГОС НОО ОВЗ (вариант 2 ФГОС О УО (ИН) означает необходимость получения образования по специальной индивидуальной программе развития (далее - СИПР). Подобные программы принципиально отличаются по содержанию и формам организации образовательного процесса; специальные условия, позволяющие работать с ребенком, в каждом случае конкретизируются ПМПК. В большинстве случаев условия, соответствующие особым образовательным потребностям таких обучающихся, могут быть созданы, в том числе на базе различных центров, реализующих комплексную помощь детям с ОВЗ.

В классы (группы), группы продленного дня для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в образовательной организации, владеющие элементарными навыками самообслуживания, либо им должна быть обеспечена необходимая техническая помощь ассистента (помощника).

В приказе N 1015 (в ред. от 17.07.2015 N 734) обозначены все необходимые технические средства обучения для обучающихся с сенсорной и двигательной патологией (Приложение 4). Предполагается сетевое взаимодействие ОО, позволяющее решать подобные проблемы (п. 2.5, 3.6.1 ФГОС НОО ОВЗ).

Ч. 3 ст. 55 ФЗ-273 определяет особый порядок приема детей на обучение по АООП - только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

В отдельных статьях ФЗ-273 говорится об организации образования лиц с ОВЗ, инвалидностью. К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Инвалидность устанавливается учреждениями медико-социальной экспертизы. Обучающийся с ОВЗ может не иметь инвалидность.

Согласно приказу Минтруда России от 10 декабря 2013 г. N 723 "Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями", в целях координации действий при освидетельствовании детей с целью установления инвалидности, для решения задач, в том числе, в части разработки оптимальных для детей-инвалидов индивидуальных программ реабилитации или вбилитации (далее - ИПРА), руководителям федеральных государственных учреждений МСЭ рекомендуется направлять запросы о предоставлении сведений из протоколов и заключений ПМПК, приглашать для участия в проведении медико-социальной экспертизы представителя ПМПК с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке ИТПРА ребенка-инвалида.

В настоящее время утвержден Приказ Минтруда России от 17 декабря 2015 г. N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2016 N 40650). Его исполнение вызывает ряд трудностей при проведении экспертизы. Прорабатывается вопрос о целесообразности внесения изменений в данный приказ. Степень способности к обучению устанавливается с учетом заключения ПМПК (раздел III).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации письмо iconМинистерство образования и науки российской федерации письмо
Министерство образования и науки Российской Федерации направляет для учета и использования в работе рекомендации субъектам Российской...

Министерство образования и науки российской федерации письмо iconМинистерство образования и науки российской федерации
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20. 07. 2015 №06-846 «О направлении Методических рекомендаций»

Министерство образования и науки российской федерации письмо iconПисьмо
Министерство образования и науки Российской Федерации направляет для учета и использования в работе рекомендации субъектам Российской...

Министерство образования и науки российской федерации письмо iconМинистерство образования и науки российской федерации письмо
Постановление Правительства Российской Федерации n 423 Минобрнауки России направляет методические рекомендации по применению законодательства...

Министерство образования и науки российской федерации письмо iconРоссийской федерации народного образования и науки российской федерации
Министерство образования Российской Федерации и Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации направляют...

Министерство образования и науки российской федерации письмо iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ
Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая...

Министерство образования и науки российской федерации письмо iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ
Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая...

Министерство образования и науки российской федерации письмо iconОбразования и науки Российской
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...

Министерство образования и науки российской федерации письмо iconОбразования и науки Российской
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...

Министерство образования и науки российской федерации письмо iconРоссийский фонд фундаментальных исследований министерство образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск