Методические рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений хабаровск


НазваниеМетодические рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений хабаровск
страница1/7
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7
Хабаровский краевой центр детско-юношеского туризма и экскурсий


Школьный музей

Методические рекомендации

по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений




ХАБАРОВСК

2007

Печатается по решению

научно-методического совета

Хабаровского краевого центра

детско-юношеского туризма

и экскурсий


Школьный музей: Методические рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений / Сост. Е.Г. Ходжер. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2007 – 90 с.

Рецензент:

Мельникова Т.В., главный хранитель Хабаровского краевого

краеведческого музея им. Н.И. Гродекова,

к.и.н.


Ответственная за выпуск:

Каячкова С.Г., заместитель директора по методической работе

ХК ЦДЮТиЭ


Издано в редакции составителя
ХК ЦДЮТиЭ, 2007

От составителей

Предлагаемые методические рекомендации предназначены для руководителей школьных музеев, краеведческих кружков, методистов по туристско-краеведческой работе, педагогов дополнительного образования.

Материалы сборника дают представление об организации музея, о направлениях его работы - поисково-собирательской, экспозиционной, учетно-хранительской, научно-исследователь-ской, культурно-образовательной.

Для создания сборника использованы издания известных в России специалистов по музееведению В.Е. Туманова, Н.И. Решет-никова, методические рекомендации Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, а также управления образования Комсомольского района.

В издания включены также некоторые официальные документы по организации и содержанию деятельности школьных музеев, краткий словарь музейных терминов, список паспортизированных школьных музеев Хабаровского края.


ВВЕДЕНИЕ

Школьные музеи специалисты относят к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Возникнув как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории и природе края, собранных и оформленных учащимися (гербарии, образцы почв и минералов, таблицы и диаграммы, документы и изобразительные материалы и т.п.), они в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания. Участвуя в создании и деятельности школьного музея, педагоги и учащиеся, помимо решения задач совершенствования содержания и методов обучения и воспитания, вносят неоценимый вклад в дело выявления, собирания, сохранения и использования объектов культурного и природного наследия.

Понимая потенциальные возможности школьного музея как универсального инструмента обучения и воспитания учащихся, приобщения их к общественно полезной деятельности по охране культурного и природного наследия родного края, Министерство образования России в 2003 году ввело в действие «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)». Согласно положению: «Школьный музей – обобщающее название музеев, являющихся структурным подразделением образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов – Федерального закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Следовательно, школьный музей – это музей в общепринятом понимании, это государственный музей в миниатюре со специфическими формами деятельности. Его деятельность определяется сущностью понимания музея вообще. Школьный музей наряду со всеми музеями является хранилищем социальной памяти. Поэтому к нему предъявляются общемузейные требования.

Школьный музей это тот музей, где имеются:

1 – музейное собрание (коллекции) и фондохранилище с соответствующим учетом музейных предметов;

2 – музейная экспозиция;

3 – актив музея, способный реализовать его образовательно-воспитательную функцию;

4 – программа образовательно-воспитательной деятельности, основанная на концепции музея и его коллекциях.

Сегодня в условиях модернизации школы, развития системы дополнительного образования школьный музей востребован, вновь уверенно заявляет о себе, показыва­ет способность эффективно включаться в образовательный процесс, используя свои особенности «пограничного» положения в культуре. Музей школы может быть от­несен как к школьному образовательному, так и к музейному пространству. Школь­ные музеи все более активно интегрируются в учебно-воспитательный процесс.

Школьные музеи стали:

  • надежным средством формирования исторического и гражданского сознания учащихся, воспитания их патриотизма;

  • общественными демократическими институтами, прививающими детям навыки самоорганизации и самоуправления, вовлекающими молодежь в активную деятельность;

  • средством реализации творческих способностей детей, привития им на­выков специальной научно-профессиональной деятельности - исследо­вательской, источниковедческой и литературоведческой, поисковой, му­зееведческой и т.п.;

  • местом организации и проведения разных форм досуга детей и взрос­лых, своего рода детскими клубами, многопрофильными молодежными объединениями;

  • центром музейно-педагогической работы в школе - не традиционным музейным учреждением, а открытой системой, где в наибольшей степе­ни может осуществляться идея сотворчества детей, учителей, родителей и ветеранов;

  • социокультурными центрами жизни образовательного учреждения, мик­рорайона, района, города.

Особенностями сегодняшнего этапа развития школьных музеев можно назвать следующие:

Идет процесс перепрофилирования школьных музеев. Это касается в боль­шей степени экспозиций военно-исторической тематики, где исчерпана тематика и утрачены активные формы поисковой работы. Как правило, в таких музеях начина­ется работа над созданием экспозиции по истории учебного заведения, микрорайона, села, о выпускниках и учителях школы. В этих музеях находят свое отражение материалы о событиях в «горячих точках» и т.п.

Заметно увеличился интерес к истории своих учебных заведений, иногда сравнительно «молодых» школ, которые любовно пишут свою историю. В последние годы открылось много музеев истории школ. Сегодня музей истории школы стал неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Создатели музеев убеждены, что история школы - это история жизни не­скольких поколений, история страны в целом и каждой семьи в отдельности. Это история нашей страны.

Идет процесс осмысления места школьного музея в диалоге всех заинтере­сованных участников образовательного процесса: родителей, педагогов, музейных сотрудников, ветеранской общественности. Школьный музей превращается в по­лигон музейно-педагогических инноваций.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что музейно-педагогическое пространство школьного музея является интегративной развивающейся средой ново­го типа и становится полноправной культурологической составляющей современ­ного образования.
СОЗДАЕМ МУЗЕЙ

Вы решили создать в школе музей. Но часто на вопросы: какой музей? зачем? не всегда можно получить ответ. А эти вопросы особенно важны в настоящее время, когда так возрос интерес к краеведению, к музееведческой работе в образовательных учреждениях, к созданию школьных музеев.

Но начинать работу по созданию музея можно лишь при следующих услови­ях, когда:

  • выбрана тема музея (рекомендуется краеведческая), определен его про­филь;

  • в основном завершен поиск и сбор предметов музейных предметов – экспонатов будущей экспозиции;

  • налажен учет собранных материалов (по принятой форме);

  • изучена история объекта, события и т.п., которому посвящается экспози­ция музея, составлена историческая справка;

  • разработаны, согласованы и утверждены тематическая структура экспо­зиции, тематико-экспозиционный план школьного музея;

  • имеются изолированные помещения для размещения экспозиции и фон­дов музея;

  • созданы актив юных музееведов, Совет содействия музею из числа педа­гогов, родителей, добровольных помощников, способных реализовать его образовательно-воспитательную функцию;

  • разработана программа воспитательно-образовательной деятельности, осно­ванная на концепции музея и его коллекциях;

  • установлены связи с районным методистом по туристско-краеведческой работе, отделом краеведения городского (районного) Центра детско-юношеского туризма и экскурсий или Дворца детского творчества, государственными музеями и, если необходи­мо, объединенными советами ветеранов.

Как показывает практика возникновения и развития школьных музеев, час­то толчком к углубленной исследовательской работе становится краеведческий по­иск, встреча с интересным человеком, яркое событие, юбилей учебного заведения, необходимость обобщения, оформления результатов экспедиционной работы и т.п. Таким образом, если в школе имеются условия для создания музея, есть жела­ние детского и педагогического коллектива школы, можно приступить к работе. Главные особенности, которые необходимо учитывать при создании школьных музеев:

  • адресность (музей должен быть интересен детям),

  • непосредственное участие детей в его создании.

Вопрос об открытии школьного музея решается советом образовательного учреждения или педагогическим советом. Решение об открытии музея согласовывается с органами управления образования и оформляется приказом директора школы. В приказе директора школы об образовании школьного музея указывается профиль музея и его руководитель. Дата подписания этого документа и считается датой основания музея. Директор образовательного учреждения и руководитель музея несут полную ответственность за сохранность фонда и деятельность музея.

Название и профиль музея. Дать имя музею - задача не простая. Назва­ние музея должно быть лаконичным, достаточно информативным. Например, музей боевой славы под названием «Боевые подруги» в школе № 22 г. Комсомольска-на-Амуре говорит о том, что в данном музее собраны материалы о женщинах – участницах Великой Отечественной войны, проживающих в городе, которые в свинцовое смертельное лихолетье вместе с мужьями, отца­ми и братьями свою Родину сердцем прикрыли.

Словосочетание «школьный музей» дает представление о статусе музея, его функциях и месте в музейной сети. Оно указывает на то, что музей относится к виду негосударственных, общественных музеев, что этот музей предназначен для обучения и воспитания школьников.

Общественный характер школьного музея определяется не только тем, что он создается и действует на общественных началах, но и тем, что в учреждении образования он является определенной формой детской общественной организа­ции, объединения детей на основе интереса к истории родного края и изучения его музейно-краеведческими средствами.

Сложнее включить в название музея его профиль. Профиль музея является важнейшей категорией его классификации.

Музеи делятся на следующие основные профильные группы: естественно­научные, исторические, литературные, художественные, музыкальные, театраль­ные, технические, сельскохозяйственные и пр. Часто встречаются музеи комплекс­ного профиля, примером которых являются краеведческие музеи.

Вместе с тем, профиль музея не следует рассматривать как некую жесткую конструкцию, за рамки которой нельзя выходить. Специфика школьного музея зак­лючается в том, что создаваемые в процессе творчества детей и педагогов они мо­гут соответствовать какому-то профилю лишь частично, сочетать несколько про­филей или изменять свой профиль по мере развития. Практически во всех про­фильных классификаторах на первое место выносятся музеи исторического про­филя, потому что все музеи являются историческими, только одни документируют социальную историю, другие - историю природы, третьи - историю литературы, изобразительного искусства, историю техники и т.п.

В последние годы отмечается значитель­ное увеличение школьных музеев истории образовательных учреждений, которые по профилю тоже являются историческими, но имеют свою специфику. Также растет число музеев истории села, этнографических, меньше становится военно-исторических.

Важнейшей особенностью школьных музеев является их краеведческая направленность, т.е. они изучают преимущественно события и явле­ния, связанные с историей и природой родного края. Таким образом, практически все школьные музеи можно считать краеведческими.

Вместе с тем, для школьного музея как особого социального института бо­лее важно определение не только профиля, но и формы и способа реализации сво­их возможностей, особенностей на уровне музейных технологий и потребностей учебного и воспитательного процесса.

Формулирование названия музея - ответственный процесс музейного творче­ства. Название музея имеет важное информационное значение, призванное пока­зать статус музея, его место в музейной сети, его профиль, специфику документи­рующей и образовательно-воспитательной функции, наименование учредителя.
Создание концепции формируемого школьного музея.

Создание концепции - первый этап в формировании будущего музея. Это своеобразная долговременная программа деятельности актива музея. По ходу реализации проекта в концепцию вносятся какие-то коррективы, которые, как правило, не меняют целеустановок.

При создании концепции музея надо исходить из реальных возможностей данного образовательного учреждения. Можно рекомендовать для формирования концепции музея проведение в школе специальных конференций, конкурсов, встреч и т.п., постараться выслушать все мнения, предложения.

Работа над созданием концепции школьного музея проводится поэтапно:

1.Место музея.

Название музея, принадлежность его к образовательному учреждению, мес­тонахождение с указанием почтового адреса.

2.Цель.

Выделить конечную цель в работе музея, определить категорию посетите­лей, состав Совета музея.

  1. Замысел экспозиции.
    Определить основную идею экспозиции.

  2. Содержание экспозиции.

Описать экспозицию в авторском представлении, исходя из наличия фондов музея или на основании поисково-собирательской работы. Раскрыть экспозицион­ные комплексы и последовательность их показа. Указать экспозиционную площадь, дать ее характеристику.

  1. Принцип построения экспозиции: проблемный, мемориальный, коллек­ционный, ансамблевый, образно- сюжетный и др.

  2. Проработка тематической структуры экспозиции.

  3. Комплектование фондов музея.

Составление плана поисково-собирательской работы с целью формирова­ния фондов школьного музея. Организация учета и хранения музейных коллекций.

8.Выполнение художественного эскизного проекта экспозиции.
Составление плана помещения, обозначение на нем размещения стендов, витрин, подиумов, интерактивных зон и т.п.

9.Определение основных затрат на экспозиционное оборудование, техни­ческие средства, художественное решение и других затрат.

По функциональному назначению и форме деятельности школьные музеи могут быть:

  • Музей-выставка

  • Музей-мастерская, студия

  • Музей- клуб, театр

  • Музей - методический кабинет

  • Музей - творческая лаборатория

  • Музей - научный кабинет

  • Музей - центр туристско-краеведческой работы

  • Музей - краеведческий класс

  • Музей - адаптационный центр и др.

Эта направленность не зависит от профильности музея. Любой школьный музей может включать в себя все или несколько этих составляющих. Главное не в том, какова его форма деятельности, а в том, как он реализует свою образователь­но-воспитательную функцию на основе музейной коллекции.

Таким образом, в основу концепции развития школьных музеев должны лечь следующие положения:

  • школьный музей должен стать центром музейно-педагогической работы в школе, основой которого является собрание предметов музейного значения;

  • школьный музей - это не традиционное музейное учреждение, а открытая система, где в наибольшей степени может осуществляться идея сотворчества де­тей, учителей, родителей, ветеранов.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений хабаровск iconРекомендации для руководителей музеев образовательных учреждений профили школьных музеев
В музееведении принята определённая классификация. В основе её лежит связь музея с той или иной отраслью. Это же деление распространяется...

Методические рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений хабаровск iconМетодические рекомендации по организации и паспортизации музеев образовательных...
Составитель: Мыздрик Е. В., зав отделом организационно-методической поддержки реализации мероприятий патриотической направленности...

Методические рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений хабаровск iconМетодические рекомендации «структура, состав, учет и хранение музейных...

Методические рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений хабаровск iconМетодические рекомендации по созданию централизованных бухгалтерий...
Ящие методические рекомендации по созданию централизованных бухгалтерий для государственных (муниципальных) учреждений Чувашской...

Методические рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений хабаровск iconРекомендации по созданию первичной профсоюзной организации Казань, 2010 г
Вашему вниманию брошюру «Методические рекомендации по созданию первичной профсоюзной организации». В ней подробно рассматриваются...

Методические рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений хабаровск iconРекомендации по организации и содержанию деятельности психолого-медико-педагогического
Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений, специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов

Методические рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений хабаровск iconМетодические рекомендации по профилактике правонарушений и безнадзорности...
Настоящие рекомендации подготовлены на основе законодательства Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений...

Методические рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений хабаровск iconРекомендации по организации деятельности приемных, предметных экзаменационных...
Рекомендации по организации деятельности приемных, предметных экзаменационных и апелляционных комиссий образовательных учреждений...

Методические рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений хабаровск iconМетодические рекомендации по организации деятельности консультационно-методического...
Кильдышева И. А., старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования тогирро

Методические рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений хабаровск iconМетодические рекомендации по организации деятельности по созданию...
Методические рекомендации предназначены для работников территориальных и отраслевых исполнительных органов государственной власти...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск