Скачать 1.45 Mb.
|
ИНСТИТУТ ЕВРОПЫ АССОЦИАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК ИССЛЕДОВАНИЙ (АЕВИС) ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИВЫПУСК 53: ИЮЛЬ–СЕНТЯБРЬ 2008 г. Под редакцией: Борко Ю.А. (отв.ред.) Буториной О.В. Журкина В.В. Потемкиной О.Ю. МОСКВА, октябрь 2008 Настоящее издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 06-01-03812в) Интернет-сайт Европейского Союза находится по адресу: http://europa.eu Интернет-сайт Представительства Европейской комиссии в России находится по адресу: http://www.delrus.ec.europa.eu С выпусками “Европейский Союз: факты и комментарии”, а также с информацией о деятельности Ассоциации европейских исследований можно ознакомиться по адресу: http://www.edc-aes.ru Отв.за информационное обеспечение, литературное редактирование – Тяжелова В.В. Техническое редактирование – Грачева М.Л. Компьютерная верстка – Шарапова К.Ю. Ассоциация европейских исследований, 2008 CОДЕРЖАНИЕ Актуальный комментарий 1. Заседания Европейского совета (саммиты) 2. Углубление интеграции. Основные направления политики ЕС 2.1. Экономическая конъюнктура и текущая экономическая политика 2.2. Единый внутренний рынок 2.3. Экономический и валютный союз 2.4. Социальная политика 2.5. Энергетическая политика 2.6. Региональная политика и деятельность Структурных фондов 2.7. Общая сельскохозяйственная и рыболовная политика 2.8. Транспортная политика 2.9. Защита окружающей среды 2.10. Научно-техническая политика 2.11. Институциональное развитие. Конституция Европы 2.12. Общая внешняя политика, политика безопасности и обороны 2.13. Пространство свободы, безопасности и правопорядка 2.14. Противодействие нацизму, ксенофобии и радикализму 2.15. Деятельность Суда ЕС 2.16. Адаптация новых государств-членов 2.17. Политика расширения 3. ЕС и внешний мир 3.1. Отношения с экономически развитыми странами 3.1.1. США и Канада 3.2. Новая политика соседства 3.2.1. Средиземноморье 3.2.2. Страны СНГ 3.3. Отношения с развивающимися странами 3.3.1. АКТ и Африка 3.3.2. Индия 3.3.3. Китай 3.3.4. Латинская Америка 4. Отношения с Россией 4.1. Российско-грузинский конфликт на Кавказе и отношения ЕС-Россия 4.2. Сотрудничество в сфере энергетики Актуальный комментарий: Кавказский конфликт и отношения Россия – Евросоюз В ночь на 8 августа грузинские войска вступили на территорию Южной Осетии, в тот же день российская 58-я армия вошла на территорию этой республики и к вечеру развернула боевые действия против грузинских подразделений. 10 октября российские войска полностью покинули находившуюся под ее контролем территорию Грузии. В зоне безопасности, протянувшейся вдоль границы между Грузией и двумя отделившимися республиками, вновь разместились наблюдатели ОБСЕ, к которым присоединились около 200 наблюдателей ЕС. Конфликт был возвращен в «замороженное» состояние. Итоги и последствия военного столкновения на грузино-югоосетинской границе для его участников различны. Инициировавшая его Грузия проиграла. Страна расплатилась за авантюру своего президента человеческими и материальными потерями, ухудшением состояния национальной экономики, усилением оппозиции, выступающей против режима Михаила Саакашвили, ослаблением международных позиций и крушением надежд на быстрое вступление в НАТО. Выиграли Южная Осетия и Абхазия, признанные Россией в качестве суверенных государств и получившие гарантии своей безопасности благодаря подписанию с ней договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. И хотя от официального признания их нового статуса воздержались даже союзники России в ЕврАзЭС и ОДКБ, фактически их международное положение изменилось. По-видимому, в обозримом будущем оно будет аналогичным тому, в котором более 30 лет пребывает Северный Кипр. Как долго продлится это состояние, предсказать невозможно, но к прошлому они не вернутся. Что касается России, то в краткосрочном плане она тоже выиграла: в считанные дни успешно провела военную операцию «по принуждению к миру», как обозначил ее президент Дмитрий Медведев; прочно закрепилась в Абхазии и Южной Осетии, признав их независимость и легитимизировав пребывание своих войск на их территории; сорвано или, как минимум, отложено на долгие годы вступление Грузии в НАТО, воспринимаемое в политических «верхах» и общественном мнении России как угроза ее безопасности. Что касается долгосрочных последствий кавказского конфликта и действий России, то они не однозначны ни для нее самой, ни для находящейся в процессе трансформации системы международных отношений. Вопрос о том, как все это скажется на внутреннем развитии нашей страны, выходит за рамки данного комментария. Международные же последствия представляются противоречивыми, с неподдающимся прогнозу балансом плюсов и минусов. В данном комментарии анализируется один аспект этих последствий – влияние действий России на ее отношения с ЕС и входящими в него государствами. Прежде всего, бросается в глаза, что в кризисный период ЕС и Россия действовали на редкость согласованно. Это было тем более неожиданно, что первая реакция в Европе на военную акцию России была резко отрицательной. Москва впервые выразила свое несогласие с действиями Запада, затрагивающими ее интересы, не только протестами, но и ответными действиями. Это было воспринято как вызов. США и ЕС почти одинаково осудили ее за непропорциональное использование силы, оккупацию пограничной части грузинской территории и одностороннее признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Однако они разошлись в своих действиях. Вашингтон прибег к жесткой риторике в стиле «Россия за это поплатится» и даже «поиграл мускулами», прислав в Черное море армаду военных кораблей. ЕС, в отличие от США, взял на себя роль медиатора. Эту роль он сыграл успешно. Избрав курс на конструктивное взаимодействие с Россией с целью стабилизации обстановки в зоне конфликта, Евросоюз преследовал две задачи: первоочередную – добиться как можно более быстрого вывода российских войск с грузинской территории и вернуть ситуацию к тому состоянию, в котором она пребывала до 8 августа, и перспективную – оставить открытой дверь для сотрудничества с Россией как одним из его важнейших партнеров. Этот курс одобрило значительное большинство государств-членов ЕС, в том числе четыре из пяти его крупнейших участников (Франция, Германия, Италия и Испания). На протяжении всего кризиса инициатива находилась в руках Евросоюза. Президент председательствующей в ЕС Франции Николя Саркози дважды, в августе и сентябре, приезжал в Москву. Итогами его встреч с российским президентом были первый и второй планы совместных действий, вошедшие в историю как планы Саркози-Медведев. Во втором плане по настоянию французского президента был установлен жесткий срок возвращения российских войск на исходные позиции – к 10 октября. Во второй половине этого дня грузинский МИД объявил о том, что вывод российских войск завершен. Детали событий со временем стираются, общий итог – остается. Он заключается в том, что главная заслуга в урегулировании вышедшего из-под контроля регионального конфликта принадлежала Евросоюзу. Это его первый крупный успех в осуществлении посреднической миссии подобного рода. В тандеме с Россией он сыграл ведущую роль. Отчасти это было обусловлено ситуацией, отчасти тем, что, в отличие от руководства ЕС, Москва, по-видимому, не имела собственного плана нормализации обстановки в зоне конфликта с участием заинтересованных международных посредников. Россией не были использованы и возможности активной дипломатии. В первом официальном заявлении президента Д.Медведева, оповестившем о том, что Россия берет под защиту Южную Осетию, не было сказано ни слова о международных аспектах возникшего кризиса и острой необходимости серьезного обсуждения на международном уровне периодически повторяющейся коллизии между двумя общепризнанными принципами – целостностью государств-членов ООН в их признанных границах и правом наций на самоопределение. С дипломатической точки зрения, это была бы опережающая инициатива стратегического характера. Москва упустила эту возможность, а когда выяснилось, что в своем признании двух отделившихся республик Россия осталась одинокой, у нее вообще не осталось пространства для маневров. Тем не менее, позитивный пример взаимодействия, который продемонстрировали ЕС и Россия в августе-сентябре, вселяет некоторую надежду на то, что в их отношениях может произойти поворот в лучшую сторону. Как позитивный сигнал было воспринято выступление президента Д.Медведева на международном форуме в Эвиане 8 октября, где он отметил, что в ходе кавказского кризиса ЕС и Россия действовали «инициативно и скоординированно, с пониманием ответственности за наше общее европейское будущее». На официальном уровне ЕС впервые изложил свой подход к будущим отношениям в итоговом документе чрезвычайной сессии Европейского совета, состоявшейся в Брюсселе 1 сентября. После всех негативных оценок действий России в нем говорилось, что, принимая во внимание взаимозависимость ЕС и России, а также глобальные проблемы, с которыми они сталкиваются, Евросоюз не видит приемлемой альтернативы прочным отношениям с Россией, основанным на сотрудничестве, доверии и диалоге, уважении законов и принципов, признанных ООН и ОБСЕ. В высших институтах ЕС называют шесть главных областей сотрудничества с Россией – торговлю, инвестиции, энергетику, новые угрозы безопасности (терроризм и организованная преступность), региональные конфликты, формирование нового миропорядка. 7 ноября на чрезвычайной сессии Европейского совета было решено возобновить приостановленные переговоры с Россией о новом соглашении, которое заменит СПС. В самой лаконичной форме позицию ЕС обозначил президент Н.Саркози, заявивший, что кризис в отношениях с Россией «нам нужен меньше всего». Все эти факты могут быть восприняты как свидетельство того, что обе стороны готовы дать старт новой тенденции в отношениях ЕС и России. Но есть немало оснований и для сомнений. Климат этих отношений остается неблагоприятным. В Европе оценили односторонние действия России как возрождение ее имперских амбиций и возвращение к силовому способу решения спорных проблем с соседями. В политических кругах России господствует мнение, что ЕС не воспринимает ее как равноправного партнера, стремясь навязать ей свои «правила игры» и руководствуясь «принципом обусловленности», в соответствии с которым характер и масштабы сотрудничества Евросоюза с той или иной страной зависят от того, насколько ее внутренняя политика соответствует западным критериям демократии. Взаимное доверие сторон, и без того снизившееся в последние три года, упало после 8 августа до самого низкого уровня с начала 2000-х годов, а может быть, и за всю историю отношений между постсоветской Россией и ЕС. Это проявляется и во взглядах политических элит, и в итогах опросов общественного мнения, проведенных в странах ЕС и в России в период кавказского кризиса и сразу же после его завершении. Негативная эволюция «имиджей» отражает глубокую перемену в отношениях сторон: по сути, они уже не воспринимают друг друга как стратегических партнеров в том смысле, который они вкладывали в это понятие девять лет назад. Россия перечеркнула концепцию стратегического партнерства односторонними действиями на Кавказе. У Евросоюза, который был ее автором, нет оснований отстаивать ее; в обзоре отношений с Россией, опубликованном Еврокомиссией 5 ноября, говорится не о стратегическом, а «зрелом партнерстве». Очевидно, сторонам необходима новая формула взаимодействия на обозримую перспективу. В последние два-три года в Москве и в европейских столицах акцент ставят на прагматизации отношений между ЕС и Россией. Но принятие формулы «прагматическое партнерство» фактически низводит их взаимоотношения до уровня их отношений с другими своими партнерами. В практическом же плане обе стороны, несомненно, внесут коррективы в свой подход к взаимодействию в тех областях, где перекрещиваются их интересы. Похоже, что наибольшее, при этом разнонаправленное, влияние кавказского конфликта проявится в трех областях взаимодействия ЕС и России – энергетике, внешней безопасности и политике в отношении постсоветских государств. Энергетика надолго останется важнейшей областью отношений России и ЕС. Еще до недавних событий на Кавказе обе стороны пришли к выводу, что нынешний уровень взаимозависимости в этой сфере чрезмерен и таит немалые риски для их энергетической безопасности. Кавказский кризис усилил эти опасения. Евросоюз еще более энергично будет проводить политику диверсификации источников и путей доставки нефти и газа, дополняемую осуществлением программ энергосбережения и развития производства возобновляемых энергоресурсов. Первейшей целью этих усилий является уменьшение энергетической зависимости от России. Последняя также ставит своей целью уменьшение зависимости от Европы как главного потребителя российского экспорта нефти и газа. Приоритетной задачей политики России в этой области является переориентация экспорта нефти и газа на рынки азиатских стран – Китая, Южной Кореи, Японии и т.д. Обе стороны предпринимают уже практические меры в этом направлении. Такова долговременная перспектива. Но в ближайшие 20-25 лет страны ЕС будут по-прежнему главными потребителями российского экспорта энергоресурсов, а Россия – важнейшим поставщиком этих ресурсов в Европу. В настоящее время их сотрудничество базируется на системе контрактов между европейскими и российскими энергетическими компаниями, в том числе долгосрочных контрактов на поставки российского газа. Эта система действует исправно, что подтверждает в своих документах и ЕС. Укреплению сотрудничества в области энергетики способствовало бы подписание соответствующего соглашения между Россией и ЕС, однако их энергетические стратегии базируются на разных принципах. Неоднократные попытки Брюсселя и Москвы найти приемлемый компромисс были неудачными. Они, несомненно, вновь будут предприняты в рамках возобновляемых переговоров о новом базовом соглашении, но если эти усилия опять не дадут результата, энергетическое сотрудничество, как и прежде, будет развиваться в рамках отношений между Россией и отдельными странами ЕС. Судя по всему, после кавказского конфликта Евросоюз заново оценил перспективы сотрудничества с Россией в сфере международных отношений. В конечном счете, главный эффект ее действий – независимо от того, как они были восприняты, – состоит в том, что она подтвердила свою заявку на самостоятельную и активную роль в мировой политике. В упомянутом документе Еврокомиссии, посвященном отношениям с Россией, она впервые названа «ключевым геополитическим актором, конструктивное участие которого является необходимой предпосылкой эффективного международного сообщества». Это касается и глобальной, и европейской безопасности. В первом случае основой партнерства России и ЕС является их общее убеждение в том, что новая система международных отношений должна соответствовать полицентричности (многополярности) современного мира. Сфера сотрудничества ЕС и России охватывает практически все «горячие» регионы и проблемы глобальной безопасности. Что касается Европы, то ЕС заявил о своей готовности обсудить российское предложение о новой архитектуре европейской безопасности, а французский президент предложил созвать в начале 2009 г. саммит ОБСЕ. Эти инициативы открывают путь к сближению позиций сторон по спорным вопросам европейской безопасности с перспективой на формирование ее новой архитектуры. Особой темой в отношениях России и Евросоюза остаются их перекрещивающиеся интересы на постсоветском пространстве. Одно из последствий их взаимодействия в ходе кавказского кризиса состоит в том, что Россия уже не может игнорировать участие ЕС в урегулировании конфликтов внутри и между постсоветскими государствами. Такое участие, в частности, закреплено согласием Москвы на пребывание в зоне безопасности, разделяющей Грузию и две отделившиеся республики, постоянной миссии наблюдателей Евросоюза. Это прецедент, который, вполне вероятно, будет иметь продолжение. Другим следствием кавказского кризиса является активизация восточного направления политики соседства ЕС. В числе ее объектов – не только Грузия и Украина, которым ЕС уделяет главное внимание, но и другие постсоветские государства, включая Беларусь, Узбекистан и Туркменистан, которые подверглись в последние годы острой критике в Европе за политические репрессии и нарушения прав человека. Активизации восточной политики ЕС благоприятствует то, что силовые действия России против Грузии вызвали в столицах ряда постсоветских государств открытую или скрытую тревогу. Соперничество между ЕС и Россией за влияние на эти страны будет усиливаться. Многое зависит от того, сумеет ли Москва внести коррективы в свой подход к отношениям со своими партнерами в СНГ. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. Россия провела успешные переговоры с Молдавией, выразив готовность способствовать ее переговорам с Приднестровской республикой на основе принципа целостности Молдавии. По инициативе Москвы состоялась встреча президентов Азербайджана, Армении и России, в итоге которой две кавказские республики пришли к согласию в том, что их конфликт из-за Нагорного Карабаха должен решаться мирным путем. За этими акциями должны быть предприняты новые действия в том же направлении. Что касается других областей взаимодействия – торговли и инвестиций, борьбы с терроризмом и преступностью, общего пространства науки, образования и культуры и т.д. – то кавказский кризис, в общем, не повлиял на содержание и формы сотрудничества ЕС и России, хотя какие-то коррективы вполне возможны, главным образом с учетом мирового финансового кризиса и экономического спада. Ни в Москве, ни в Брюсселе и столицах его государств-членов нет ни малейших иллюзий в том, что переговоры будут сложными. По некоторым оценкам, они займут два-три года. В целях ускорения переговорного процесса Москва предложила подготовить компактное соглашение, в котором будет определены основные принципы, лежащие в основе партнерства, зафиксированы, без детализации, главные сферы и формы сотрудничества, а также система институтов взаимодействия партнеров. В соглашении будет предусмотрена возможность заключения специализированных соглашений в отдельных сферах сотрудничества – торговле и инвестициях, энергетике, окружающей среде, науке и образовании и т.д. До последнего времени ЕС настаивал на подготовке всеобъемлющего соглашения, аналогичного завершившему свое действие СПС. Но по некоторым сведениям, теперь в Брюсселе готовы принять российский вариант. Новый раунд переговоров назначен на 2 декабря; возможно, тогда и выяснится, насколько стороны готовы к взаимным уступкам и каковы перспективы переговоров. |
Интернет-сайт Представительства Европейской комиссии в России находится по адресу | Интернет-сайт Представительства Европейской комиссии в России находится по адресу | ||
Интернет-сайт Представительства Европейской комиссии в России находится по адресу | Французской Академии, Королевской Академии наук в Париже, Прусской королевской Академии наук, Королевского общества в Лондоне, Шведской... | ||
Талапина Эльвира Владимировна кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права ран, член-корреспондент... | Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники, Перечнем критических технологий Российской Федерации, утвержденными... | ||
Рецензенты: академик Академии правовых наук Украины, д-р юрид наук, проф. В. Ф. Сиренко; президент Одесской национальной юридической... | Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте неорганической химии им. А. В. Николаева Сибирского отделения Российской... | ||
Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте неорганической химии им. А. В. Николаева Сибирского отделения Российской... | Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте неорганической химии им. А. В. Николаева Сибирского отделения Российской... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |