Российской академии наук исследований (аевис)


НазваниеРоссийской академии наук исследований (аевис)
страница1/11
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


ИНСТИТУТ ЕВРОПЫ АССОЦИАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК ИССЛЕДОВАНИЙ (АЕВИС)

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ:

ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ




ВЫПУСК 53:

ИЮЛЬ–СЕНТЯБРЬ 2008 г.

Под редакцией:

Борко Ю.А. (отв.ред.)

Буториной О.В.

Журкина В.В.

Потемкиной О.Ю.

МОСКВА, октябрь 2008

Настоящее издание осуществлено при финансовой поддержке

Российского гуманитарного научного фонда (проект № 06-01-03812в)


Интернет-сайт Европейского Союза находится по адресу: http://europa.eu
Интернет-сайт Представительства Европейской комиссии в России находится по адресу: http://www.delrus.ec.europa.eu


С выпусками “Европейский Союз: факты и комментарии”, а также с информацией о деятельности Ассоциации европейских исследований можно ознакомиться по адресу: http://www.edc-aes.ru


Отв.за информационное обеспечение, литературное редактирование – Тяжелова В.В.
Техническое редактирование – Грачева М.Л.
Компьютерная верстка – Шарапова К.Ю.
 Ассоциация европейских исследований, 2008


CОДЕРЖАНИЕ
Актуальный комментарий

1. Заседания Европейского совета (саммиты)

2. Углубление интеграции. Основные направления политики ЕС

2.1. Экономическая конъюнктура и текущая экономическая политика

2.2. Единый внутренний рынок

2.3. Экономический и валютный союз

2.4. Социальная политика

2.5. Энергетическая политика

2.6. Региональная политика и деятельность Структурных фондов

2.7. Общая сельскохозяйственная и рыболовная политика

2.8. Транспортная политика

2.9. Защита окружающей среды

2.10. Научно-техническая политика

2.11. Институциональное развитие. Конституция Европы

2.12. Общая внешняя политика, политика безопасности и обороны

2.13. Пространство свободы, безопасности и правопорядка

2.14. Противодействие нацизму, ксенофобии и радикализму

2.15. Деятельность Суда ЕС

2.16. Адаптация новых государств-членов

2.17. Политика расширения

3. ЕС и внешний мир

3.1. Отношения с экономически развитыми странами

3.1.1. США и Канада

3.2. Новая политика соседства

3.2.1. Средиземноморье

3.2.2. Страны СНГ

3.3. Отношения с развивающимися странами

3.3.1. АКТ и Африка

3.3.2. Индия

3.3.3. Китай

3.3.4. Латинская Америка

4. Отношения с Россией

4.1. Российско-грузинский конфликт на Кавказе и отношения ЕС-Россия

4.2. Сотрудничество в сфере энергетики
Актуальный комментарий: Кавказский конфликт и отношения Россия – Евросоюз

В ночь на 8 августа грузинские войска вступили на территорию Южной Осетии, в тот же день российская 58-я армия вошла на территорию этой республики и к вечеру развернула боевые действия против грузинских подразделений. 10 октября российские войска полностью покинули находившуюся под ее контролем территорию Грузии. В зоне безопасности, протянувшейся вдоль границы между Грузией и двумя отделившимися республиками, вновь разместились наблюдатели ОБСЕ, к которым присоединились около 200 наблюдателей ЕС. Конфликт был возвращен в «замороженное» состояние.

Итоги и последствия военного столкновения на грузино-югоосетинской границе для его участников различны. Инициировавшая его Грузия проиграла. Страна расплатилась за авантюру своего президента человеческими и материальными потерями, ухудшением состояния национальной экономики, усилением оппозиции, выступающей против режима Михаила Саакашвили, ослаблением международных позиций и крушением надежд на быстрое вступление в НАТО. Выиграли Южная Осетия и Абхазия, признанные Россией в качестве суверенных государств и получившие гарантии своей безопасности благодаря подписанию с ней договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. И хотя от официального признания их нового статуса воздержались даже союзники России в ЕврАзЭС и ОДКБ, фактически их международное положение изменилось. По-видимому, в обозримом будущем оно будет аналогичным тому, в котором более 30 лет пребывает Северный Кипр. Как долго продлится это состояние, предсказать невозможно, но к прошлому они не вернутся.

Что касается России, то в краткосрочном плане она тоже выиграла: в считанные дни успешно провела военную операцию «по принуждению к миру», как обозначил ее президент Дмитрий Медведев; прочно закрепилась в Абхазии и Южной Осетии, признав их независимость и легитимизировав пребывание своих войск на их территории; сорвано или, как минимум, отложено на долгие годы вступление Грузии в НАТО, воспринимаемое в политических «верхах» и общественном мнении России как угроза ее безопасности. Что касается долгосрочных последствий кавказского конфликта и действий России, то они не однозначны ни для нее самой, ни для находящейся в процессе трансформации системы международных отношений. Вопрос о том, как все это скажется на внутреннем развитии нашей страны, выходит за рамки данного комментария. Международные же последствия представляются противоречивыми, с неподдающимся прогнозу балансом плюсов и минусов.

В данном комментарии анализируется один аспект этих последствий – влияние действий России на ее отношения с ЕС и входящими в него государствами.

Прежде всего, бросается в глаза, что в кризисный период ЕС и Россия действовали на редкость согласованно. Это было тем более неожиданно, что первая реакция в Европе на военную акцию России была резко отрицательной. Москва впервые выразила свое несогласие с действиями Запада, затрагивающими ее интересы, не только протестами, но и ответными действиями. Это было воспринято как вызов. США и ЕС почти одинаково осудили ее за непропорциональное использование силы, оккупацию пограничной части грузинской территории и одностороннее признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Однако они разошлись в своих действиях. Вашингтон прибег к жесткой риторике в стиле «Россия за это поплатится» и даже «поиграл мускулами», прислав в Черное море армаду военных кораблей. ЕС, в отличие от США, взял на себя роль медиатора.

Эту роль он сыграл успешно. Избрав курс на конструктивное взаимодействие с Россией с целью стабилизации обстановки в зоне конфликта, Евросоюз преследовал две задачи: первоочередную – добиться как можно более быстрого вывода российских войск с грузинской территории и вернуть ситуацию к тому состоянию, в котором она пребывала до 8 августа, и перспективную – оставить открытой дверь для сотрудничества с Россией как одним из его важнейших партнеров. Этот курс одобрило значительное большинство государств-членов ЕС, в том числе четыре из пяти его крупнейших участников (Франция, Германия, Италия и Испания). На протяжении всего кризиса инициатива находилась в руках Евросоюза. Президент председательствующей в ЕС Франции Николя Саркози дважды, в августе и сентябре, приезжал в Москву. Итогами его встреч с российским президентом были первый и второй планы совместных действий, вошедшие в историю как планы Саркози-Медведев. Во втором плане по настоянию французского президента был установлен жесткий срок возвращения российских войск на исходные позиции – к 10 октября. Во второй половине этого дня грузинский МИД объявил о том, что вывод российских войск завершен.

Детали событий со временем стираются, общий итог – остается. Он заключается в том, что главная заслуга в урегулировании вышедшего из-под контроля регионального конфликта принадлежала Евросоюзу. Это его первый крупный успех в осуществлении посреднической миссии подобного рода. В тандеме с Россией он сыграл ведущую роль. Отчасти это было обусловлено ситуацией, отчасти тем, что, в отличие от руководства ЕС, Москва, по-видимому, не имела собственного плана нормализации обстановки в зоне конфликта с участием заинтересованных международных посредников. Россией не были использованы и возможности активной дипломатии. В первом официальном заявлении президента Д.Медведева, оповестившем о том, что Россия берет под защиту Южную Осетию, не было сказано ни слова о международных аспектах возникшего кризиса и острой необходимости серьезного обсуждения на международном уровне периодически повторяющейся коллизии между двумя общепризнанными принципами – целостностью государств-членов ООН в их признанных границах и правом наций на самоопределение. С дипломатической точки зрения, это была бы опережающая инициатива стратегического характера. Москва упустила эту возможность, а когда выяснилось, что в своем признании двух отделившихся республик Россия осталась одинокой, у нее вообще не осталось пространства для маневров.

Тем не менее, позитивный пример взаимодействия, который продемонстрировали ЕС и Россия в августе-сентябре, вселяет некоторую надежду на то, что в их отношениях может произойти поворот в лучшую сторону. Как позитивный сигнал было воспринято выступление президента Д.Медведева на международном форуме в Эвиане 8 октября, где он отметил, что в ходе кавказского кризиса ЕС и Россия действовали «инициативно и скоординированно, с пониманием ответственности за наше общее европейское будущее».

На официальном уровне ЕС впервые изложил свой подход к будущим отношениям в итоговом документе чрезвычайной сессии Европейского совета, состоявшейся в Брюсселе 1 сентября. После всех негативных оценок действий России в нем говорилось, что, принимая во внимание взаимозависимость ЕС и России, а также глобальные проблемы, с которыми они сталкиваются, Евросоюз не видит приемлемой альтернативы прочным отношениям с Россией, основанным на сотрудничестве, доверии и диалоге, уважении законов и принципов, признанных ООН и ОБСЕ. В высших институтах ЕС называют шесть главных областей сотрудничества с Россией – торговлю, инвестиции, энергетику, новые угрозы безопасности (терроризм и организованная преступность), региональные конфликты, формирование нового миропорядка. 7 ноября на чрезвычайной сессии Европейского совета было решено возобновить приостановленные переговоры с Россией о новом соглашении, которое заменит СПС. В самой лаконичной форме позицию ЕС обозначил президент Н.Саркози, заявивший, что кризис в отношениях с Россией «нам нужен меньше всего».

Все эти факты могут быть восприняты как свидетельство того, что обе стороны готовы дать старт новой тенденции в отношениях ЕС и России. Но есть немало оснований и для сомнений. Климат этих отношений остается неблагоприятным. В Европе оценили односторонние действия России как возрождение ее имперских амбиций и возвращение к силовому способу решения спорных проблем с соседями. В политических кругах России господствует мнение, что ЕС не воспринимает ее как равноправного партнера, стремясь навязать ей свои «правила игры» и руководствуясь «принципом обусловленности», в соответствии с которым характер и масштабы сотрудничества Евросоюза с той или иной страной зависят от того, насколько ее внутренняя политика соответствует западным критериям демократии.

Взаимное доверие сторон, и без того снизившееся в последние три года, упало после 8 августа до самого низкого уровня с начала 2000-х годов, а может быть, и за всю историю отношений между постсоветской Россией и ЕС. Это проявляется и во взглядах политических элит, и в итогах опросов общественного мнения, проведенных в странах ЕС и в России в период кавказского кризиса и сразу же после его завершении. Негативная эволюция «имиджей» отражает глубокую перемену в отношениях сторон: по сути, они уже не воспринимают друг друга как стратегических партнеров в том смысле, который они вкладывали в это понятие девять лет назад. Россия перечеркнула концепцию стратегического партнерства односторонними действиями на Кавказе. У Евросоюза, который был ее автором, нет оснований отстаивать ее; в обзоре отношений с Россией, опубликованном Еврокомиссией 5 ноября, говорится не о стратегическом, а «зрелом партнерстве». Очевидно, сторонам необходима новая формула взаимодействия на обозримую перспективу. В последние два-три года в Москве и в европейских столицах акцент ставят на прагматизации отношений между ЕС и Россией. Но принятие формулы «прагматическое партнерство» фактически низводит их взаимоотношения до уровня их отношений с другими своими партнерами.

В практическом же плане обе стороны, несомненно, внесут коррективы в свой подход к взаимодействию в тех областях, где перекрещиваются их интересы. Похоже, что наибольшее, при этом разнонаправленное, влияние кавказского конфликта проявится в трех областях взаимодействия ЕС и России – энергетике, внешней безопасности и политике в отношении постсоветских государств.

Энергетика надолго останется важнейшей областью отношений России и ЕС. Еще до недавних событий на Кавказе обе стороны пришли к выводу, что нынешний уровень взаимозависимости в этой сфере чрезмерен и таит немалые риски для их энергетической безопасности. Кавказский кризис усилил эти опасения. Евросоюз еще более энергично будет проводить политику диверсификации источников и путей доставки нефти и газа, дополняемую осуществлением программ энергосбережения и развития производства возобновляемых энергоресурсов. Первейшей целью этих усилий является уменьшение энергетической зависимости от России. Последняя также ставит своей целью уменьшение зависимости от Европы как главного потребителя российского экспорта нефти и газа. Приоритетной задачей политики России в этой области является переориентация экспорта нефти и газа на рынки азиатских стран – Китая, Южной Кореи, Японии и т.д. Обе стороны предпринимают уже практические меры в этом направлении.

Такова долговременная перспектива. Но в ближайшие 20-25 лет страны ЕС будут по-прежнему главными потребителями российского экспорта энергоресурсов, а Россия – важнейшим поставщиком этих ресурсов в Европу. В настоящее время их сотрудничество базируется на системе контрактов между европейскими и российскими энергетическими компаниями, в том числе долгосрочных контрактов на поставки российского газа. Эта система действует исправно, что подтверждает в своих документах и ЕС. Укреплению сотрудничества в области энергетики способствовало бы подписание соответствующего соглашения между Россией и ЕС, однако их энергетические стратегии базируются на разных принципах. Неоднократные попытки Брюсселя и Москвы найти приемлемый компромисс были неудачными. Они, несомненно, вновь будут предприняты в рамках возобновляемых переговоров о новом базовом соглашении, но если эти усилия опять не дадут результата, энергетическое сотрудничество, как и прежде, будет развиваться в рамках отношений между Россией и отдельными странами ЕС.

Судя по всему, после кавказского конфликта Евросоюз заново оценил перспективы сотрудничества с Россией в сфере международных отношений. В конечном счете, главный эффект ее действий – независимо от того, как они были восприняты, – состоит в том, что она подтвердила свою заявку на самостоятельную и активную роль в мировой политике. В упомянутом документе Еврокомиссии, посвященном отношениям с Россией, она впервые названа «ключевым геополитическим актором, конструктивное участие которого является необходимой предпосылкой эффективного международного сообщества». Это касается и глобальной, и европейской безопасности. В первом случае основой партнерства России и ЕС является их общее убеждение в том, что новая система международных отношений должна соответствовать полицентричности (многополярности) современного мира. Сфера сотрудничества ЕС и России охватывает практически все «горячие» регионы и проблемы глобальной безопасности. Что касается Европы, то ЕС заявил о своей готовности обсудить российское предложение о новой архитектуре европейской безопасности, а французский президент предложил созвать в начале 2009 г. саммит ОБСЕ. Эти инициативы открывают путь к сближению позиций сторон по спорным вопросам европейской безопасности с перспективой на формирование ее новой архитектуры.

Особой темой в отношениях России и Евросоюза остаются их перекрещивающиеся интересы на постсоветском пространстве. Одно из последствий их взаимодействия в ходе кавказского кризиса состоит в том, что Россия уже не может игнорировать участие ЕС в урегулировании конфликтов внутри и между постсоветскими государствами. Такое участие, в частности, закреплено согласием Москвы на пребывание в зоне безопасности, разделяющей Грузию и две отделившиеся республики, постоянной миссии наблюдателей Евросоюза. Это прецедент, который, вполне вероятно, будет иметь продолжение. Другим следствием кавказского кризиса является активизация восточного направления политики соседства ЕС. В числе ее объектов – не только Грузия и Украина, которым ЕС уделяет главное внимание, но и другие постсоветские государства, включая Беларусь, Узбекистан и Туркменистан, которые подверглись в последние годы острой критике в Европе за политические репрессии и нарушения прав человека. Активизации восточной политики ЕС благоприятствует то, что силовые действия России против Грузии вызвали в столицах ряда постсоветских государств открытую или скрытую тревогу. Соперничество между ЕС и Россией за влияние на эти страны будет усиливаться. Многое зависит от того, сумеет ли Москва внести коррективы в свой подход к отношениям со своими партнерами в СНГ. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. Россия провела успешные переговоры с Молдавией, выразив готовность способствовать ее переговорам с Приднестровской республикой на основе принципа целостности Молдавии. По инициативе Москвы состоялась встреча президентов Азербайджана, Армении и России, в итоге которой две кавказские республики пришли к согласию в том, что их конфликт из-за Нагорного Карабаха должен решаться мирным путем. За этими акциями должны быть предприняты новые действия в том же направлении.

Что касается других областей взаимодействия – торговли и инвестиций, борьбы с терроризмом и преступностью, общего пространства науки, образования и культуры и т.д. – то кавказский кризис, в общем, не повлиял на содержание и формы сотрудничества ЕС и России, хотя какие-то коррективы вполне возможны, главным образом с учетом мирового финансового кризиса и экономического спада.

Ни в Москве, ни в Брюсселе и столицах его государств-членов нет ни малейших иллюзий в том, что переговоры будут сложными. По некоторым оценкам, они займут два-три года. В целях ускорения переговорного процесса Москва предложила подготовить компактное соглашение, в котором будет определены основные принципы, лежащие в основе партнерства, зафиксированы, без детализации, главные сферы и формы сотрудничества, а также система институтов взаимодействия партнеров. В соглашении будет предусмотрена возможность заключения специализированных соглашений в отдельных сферах сотрудничества – торговле и инвестициях, энергетике, окружающей среде, науке и образовании и т.д. До последнего времени ЕС настаивал на подготовке всеобъемлющего соглашения, аналогичного завершившему свое действие СПС. Но по некоторым сведениям, теперь в Брюсселе готовы принять российский вариант. Новый раунд переговоров назначен на 2 декабря; возможно, тогда и выяснится, насколько стороны готовы к взаимным уступкам и каковы перспективы переговоров.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Российской академии наук исследований (аевис) iconРоссийской академии наук исследований (аевис)
Интернет-сайт Представительства Европейской комиссии в России находится по адресу

Российской академии наук исследований (аевис) iconРоссийской академии наук исследований (аевис)
Интернет-сайт Представительства Европейской комиссии в России находится по адресу

Российской академии наук исследований (аевис) iconРоссийской академии наук исследований (аевис)
Интернет-сайт Представительства Европейской комиссии в России находится по адресу

Российской академии наук исследований (аевис) iconПисьмо к д'аламберу о зрелищах
Французской Академии, Королевской Академии наук в Париже, Прусской королевской Академии наук, Королевского общества в Лондоне, Шведской...

Российской академии наук исследований (аевис) iconРоссийской академии наук комментарий к законодательству российской федерации
Талапина Эльвира Владимировна кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права ран, член-корреспондент...

Российской академии наук исследований (аевис) iconО деятельности российской
Приоритетными направлениями развития науки, техно­логий и техники, Перечнем критических технологий Российской Федерации, утвер­жденными...

Российской академии наук исследований (аевис) iconА. М. Бандурка, Н. М. Тищенко административный процесс
Рецензенты: академик Академии правовых наук Украины, д-р юрид наук, проф. В. Ф. Сиренко; президент Одесской национальной юридической...

Российской академии наук исследований (аевис) iconФедеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт неорганической...
Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте неорганической химии им. А. В. Николаева Сибирского отделения Российской...

Российской академии наук исследований (аевис) iconФедеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт неорганической...
Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте неорганической химии им. А. В. Николаева Сибирского отделения Российской...

Российской академии наук исследований (аевис) iconФедеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт неорганической...
Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте неорганической химии им. А. В. Николаева Сибирского отделения Российской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск