ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
по Белгородской области
___________________
ДОКЛАД
«О лицензировании отдельных видов деятельности и показателях мониторинга эффективности лицензирования в 2013 году»
Белгород, 2014
Оглавление I. O лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих)(за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности). 1. Состояние нормативно-правового регулирования в области лицензирования деятельности, связанной с использованием источников ионизирующего излучения (генерирующих) (далее - ИИИ)….................................……….............2
2. Организация и осуществление лицензирования деятельности, связанной с использованием ИИИ……………….…………………………………………….…3
3. Анализ и оценка эффективности лицензирования деятельности, связанной с использованием ИИИ………………………………………………..………..…….6
4. Выводы и предложения по осуществлению лицензирования деятельности, связанной с использованием ИИИ ………………………………………………..8
II.O лицензировании деятельности, связанной с использованием
возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно – инженерно - модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах 1. Состояние нормативно-правового регулирования в области лицензирования деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний (далее - ВИЗ)…................................. ……….....................................9
2. Организация и осуществление лицензирования деятельности, связанной с использованием ВИЗ……………….………………………………………………10
3. Анализ и оценка эффективности лицензирования деятельности, связанной с использованием ВИЗ………………………………………………..………..……13
4. Выводы и предложения по осуществлению лицензирования деятельности, связанной с использованием ВИЗ ……………………………………………….15
Доклад
о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности) I.Состояние нормативно-правового регулирования в области лицензирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности)
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области (далее – Управление) является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим свою деятельность в соответствии с положением «Об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области», утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2012 г. № 741.
Государственная услуга по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности) осуществляется Управлением в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 278 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 года № 826 «Об утверждении типовой формы лицензии», приказами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека №773 от 18 июля 2012 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14.05.2005 г. № 398 «О лицензировании территориальными управлениями Роспотребнадзора деятельности в области использования источников ионизирующего излучения», приказом Управления Роспотребнадзора по Белгородской области от 04.10.2011 г. № 147 «О переходе на межведомственное взаимодействие». 2. Организация и осуществление лицензирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности)
Организационная структура Управления как лицензирующего органа включает в себя: Руководство Управления, отдел санитарного надзора, отдел эпидемиологического надзора, отдел юридического обеспечения деятельности, отдел организации и обеспечения деятельности, отдел бухгалтерского учета и отчетности, отдел защиты прав потребителей, отдел социально-гигиенического мониторинга, отдел санитарной охраны территории, 7 территориальных отделов.
Государственная услуга по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (далее – ИИИ), оказывается в целях защиты жизни и здоровья граждан от неблагоприятного воздействия источников ионизирующего излучения, обеспечения единых требований, предъявляемых к соискателю лицензии (лицензиату) при осуществлении лицензируемой деятельности.
В соответствии с приказом Управления Роспотребнадзора по Белгородской области № 6 от 23.01.2008 г. «О внедрении административного регламента по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, деятельности в области использования источников ионизирующего излучения» лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (далее – ИИИ) осуществляется специалистами отдела санитарного надзора и территориальных отделов Управления, выполняющими одновременно функции надзора по разделу радиационной гигиены и других разделов санитарного надзора.
Отдел санитарного надзора осуществляет:
- организационно - методическую работу по лицензированию на территории Белгородской области деятельности в области использования ИИИ;
- доведение до сведения соискателей лицензии (лицензиата) информации о порядке предоставления (переоформления) лицензий, перечня документов, консультативная помощь в вопросах лицензирования ИИИ;
- прием, регистрацию, рассмотрение заявлений о предоставлении, переоформлении, прекращении действия лицензий и прилагаемых к заявлению документов, подготовку распоряжений и проведение внеплановых проверок соискателей лицензии и лицензиатов;
- проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии и лицензиата лицензионным требованиям, в порядке, установленном Федеральным законом № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- подготовку решений (приказов) о предоставлении, переоформлении, прекращении действия лицензий, оформление и выдачу лицензий;
- межведомственное электронное взаимодействие в ходе выполнения государственной услуги по лицензированию деятельности;
- плановый и внеплановый лицензионный контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности на территории г.Белгорода и Белгородского района;
- информирование лицензиатов о принятии новых нормативных документов, изменении лицензионного законодательства (в т.ч. через средства массовой информации и сеть Интернет);
- ведение архива лицензионных дел;
- ведение электронного реестра выданных лицензий;
- обеспечение электронного обмена информацией о выданных лицензиях с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальными органами, организациями Роспотребнадзора, другими заинтересованными физическими и юридическими лицами.
Территориальные отделы Управления на соответствующих поднадзорных административных территориях осуществляют:
- контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;
- доведение до сведения соискателей лицензии (лицензиатов) информации о порядке предоставления (переоформления) лицензий, перечня документов;
- информирование лицензиатов о принятии новых нормативных документов, изменении лицензионного законодательства.
Всего по Управлению лицензирование и лицензионный контроль деятельности, связанной с использованием ИИИ, в соответствии с должностными регламентами осуществляют 7 специалистов, из которых 1 главный специалист-эксперт отдела санитарного надзора и 6 специалистов территориальных отделов (1 заместитель начальника территориального отдела, 4 главных специалиста-эксперта, 1 ведущий специалист-эксперт).
Действующих сертификатов специалистов и действующих квалификационных категорий указанные работники не имеют. Повышение квалификации специалистов осуществляется путем изучения нормативных и информационно-методических документов по вопросам лицензирования, лицензионного контроля и требований радиационной безопасности, участия в тематических семинарах и совещаниях, проводимых Роспотребнадзором.
С целью оптимизации работы по проведению лицензирования прием, регистрация заявлений и выдача лицензий осуществляется уполномоченными специалистами Управления на базе многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), действующего по принципу «Одно окно».
При осуществлении лицензирования используется система электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ) для получения из Федеральной налоговой службы сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП и о постановке на учет в налоговом органе юридического лица или индивидуального предпринимателя; из Федерального Казначейства – подтверждение уплаты государственной пошлины за выполнение юридически значимых действий, связанных с проведением лицензирования; из Федерального агентства по управлению государственным имуществом – получение свидетельства о праве собственности, договора безвозмездного пользования; Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - получение выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними. Средний срок ответа на межведомственный запрос составляет 1 день.
Соискателям лицензии и лицензиатам предоставлена возможность подачи заявления и прилагаемых к нему документов, а также выдачи лицензии и информационного взаимодействия в электронной форме.
Проверки соблюдения соискателями лицензии (лицензиатом) лицензионных требований и условий проводятся Управлением в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В 2013 году в целях лицензионного контроля проведено 12 выездных проверок лицензиатов (11 плановых и 1 внеплановая проверка) и 9 внеплановых документарных проверок по заявлениям соискателей лицензий и лицензиатов о предоставлении или переоформлении лицензий. По результатам выездных проверок выдано 6 предписаний по устранению выявленных нарушений, составлено 7 протоколов об административных правонарушениях, взыскано штрафов за нарушение лицензиатами лицензионных требований и условий на сумму 176 тыс. рублей. Деятельность одного лицензиата приостанавливалась решением суда на 90 суток.
8 плановых выездных проверок по лицензионному контролю за деятельностью в области использования ИИИ (73% от общего количества плановых выездных проверок лицензиатов) в 2013 году проведены одновременно с плановыми проверками, осуществляемыми Управлением в целях государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Количество плановых и внеплановых выездных проверок лицензиатов увеличилось по сравнению с 2012 годом в 2 раза.
В целях повышения эффективности выполнения государственной услуги по лицензированию ИИИ в Управлении Роспотребнадзора по Белгородской области:
- создан и ведется реестр юридических лиц, осуществляющих лицензируемый вид деятельности;
- размещен на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» реестр хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на осуществление деятельности, связанной с использованием ИИИ. Информация, представленная в реестре, ежемесячно обновляется;
- на сайте Управления размещена информация о юридически значимых действиях по лицензированию деятельности в области использования ИИИ, что позволяет обеспечить доступность и открытость информации, получить в электронном виде перечень документов и образцы заявлений, необходимых для предоставления, переоформления лицензии, образец уведомления о прекращении лицензируемой деятельности;
- актуальная информация по вопросам лицензирования оперативно размещалась на сайте Управления Роспотребнадзора по Белгородской области;
- подготовлены информационно-методические письма для специалистов территориальных отделов по вопросам лицензирования и лицензионного контроля в области использования ИИИ;
- обеспечено своевременное информирование хозяйствующих субъектов о предоставлении (переоформлении) лицензии;
- проведены организационно-технические мероприятия с обновлением программного обеспечения по оформлению бланков лицензии нового образца;
- проводится работа по активному выявлению и привлечению к административной ответственности хозяйствующих субъектов, осуществляющих на территории Белгородской области деятельность в области использования ИИИ без необходимых лицензий. В 2013 году составлено 4 протокола в отношении 4 юридических лиц, осуществлявших на территории Белгородской области деятельность в области использования ИИИ без лицензий. 3. Анализ и оценка эффективности лицензирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности)
По состоянию на 31.12.2013 года в Белгородской области лицензии на осуществление деятельности в области использования ИИИ имеют47 юридических лиц. Не имеют лицензий 5 юридических лиц, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, из них подлежит лицензированию в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 1 юридическое лицо – Сбербанк России. Удельный вес охвата лицензированием хозяйствующих субъектов, использующих генерирующие источники ионизирующего излучения, составил в 2013 году 90,4% (в 2012 году – 96%).
В 2013 году Управлением рассмотрено 13 заявлений соискателей лицензий и лицензиатов, в том числе 3 заявления о предоставлении лицензии, 6 заявлений – о переоформлении лицензии, 4заявления – о прекращении действия лицензии.В 2012 году было рассмотрено 11 заявлений.
Все 100% заявлений рассмотрены в установленные сроки. По заявлениям соискателей лицензий и лицензиатов проведено 9 внеплановых документарных проверок. Средний срок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии составил в 2013 году 23 дня, заявления о переоформлении лицензии - 9 дней (в 2012 году – соответственно 26 дней и 9 дней).
Основаниями для переоформления лицензий послужили: изменение наименования и юридического адреса лицензиата; изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Заявления о предоставлении дубликата, копии лицензии, выписки из реестра лицензий, а также заявления о предоставлении услуги в виде электронного документа в Управление Роспотребнадзора по Белгородской области в 2013 году не поступали.
Наиболее распространенными видами нарушений, приведших к вынесению административных наказаний, являлись: не соблюдение требований к системам учета и производственного контроля радиационных источников, повышению квалификации работников лицензиата; не соответствие требованиям радиационной безопасности условий хранения ИИИ.
Случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, произошедших по причине нарушения лицензионных требований в Белгородской области не зарегистрировано.
Случаев оспаривания в суде оснований и результатов проведения лицензирующим органом мероприятий по контролю за деятельностью лицензиатов, случаев оспаривания результатов рассмотрения заявлений лицензиатов также не зарегистрировано.
4. Выводы и предложения по осуществлению лицензирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности)
Государственная услуга по лицензированию деятельности в области использования ИИИ осуществляется Управлением в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативно-методическими документами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Обеспечена доступность информации об исполнении государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования ИИИ, соблюдение сроков и процедуры лицензирования.
В целях совершенствования нормативно-правового регулирования лицензирования деятельности в области использования ИИИ необходимо:
1) для пресечения случаев активной неконтролируемой продажи (в т.ч. посредством сети Интернет) и незаконного обращения с генерирующими источниками включить в перечень выполняемых работ и оказываемых услуг деятельность по поставке (продаже) источников ионизирующего излучения (генерирующих);
2) дополнить части 2 и 4 статьи 14.1, части 1 и 3 статьи 19.20 КоАП РФ видом ответственности, предусматривающим конфискацию источника ионизирующего излучения и передачу его на утилизацию за счет лица, совершившего правонарушение.
Доклад
о лицензировании деятельности, связанной с использованием
возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных(за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно – инженерно - модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах. Раздел 1.Состояние нормативно-правового регулирования в области лицензирования деятельности с использованием возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (далее ВИЗ).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области (далее – Управление) является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим свою деятельность в соответствии с положением «Об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области», утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2012 г. № 741.
Государственная услуга по лицензированию деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 317 «О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указаннаядеятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой взамкнутых системах»,постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 № 826 «Об утверждении типовой формы лицензии», приказами Федеральной службы от 03.03.2005 г. № 243 «О лицензировании территориальными управлениями деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинскихцелях) и генно – инженерно - модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах», от 18.07.2012 № 771 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинскихцелях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах»(в редакции ПриказовРоспотребнадзора от 19.12.2012 № 1183 и от 21.06.2013 №417).
В целях оптимизации деятельности по осуществлению лицензирования на территории области, подготовлены приказы по Управлению:
- от 23.01.2008 № 6 «О внедрении Административного регламента по лицензированию деятельности», утверждающий порядок взаимодействия в части лицензирования и ответственных должностных лиц по исполнению административных процедур;
- от 04.10.2011 № 147 «О переходе на межведомственное взаимодействие».
Сведения о нормативных правовых актах, регулирующих лицензируемый вид деятельности, размещены на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Раздел 2. Организация и осуществление лицензирования деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных.
В соответствии с приказом Управления Роспотребнадзора по Белгородской области № 6 от 23.01.2008 г. «О внедрении административного регламента по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, деятельности в области использования источников ионизирующего излучения», лицензирование деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний осуществляется специалистами отдела эпидемиологического надзора и специалистами территориальных отделов Управления, выполняющими одновременно функции по надзору за инфекционными и паразитарными заболеваниями.
Специалисты отдела эпидемиологического надзораУправления осуществляют:
- организационно - методическую работу;
- доведение до сведения соискателей лицензии (лицензиата) информации о порядке предоставления (переоформления) лицензий, перечня документов;
- прием, регистрацию, рассмотрение заявлений о предоставлении, переоформлении, прекращении действия лицензий и прилагаемых к заявлению документов;
- межведомственное взаимодействие в ходе выполнения государственной функции по лицензированию деятельности;
- проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии и лицензиата лицензионным требованиям, в порядке, установленном Федеральным законом № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- подготовку решений о предоставлении, переоформлении, прекращении действия лицензий, оформление и выдачу лицензий;
- лицензионный контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности на территории г. Белгорода и Белгородского района, а также, в отдельных случаях, других районов области;
- информирование лицензиатов о принятии новых нормативных документов, изменении лицензионного законодательства (в т.ч. через средства массовой информации и сеть Интернет);
- ведение архива лицензионных дел;
- ведение автоматизированного реестра выданных лицензий;
- обеспечение электронного обмена информацией о выданных лицензиях с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальными органами, организациями Роспотребнадзора, другими заинтересованными физическими и юридическими лицами.
Территориальные отделы Управления на соответствующих поднадзорных административных территориях осуществляют:
- контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;
- доведение до сведения соискателей лицензии (лицензиатов) информации о порядке предоставления (переоформления) лицензий, перечня предоставляемых документов;
- информирование лицензиатов о принятии новых нормативных документов, изменении лицензионного законодательства.
Всего по Управлению лицензирование и лицензионный контроль деятельности, в соответствии с должностными регламентами осуществляют 9 специалистов, из которых 2 - специалисты отдела эпидемиологического надзора Управления (начальник отдела, главный специалист-эксперт) и 7 специалистов территориальных отделов (заместители начальников отделов, главные специалисты-эксперты).
Действующих сертификатов специалистов и действующих квалификационных категорий указанные работники не имеют. Повышение квалификации специалистов осуществляется путем изучения нормативных и информационно-методических документов по вопросам лицензирования, лицензионного контроля, семинарах и совещаниях, проводимых Роспотребнадзором. Два специалиста отдела эпиднадзора Управления в 2009 году прошли подготовку на краткосрочных курсах повышения квалификации на базе ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологииРоспотребнадзора» по вопросам биологической безопасности и биозащиты при работе микробиологических лабораторий.
С целью оптимизации работы по проведению лицензирования прием, регистрация заявлений и выдача лицензий осуществляется уполномоченными специалистами Управления на базе многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ),действующего по принципу «Одно окно».
При осуществлении лицензирования используется система электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ) для получения из Федеральной налоговой службы сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП и о постановке на учет в налоговом органе юридического лица или индивидуального предпринимателя; из Федерального Казначейства – подтверждение уплаты государственной пошлины за выполнение юридически значимых действий, связанных с проведением лицензирования; из Федерального агентства по управлению государственным имуществом – получение свидетельства о праве собственности, договора безвозмездного пользования; Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - получение выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними. Средний срок ответа на межведомственный запрос составляет 1 день.
Соискателям лицензии и лицензиатам предоставлена возможность подачи заявления и прилагаемых к нему документов, а также выдачи лицензии и информационного взаимодействия в электронной форме.
Проверки соблюдения соискателями лицензии (лицензиатом) лицензионных требований проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В 2013 году, в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управления, проведено 12 выездных проверок лицензиатов (8 плановых и 4 внеплановых проверки исполнения предписания) по соблюдению лицензионных требований.
При проведении проверок лабораторий выявлялись следующие нарушения лицензионных требований и условий: объемно-планировочные решения и размещение оборудования не обеспечивают поточность движения ПБА; не соблюдаются сроки поверки оборудования; отсутствуют решетки на окнах первого этажа; отсутствует автономная система приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, боксы биологической безопасности; не соблюдаютсятребования к обеззараживанию приборов и лабораторной посуды; используется изношенное холодильное оборудование, лабораторная мебель.
По результатам проверок выдано 8 предписаний, оформлено 6 протоколов об административном правонарушении по ст. 6.3, 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на сумму 26,16 тыс. руб.
Из трех внеплановых проверок: одна проводилась по проверке выполнения предписания по результатам плановых проверок 2012 года, три – по выполнению предписаний выездных проверок, проведенных по заявлению лицензиата о переоформлении имеющихся лицензий (изменение наименования юридического лица).
В целях повышения эффективности выполнения функции по лицензированию деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний в Управлении Роспотребнадзора по Белгородской области:
- создан и ведется реестр юридических лиц, осуществляющих лицензируемый вид деятельности;
- размещен на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» реестр хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на осуществлении деятельности с использованием ВИЗ;
- на сайте Управления размещена информация о юридически значимых действиях по лицензированию деятельности в области использования ВИЗ, что позволяет обеспечить доступность и открытость в электронном виде перечень документов и образцы заявлений, необходимых для предоставления, переоформления лицензии, образец уведомления о досрочном прекращении лицензируемой деятельности;
- актуальная информация по вопросам лицензирования оперативно размещалась на сайте Управления Роспотребнадзора по Белгородской области;
- обеспечено своевременное информирование хозяйствующих субъектов о предоставлении (переоформлении) лицензии;
- проведены организационно-технические мероприятия с обновлением программного обеспечения по оформлению бланков лицензии нового образца. Раздел 3. Анализ и оценка эффективности лицензирования деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных.
На начало 2013 года на территории области было зарегистрировано 68 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний.
В 2013 году выдано 2 лицензии (ООО ПФ «Ново-Ездоцкая» и ЗАО «КапиталАгро»);переоформлено 12 лицензий, в т.ч. в связи с открытием второй лаборатории у юридического лица - 1 (ООО «Белгранкорм»),в связи с присоединением второй лаборатории, находящейся в другом регионе - 1 («Белгородский молочный комбинат»),в связи с изменением наименования юридического лица - 4 (ЗАО «Губкинский мясокомбинат», ГУП «Белгородский водоканал», ОАО «ОЭМК», ОГБУ «Новооскольская станция по борьбе с болезнями животных»), в связи с изменением перечня выполняемых работ - 6.
Прекратили деятельность по причине ликвидации юридического лица/ реорганизации 3 лаборатории (ГУ «Борисовская станция по борьбе с болезнями животных», ЗАО «Агростройторг», ООО «Оскольский мясокомбинат»).
Удельный вес охвата лицензированием хозяйствующих субъектов осуществляющих деятельность с ВИЗ, составил в 2013 году 98,5 (98,5% в 2012 году).
В соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в отношении соискателей лицензии и лицензиатов проведено 9 внеплановых проверок, в т. ч. 5 выездных.
По состоянию на 31.12.2013 года в реестре лицензий Управления Роспотребнадзорапо Белгородской области зарегистрировано 67 лицензий на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, в том числе 4 лицензии выданы Роспотребнадзором (ФГУ «Межобластная ветеринарная лаборатория»; ЗАО«Новооскольский комбикормовый завод"; ЗАО "Верофарм";ООО «Хохланд Русланд»).
Заявления о предоставлении дубликата, копии лицензии, выписки из реестра лицензий, а также заявлений о предоставлении услуги в виде электронного документа в Управление Роспотребнадзора по Белгородской области в 2013 году не поступали. Все 100% обращений по вопросам лицензирования подавались в Управление на бумажном носителе.
Все заявления о предоставлении, переоформлении лицензии рассматривались в установленные сроки. Средний срок рассмотрение материалов 22 дня (27 – при выдаче лицензии и 18 – при рассмотрении заявления о переоформлении лицензии). Для сравнения показатели этой деятельности в 2012 году были 18 и 11дней соответственно.Удлинение сроков связано с необходимостью устранения лицензиатом выявленных нарушений требований санитарных правил в ходе процедуры переоформления лицензии.
Случаев оспаривания в суде оснований и результатов проведения лицензирующим органом мероприятий по контролю за деятельностью лицензиатов, случаев оспаривания результатов рассмотрения заявлений лицензиатов, не было.
Общее количество лицензиатов, в отношении которых проведены проверки,увеличилась с 15 до 16 в 2013 году, доля проверенных лицензиатов также увеличилась с 22,06 до 23,9 %.
Доля проверок, по итогам которых выявлены нарушения, уменьшилась с 63,6 до 46,15 %, что связано с тем, что в 2013 году проведено 4 внеплановые проверки по выполнению предписаний. При проведении 8 плановых проверок в 5(62,5%) выявлены нарушения требований санитарного законодательства (75% в 2012 году).
Случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, произошедших по причине нарушения лицензионных требований в Белгородской области не зарегистрировано.
В 100% случаев (в 6 из 6 проверок) при выявлении нарушений санитарного законодательства наложены административные наказания (в 2012 году – 85,7%).
Все предписания по устранению замечаний в ходе плановых/внеплановых проверок выполнены, 100 % наложенных административных штрафов – взыскано. Раздел 4. Выводы и предложения по осуществлению лицензирования деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных.
Государственная функция/услуга по лицензированию деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно – инженерно - модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности выполняется Управлением в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативно-методическими документами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Обеспечена доступность информации по исполнению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно – инженерно - модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, соблюдение сроков и процедуры лицензирования.
Итогом работы стало улучшение материально-технического состояния микробиологических лабораторий, создание надлежащих условий для осуществления деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных, а также повышение уровня знаний специалистов по бактериологии. В целях совершенствования нормативно-правового регулирования лицензирования деятельности в области использования ВИЗ необходимо:
1) во избежание случаев неоднозначного понимания видов выполняемых работ, а также понятия «дополнительная подготовка по бактериологии», конкретизировать (унифицировать) в законодательных документах формулировку видов работ и временные объемы дополнительной подготовки для руководства юридического лица и сотрудников лаборатории (с высшим и средним образованием);
2) внести изменения в СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами 3-4 групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» в части разграничения требований для производственных лабораторий (пищевой промышленности), ветеринарных лабораторий и лабораторий лечебно-профилактических организаций. |