Факультет психологии
Кафедра глубинной психологии и психотерапии
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ (на примере группы социальной сети)
Выпускная квалификационная работа
по направлению подготовки 37.03.01 Психология
квалификация Академический бакалавр
Содержание
Введение 2
Раздел 1. Теоретические основы в интернет-консультирования 5
1.1.История развития психологического консультирования в сети Интернет как формы психологической помощи 5
1.2.Этапы психологического консультирования в Интернете 17
1.3.Особенности диагностики состояния клиента в интернет-консультировании 29
Раздел 2. Эмпирическое исследование особенностей консультирования в интернете 34
2.1. Организация и методики исследования 34
2.2. Анализ результатов исследования 45
Заключение 53
Список литературы: 55
Приложения 59
Введение Актуальность.
В связи с увеличением количества пользователей Интернет в нашей стране, растет число людей, обращающихся за психологической помощью в Интернет на сайтах, форумах, в чатах. Современное поколение в целом очень компьютеризировано и по большей части предпочитает многие вопросы решать через Интернет. Это относится и к психологической помощи. Обращения к психологам в Интернет носят разный характер: чаще это вопросы по поводу отношений супружеских, любовных и дружеских, конфликтов семейных и производственных, профессиональных трудностей, проблемы детско-родительских отношений, информационные запросы. Однако среди интернет-обращений бывают также и кризисные, и даже суицидальные обращения. Клиенты, обращающиеся за помощью, бывают в различных эмоциональных состояниях, в том числе и критических, депрессивных и предсуицидальных. В этих случаях на первый план выходит диагностика эмоционального состояния клиента в киберпространстве. Своевременная диагностика позволяет определить характер психотерапии, особенность взаимодействия с клиентом, необходимость направления клиента к другим специалистам. Этот аспект интернет-консультирования и определил выбор нами данной темы для исследования.
Такого рода психологическая помощь за рубежом эффективна и востребована. Существуют, однако, и противники консультирования и психотерапии в Интернет. Некоторые из них утверждают, что использование интернета не является этичным для психотерапевтов. Здесь можно согласиться, что не все психологи обладают способностями для проведения консультации или психотерапии по Интернет, и что e-терапия подходит не каждому клиенту. Но, безусловно то, что есть такие ситуации, когда «е-терапия» - это лучшая доступная альтернатива (Меновщиков, 2007). Однозначно, что, е-терапия не сможет заменить классическую психотерапию. «И даже если e-терапия не вполне состоявшаяся психотерапия - называете ли Вы это эмоциональной поддержкой, обучением, диалогом, помощью или никак не называете – нет сомнений, что е-терапия приносит пользу. И для некоторых людей, это - их единственный доступ к эмоциональной поддержке» (Меновщиков, 2007).В ближайшем будущем необходимо проводить исследования, которые позволят найти конкретные доказательства эффективности консультаций он-лайн».
Другим аспектом этой проблемы является возможность определения эмоционального состояния клиента, на основании написанного им текста (Меновщиков В.Ю., 2009). Для этого мы предлагаем использовать метод контент-анализа, модифицированный Меновщиковым В. Ю. Этот метод использует 9 критериев контент-анализа текста клиента. Текст оценивается по определенным категориям, за каждое негативное высказывание начисляется балл. В нашей работе мы проводим сравнение результатов диагностики клиентов методом контент-анализа и батареи тестов.
Это трудная задача, но решение ее представляется важным для дальнейшего развития психологической науки.
Цель исследования: выявить особенности психологического консультирования в интернете.
Объект исследования: межличностное взаимодействие клиента и психотерапевта в рамках интернет консультирования
Предмет исследования: эмоциональное состояние клиента в процессе интернет консультирования
Гипотеза исследования
Клиенты, обращающиеся за помощью к консультантам он-лайн, испытывают нервно-психическое напряжение, возможно, легкую депрессию, которая дезорганизует их привычную деятельность и эти эмоциональные состояния клиента в процессе интернет консультирования можно диагностировать с помощью контент-анализа по написанным клиентом письмам. Предполагается, что клиенты, имеющие высокие баллы по определенным категориям контент-анализа, испытывают высокую степень нервно-психического напряжения, что будет подтверждаться результатами батареи тестов.
В качестве теоретических и экспериментальных задач исследования можно применить:
Теоретический анализ литературы, касающейся дистантного консультирования.
Проведения эмпирического исследования с помощью тестов и метода контент-анализа (модификация Меновщикова В. Ю., 2009).
Качественная обработка полученных данных с целью выявления возможностей диагностики эмоциональных состояний клиентов при интернет-консультировании с использованием текстового формата.
Методы:
Теоретические – анализ научной литературы.
Эмпирические – метод семантического дифференциала Ч.Осгуда, контент-анализ, методы количественной обработки данных, методы математической статистики.
Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть использованы в практической консультативной деятельности для повышения качества психотерапии и психологического консультирования в интернете.
|