Скачать 243.35 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования "Казанский федеральный университет" Институт психологии и образования УТВЕРЖДАЮ Проректор по образовательной деятельности КФУ проф. Р.Г. Минзарипов __________________________ "___"______________2014 г. Программа дисциплины «Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья» Направление подготовки: 44.03.02 -Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки: Практическая психология в образовании Квалификация выпускника: Форма обучения: очно-заочная Язык обучения: русский Автор: Цивильская Е.А. Рецензент: СОГЛАСОВАНО: Заведующая кафедрой: Ахметзянова А.И. Протокол заседания кафедры No ___ от "____" ___________ 2014 г Учебно-методическая комиссия Института психологии и образования: Протокол заседания УМК No ____ от "____" ___________ 2014 г Казань 2014 Программу дисциплины разработала ассистент Цивильская Е.А. Кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики, Институт психологии и образования, e.tsivilskaja@mail.ru 1.Цели освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы «Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья» является дисциплиной по выбору психофизиологического модуля «Биолого-психолого-педагогические основы развития ребенка».
В результате освоения дисциплины студенты должны иметь представление: — об общих закономерностях аномального развития; — о государственной политике в области специального образования, медицинской реабилитации, психологической помощи для детей - инвалидов; — о специальных образовательных условиях для детей с различными вариантами нарушений в развитии в России и за рубежом; — о современных видах медицинской реабилитации детей с ОВЗ. Студенты должны знать: — о теоретических основах видов отклонений в развитии; — об особенностях формирования психических процессов, физического и личностного развития детей с ОВЗ; — об особенностях реабилитации детей с ОВЗ; — о специальных образовательных условиях для детей с ОВЗ в системе общего и специального образования. Студенты должны уметь: — обследовать детей с различными видами нарушений в развитии; — осуществлять продуктивное взаимодействие с участниками педагогического процесса; — консультировать родителей детей с нарушениями в развитии; Студенты должны владеть навыками: — оказывать психолого - педагогическую помощь детям с сенсорными и интеллектуальными нарушениями. — составлять дифференциальную диагностику особенностей развития детей с ОВЗ; — уметь составлять психолого-педагогическую характеристику детей с различными видами отклонений в развитии ; — делать самоанализ своей образовательной деятельности в сфере коррекционной работы с детьми с ОВЗ. 4. Структура и содержание дисциплины/ модуля Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 36 часов. Форма промежуточного контроля – зачет. Раздел 1. Теоретические основы изученности особенностей развития детей с ОВЗ Тема 1.Современный подход к проблеме нарушений в развитии у детей с ОВЗ. Основные понятия и отрасли дефектологии. Предмет, задачи курса. Актуальность проблематики курса. Место данного курса в системе коррекционно-педагогического образования. Значение смежных дисциплин для изучения и углубленного понимания отклонений в развитии. Современное понимание сущности аномального развития. Теоретико-методологические основы учения о структуре аномального развития. Понятия нормы и отклонения, нарушения, дефекта в соматическом, психологическом, моторном, интеллектуальном, речевом развитии человека. Современная структурная организация специальной дефектологии: специальная психология (тифло-, сурдо-, лого-, олигофрено-), специальная педагогика (тифло-, сурдо-, тифлосурдо-, лого-, олигофрено-), отрасль специальной психологии и педагогики применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Тема 2. Группы детей с нарушениями в развитии Этиология комплексных (сложных) нарушений. Понятие о первичном и вторичном нарушениях. Особенности комбинированных нарушений. Проблема дифференциальной диагностики детей с нарушениями развития. Психофизические и речевые особенности детей с нарушенным слухом. Психофизические и речевые особенности детей с нарушениями зрения. Психофизические и речевые особенности детей с нарушениями речи. Психофизические и речевые особенности детей с ЗПР. Психофизические и речевые особенности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Психофизические и речевые особенности детей с нарушением интеллекта. Понятие об осложненном (комплексном) нарушении. Дети с комплексными нарушениями, сочетающими сенсорные, интеллектуальные нарушения и речевые расстройства. Раздел 2. Диагностика психических и речевых функций у детей с ОВЗ Тема 3. Основные направления психологического и логопедического обследования ребенка дошкольного и младшего школьного возраста с отклонением в развитии Подбор диагностического материала для психологического и логопедического обследования ребенка дошкольного и младшего школьного возраста с отклонением в развитии. Подбор обучающих игр на развитие различных сфер нарушенного развития детей с ОВЗ. Составление диагностического альбома для психологического и логопедического обследования ребенка.( Пример: альбом Семаго, Иншаковой) Тренировка в проведении обследования по сделанным диагностическим альбомам, распределяясь по очереди по ролям (педагог-психолог/ребенок; учитель-логопед/ребенок) Раздел 3. Система коррекционной медико-психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ в России и за рубежом Тема 4. Основные направления коррекционной помощи детям с ОВЗ в России Составление сравнительных таблиц по особенностям и технологиям обучения детей с ОВЗ в России. Подбор видео, текстового материала из интернета и подготовка презентаций по сходствам и различиям в обучении детей с ОВЗ в различных странах. Подбор и оформление информации в виде презентации об особенностях коррекционной помощи детям с ОВЗ в России. Слушание докладов, просмотр презентаций. Проведение дискуссии с выделением положительных и отрицательных моментов, по мнению студентов, состояния психолого-педагогической службы помощи детям с ОВЗ в России. Подбор рекомендаций к построению правильного вектора развития данной помощи. Тема 5. Основные направления коррекционной помощи детям с ОВЗ за рубежом Составление сравнительных таблиц по особенностям и технологиям обучения детей с ОВЗ в различных странах (Россия, Германия, Франция, Англия и др.). Подбор видео, текстового материала из интернета и подготовка презентаций по сходствам и различиям в обучении детей с ОВЗ в различных странах. Подбор и оформление информации в виде презентации об особенностях коррекционной помощи детям с ОВЗ за рубежом. Слушание докладов, просмотр презентаций. Проведение дискуссии с выделением положительных и отрицательных моментов, по мнению студентов, состояния психолого-педагогической службы помощи детям с ОВЗ в России и за рубежом. Подбор рекомендаций к построению правильного вектора развития данной помощи. 5. Образовательные технологии, включая интерактивные формы обучения Выполняются разнообразные виды самостоятельной работы (в том числе, проектные задания, мини-исследования, мультимедийные презентации), охватывающие основные вопросы данного модуля. Виды самостоятельной работы определяет педагог, однако студенты могут и сами предложить собственные идеи. Очные и дистанционные консультации по выполнению студентами творческих самостоятельных работ. Творческие отчеты студентов о выполнении своих самостоятельных заданий в виде круглых столов, защиты проектов, конференций, практикумов по решению профессиональных задач. Перед посещением лекции требуется ознакомиться с теоретическим материалом по соответствующему модулю и проблемными вопросами. Первая лекция является вступительной, на которой объясняется логика изучения модуля, характеризуются основные творческие и самостоятельные работы, которые студенты должны выбрать для самостоятельного выполнения к определенному преподавателем сроку. Содержание итоговых лекций также не повторяет содержание учебного материала для самостоятельного изучения, носит обобщающий, проблемный и активизирующий характер. Практические занятия включают интерактивные формы обучения:
Для контроля знаний применяются устные и письменные опросы, тестирование, терминологические диктанты.
Промежуточная аттестация осуществляется в форме проведения теста. Итоговая аттестация проводится в форме зачета. Допуском к зачету является выполнение в полном объеме предусмотренной рабочей программой учебной работе. Итоговая аттестация проводится в форме зачета. Допуском к зачету является выполнение в полном объеме предусмотренной рабочей программой учебной работе. Принята следующая шкала соответствия рейтинговых баллов по итогам обучения (с учетом их округления до целых ) оценкам пятибалльной шкалы: 86 баллов и выше – «отлично» (отл.); 71-85 баллов – «хорошо» (хор.); 55-70 баллов – «удовлетворительно» (удов.); 54 балла и менее – «неудовлетворительно» (неуд.). Минимальное количество баллов для допуска к зачету- 28 баллов.
6.1. Тесты для оценки текущей успеваемости (освоения теоретического материла по разделам)
А. Дефект; Б. Нарушение; В. Коррекция; Г. Компенсация.
А. Педагогической запущенности; Б. Наследственной предрасположенности; В. Биологического характера болезни; Г. Все ответы верные.
А. Поражения нервной системы, возникшие в послеродовый период. Б. Поражения нервной системы, возникшие в период беременности. В. Поражения нервной системы, возникшие во время родов. Г. Поражения нервной системы, возникшие в период беременности, во время родов и в первые дни после рождения ребенка.
____________________.
А) Спастическая тетраплегия;Б) Атаксическая форма;В) Спастическая диплегия.
А) предложил способы лечения и реабилитации детей с ДЦП;Б) ввел термин «детский церебральный паралич»;В) создал первую классификацию;Г) подробно описал дискинетическую форму;Д) предположил, что ДЦП обусловлено нарушением развития мозга во внутриутробном периоде.
А) К.А.СеменоваБ) Мамайчук И.И.В) Мастюкова Е.М.
А)отсутствием движения в мышце или группе мышц в результате «поломки» в двигательном рефлекторном пути. Б) низким мышечным тонусом,трудностями в формировании вертикализации В) односторонним повреждением двигательной зоны коры головного мозга или основного двигательного (пирамидного) пути.
А) подкорковые отделы головного мозга; Б) височные доли головного мозга; В) лобные доли головного мозга.
А) мозжечковой атаксии; Б)спастического паралича конечностей; В) насильственных непроизвольных движений.
А) произвольные движения верхних конечностей Б) насильственных непроизвольные движения В) произвольные движение нижних конечностей
А) хореиформные гиперкинезы; Б) хореоатетоидные гиперкинезы; В) атетоидные гиперкинезы.
А) Причиной чаще всего является билирубиновая энцефалопатия; Б)Это самая распространенная форма детского церебрального паралича; В)При этой форме ДЦП речь отсутствует; Г)Поздно овладевают самостоятельной ходьбой (с 2 до 8 лет); Д)Это самая тяжелая форма детского церебрального паралича.
А).Спастическая диплегия; Б).Двойная гемиплегия; В).Гиперкинетическая форма; Г).Атонически-астатическая форма; Д).Гемипаретическая форма.
А) односторонний парез руки и ноги по центральному типу, преимущественно выраженный в руке, судорожные пароксизмы, психические и речевые расстройства; Б) мозжечковые расстройства, с рождения наблюдается генерализованная мышечная гипотония, задержка формирования статических и локомоторных функций; В) быстрые, насильственные движения с непроизвольным движением мышц лица.
А) дети со значительным опозданием по сравнению с физиологической нормой начинают садиться, стоять, ходить. Б) в вертикальном положении вследствие мышечной гипотонии наблюдается переразгибание в коленных суставах. В) сухожильные и периостальные рефлексы обычно высокие с обеих сторон, но на стороне поражения выше Г) нарушения координации и статики движений становятся заметными при развитии произвольных движений. Д) интеллект страдает незначительно. Е) в ряде случаев имеются умеренные гиперкинезы и признаки пирамидной недостаточности.
Больные с атонически-астатической формой (в раннем возрасте гипотоническая форма) церебрального паралича не могут удерживать __________позу. При этой форме функции _______________практически не развиваются или формируются медленно. Атоническая форма возникает при повреждении_________.
А) быстрые, насильственные движения, непроизвольные движения мышц лица; Б) перекрещивание ног при опоре на пальцы, что нарушает спорность стоп;осанку, затрудняет стояние и ходьбу; В) медленные червеобразные движения в пальцах, сгибание рук во всех фалангах; Г) вялые конечности руки и ноги с одной стороны тела.
А) Прогноз двигательного развития неблагоприятный. Стояние и ходьба невозможны. Некоторые дети с трудом овладевают навыком сидения, но даже в этом случае тяжелые отклонения в психическом развитии препятствуют их социальной адаптации. Б) Прогноз двигательного развития в большинстве случаев благоприятный.Практически все больные ходят самостоятельно. Возможность самообслуживания зависит от степени поражения руки. В) Ходить на большие расстояния дети не могут,передвигаются в основном по квартире. В непривычной обстановке двигательные реакции подавляются.
Почти у всех детей с двойной гемиплегией отмечаются…: А) грубые нарушения речи по типу анартрии, тяжелой дизартрии (речь полностью отсутствует либо ребенок произносит отдельные звуки, слоги или слова) Б) речь может отсутствовать и в связи с тем, что у большинства детей (в 90 %• случаев) отмечается умственная отсталость (в степени выраженной дебильности, имбецильности или даже идиотии) В) патология речи отмечается у 30—40% детей, чаще по типу дизартрии или моторной алалии Г) Интеллект варьирует от задержанного психического развития до умственной отсталости различной степени тяжести
Двойная гемиплегия – это ____________________ .
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) 7.1. Основная литература
7.2 Дополнительная литература
8. Интернет-ресурсы
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Видеопроектор, видеофильмы, пакеты презентаций для лекций. Раздаточный стимульный, справочный материал. Учебно-дефектологическая лаборатория. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и учебным планом дополнительной профессиональной программы (программы профессиональной переподготовки) по направлению «Практическая психология в образовании» Автор (ы): Цивильская Е.А.. __________________ «___» __________ 2014 г.
|
Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии по определению специальных образовательных потребностей детей с ограниченными... | Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии по определению специальных образовательных потребностей детей с ограниченными... | ||
Организация системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья | С ограниченными возможностями здоровья государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения | ||
С ограниченными возможностями здоровья государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения | Министерства труда и социального развития Ростовской области, Главного Управления мвд по Ростовской области от 29. 12. 2011 №1079/31/19... | ||
Административный регламент предоставления муниципальной услуги по проведению комплексной диагностики развития ребёнка и определению... | Образование детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития специального образования | ||
Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья моу сош №22 на дому | Ющихся с ограниченными возможностями здоровья, включая анализ программ и организационных форм проведения обучения. Разработанный... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |