Концепция развития и стратегия обеспечения качества образования образовательной программы «Менеджмент» по направлению 38. 03. 02 Менеджмент (квалификация Бакалавр) введение


НазваниеКонцепция развития и стратегия обеспечения качества образования образовательной программы «Менеджмент» по направлению 38. 03. 02 Менеджмент (квалификация Бакалавр) введение
страница1/9
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк резюме > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Концепция развития и стратегия обеспечения
качества образования образовательной программы «Менеджмент» по направлению 38.03.02 Менеджмент (квалификация Бакалавр)


ВВЕДЕНИЕ

НИУ ВШЭ – исследовательский университет, ставящий своей стратегической задачей вхождение в число ведущих научно-образовательных центров мира и, тем самым, привнесение значительного вклада в развитие российского и глобального сообщества1. Одним из ключевых направлений этого развития является социально-экономическое, включающее, в том числе, область менеджмента. Решение поставленной стратегической задачи в области менеджмента предполагает развитие программ бакалавриата, ориентирующих ее выпускников на работу в сфере управления и бизнеса.

Мировой опыт показывает, что в сфере управления и бизнеса чаще всего добиваются успеха те компании, в которых персонал на всех уровнях (от топ-менеджеров до руководителей младшего уровня и исполнителей) разбирается в процессах управления организацией, готовы принимать сознательное участие в них. Поэтому важно, чтобы менеджер имел серьезную базовую подготовку в социально-экономическом и естественнонаучном циклах, и.в тоже время обладал специальными знаниями в тех или иных областях менеджмента.

ВШЭ как национальный исследовательский университет стремится реализовать в своем развитии концепцию университета современного типа – предпринимательского университета. Принципы функционирования предпринимательского университета предполагают, что студенты и преподаватели университета наряду с традиционными академическими видами деятельности активно вовлечены в предпринимательство, основанное на вовлечении интеллектуального капитала в экономический оборот; взаимодействие университета и его регионального бизнес-окружения строится на основе возмездности и перекрестного участия в проектах.

Предпринимательский университет в современной экономике становится основным институтом, обеспечивающим взаимодействие академической и экономической сфер через создаваемую им инновационную систему, которую образуют научно-технологические парки, центры трансфера технологии, инкубаторы бизнеса и др; стимулирующим развитие общеуниверситетской предпринимательской культуры; распространяющим и утверждающим в университетском сообществе предпринимательские убеждения и ценности.

ВШЭ как национально исследовательский университет ориентирован на создание глобальных образовательных продуктов и на привлечение наиболее талантливых студентов как на национальном уровне, так и из стран СНГ, Восточной Европы, а также дальнего зарубежья. Разрабатываемая новая модель образовательного процесса учитывает основные тенденции развития образования в Европе обусловлены Болонским процессом и программой EHEA (European Higher Education Area), которые имеют своей целью обеспечить более сопоставимые, совместимые и когерентные системы высшего образования в Европе, а также усилить контроль качества образования2

  • проведение международной экспертизы образовательных продуктов и оценка формируемых прикладных компетенций представителями глобально ориентированных компаний;

  • индивидуализация образовательных траекторий;

  • предоставление возможности студентам самостоятельно формировать набор профессиональных компетенций и получать профессиональный опыт в процессе обучения;

  • превращение проектной и научно-исследовательской деятельности в одну из основных компонент образовательного процесса (в т.ч. за счет расширения сети научно-учебных и проектно-учебных лабораторий и групп);

  • формирование двуязычной образовательной среды (второй рабочий язык – английский);

  • реализация значительной доли образовательных программ в партнерстве с ведущими зарубежными университетами и образовательными центрами;

  • развитие модели академической аспирантуры (structured PhD);

  • продвижение продуктов онлайн-образования на русском и английском языках;

  • расширение спектра программ дополнительного профессионального образования (далее – ДПО), нацеленных на развитие прикладных компетенций.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Образовательная программа «Менеджмент» по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (далее – ОП) разработана в соответствии с оригинальным «Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент» (далее – ОС НИУ ВШЭ), утвержденным ученым советом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Утвержден УС НИУ ВШЭ, Протокол от 26.12.2014 №10).

Нормативный срок освоения – 4 года при очной форме обучения, трудоемкостью 240 зачетных единиц. Программа построена на бюджетной основе, носит практико-ориентированный характер, преподается на русском языке с включением дисциплин, преподаваемых на английском языке.

Присваиваемая квалификация: «академический бакалавр».
2. АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА ТРУДА В ВЫПУСКНИКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Образовательная программа «Менеджмент» по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент разрабатывается в контексте программ развития НИУ ВШЭ, с учетом условий регионального и местного рынков, особенностей развития НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.


Рисунок 1. Контекст развития образовательной программы

2.1. Анализ потребности регионального и местного рынков в бакалаврах менеджерах

Динамичное развитие современной экономики и бизнеса, новых технологий в области управления обусловили возрастающие требования, задачи и принципы подготовки бакалавров в области менеджмента. Региональному рынку труда требуется высококвалифицированные менеджеры, которые обладают широким спектром компетенций в различных функциональных областях менеджмента, способами быстро адаптироваться к условиям бизнеса, работать в коллективах, со временем возглавлять их. Подготовка специалистов, профессиональные качества и компетенции которых соответствовали бы запросам регионального и местного рынков труда – одна из задач, стоящих перед образовательной программой Менеджмент в настоящее время.

Основные направления/сферы деятельности/отрасли, в которых выпускники могут реализовать свои компетенции: потребительские товары, информационные технологии, телекоммуникации, fashion и luxury торговля, розничная торговля, производство, технологии и инжиниринг, строительство и недвижимость, банки и финансовые услуги, объекты инновационной инфраструктуры.

По данным агентства HeadHunter выпускники бакалавриата, обучающиеся по направлению Менеджмент могут претендовать на следующие позиции:

- Старший менеджер по работе с ключевыми клиентами

  • Менеджер по работе с ключевыми клиентами

  • Региональный менеджер по продажам

  • Территориальный менеджер по продажам

  • Менеджер по развитию бизнеса

  • Дивизиональный менеджер

  • Региональный операционный менеджер

  • Менеджер по маркетингу

  • Управляющий группой торговых марок

  • Бренд менеджер

  • Младший бренд менеджер

  • Менеджер по торговому маркетингу

  • Менеджер по локальному маркетингу

  • Продакт менеджер

  • BTL менеджер

  • PR менеджер

  • Event менеджер

  • Менеджер по маркетинговым исследованиям

  • Руководитель цифрового маркетинга

  • Руководитель интернет проекта

  • Менеджер по интернет-маркетингу

  • Менеджер по работе с социальными сетями

  • Менеджер по управлению персоналом

  • Специалист по управлению персоналом

  • Менеджер по компенсациям и льготам

  • Специалист по компенсациям и льготам

  • Менеджер по обучению и развитию

  • Менеджер по подбору персонала

  • Менеджер по HR администрированию

  • Менеджер по внутренним коммуникациям

  • HR менеджер на производстве

  • Консультант (ERP/CRM)

  • Бизнес/системный аналитик

  • Менеджер по логистике

  • Специалист по логистике

  • Менеджер по закупкам

  • Руководитель склада

  • Специалист по планированию

  • Руководитель отдела перевозок

  • Операционный менеджер

  • Менеджер по качеству

  • LEAN менеджер

  • Менеджер отдела аренды

  • Менеджер по развитию сети

  • Специалист по работе с арендаторами

  • Менеджер по продукту

  • Mенеджер по работе с государственными структурами (GR)

  • Менеджер проекта

  • Менеджер инкубатора/технопарка

  • Менеджер венчурного фонда

  • Бизнес-консультант

Некоторые выпускники пробуют себя в роли предпринимателей после окончания бакалавриата.

По данным агентства HeadHunter среднее количество открытых вакансий по указанным позициям в Нижнем Новгороде и близлежащих городах (Дзержинск, Кстово, Павлово, Богородск, Заволжье, Балахна, Городец, Ворсма, Лысково, Семенов) – более 1200.

В 2014 спектр вакансий на специалистов в области Менеджмента - 28,79 %, что составляет почти треть от общего количества вакансий.

Стоит обратить внимание на позицию «Начало карьеры». Данная категория в 2013 году составляла 4,48% от общего количества вакансий, в 2014 году - 6,39%, в 2015 году - 7,04%. Это означает, что на данный момент организации заинтересованы в выпускниках университетов без опыта работы (составлено по материалам сайта компании HeadHunter http://nn.hh.ru/ ).

В стратегии развития Нижегородской области до 2020 г. (http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW187;n=34456 ) определен ряд приоритетных отраслей, для которых ОП Менеджмент готовит специалистов и линейных менеджеров: автомобилестроение, научно-образовательный комплекс и новая экономика, информационные технологии, пищевая промышленность, радиоэлектронная промышленность и приборостроение, химико-фармацевтическая промышленность, черная металлургия, топливная промышленность, авиастроение, химическая и нефтехимическая промышленность, стекольная промышленность, туризм. Развитие указанных отраслей увеличит региональную потребность в выпускниках ОП Менеджмент.

По данным кадровых агентств Нижегородской области, за период с 2012 по 2014 год наибольший спрос на сотрудников, обладающих управленческими компетенциями, наблюдается в областях управления человеческими ресурсами, маркетинга, управления поставками и логистики. На протяжении 2014 года также наблюдается тенденция к повышению спроса на административный персонал, а также специалистов в области производственного менеджмента. В то же время, соотношение числа резюме к числу вакансий в области государственного и муниципального управления остаётся весьма высоким на протяжении всего анализируемого временного периода3.

Востребованность выпускников образовательной программы Менеджмент НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Востребованность выпускников образовательных учреждений на рынке труда является одним из важнейших показателей эффективности образования. Основными партнерами и ключевыми работодателями образовательной программы «Менеджмент» являются компании крупного и среднего бизнеса, государственные организации, администрации районов г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области: "АвтоЛик - цент", «БЦР Авто-плюс», Coca Cola, ЗАО «ПКФ» РусАгро Групп» ,ЗАО "Банк Сосьете Женераль Восток", ЗАО "БСЖВ" филиал в г.Н.Новгород, ДО "Сормовское",ЗАО "Дюкон-М", ЗАО «Арзамасский хлеб», ЗАО «Арт Сервис Групп», ЗАО «Завод железобетонных изделий «Арьёвский» (ЗЖБИ «Арьёвский»), ЗАО «Кредит Европа Банк», ЗАО «Райффайзен банк» Поволжский филиал, ЗАО «Управляющая компания «Развитие», ЗАО «ФОРУС Банк», МТС, МУП Борское пассажирское автотранспортное предприятие, НБД-Банк, Администрация районов Г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области и др. Сотрудничество и взаимодействие с представителями крупных компаний Нижегородского региона, малого и среднего бизнеса и сотрудников факультета менеджмента НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, которое происходило в разное время показало следующее: малые и средние предприятия предпочитают брать на работу студентов и "выращивать" их под себя. Квалификация молодых специалистов с точки зрения управленческих навыков не всегда устраивает руководство предприятий. Малые и средние компании за счет совей гибкости дают молодым специалистам возможность попробовать себя во многих направлениях и значительно продвинуться по карьерной лестнице: от ассистента до генерального директора (группа компаний «МЕГА - НН»).

Крупные предприятия и корпорации создают в своих структурах корпоративные университеты, в которых осуществляют подготовку специалистов всех уровней, применяя разные способы организации обучения - от традиционных занятий и тренингов до дистанционного обучения (НМЖК, группа компаний ГАЗ, Сбербанк). Многие крупные компании в процессе обучения используют институт наставничества (АтомЭнергоПроект). Таким образом, предприятия формируют образовательные программы под свои внутренние потребности и с учетом специфики своей деятельности. Особо остро ощущается недостаток притока извне менеджеров, готовых к непосредственному включению в работу в данной отрасли. Также корпоративные университеты выполняют важную роль передачи знаний и опыта.

Кроме того, результаты круглого стола с работодателями компаний Н.Новгород (2013 год) показали, что главная претензия работодателей к университетам сегодня – это несоответствие знаний, получаемых молодыми специалистами, практике профессиональной деятельности менеджеров. Этот разрыв может проявляться по-разному: как в неумении обращаться с современным оборудованием, так и в психологической неподготовленности к реалиям трудовой деятельности, к руководству персоналом, к поведению в бизнес-среде. Выходом из сложившейся ситуации большинство работодателей считает, во-первых, увеличение сроков и углубление содержания производственной практики, во-вторых, дополнение преподавательских кадров знающими современную конкретику специалистами из реального бизнеса и производства, организацию проектной деятельности, направленной на решение реальных проблем компаний.

Мониторинг востребованности выпускников НИУ ВШЭ – Нижний Новгород на рынке труда, осуществляющийся отделом развития карьеры НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, окончивших НИУ ВШЭ – Нижний Новгород в 2011г. и 2012г, 2013 г, показали следующее:

  • у большинства опрошенных выпускников на момент опроса, т.е. в течение 6-10 месяцев после выпуска, была оплачиваемая работа (77% в 2011г. и 85% в 2012г; 92%). Эти результаты доказывают конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Стоит также отметить, что более 50% студентов на 3 и 4 курсе уже имеют работу на неполный рабочий день.

  • основными причинами отсутствия работы являются смена места работы на момент опроса и продолжение обучения, семейные обстоятельства (уход за ребенком), служба в армии и т.д.

  • преимущественно выпускники заняты в Нижнем Новгороде (74% и 83%), хотя некоторые работают в Москве (19% и 13%);

  • подавляющее большинство выпускников работают по найму в коммерческих организациях (70% и 81%); 10% и 6% были заняты в органах государственного управления;

  • наиболее распространенные сферы деятельности компаний-работодателей: финансы, информационные технологии и торговля;

  • преимущественно выпускники занимают в компаниях должность специалиста (77% и 83%); в качестве руководителей компании свою должность указали 4% и 6% выпускников;

  • большинство выпускников указали, что характер их основной работы частично или полностью совпадает со специальностью, полученной в НИУ ВШЭ (82% и 78%);

  • большинство выпускников указали, что в своей работе они используют навыки, полученные в процессе обучения в ВШЭ (63% и 71%);

  • выше всего выпускники оценивают степень удовлетворенности содержанием (среднее – 3,95 и 4,04) и условиями (среднее – 4,17 и 4,08) труда;

  • в качестве основных способов поиска работы выпускники выделяют: специализированные сайты с вакансиями, самостоятельную отправку резюме работодателю, приглашение со стороны сотрудников организации, в которой занят выпускник.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Концепция развития и стратегия обеспечения качества образования образовательной программы «Менеджмент» по направлению 38. 03. 02 Менеджмент (квалификация Бакалавр) введение iconПрограмма преддипломной практики по направлению подготовки 080200 «менеджмент»
Программа предназначена для определения порядка и содержания преддипломной практики студентами Московского налогового института (мни)...

Концепция развития и стратегия обеспечения качества образования образовательной программы «Менеджмент» по направлению 38. 03. 02 Менеджмент (квалификация Бакалавр) введение iconПрограмма учебной практики по направлению подготовки 080200 «менеджмент»
Программа предназначена для определения порядка и содержания учебной практики студентами Московского налогового института (мни) по...

Концепция развития и стратегия обеспечения качества образования образовательной программы «Менеджмент» по направлению 38. 03. 02 Менеджмент (квалификация Бакалавр) введение iconДля студентов направления 080200. 62 Менеджмент, профиль подготовки...
...

Концепция развития и стратегия обеспечения качества образования образовательной программы «Менеджмент» по направлению 38. 03. 02 Менеджмент (квалификация Бакалавр) введение iconПрограмма государственного экзамена Направление подготовки «Менеджмент»
Программа государственного экзамена составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего...

Концепция развития и стратегия обеспечения качества образования образовательной программы «Менеджмент» по направлению 38. 03. 02 Менеджмент (квалификация Бакалавр) введение icon2 «Статистическая совокупность и её характеристики»
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки Менеджмент...

Концепция развития и стратегия обеспечения качества образования образовательной программы «Менеджмент» по направлению 38. 03. 02 Менеджмент (квалификация Бакалавр) введение iconА. Н. Жаров разработка учётных приложений в
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов, обучающихся по направлениям: «Экономика»» (080100. 62) Квалификация...

Концепция развития и стратегия обеспечения качества образования образовательной программы «Менеджмент» по направлению 38. 03. 02 Менеджмент (квалификация Бакалавр) введение iconПрограмма производственной практики направление подготовки: 38. 03. 02 «Менеджмент»
Направленность (профиль) программы: Управление инновациями и инвестициями Квалификация выпускника: Бакалавр

Концепция развития и стратегия обеспечения качества образования образовательной программы «Менеджмент» по направлению 38. 03. 02 Менеджмент (квалификация Бакалавр) введение iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Управление продуктовой политикой фирмы»
Приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. N 544 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного...

Концепция развития и стратегия обеспечения качества образования образовательной программы «Менеджмент» по направлению 38. 03. 02 Менеджмент (квалификация Бакалавр) введение iconИнформационная справка
«Финансовый менеджмент» для студентов Гуманитарного института 3-4 курса, обучающихся по направлению подготовки 080200. 62 «Менеджмент»,...

Концепция развития и стратегия обеспечения качества образования образовательной программы «Менеджмент» по направлению 38. 03. 02 Менеджмент (квалификация Бакалавр) введение iconУчебно-методический комплекс наименование дисциплины: «документационное...
Приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. N 544 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск