Социальные факторы формирования международного туризма


НазваниеСоциальные факторы формирования международного туризма
страница1/8
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение

высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Магистерская программа

«Социология политики и международных отношений»
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

SOCIAL FACTORS OF FORMATION OF INTERNATIONAL TOURISM

Д и с с е р т а ц и я

на соискание степени магистра

по направлению 39.04.01 «Социология»

Выполнила:

Шехурдина Наталья Сергеевна
Научный руководитель:

кандидат политических наук

Кутейников Александр Евгеньевич

Санкт-Петербург

2016

Оглавление


Введение

Данное исследование посвящено изучению социальных факторов, влияющих на принятие решений туристами в выборе направления. Его актуальность заключается в том, что в мире происходит увеличение туристских потоков, и индустрия туризма направлена на создание мест, которые становятся привлекательными для них. В то же время, политические, экономические, экологические изменения также оказывают влияние на туристские направления, и туристы вынуждены адаптироваться под них.

Таким образом, массовый туризм как социальный феномен развивается под влиянием перемен, происходящих в обществе. Поездка с целью туризма становится потребностью современного человека, в удовлетворении которой многие туристы не могут себе отказать, даже, несмотря на экономические и политические ограничения.

В современном мире практика международного туризма достигла настолько широких масштабов, что перемещения людей через национальные границы происходят постоянно и являются неотъемлемой частью повседневной жизни. Так, в соответствии с данными Всемирной туристской организации, международные туристские потоки ежегодно возрастают: в целом, темпы роста прибытий увеличиваются с каждым годом на 4%, и в 2015 году число международных туристов составило 1 184 миллиона, что на 50 миллионов больше, чем в 2014 году; согласно прогнозам организации, в 2016 году этот показатель возрастёт ещё на 4%1.

Исходным предназначением мобильности служило присвоение физического пространства и перераспределение капитала, она представляла собой инструментальную ценностью. В современном обществе свобода передвижения становится неотъемлемым правом людей, и мобильность сама по себе представляет ценность.

Первая гипотеза настоящего исследования заключается в том, что практика туризма является важной составляющей жизни российских туристов, и они не будут отказываться от поездок, несмотря на нестабильную экономическую и политическую ситуацию.

Вторая гипотеза работы такова, что при выборе поездки с целями туризма люди ориентируются на ряд социальных факторов, одни из которых преобладают над другими. Среди исследуемых факторов выделены следующие: стоимость поездки, информация о направлении, мотивация туриста, доступность транспорта, процедура оформления поездки, климат направления.

Цель исследования – определить социальные факторы, которыми руководствуются индивиды при выборе направления с целью туризма.

В работе были поставлены и решены следующие научно-исследовательские задачи:

  1. Выявлены социальные факторы, которые влияют на выбор туристского направления.

  2. Определены характерные черты и специфические особенности сферы туризма в современной России.

  3. Проанализированы и сравнены практики российских туристов в выборе туристских направлений.

Объектом данного исследования являются российские туристы, совершающие поездки в зарубежные страны.

Предмет исследования – социальные факторы, которые влияют на принятие решений туристами при выборе ими туристского направления.

Вопросы о социальной составляющей в туризме нашли отражение в научных работах второй половины ХХ века. Работы П. Сорокина2, Р. Парка3, Дж. Урри4, З. Баумана5 наиболее полно отражают специфику концепции мобильного общества. Мотивационные аспекты в туризме представлены в работах Э. Кохэна6, Д. Бурстина7, Д. Маккеннела8, Дж. Кромптона и С. Ума9, Дж. Сварбрука10. Существует также ряд работ, на основании которых представляется возможным раскрыть понимание сферы туризма как одной из практик потребления – П. Бурдье11, З. Бауман12, С. Щеглов13, В. Ильин14. В России проблематика туризма как социального феномена является важным предметом исследований представителей Саратовской научной школы: О. Лысиковой15, Т. Черняевой16, В. Ярской17.

Для решения поставленных задач в исследовании были использованы следующие методы: контент-анализ групп социальной сети «ВКонтакте» и анкетный опрос российских туристов.

Эмпирическое исследование направлено на сравнение социальных факторов, влияющих на принятие решения о направлении между туристами, выбравшими Турцию и Египет и туристами, выбравшими другие страны.

На первом этапе исследования осуществлён анализ социально-демографических характеристик участников групп социальной сети «ВКонтакте», посвящённых туризму в Турции и Египте. В проведении данного анализа был задействован ресурсный центр «Центр социологических и Интернет-исследований» в предоставлении данных об участниках социальных групп. Автор данной работы выражает отдельную благодарность директору, а также сотрудникам Центра.

На втором этапе исследования проведён анкетный опрос участников групп, в котором они могли выбрать любую страну для ответов на вопросы анкеты. Всего было отобрано 100 анкет, из которых 50 респондентов отвечали на вопросы о Турции и Египте, остальные – о других странах.

Данная работа состоит из трёх глав. Первая глава посвящена анализу теоретических подходов к изучению международного туризма как социального феномена. Во второй главе описывается и анализируется развитие международного туризма в современной России. В третьей главе произведён анализ эмпирических данных в соответствии с выбранными методами. В приложении – программа эмпирического исследования. социальных факторов, влияющих на выбор направления российскими туристами.

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения
международного туризма как социального феномена


Представление туризма в качестве нового вида деятельности людей, который напрямую и опосредованно влияет на их жизнь, формировалось в течение долгого времени. Следует заметить, что изначально о туризме говорили, как о путешествиях, а в древнерусской литературе о «путешествованиях» упоминалось уже в текстах XIV века18. В своих трудах философы М. Монтень (работа «Опыты», глава «О суетности», 1581 год) и Ф. Бэкон (работа «Опыты, или наставления нравственные и политические», эссе «О путешествиях», 1597 год) повествовали о познавательных функциях путешествий19.

Предпосылками к появлению современных форм туризма послужило социально-экономическое развитие во второй половине XIX века. Промышленная революция и развитие транспорта, а также рост городского населения сделали возможным перемещение людей на большие расстояния. Первая туристская организация была создана в Англии под руководством Т. Кука, её сотрудники занимались оформлением поездок во Францию, Италию, США, Египет и другие страны, а также осуществляли возможность отправиться в кругосветные путешествия20. Постепенно туризм становился полноценной индустрией, создавались и обустраивались для приёма посетителей различные направления, развивалась сервисная инфраструктура.

Распространение туризма первоначально осуществлялось в континентальной Европе, что оказало влияние на появление первых научных исследований феномена туризма именно в этом регионе, а первые социологические работы, посвящённые изучению туризма, туризма появились в 1930 году в Германии21. Одной из причин, по которой долгое время отсутствовал научный интерес к феномену туризма, исследователи называют преобладание протестантских ценностей в обществе, в соответствии с которыми осуждалось времяпрепровождение, затраченное на удовольствия22.

Широкое развитие теоретических и эмпирических исследований отмечается после Второй мировой войны, когда международный туризм становится массовым. Популяризации туристских поездок способствовали следующие изменения в общественной среде: повышение уровня жизни, сокращение рабочего дня и, как следствие, увеличение свободного времени, развитие транспорта, появление оплачиваемого отпуска, который стало возможным разделить на несколько частей. Увеличилось количество организаций, выполняющих роль посредника между туристами и туристскими направлениями, функцией которых являлось оформление поездок23.

Все эти факторы стали результатом того, что в научной среде социологов стал проявляться интерес к анализу перемещений туристов, ведь количество туристов с каждым годов возрастало, увеличилось количество рабочих мест в индустрии туризма, принимающие регионы и страны стали поддаваться культурным, социальным и экологическим изменениям, сам образ жизни людей стал качественно преобразовываться.

Таким образом, туризм как социальный феномен заслужил внимание исследователей с середины ХХ века. Первое официальное определение туризма было предложено Организацией Объединённых Наций в 1954 году. В официальных документах туризм был представлен как активный отдых, который связан с перемещением людей из постоянного места жительства и способствует укреплению здоровья и накоплению физических сил24. На Всемирной конференции по туризму, которая была организована в 1981 году в Мадриде Всемирной туристской организацией, туризм получил определение вида активного отдыха, который представляет собой путешествия с целью познания новых районов и стран, иногда в сочетании со спортивными мероприятиями25.

Согласно современному определению, принятому Всемирной туристской организацией, международный туризм - это «временное посещение страны, как минимум на 24 часа, цель которого может быть вызвана двумя основными причинами: отдых (рекреация, праздники, здоровье, обучение, религиозные мотивы, спорт) или личные причины (семейные встречи, собрания)»26. Такое определение вполне подходит для правового анализа либо статистического учёта, но для социологических работ оно является недостаточно полным и логически не завершённым для исследования, так как не отражает социальную сторону туризма.

В качестве определения туризма, которое раскрывает его социальное понимание, в данном исследовании используется обозначение Д. Гилберта о том, что туризм является частью восстановительного отдыха, который включает в себя поездки в менее знакомые и привычные места назначения, на краткосрочный период, для того, чтобы удовлетворить потребность индивида в одном действии или в наборе нескольких действий27. Данная трактовка туризма утверждает его в контекст отдыха, определяет потребность в поездке за пределы повседневного места жительства и, наконец, делает акцент на причине поездки, которая заключена в удовлетворении потребностей туриста в ряде мероприятий. Предложенное определение туризма характеризует его не просто как совершение действия, оно выделяет мотивационный аспект причины для того, чтобы быть туристом. Исходя из предложенного определения, турист – это человек, добровольно принявший решение о временной смене места жительства для того, чтобы удовлетворить свои потребности в получении новых знаний и опыта, связанных со взаимодействием с иной для него природной и социокультурной реальностью.

Объяснить возрастающую популярность поездок туристов по всему миру можно с помощью обращения к концепции мобильности, описывающей современное состояние общества, когда возможность и необходимость перемещений в пространстве становятся частью повседневной жизни. Кроме того, феномен популяризации туризма соотносится с теориями об обществе потребления и обществе «текучей современности», положения которых представлены ниже.

Свобода передвижения является необходимым условием формирования общества как такового. С точки зрения американского социолога Р. Парка, первоначальная характеристика свободного человека заключается в том, что он может перемещаться в желаемые ему места; со временем свобода перемещений подвергается регламентации или организации, но, в любом случае, современное общество характеризуется существованием особого типа свободного человека – человек мобильный28.

Г. Зиммель рассматривает приключение как лиминальную практику, которая выпадает из хода повседневной жизни, что ведёт, в свою очередь, к целостному представлению жизненного цикла29. Приключение побуждает к выходу за границы возможностей индивида, оно является своеобразной формой переживания; любое приключение имеет пространственные и временные ограничения30. Исследователь связывает процесс возникновения массовых туристских поездок, нацеленных на наслаждение природой, с прокладкой железных дорог через Альпы, однако он выказывает недоверие к тому, что такие перемещения имеют познавательную или воспитательную ценности для человека, так как за «мгновенными приступами восторга» в скором времени следует возвращение к повседневной реальности31.

Дж. Урри отмечает, что в ХХ веке, в результате массовых поездок туристов, мир стал представлять собой магазин, который торгует странами и городами, но до сих пор большая часть людей находится не в состоянии позволить себе регулярное посещение этого магазина по своему желанию32.

Идею мобильности поддерживает теория «текучей современности» (liquid modernity) З. Баумана, одним из концептов которой стало то, что современное состояние общества представляет собой ускоренное завоевание пространства33. Суть данной теории состоит в том, что с развитием и изменением средств передвижения увеличивается мобильность, которая становится самоцелью и инструментом власти; при этом современный человек не способен стоять на месте и не может остановиться – он постоянно находится в движении.

Общество «текучей современности» характеризуется нескончаемыми массовыми практиками потребления вещей, мест, символов. Как отмечает З. Бауман: «Мир, полный возможностей, похож на стол, уставленный аппетитными блюдами, слишком многочисленными, чтобы самые прожорливые едоки могли надеяться попробовать каждое»34. Потребители вынуждены расставлять приоритеты в выборе предметов потребления, их проблема заключается в слишком широком выборе предложений и, вызванной вследствие этого, необходимости отказываться от некоторых вариантов. Поэтому, человек, находящийся перед выбором, должен ориентироваться на ресурсы, которые он имеет и которыми может распоряжаться.

Мобильное общество делает поведение людей гибким, они вынуждены приспосабливаться к изменениям. Отмечается, что у членов мобильного общества ярко выражена склонность к нервному и умственному напряжению, им приходится адаптироваться под постоянно происходящие изменения35. В результате получается, что люди в таком обществе индивидов, находящихся в движении, характеризуются, с одной стороны, разнообразием интересов и высокими интеллектуальными способностями, а с другой стороны, в их жизни всегда существует высокий риск подвергнуться психическим заболеваниям, которые вызваны постоянным напряжением и необходимостью совершать выбор. Одним из последствий такого напряжения становится снижение чувствительности нервной системы, члены мобильного общества неизменно находятся в окружении негативных новостей: пожары, самоубийства, преступления, природные катаклизмы, - что приводит к равнодушному отношению к подобным явлениям36.

Таким образом, политическая и экономическая нестабильность, экологические угрозы могут временно сдерживать динамику перемещений туристов, но в современном мире люди привыкают к негативным явлениям в обществе, и, по прошествии некоторого количества времени, туристские потоки в места, бывшие потенциально опасными, возобновляются.

Люди совершают выбор в соответствии с различными факторами. Согласно теории П. Бурдье, люди совершают действия, которые обусловлены их жизненным опытом, социализацией и другими практиками, которые создают определённые матрицы, в границах которых человек осуществляет свою деятельность37. В зависимости от выбранных человеком тактик поведения, происходит формирование его габитуса, который не только влияет и направляет повседневную жизнь, но также позволяет поддерживать среду, которая является характерной для агента38. Габитус – это своеобразный набор предрасположенностей, он структурирует восприятие и практики людей, то есть их образ жизни. Агенты, обладающие габитусом, ведут себя определённым образом в соответствии с ситуацией. Человек осуществляет выбор мест, людей, событий, которые включены в его понимание как одобряемые, подходящие для него.

Задачей социолога является выяснить, какие скрытые механизмы организуют социальное пространство и оказывают влияние на агентов в этом социальном пространстве, а также исследовать склонность людей к тем или иным действиям в социальных полях, которые являются основными элементами социальной реальности.

Дж. Урри выдвинул предположение о том, что в результате мобильности возникают новые типы различных вкусов между способами передвижения, типами путешественников, местами назначения; эти мобильности представляют собой особое поле со своими видами борьбы, вкуса и габитуса39. Этот тип поля возник из экономических, политических, культурных процессов и даёт начало особой форме капитала – сетевой. «Сетевым» капитал назван потому, что он содержит в себе реальные и потенциальные социальные отношения, вследствие которых мобильность становится возможной40. Сетевой капитал включает в себя умение заводить и поддерживать социальные отношения с людьми, которые не обязательно находятся поблизости в географическом смысле, и получаемая в результате такой способности эмоциональная, финансовая либо практическая выгода. Сетевой капитал включает в себя восемь элементов:

  1. Набор необходимых документов, наличие визы, необходимой суммы денег, навыков, с помощью которых становится возможным перемещаться из одного места в другое.

  2. Присутствие «удалённых других» в месте назначения (родственники, друзья, коллеги) – они могут обеспечить регулярные встречи.

  3. Двигательные способности, которые обеспечивают возможность перемещаться пешим ходом, переносить багаж, принимать информацию о расписании движения транспорта, садиться в транспорт.

  4. Информация для определения местонахождения и пункты контакта, например, мобильные телефоны, адресные книги, офисы, благодаря которым становится возможным принимать, хранить, использовать полученную информацию.

  5. Устройства для связи, необходимые для того, чтобы договариваться, находясь в процессе движения, с теми, кто в момент разговора также находится в состоянии движения.

  6. Места встреч – соответствующие назначению, безопасные и надёжные – например, отели, офисы, кафе, то есть такие места, где человек не будет подвергаться физическому или эмоциональному видам насилия.

  7. Доступ к средствам передвижения, Интернету, мобильному телефону и другим средствам связи.

  8. Время и другие ресурсы для управления и координации вышеперечисленными пунктами41.

В выборе поездки с целями туризма имеют место различные предпочтения индивидов. В социологии туризма представлено несколько типологий туристов для того, чтобы определить отличия между людьми, отправляющимися в поездки.

Д. Бурстин указывает на разницу между понятиями «турист» и «путешественник». Туризм, по его мнению, является одной из форм опыта, «упакованного» таким образом, чтобы избежать реальных контактов с другими людьми, то есть он представляет собой тривиальный и недостоверный способ бытия42. Исследователь вводит понятие «псевдособытие», которое характеризует намеренное изменение мест и организация развлечений для привлечения туристов. Турист, в отличие от путешественника, отличается пассивностью и нежеланием получения достоверной информации о месте пребывания43.

Схожую характеристику туриста предлагает П. Сорокин. По его мнению, турист не заинтересован в том, чтобы изучать окружающую его среду, его стремлением является получить от места пребывания отдых и удовольствие; он имеет «поверхностную психологию», его кругозор широк, но истинных знаний о месте пребывания он не получает44.

З. Бауман выделяет туриста как одну из ключевых фигур общества постмодерна45. По мнению исследователя, мир модерна характеризовался таким типом поведения, как паломничество. Жизненный путь паломника определён и движется по прямой линии, исключающей любые колебания и повороты. Паломники обретали уверенность в своём настоящем и будущем, они имели цель и упорно шли к её достижению. Их поведение отличается предсказуемостью и упорядоченностью, а их мир надёжен, З. Бауман говорит о паломниках как о «строителях идентичности»46.

С переходом к эпохе постмодерна и обществу потребления, сформировались и новые жизненные принципы – не строить долгосрочных планов, не привязываться надолго к одному месту обитания, - за ценное качество принимается умение не стоять на месте. Правилами жизни в обществе постмодерна, по заключению З. Баумана, становятся следующие принципы: не следует планировать длительных путешествий, допускать эмоциональную привязанность к людям, местам, работе. В обществе постмодерна ключевыми фигурами являются фланер, бродяга, турист и игрок47.

Фланер – это «беззаботный потребитель», суть его жизни заключается в бесконечном фланировании от одного места к другому. Характерной метафорой мест назначения фланера является торговый центр, в котором люди чужды друг другу и получают удовольствие от процесса покупки товаров48.

Бродяга отличается тем, что он находится в постоянном процессе передвижения, но конкретного места назначения у него нет. Он чувствует себя чужим везде, где бы ни оказался. В обществе постмодерна, по утверждению З. Баумана, бродягами становятся не потому, что бродяга не желает или не способен принадлежать одному месту, а потому, что в мире осталось очень мало мест, где он мог бы «осесть»: «Сам мир превращается в бродягу, и это происходит очень быстро. Мир сам себя перекраивает по мерке бродяги»49.

Турист становится центральной фигурой постмодерна, он так же, как и бродяга постоянно движется с одного места на другое и нигде не чувствует себя своим. В отличие от бродяги, который отправляется в места не из-за того, что они его привлекают, а потому, что вынужден это делать, турист считает, что им движет цель. Таковой целью является получение нового переживания, то есть погружение в незнакомую атмосферу, при этом важным фактором является то, что турист сможет оставить это место в любой момент. Кроме того, у туриста есть дом – место, в которое он возвращается после путешествий, - спокойное, размеренное, безопасное. Спустя некоторое время, это спокойствие дома подталкивает туриста вновь отправиться навстречу приключениям и уехать, так складывается стиль жизни туриста. Одновременно им движет чувство ностальгии, тоски по родному дому, но, с другой стороны, он боится к нему привязаться и лишиться возможности уезжать50.

Последней характерной фигурой общества постмодерна становится игрок – его жизнь состоит из рисков и соперничества, он стремится предугадать ходы других игроков и опережать их. Каждая игра имеет начало и конец, она ведётся по оговоренным заранее правилам. Люди эпохи постмодерна, подобно детям, стремятся полностью отдать себя игре51.

Представленные З. Бауманом четыре фигуры общества постмодерна представляют собой жизненные стратегии, которые могут переплетаться и существовать в одной личности одновременно. Возникли они потому, что ценностью общества стало получение удовольствия: теперь места специально формируются для того, чтобы удовлетворить потребности людей. Если они по какой-либо причине оказались неудовлетворительными – люди с лёгкостью оставляют это место и отправляются на поиски новых, которые уже готовы и ждут потребителей. По словам З. Баумана, долг граждан общества постмодерна заключается, по их собственному мнению, в «ведении приятной жизни», и государство должно принимать определённые меры для того, чтобы сделать возможным выполнение требований граждан52.

Э. Кохен предложил классификацию туристов на основе их индивидуальных вкусов и предпочтений. Поездка с целями туризма должна сочетать в себе как чувство новизны, которое делает пребывание в новом месте более увлекательным, так и чувство приближенности к родным местам, что позволяет человеку ощущать себя защищенным53.

  1. Организованный массовый турист (The organized mass tourist).

Такой тип туриста характеризуется минимальной склонностью к приключениям; он предпочитает изучать новые места, не отказываясь от привычных ему удобств, к примеру, через совершение экскурсий в комфортабельных автобусах, оснащенных системой кондиционирования. Маршрут его перемещений заранее продуман до малейших деталей, вся ответственность за поездку лежит на обслуживающей его компании54.

  1. Индивидуальный массовый турист (The individual mass tourist).

Данный тип туриста имеет большое количество черт, схожих с предыдущим типом, разница заключается в том, что его поездка хоть и спланирована изначально, но маршрут разработан не основательно, турист имеет право выбора и не привязан к туристской группе. При этом, регулируют его перемещения здесь также сотрудники компании55.

  1. Исследователь (The explorer).

Турист, который организует свою поездку самостоятельно, он не обращается за помощью к работникам индустрии туризма. Исследователь совершает попытки отойти от привычных туристских маршрутов, но по-прежнему заботится о комфортном размещении, безопасных средствах передвижения, достаточном питании. Такой турист стремится вступить во взаимодействие с людьми, которые проживают в данной стране, его действиями управляет желание познать культуру и образ жизни местных жителей, при этом он способен (или, по крайней мере, делает попытки) общаться с ними на их родном языке56.

  1. Бродяга (The drifter).

Тип туриста, отличающийся тем, что он избегает любых контактов с индустрией туризма (проживание в гостинице, организованные экскурсии, обеспечение питанием), считает, что подобный опыт поездки является фальшивым. Старается разделять образ жизни людей стране пребывания, принять и перенять их предпочтения в еде, виде жилья, повседневных привычках. «Бродяга» не ограничивает себя фиксированным маршрутом, он не имеет определенных целей поездки57.

Э. Кохен относит первые два типа туристов к «институционализированным туристским ролям», а последние два – к «неинституционализированным», и, тем самым, акцентирует внимание на взаимоотношениях туриста с турагентствами, компаниями, гостиницами и другими элементами индустрии туризма. Институционализированный туризм автор относит к массовому виду туризма, действие которого происходит на основе двух взаимосвязанных механизмов: преобразовании достопримечательностей (transformation of attractions) и стандартизации удобств (standardization of facilities)58.

Мобильность становится значимым фактором самоидентификации различных групп населения, которые не могут представить свою жизнь без возможности перемещаться из одного места в другое. Дж. Урри рассуждает о том, что мобильности способствуют изменению мест, в которые прибывают потоки туристов для того, чтобы привлечь большое количество людей – происходит производство и потребление мест59. Эти места являются конкурентами друг другу на глобальной сцене и некоторые из них становятся настоящими магнитами, которые притягивают туристов. «В современном мире на смену традиционному туризму («туризм как таковой») приходит глобальное «общество потребления земного шара», сменяющее путешественников, вглядывающихся в незнакомый для них мир»60.

Исследователи отмечают, что туризм становится одной из практик современного потребления. Потребление – это не удовлетворение потребностей отдельного индивида, под понятием потребления содержится целый ряд социальных практик, чья деятельность институционализирована и основана на ценностях, она имеет определённые цели. Потребление носит символический характер, оно коммуникативно и императивно, представляет собой выбор из большого количества образцов, которые в одинаковой степени могут служить для удовлетворения потребностей61. Вследствие этого, потребитель находится в постоянном состоянии замешательства и невозможности сделать рациональный выбор, сравнивая все возможные товары62.

М. Смит использует в качестве объекта анализа современного общества фигуру посттуриста, который равнодушен к подлинности места, в которое он отправляется: ему комфортнее находиться в мире образов, который искусственно смоделирован в соответствии с его предпочтениями63. Фигура посттуриста является результатом общества потребления и представить его характеристику достаточно проблематично, так как мотивации посттуристов различны.

Т. Черняева говорит о таком феномене как «консюмеризация туризма», который возникает с переходом стандартизации услуг в стандартизацию впечатлений и опыта64. Туристы охвачены процессом «имажинарного гедонизма», когда выбор поездки начинается с просмотра ярких завлекающих фотографий туристских направлений и достопримечательностей, после чего туристы при помощи работников туристских организаций находит те знаки и символы, которые уже закреплены в его сознании и помогут затем при помощи фотографий заново пережить испытанное удовольствие65.

З. Бауман провозглашает туризм маркером постсовременного потребления. Для такого потребления характерно, что товары, услуги и информация, которые имеют непосредственное отношение к туризму, стремятся пробудить желание потребителя. Сфера туризма оказывается нацеленной на создание приманок для туристов, в результате чего они оказываются в постоянной погоне за новыми желаниями. Туризм сжимает время, он сокращает расстояние, и после удовлетворения одних потребностей появляются новые. Туризм характеризуется наличием непостоянных привязанностей, осознание этого временного характера привязанности становится важнее её самой. Туристы в качестве потребителей не сосредотачиваются на одном объекте потребления, их внимание быстро переключается на другие объекты, происходит быстрая потеря интереса; туризм в обществе потребления привлекает новизной66.

Дж. Урри выдвинул идею о том, что туризму присуще визуальное потребление, при котором у туристов в головах сформирован уже определенный образ туристского места, его навязанный имидж. Такой образ является результатом работы представителей индустрии туризма, маркетологов, фотографов и других людей, управляющих «туристским взглядом»67.

Таким образом, туристский продукт становится ценным товаром в современном обществе, и следует обратить внимание на то, какие факторы играют роль при выборе этих товаров.

К. Ланкастер предположил, что покупатели не выбирают товары самостоятельно, скорее, характеристики и признаки обладают товаром, и потребители используют восприятие этих признаков и характеристик в качестве факторов для оценки полезности68. Потенциальные путешественники обычно имеют ограниченное представление о характеристиках направления, в котором они прежде не были. По этой причине, образ места и измерение отношения к нему как к туристскому направлению являются важнейшими элементами в процессе выбора направления, вне зависимости от того, действительно ли они показывают реальную картину того, что это место может предложить.

Д. Говард представил три вида процессов принятия решений; так, поведение потребителей может быть69:

  1. Развёрнутым, когда имеет значение информация о товаре и предполагаемый риск достаточно высокий; поиск информации требует большого количества времени и затрачиваемой энергии;

  2. Ограниченным, когда предполагаемый риск значительно ниже, а доступ к информации найти легче;

  3. Обыденным, когда у потребителя имеется опыт и информация, и процесс покупки не требует каких-либо усилий и размышлений.

Автор выделяет пять этапов в процессе принятия решений: выявление потребностей, сбор информации, оценка альтернатив, выбор, анализ совершённой покупки. Товары и услуги, которые относятся к сфере туризма, обладают подтвержденными качествами, то есть такими качествами, которые можно оценить только после совершения покупки и в течение (либо после) её использования. Кроме того, туризм характеризуется повышенными расходами, отсутствием материального возвращения вложенных средств и наличием интервала между покупкой и процессом потребления70.

Процесс принятия решений в туризме имеет следующие особенности71:

  1. Поиск информации о товарах и услугах является более основательным, чем поиск информации о других товарах, и он также во многом зависит от персональных рекомендаций (членов семьи, друзей, коллег). Исследователи полагают, что покупатели в большей степени доверяют именно таким ресурсам, а не рекламе и средствам массовой информации.

  2. Турист имеет несколько конкретных факторов, которые позволяют оценить качество «товара» перед покупкой, поэтому он будет делать выбор на основе имиджа бренда, цены и материальной составляющей.

  3. Предполагаемый риск более высок по сравнению с другими покупками, так как туристский продукт является неосязаемым и нестандартным.

  4. Турист, для того, чтобы уменьшить вероятность риска, может быть склонен к выбору одного и того же «товара».

Д. Кромптон предложил двухэтапную модель для описания процесса выбора туристского направления, она подчёркивает роль социальных переменных и имиджа направления. В его исследовании процесс выбора направления является функцией взаимодействия между такими ограничителями, как время, деньги, возможность путешествовать («travelability») и имиджем направления72. Он предположил, что образы направления, в первую очередь, располагаются по приоритетам с точки зрения идеального предпочтения, а затем установка приоритетов регулируется взаимодействием существующих ограничений73.

Н. Кущнев выделяет три группы факторов, которые влияют на изменение туристского спроса и, соответственно, на поведение покупателей туристских услуг: общеэкономические, социо-демографические, общекультурные. Под общеэкономическими факторами автор подразумевает количество свободного времени и материальное благосостояние. К социо-демографическим он относит возрастную и социальную структуру общества, состав семьи, соотношение городского и сельского населения. Так, активнее всего в сферу туризма включены представители «несемейной молодёжи» в возрасте до 35 лет, имеющие высокий уровень образования и желание преуспеть в профессиональной деятельности. Наконец, к общекультурным факторам автор относит переход общества «производительности и благосостояния» в общество «свободного времени»74.

Принадлежность к определённой группе или социальному классу влияет на поведение туристов. Те индивиды, которые относятся к высшим социальным слоям, выбирают поездки в экзотические направления, используют люксовые средства транспорта, как, например, личные вертолёты, яхты, лимузины и предпочитают высококачественный сервис. Туристы, принадлежащие к среднему классу, используют менее претенциозные предложения, выбирают такие средства размещения, как хостелы, отели 1-3 звезды, они покупают путёвки по умеренным ценам, пользуются скидками и распродажами.

Пол туриста также в определённой степени может влиять на выбор туристской поездки. Например, женщины любят заниматься шопингом или выбирают направления, где они могут позволить себе поухаживать за своим внешним видом, в то время как мужчины могут выбирать направления для занятий спортом и физическими упражнениями75.

Культурные и национальные различия оказывают влияние на выбор туристов. Например, туристы из стран с более суровым климатом предпочитают отправляться в тёплые страны, и наоборот.

Исследователи социальных аспектов туризма отводят одну из решающих ролей в принятии решений о выборе направления мотивации туристов. В исследованиях, посвящённым мотивации туристов, авторы задаются вопросами о том, почему люди путешествуют в принципе и почему они посещают конкретное место назначения. Их основное предположение состоит в том, что мотивация является одной из движущих сил поведения туристов.

Существуют две категории факторов, которые влияют на выбор туристов: мотивационные факторы, побуждающие туристов захотеть отправиться в поездку с целями туризма и направляющие факторы, которые определяют, способен ли турист приобрести желаемый продукт76.

В современных работах существует несколько классификаций мотивационных факторов. Так, Д. Сварбрук предлагает две классификации: первая разделяет туристские мотивации на два вида: мотивации, которые направляют человека сделать выбор в сторону поездки и мотивации, которые направляют человека выбрать направление в определённый период времени77.

Вторая классификация является более многосложной, она принята и используется многими специалистами. Согласно ей, мотивации бывают78:

1) физические (отдых, принятие солнечных ванн, занятия спортом и поддержание здоровья);

2) эмоциональные (ностальгия, поиск приключений, побег от реальности);

3) межличностные (встречи с родственниками и друзьями, новые знакомства);

4) культурные (изучение достопримечательностей, знакомство с другой культурой);

5) статусные (мода, эксклюзивность).

В определённой мере, по замечанию Дж. Урри, свобода передвижений зависит от темпов экономического развития, так как существует зависимость между долей валового внутреннего продукта на душу населения и мобильностью. В то же время стоит обратить внимание на «подход с точки зрения возможностей человека», который основан на том, какие действия люди могут предпринимать, каковы их возможности и способности, а не уровень дохода79. Поэтому Дж. Урри предлагает отвести материальный вопрос на второй план и использовать методологию оценки различных видов путешествий ради поддержания контактов, развлечений, образования.

Исследователь считает, что передвижения туристов вызваны межличностными и культурными мотивами. Во-первых, он говорит о том, что виртуальный туризм никогда не придёт на смену реальному, так как для человека важнейшей составляющей поездки является общение, встреча с другими людьми, возможность поддержать другого человека или сообщество80. Во-вторых, Дж. Урри разрабатывает теорию «взгляда туриста» (tourist gaze), которая основана на предположении, что люди посещают те или иные места с целью посмотреть на «знаковые точки»81. Интерес к местам, как правило, не случаен: «взгляд туриста» зависит от общества и формируется им. Так, китайские туристы предпочтут небоскрёбы Франкфурта-на-Майне античному наследию Рима, и такой выбор туристам из Европы покажется нецелесообразным.

Индивиды, имеющие один, несколько или все из перечисленных мотивов, будут выбирать направление, которое в полной мере сможет удовлетворить их соответствующие потребности. Например, физический мотив – это мотив для релаксации и отдыха, эмоциональный мотив может быть вызван чувством ностальгии или принадлежности к определённому месту. Межличностная мотивация выражается в необходимости навестить друзей и родственников либо завести новые знакомства. Мотив статуса включает желание посетить эксклюзивное либо, наоборот, модное среди туристов направление. Культурная мотивация содержит стремление к познанию новой культуры82.

В 1983 году Дж. Бёрд и М. Рагхеб представили собственную модель, которая представляет собой классификацию мотивационных факторов по четырём категориям (компонентам), основанных на модели потребностей А. Маслоу83:

  1. Интеллектуальная компонента – показывает, как мотивация индивидов соотносится с действиями, требующими обращение к применению умственных способностей, например, обучение, изучение, открытие новых явлений.

  2. Социальная компонента – определяет, в какой степени туристы стремятся в поездке удовлетворить социальные потребности. Эта категория включает два основных фактора: потребность в дружбе и других межличностных отношениях и потребность достижения уважения со стороны других индивидов.

  3. Компонента приобретения навыков – демонстрирует, как индивиды мотивированы на достижение целей, проявление лидерских качеств, желание соревноваться. Как правило, такие занятия связаны с физической деятельностью.

  4. Компонента желания избежать проблемы – отображает стремление избежать стрессовых жизненных ситуаций. Например, в случае, когда туристы хотят ограничить свои социальные контакты, ищут одиночества, покоя и расслабления.

В исследованиях туристских мотиваций турист как объект играет решающую роль. Каждый турист по-своему уникален, и факторы, которые мотивируют туристов, разнообразны. Наиболее важные факторы, которые направляют мотивацию туриста следующие:

1) его персональные особенности (общительный/замкнутый, ищущий приключений/осторожный, уверенный/робкий);

2) его образ жизни (могут быть разные причины для людей, заботящихся о здоровье и моде, для людей, желающих путешествовать в одиночестве и желающих завести новых друзей);

3) прошлый опыт (опыт поездок с целями туризма в целом, учитывается как позитивный, так и негативный опыт);

4) прошлое (ностальгия по определённым местам);

5) статус (то, как они будут выглядеть в глазах других людей).

Также следует добавить, что мотивационные факторы могут меняться со временем вместе с обстоятельствами в жизни индивидов. Такими обстоятельствами могут быть изменения структуры семьи (свадьба, появление детей), экономическое положение (увеличение или уменьшения дохода), состояние здоровья (появление или исчезновения проблем со здоровьем), наличие опыта (изменение своего мнения после поездок).

Какая бы мотивация не была доминирующей у туриста, существует очень малая вероятность того, что она будет вызвана одним фактором. В большинстве случаев турист, принимая решение о выборе туристского направления, находится под влиянием набора факторов. Как правило, окончательный выбор поездки представляет собой компромисс между различными причинами, которые имеются у туриста.

Мотивация важна для понимания того, для чего люди путешествуют и принимают участие в определенных видах деятельности. Широкое распространение в изучении исследователями мотивации туристов получил анализ «подталкивающих» и «притягивающих» факторов (push and pull factors)84. К «подталкивающим» факторам относятся внутренние, социально-психологические регуляторы, создающие начальное желание поехать: побег и спасение, отдых и релаксация, воодушевление и волнение, поиск новых ощущений, престиж, социальное взаимодействие85. «Притягивающие» факторы – это внешние факторы, они являются результатом определенных признаков, которыми обладает место назначения либо информации, которая имеется у туристов о месте назначения, эти факторы способствуют объяснению фактического выбора места назначения или вида деятельности. К таким факторам относятся: дружелюбие местных жителей, природные и культурные достопримечательности, а также восприятия и ожидания, как, например, имидж места назначения, новизна86.

Потенциальные туристы обдумывают и принимают во внимание различные «притягивающие» факторы, которые также оцениваются со стороны разнообразных «подталкивающих» факторов87. Таким образом, туристы могут посетить одни и те же места не только по разным причинам, но также для того, чтобы получить различные туристские продукты88. Использование двухуровневой структуры помогает разъяснить разнообразные мотивации туристов.

Д. Кромптон предложил семь социально-психологических, «подталкивающих» факторов, которые направлены на решение проблем состояния внутреннего равновесия89:

1. Уход от ежедневных ситуаций, который выражается в поиске мест для отдыха, отличных от мест в повседневной реальности индивида.

2. Исследование своей личности, касающееся поиска новых возможностей в незнакомой для него среде для того, чтобы обнаружить нечто новое на психологическом уровне, за счёт улучшения знаний о собственной личности.

3. Релаксация и отдых, обеспечивающие снятие напряжения от регулярного психофизического напряжения.

4. Престиж, который побуждает искать в поездке возможность социального продвижения.

5. Использование менее рациональных и продуманных форм поведения, которое обеспечивает свободу от социальных ограничений.

6. Поддержка родственных связей, которые усиливаются и оцениваются с большей силой, чем в переполненной социальной контактами повседневной жизни.

7. Улучшение социальных взаимодействий посредством деятельности во время досуга; имеет тенденцию ослаблять силу запретов и уменьшать чувство незащищённости во время межличностных контактов.

Д. Данн представляет теорию о «подталкивающих» факторах на основе двух концепций: стремления избежать состояние аномии и повышении эго90. Устранение аномии представляет собой желание преодолеть чувство изоляции, полученное в повседневной жизни; повышение эго – это необходимость в признании другими людьми. Исследователь дифференцирует туристов по вышеназванным факторам. Так, туристы, которые стремятся избежать аномии, представляют собой молодых людей, обычно мужчин, женатых, из небольших городов, чей социально-экономический уровень выше среднего, и они предпочитают посещать повторно места, которые они посещали с целями туризма91. Туристы, которые хотят повысить эго – это, преимущественно, женщины, впервые посещающие туристское место, чей социально-экономический уровень ниже, а возраст выше, чем представителей первой группы92.

На основании работ по исследованию туристов и совершаемого ими выбора поездки, можно выделить также следующие причины для совершения поездок:

  1. туризм как искусственная форма поведения, связанная с потребностью осуществить тенденции общества, в котором они живут.

  2. туризм как удовлетворение любопытства, благодаря которому люди выбирают такие формы поведения, которые связаны с исследовательскими или познавательными действиями.

  3. туризм как реализация мечты, нацеленная на испытание ситуаций, к которым невозможно получить доступ в повседневной жизни (например, отдых в окружающей роскоши) и которые считаются привлекательными.

Поездка может отобразить многие аспекты личности туриста: его образ жизни, ценности, привычки. Но главная мотивация путешествия также происходит от текущих потребностей индивида. Туристская мотивация представляет собой то, что направляет человека или группу людей поехать в другое место. Туристская мотивация, как и другие поведенческие акты, может быть позитивной и негативной, и может содержаться как в желании найти или получить что-то новое, так и в стремлении избежать нежелательных ситуаций.

Таким образом, мотивация является одной из движущих сил поведения туристов в выборе поездки, но также люди ориентируются на возможности, предоставленные им обществом: деньги, в виде более высоких доходов; и время, в форме более ограниченного графика работы. Более того, развитие промышленности позволило разработать истинную движущую силу мобильного общества – автомобиль и самолёт (в меньшей степени), которые стали инструментами мобильности досуга и за двадцать лет с удивительной скоростью смогли развить эту мобильность до современных масштабов.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Социальные факторы формирования международного туризма iconОоо «Центр международного туризма Волга» (тз балкан экспресс), именуемое...
Набиевой Ларисы Анатольевны, действующего на основании Устава и Агентского договора №1399/09012014 от 09. 01. 2014 г., заключенного...

Социальные факторы формирования международного туризма icon1. Виды и факторы развития международного туризма
В современной научной отечественной и зарубежной литературе описано достаточно много подходов к определению понятия «туризм». По...

Социальные факторы формирования международного туризма iconАзат альбертович
Образование 2002 Казанский государственный финансово-экономический институт: кандидат социологических наук по специальности «экономическая...

Социальные факторы формирования международного туризма icon«московский психолого-социальный университет» факультет экономики,...
Рабочая программа предназначена для бакалавров, обучающихся на кафедре Социально-культурного сервиса и туризма разных форм обучения...

Социальные факторы формирования международного туризма iconПрограмма магистратуры по направлению подготовки 39. 04. 01 Социология
Социальные факторы стабилизации персонала в условиях реорганизации предприятия (на примере сети ресторанов “Hesburger”)

Социальные факторы формирования международного туризма iconУнификация таможенного регулирования и развитие международного таможенного...
И, от работы которого зависит развитие приоритетных направлений экономики и предпринимательства, в том числе малого и среднего бизнеса....

Социальные факторы формирования международного туризма iconУчебно-методический комплекс организация международного туризма Высшее...
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования

Социальные факторы формирования международного туризма icon1. Методы статистического учета в туризме 4
Статистика международного туризма использует разные формы сбора информации. Статистическое наблюдение может осуществляться через...

Социальные факторы формирования международного туризма iconПамяткастуд ен т у, р е к ом е нд о ва н н ому к обу че ни ю в зарубежн...
Центре международного образования и туризма (каб. 210, ул. Ленина, 56) по процедуре получения визы в страну обучения. Консультацию...

Социальные факторы формирования международного туризма iconЗарубежный опыт организации делового туризма
В статье анализируется опыт организации делового туризма в различных зарубежных странах. По результатам анализа сделаны выводы, учёт...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск