Восточно-казахстанский государственный


НазваниеВосточно-казахстанский государственный
страница1/16
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Д. СЕРИКБАЕВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР НАНОТЕХНОЛОГИЙ РАН
РУССКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО


Наука и образование современной

Евразии: традиции и инновации

Сборник научных статей из материалов

Евразийского научного форума,

посвященного 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
24-28 октября 2011 года

Часть четвертая


Санкт-Петербург

2012


МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Д. СЕРИКБАЕВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ —

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР НАНОТЕХНОЛОГИЙ РАН
РУССКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации

Материалы Евразийского научного форума,

посвященного 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
24-28 октября 2011 года
Сборник научных статей
Часть четвертая


Санкт-Петербург

2012

УДК 08+91+32+5+745+93+659+37+35+159.9+334.7+341

ББК 26.8+2+3+30.18+76.006.6+65.29+74.58+67.4+65.291+67.9
Работы, опубликованные в материалах международных и общероссийских конференций, зачитываются ВАК РФ при защите диссертаций (Постановление Правительства РФ № 475 от 20 июня 2011 г., раздел II, п. 10).
Рецензенты

М.Е. Бушуева, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, кандидат технических наук, доцент;

Ю.Ю. Кочинев, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, доктор экономических наук, профессор;

О.В. Леонтьев, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, доктор медицинских наук, профессор;

В.Н. Елгешин, Межрегиональный институт экономики и права, кандидат юридических наук, доцент;

В.Г. Орешкин, Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций, кандидат педагогических наук, доцент.

Н34 Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации: сборник научных работ (Из материалов Евразийского научного форума, посвящённого 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова) 24-28 октября 2011 года / Под ред. М.Ю. Спириной. Часть четвертая. — СПб.: МИЭП, 2012. — 242 с.
В сборнике представлены материалы международных научно-практических конференций и других научных мероприятий по всем научным направлениям, включенным в программу Евразийского научного форума 2011 года. Представленные материалы отражают широкий спектр научных исследований, которые ведутся специалистами, работающими в научно-исследовательских, образовательных учреждениях, разного характера организациях стран Евразии. Статьи, доклады, тезисы представляют интерес также для студентов, аспирантов, исследователей сопредельных отраслей научного знания.
Утверждено к изданию на заседании Ученого совета Межрегионального института экономики и права 29 ноября 2011 года, протокол № 10.
ISBN 978-5-91950-020-9

Ответственность за точность цитирования, оценку использованных материалов в публикуемых статьях несут авторы.
© Коллектив авторов, 2012

© МИЭП, 2012

А.А. Арапова,

Высшая школа народных искусств (институт),

Санкт-Петербург
Художественное образование и личность
В условиях обновления всех сфер деятельности российского общества одной из наиболее важных задач является обеспечение качества образования на основах сохранения его фундаментальности и непрерывности в соответствии с перспективными потребностями личности, общества и государства. Роль образования как главного механизма воспроизводства общественного интеллекта, всей экономики и всего общества приобретает широкое смысловое измерение. Оно должно выполнять такие функции, как воспитание новых личностных качеств человека, необходимости преодоления обыденности мышления, формирование новых ценностных ориентаций на базе национального менталитета. Одним из наиболее важных качеств такого специалиста становится его национальная ориентированность. ЮНЕСКО объявило XXI столетие веком образования. Образование и общее, и профессиональное претерпевает значительные изменения. Художественное образование в области традиционного прикладного искусства сегодня занимает особое место и привлекает все большее научное внимание. В процессе развития художественного творчества человека в области прикладного искусства формировалось искусство, наука, экономика и педагогика.

Постоянный рост значимости профессионального образования во всём современном мире объясняет возникновение потребности в системе высшего художественного образования в сфере традиционного прикладного искусства, где высших учебных заведений не существовало до начала третьего тысячелетия. Традиционное искусство относится к числу неизменных общечеловеческих ценностей. В нем соединились духовное и материальное, общечеловеческое и национальное. Каждый народ не только хранит исторически сложившиеся традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить национального лица и самобытности. Особое значение имеет народный мастер как личность, как носитель национальной художественной культуры.

Образование невозможно без обращения к личности. Для педагогики важной задачей представляется развитие у современной молодёжи творческого потенциала, индивидуальных и интеллектуальных качеств личности. Развитие личности предполагает развитие потребности быть личностью, получить признание этого факта от своего окружения. Так как всякая потребность имеет и адекватный ей способ удовлетворения, то развитие личности — это своего рода становление и «упражнение» способности быть ею. «Личность не существует вне системы своих выборов, ими конституируется, создается. Поэтому она — всегда проект <...>, лишь некоторая возможность, которая не всегда бывает реализована».

Жизненная практика уже не раз убедительно показала, что широта и энциклопедичность познания поразительно легко уживаются с недообразованностью человека в собственно человеческом аспекте. Речь, разумеется, идет не о «вреде» знаний, а об ограниченности знаниевой парадигмы как стиля мышления. Знание же, как таковое, — безусловно, универсальный критерий образованности, поскольку даже личностный опыт индивида и другие продукты его рефлексии в конечном счете имеют форму знания, только, может быть, с несколько иными свойствами. Личностный уровень познания человека — глубоко интимная область его психики, где скрыты подлинные движители его внешне наблюдаемого поведения. Личность не просто живет. Она рефлексирует, изучает свою жизнь. Быть личностью – значит быть независимым от ситуации, стремиться к её преобразованию. Учебный процесс — главная сфера личностного становления, а как часто мы считаем, что наверстаем где-нибудь в других сферах то, что упустили в обучении. Не получается. «Ни бригада, ни мастерская — ничто не может возместить того, что упущено в главной сфере, где человек должен быть тружеником, — в сфере мысли».

Педагогическая теория стремится рассмотреть личность как педагогический объект, т.е. как определенный вид опыта индивида, который, как и всякий другой опыт, может осваиваться, формироваться, включаться в содержание образования, обретать деятельностно-процессуальную форму. При этом должна быть выяснена специфика личностного опыта по сравнению с опытом когнитивным, процессуальным и прочими. Только уяснив, в чем состоит специфический опыт быть личностью, мы может вести речь о педагогических условиях становления этого опыта.

В выяснении природы и специфических форм существования личностного опыта человека педагогика неизбежно идет на союз со всеми науками, изучающими личность. Безусловно, здесь нельзя не отметить, что в связи с прогрессирующим развитием личности человека повышается уровень его интеллекта. С такой точки зрения целесообразно вспомнить высказывание С.Л. Рубинштейна: «Интеллект в специфическом смысле слова развивается у человека в ходе исторического развития на основе труда; изменяя в своей общественно-трудовой деятельности действительность, человек познает ее и, познавая, изменяет.

Интеллект человека, служащий для познания действительности и руководства действием, формируется в процессе воздействия на действительность. Развитие интеллекта выражается, во-первых, в изменениях не только количественных, но и качественных самого интеллекта. Изменяется как содержание, так и форма интеллектуальной деятельности: в смысле содержания интеллектуальные операции проникают во все более глубокие слои сущего, по мере того как развиваются формы действенного проникновения в окружающее и изменения действительности. Анализ и синтез зарождаются в действии и сначала производятся как практические. В дальнейшем у человека интеллектуальные операции становятся не только практическими (вплетенными непосредственно в структуру действия), но также и теоретическими, все более опосредованными.

Значение художественного образования определяется тем, что художники наиболее чутко реагируют на изменения в жизни общества, выступая иногда предсказателями грядущих изменений. Художественные произведения в любом виде искусства представляют собой наиболее результативный способ воздействия на человеческое сознание, воспитание души и культуры в обществе. Под воздействием искусства человек часто меняет своё социальное поведение. Искусство обращено не столько к разуму человека, сколько к его чувствам, оно побуждает переживать «реальность», представленную в произведениях, моделирует чувства, которые люди испытывают друг к другу и к окружающему миру. Таким образом оно обогащает чувственный опыт человека, расширяет его представления о мире, о других людях и о самом себе, тем самым формируя его картину мира. Обращение человека к произведениям искусства помогает ему выйти за пределы своей обыденной жизни и даёт возможность достраивать, совершенствовать и «раскрашивать» свою картину мира. Вместе с обогащением картины мира обогащаются и взаимоотношения человека с реальностью. Через переживание художественные произведения аккумулируют в себе огромное количество информации и энергии, поэтому культура есть история развития и проекция человеческой психики, а также система средств, которые расширяют возможности человека. Таким образом, формирующая функция искусства присутствует всегда.

На протяжении столетий шел прогресс в развитии всех наук. В современной педагогике проявляется тенденция поиска качественно новой теоретической базы для осмысления различных фактов педагогической деятельности, в том числе и в сфере традиционного прикладного искусства. Однако надо сказать, что разные педагоги решают эту задачу по–разному. Перед преподавателями высшей школы всегда стояли важнейшие задачи по творческому обучению и воспитанию специалистов — будущих создателей культурно–эстетической жизни общества. В связи с этим структура художественной культуры страны, особенно её основополагающее начало — художественное творчество — находится в прямой зависимости от структурных параметров человеческой личности. Рост эффективности и качественное совершенствование творческой деятельности миллионов людей зависят от успеха осуществления крупных и сложных преобразований в проблеме профессионального образования, направленных на глубину и прочность усвоения духовных богатств, накопленных мировой и отечественной культурой. Личность развивается на основе своеобразного синтеза разных видов деятельности и разных психологических образований (прежде всего воображения и сознания), которые имеют разный удельный вес в тот или иной возрастной период, определяя конкретный творческий потенциал человека. «Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготовляется творческим воображением, воплощающимся в настоящем», — писал Л.С. Выготский. С этими словами нельзя не согласиться. В то же время К.К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.

Воображение наиболее интенсивно развивается и культивируется в недрах художественного сознания людей, которое находит свое выражение в разных видах искусства. Искусство развивает воображение людей как «всеобщую универсальную человеческую способность, т. е. способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности и познания — и в науке, и в политике, и в быту, и в непосредственном труде».

Рассматривая развитие творческой активности личности в системе высшего художественно–педагогического образования как одного из видов социальной активности личности, стоит обратить особое внимание на философское обоснование разработки этой концепции. Обратимся при этом к трудам Н.А. Бердяева, Г.В. Гегеля, М.С. Кагана, П.А. Флоренского, раскрывающих смысл творчества, роль и место искусства в жизни человека, будучи «формой художественного самосознания человечества». В разработку общих проблем способностей, одаренности, таланта наибольший вклад внесли такие выдающиеся психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов.

Б.М. Теплову принадлежит общее определение способностей как устойчивых индивидуальных психических свойств личности, являющихся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Разграничив понятия «задатки» и «способности», он отмечал, что задатки могут остаться задатками, не превратившись в способности. Говоря о способностях, с одной стороны, и знаниях, навыках и умениях, с другой, Б.М. Теплов подчеркивал, что от способностей зависит легкость приобретения знаний и умений в той или другой деятельности и что эти психические свойства развиваются в процессе самой деятельности.

С.Л. Рубинштейн анализировал в своих работах проблему одаренности. Он ввел разграничение уровней одаренности. В понятие «одаренность» он вкладывал вообще любой уровень способностей. Особенно высокий уровень одаренности он обозначил понятиями «талант» и «гений». Б.Г. Ананьев высказал мысль о связи таланта с личными особенностями и характером человека в целом. К признакам таланта он относил следующие: а) многосторонность образования личности, многосторонность способностей; б) осознание и овладение своими способностями; в) включенность способностей в характер. «Талант неразрывно связан с характером, — писал он, — вот почему настоящий талант предполагает развитый и крупный характер, определенную волю, ясность жизненной цели и жизненного плана».

Внутреннюю связь творчества с воображением выделяют и подчеркивают многие психологи. Так, Л.С. Выготский в свое время писал: «Все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, <...> является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении». И далее: «В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». Воображение обеспечивает как бы замыкание абстрактного знания на частный факт, общего на единичное, что дает решение той или иной задачи, недостижимое чисто абстрактными мыслительными средствами. В поле воображения единичный факт поворачивается в такой ракурс, при котором начинает выступать его всеобщий характер. Воображение позволяет видеть индивидуальность факта в свете всеобщего и, наоборот, индивидуализировать общее знание, так сказать, «с умом», не по штампу, а творчески. Воображение сразу схватывает факт в его всеобщем значении, в «целом», не производя еще его детального анализа. Воображение — это способность видеть целое раньше его частей. Отметим, что воображение наиболее интенсивно развивается и культивируется в недрах художественного сознания людей, которое находит свое выражение в разных видах искусства. Искусство развивает воображение людей как «всеобщую универсальную человеческую способность, т.е. способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности и познания — и в науке, и в политике, и в быту, и в непосредственном труде».

C воплощением новых образов как раз и связаны «муки творчества». Л.С. Выготский писал, что «это и есть подлинная основа и движущее начало творчества». «Уметь видеть предмет по-человечески, — писал Э.В. Ильенков, — значит уметь видеть его «глазами другого человека», глазами всех других людей, значит, в самом акте непосредственного созерцания выступать в качестве полномочного представителя «человеческого рода». <…> Это своеобразное умение как раз и вызывает к жизни ту самую способность, которая называется «воображением», «фантазией», — ту самую способность, которая позднее в искусстве достигает профессиональных высот своего развития, своей культуры».

Целью художественного образования является формирование художественной культуры человека. Такая культура предполагает наличие:

  • умения ценить и понимать прекрасное в природе, в продуктах физического, умственного, духовного и художественного труда людей;

  • умения пользоваться плодами культурного развития человечества и собственного народа;

  • умения посильно участвовать в процессах поддержания и обновления общественной культуры.

Художественная культура включает также способность человека совершенствовать свою личность путём художественного общения, путём обращения своими творческими работами, выражающими его внутреннюю и душевную картину мира, к культурной жизни страны и мира. Таким образом, формирование художественной культуры включает четыре рода процессов: понимание и оценка, пользование плодами культур (богатствами природы и искусственными, рукотворными природными комплексами, музеями, библиотеками, музыкой, театром), но, главное, посильное участие в поддержании, развитии и совершенствовании культуры человечества через развитие самого себя путем художественного общения, с произведениями искусства, а также путем собственного участия в художественном творчестве.

В современном образовательном пространстве профессиональная подготовка художников традиционного прикладного искусства представляет собой уникальное многоплановое явление. Одной из важных составных частей его является тесная связь науки и практики в образовательной деятельности высших и средних профессиональных учебных заведений, что образует отдельный предмет исследования.

А.В. Галузина,

Межрегиональный институт экономики и права,

Санкт-Петербург, Россия
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Восточно-казахстанский государственный iconРеспублики казахстан восточно-казахстанский государственный
Восточно-Казахстанский государственный университет имени Сарсена Аманжолова проводит Международную научно-практическую конференцию...

Восточно-казахстанский государственный icon1. предмет договора
Восточно-Приновоземельский-2" и " Восточно-Приновоземельский-3" в Карском море в 2016 г

Восточно-казахстанский государственный iconДиректору «цлати по Восточно-Сибирскому региону» Павлюковой Е. Н
Прошу Вас рассмотреть возможность заключения договора на оказание услуг (выполнение работ) фбу «цлати по Восточно Сибирскому региону»...

Восточно-казахстанский государственный iconДиректору «цлати по Восточно-Сибирскому региону» Павлюковой Е. Н
Прошу Вас рассмотреть возможность заключения договора на оказание услуг (выполнение работ) фбу «цлати по Восточно Сибирскому региону»...

Восточно-казахстанский государственный iconПравила приема в Восточно-Сибирский государственный технологический университет
...

Восточно-казахстанский государственный iconДиректору «цлати по Восточно-Сибирскому региону» Павлюковой Е. Н
Прошу Вас рассмотреть возможность заключения договора между нашими организациями на оказание услуг (выполнение работ) фбу «цлати...

Восточно-казахстанский государственный iconВыполнение работ по производственному экологическому контролю и производственному...
«Восточно-Приновоземельский-1», «Восточно-Приновоземельский-2», «Северо-Карский», «Анисинско-Новосибирский», «Усть-Оленекский», «Усть-Ленский»,...

Восточно-казахстанский государственный icon2011г. Положение о проведении республиканского конкурса среди учащихся 10-11 классов
Фгбоу впо «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления» с целью развития у учащихся образовательных учреждений...

Восточно-казахстанский государственный iconОбщество с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирские магистральные...
Общество с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы» (ооо «Востокнефтепровод»), в лице генерального...

Восточно-казахстанский государственный iconПубличное акционерное общество «Восточно Сибирская нефтегазовая компания»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск