Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ «КОМК»)
Беловский филиал
УТВЕРЖДАЮ:
Зав. учебной частью
__________________
Мантурова Е.В.
«___»_______2016 г. Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине
ОДП 18 Химия
программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности
32.04.01 «Сестринское дело»
Белово, 2016 Разработчики:
БФ ГБПОУ «КОМК» преподаватель химии Е.Н.Повелицына
Эксперты от работодателя:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы, занимаемая должность, инициалы, фамилия) ____________________ ___________________ _________________________
(место работы, занимаемая должность, инициалы, фамилия)
Общие положения
Результатом освоения учебной дисциплины является освоение обучающимся знаний и умений, профессиональных компетенций, а также общих компетенций, формирующихся в процессе освоения ППССЗ в целом.
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет в первом семестре и экзамен во втором семестре.
1. Формы аттестации по составляющим учебной дисциплины
Таблица 1
Элемент учебной дисциплины
| Форма аттестации
| Раздел 1 Органическая химия
| Дифференцированный зачет
| Раздел 2. Общая и неорганическая химия
| Экзамен
| 2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. Знания, умения и навыки, а также динамика формирования общих компетенций
В результате контроля и оценки по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих знаний и умений:
Таблица 2 Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции (желательно сгруппировать и проверять комплексно, сгруппировать умения и общие компетенции)
| Показатели оценки результата
Следует сформулировать показатели
Раскрывается содержание работы
| Форма контроля и оценивания
Заполняется в соответствии с разделом 4 УД
| Уметь:
|
|
| У 1. Называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
| Выполнение, определение, выделение, решение, получение.
| Самостоятельная работа, дифференцированные карточки, тестовый контроль
| У 2. Определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
| Обоснование, формирование, выполнение, решение, определения, доказательства
| Дифференцированные карточки, тестовый контроль, практическая работа, самостоятельная работа
| У 3. Характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов).
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| Выполнение, создание, формулирование, обоснование, решение.
| Дифференцированные карточки, самостоятельная работа, контрольная работа.
| У 4. Объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения. Природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции от различных факторов, и положение химического равновесия от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
| Нахождение, доказательство, определение, решение.
| Тестовый контроль, практическая работа, самостоятельная работа.
| У 5. Выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
| Доказательства, определение, решение, выполнение, демонстрация, получение, изготовление.
| Практическая работа, самостоятельная работа, тестовый контроль.
| У 6. Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
| Нахождение, определение, доказательства, решение, выполнение, создание.
| Самостоятельная работа, практическая работа.
| У 7. Решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям; проводить: расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
| Выполнение, создание, получение, нахождение, решение.
| Решение расчетных задач, практическая работа, дифференцированные карточки.
| У 8. Связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
| Доказательство, определение, нахождение, обоснование.
| Самостоятельная работа, практическая работа.
| У 9. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
| Нахождение, выполнение, формулирование, доказательство, решение, получение.
| Практическая работа, самостоятельная работа.
| Знать:
|
|
| З 1.
Важнейшие химические понятия, теории и законы химии.
| Формулирование, нахождение, выполнение, получение, решение.
| Тестовый контроль, дифференцированные карточки, практическая работа.
| З 2.
Классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
| Выполнение, определение, выделение, решение, получение.
| Самостоятельная работа, дифференцированные карточки, тестовый контроль
| З 3.
Важнейшие вещества и материалы
| Определение, выделение, демонстрация, выполнение, создание, решение.
| Дифференцированные карточки, тестовый контроль, самостоятельная карточка, практическая работа.
| З 4.
Безопасное обращение с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
| Выделение, демонстрация, определение, решение, получение.
| Практическая работа, самостоятельная работа,
| З 5.
Приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве
| Выделение, демонстрация, определение, решение, получение.
| Тестовый контроль, дифференцированный контроль, практическая работа.
| З 6.
Критически оценивать достоверность химической информации, поступающей из разных источников
| Доказательство, выделение, определение, нахождение, обоснование.
| Самостоятельная работа.
| З 7.
Роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
| Выделение, определение, нахождение, обоснование.
| Самостоятельная работа.
| З 8.
Природные источники углеводородов и способы их переработки;
| Выполнение, демонстрация, выделение, получение, решение.
| Решение расчетных задач, тестовый контроль, дифференцированные карточки, практическая работа.
| 3. Оценка результатов освоения учебной дисциплины
3.1. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля
Наименование элемента умений и знаний
| Виды аттестации
| Текущий контроль
| Промежуточная аттестация
| ДЗ
| Э
| З.1. роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества
| -оценка выполнения реферативного сообщения по темам, дискуссий, бесед.
| -оценка тестовых заданий
| оценка тестовых заданий
| З.2 важнейшие химические понятия:
вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии
| -результаты индивидуального и группового опроса в устной и письменной форме
-оценка тестовых заданий
| -оценка тестовых заданий
| оценка устного ответа
| З.3 основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро
| - результаты индивидуального и группового опроса в устной и письменной форме
-оценка выполнения реферативного
сообщения по темам, дискуссий, бесед.
-оценка тестовых заданий
| -оценка тестовых заданий
| оценка устного ответа
| З.4 основные теории химии;
строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
| - результаты индивидуального и группового опроса в устной и письменной форме
-оценка выполнения реферативного
сообщения по темам, дискуссий, бесед
-оценка тестовых заданий
| -оценка тестовых заданий
| оценка устного ответа
| З 5 классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений
| составление структурных формул неорганических и органических соединений
- оценка тестовых заданий
| -оценка тестовых заданий
| оценка устного ответа
| З. 6 природные источники углеводородов и способы их переработки
| - оценка выполнения реферативного сообщения по темам
- оценка тестовых заданий
| -оценка тестовых заданий
| оценка устного ответа
| З.7. вещества и материалы, широко используемые в практике:
основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
| - оценка выполнения реферативного сообщения по темам, дискуссий, бесед
-оценка тестовых заданий
| -оценка тестовых заданий
| оценка устного ответа
| У 1 называть: изученные вещества по международной и «тривиальной» номенклатурам;
| - наблюдение за выполнением хода практической работы
-составление структурных формул органических соединений
-оценка выполнения контрольной работы
-оценка выполнения заданий
| -оценка выполнения заданий
| -оценка выполнения заданий
| У 2 определять:
валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
| результаты индивидуального и группового опроса в устной и письменной форме.
-результаты выполнения виртуального моделирования молекул органических и неорганических соединений
-оценка выполнения контрольной работы
-оценка выполнения заданий
| -оценка выполнения заданий
| -оценка выполнения заданий
| У. 3 характеризовать:
s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов.
| - результаты индивидуального и группового
опроса в устной и письменной форме
-оценка выполнения компьютерной презентации
-оценка оформления, содержания, доступность и эмоциональность изложения реферативной работы
-наблюдение за выполнением хода практической работы
-оценка выполнения контрольной работы
-оценка выполнения заданий
| -оценка выполнения заданий
| -оценка выполнения заданий
| У 4 объяснять:
зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул
| - результаты индивидуального и группового
опроса в устной и письменной форме.
-оценка выполнения реферативного
сообщения по темам
-оценка выполнения контрольной работы
-оценка выполнения заданий
| -оценка выполнения заданий
| -оценка выполнения заданий
| У.5 выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений
| - оценка выполнения практических умений
-наблюдение за действиями на практике
-оценка выполнения контрольной работы
-оценка выполнения заданий
| -оценка выполнения заданий
| -оценка выполнения заданий
| У.6 проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
| оценка индивидуального и группового опроса в письменной форме.
-оценка результатов решения задач
-оформление и описание лабораторных работ
-оценка выполнения контрольной работы
-оценка выполнения заданий
| -оценка выполнения заданий
| -оценка выполнения заданий
| У.7 осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах
| - оценка выполнения слайд-презентаций по темам
-оценка выполнения реферативного сообщения по темам
-самоконтроль
- результаты работы с различными литературными источниками-
оценка выполнения контрольной работы
-оценка выполнения заданий
| -оценка выполнения заданий
| -оценка выполнения заданий
| У.8 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
|
| -оценка выполнения заданий
| -оценка выполнения заданий
| 3.2. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине химия, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Предусмотрена рейтинговая система оценки.
Слово "рейтинг" происходит от английского "to rate" (оценивать) и "rating" (оценка, оценивание). Рейтинг – "накопленная оценка" или "оценка, учитывающая предысторию".
Рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих работ (лабораторных, контрольных, рефератов, тестов и др.) или регулярно проводимых контрольных мероприятий. В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок ученика по данной дисциплине в течение некоторого периода времени. Текущая рейтинговая оценка по дисциплине складывается из оценок всех без исключения видов учебной работы и контроля знаний, в том числе не только работы по учебному плану, но также такой дополнительной деятельности, как участие в олимпиадах, конкурсах, выступления на научных обществах, работа с отстающими с докладами рефератами и т.д.
Основные принципы рейтинговой системы можно сформулировать так:
оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика;
критерии оценивания обговариваются заранее;
обучающийся сам волен выбирать стратегию деятельности;
незнание не наказывается, стимулируется прогресс познания
Одним из обязательных свойств системы является открытость – обучающиеся должны знать "правила игры": знать "стоимость" любой деятельности, знать, как можно получить баллы и как их потерять.
Для выполнения этого свойства "таблица» или рейтинговый регламент должны быть доступны обучающимся. Рейтинговая система должна быть гибкой. Гибкость рейтинговой системы означает, что и учитель, и обучающийся могут корректировать свою деятельность в любой момент в нужном направлении.
Основные этапы составления рейтинга:
разделить материал на структурно-логические самостоятельные разделы (или логические блоки). Модулем может быть:
- отдельная тема или раздел;
- самостоятельный цикл лабораторных работ;
- индивидуальные домашние задания;
- индивидуальная самостоятельная работа по выбору ученика;
- разделы, выделенные для самостоятельного изучения.
определить нормативные баллы на все задания и задачи учебного предмета (или правила начисления баллов);
установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать обучающийся в ходе обучения;
составить свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание – рейтинговый регламент;
на основе программных средств организовать учет успеваемости обучающихся и расчет их рейтингов;
в конце семестра выставить общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули.
Пример построения бально-рейтинговой системы для оценочной шкалы.
В данной системе можно предложить 10-ти бальное оценивание
Для каждого обучающегося можно разработать таблицу успешности, в которую заносятся его баллы по пройденным темам.
Критерии оценивания обучающихся
Основные показатели
| Баллы
| Уровни
| Отсутствие на уроке
| 0
|
| Готов к уроку
| 0,5
|
| Слушал, переписывал
| 1,0-1,4
| Очень слабо
| Выполнял по алгоритму или образцу (без объяснений)
| 1,5-2,0
| Слабо
| Частично знаю материал, но применить и объяснить не могу
| 2,1-3,0
| Посредственно
| Задание выполняю с помощью учителя или с подсказкой одноклассников
| 3,1-4,0
| Удовлетворительно
| Объясню и могу выполнить большую часть задания самостоятельно
| 4,1-5,0
| Недостаточно хорошо
| Могу объяснить свои ошибки и устранить их с помощью учителя
| 5,1-6,0
| Хорошо
| Хорошо знаю теоретический материал, могу связать теорию с практикой
| 6,1-7,0
| Очень хорошо
| Сам могу устранить свои ошибки, могу выполнить творческую работу с помощью учителя
| 7,1-8,0
| Отлично
| Прекрасно усвоил теорию, работу выполняю аккуратно и точно
| 8,1-9,0
| Прекрасно
| Оригинально, не стандартно могу применить знания на практике, могу дать объяснения
| 9,0-10,0
| Великолепно
| Общий балл за занятие
| Критерии оценивания письменных контрольных и самостоятельных работ.
Объем правильно выполненных заданий (в % от общего объема работы)
| БАЛЛЫ
| Стандартная работа
| Повышенный уровень
| Не превышает 25%
| 1,0 – 2,0
| 1,0 – 3,0
| Не превышает 50%
| 2,1 – 4,0
| 3,1 – 5,0
| Не превышает 75%
| 4,1 – 5,0
| 5,1 – 7,0
| Превышает 75%
| 5,1 – 7,0
| 7,1 – 10,0
| Штрафные баллы начисляются в следующих случаях:
прогул без уважительной причины (баллы возвращаются при отработке пропущенного материала) (минус 1 балл);
отсутствие домашнего задания (минус 1 балл);
плохое поведение (минус 1 балл);
неготовность к уроку (минус 1 балл);
опоздание более чем на 10 минут без уважительной причины (минус 1 балл).
При использовании этой шкалы на практике данный набор рейтинговых чисел может быть значительно изменен
Подведение итогов рейтинга.
Можно разделить все действия обучающихся на основные (оценочные) и дополнительные. Тогда при подведении итогов учитывать оценочные баллы и дополнительные.
Механизм конвертации оценки по дисциплине в оценку по традиционной шкале
Отношение набранной суммы баллов за дисциплину к максимально возможной
| Оценка по дисциплине по 4-х балльной шкале
| 90% и более
| 5
| 80-89%
| 4
| 75-79%
| 4
| 65-74%
| 3
| 60-64%
| 3
| Хотя бы один из модулей оценен на "2"
| 2
| |