Учебно-методического комплекса дисциплины • Рабочая учебная программа •Тематический план лекций и практических занятий •Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине «Химия»


НазваниеУчебно-методического комплекса дисциплины • Рабочая учебная программа •Тематический план лекций и практических занятий •Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине «Химия»
страница1/15
ТипРабочая учебная программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Структура учебно-методического комплекса дисциплины
• Рабочая учебная программа
•Тематический план лекций и практических занятий
•Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине «Химия»
•Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Химия»
•Фонд оценочных средств
•Лист регистрации изменений


  1. Цели и задачи изучения дисциплины


1.1.Цель преподавания дисциплины:
- определить роль общей и биоорганической химии как одной из фундаментальных естественных наук в создании теоретической и экспериментальной базы современной медицины;

- обеспечить общетеоретическую химическую подготовку врача, усвоение основополагающих идей, понятий, законов, теорий, необходимых для изучения других химических и профессиональных дисциплин;

- формирование химических знаний и умений студентов как единый монолитный фундамент, как прочную основу будущей успешной врачебной деятельности;

- достижение задач, сформулированных в п.2 данного раздела;

- показать взаимосвязь общей и биоорганической химии с биологическими и медицинскими дисциплинами;

- формирование естественно-научного мышления специалистов медицинского профиля.
1.2.Задачи преподавания дисциплины:
приобретение студентами лечебных факультетов медицинских ВУЗов знаний и навыков:

- применяемых в качестве основы при изучении на молекулярном уровне процессов, протекающих в живом организме;

- позволяющих более глубоко понять функции отдельных систем организма и организма в целом, а также его взаимодействие с окружающей средой;

- постановки и выполнения экспериментальных работ, связанных с использованием приборов, химических реактивов и химической посуды.


  1. Место дисциплины в структуре ООП


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки стоматология.

Дисциплина «Химия» относится к естественно – научному и математическому циклу дисциплин. Входные знания, умения и компетенции студента для изучения дисциплины «стоматология» связаны с предшествующей подготовкой по математике, физике, информатике, биологии, философии.


  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

3.1. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-1

Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ОК-4

Способность и готовность анализировать экономические проблемы и общественные процессы

ОК-5

Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики

ОК-8

Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм

ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК-1

Способность и готовность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современых компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний.

ПК-2

Способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат

ПК-3

Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности

ПК-5

Способность и готовность проводить и интерпретировать результаты современных лабораторно-инструментальных исследований

ПК-9

Способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами

ПК-12

Способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию и осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний.


3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- строение атома; типы химических связей и их характеристика; типы гибридизации атома углерода в органических соединениях;

- теоретические основы биоорганической химии, пространственное и электронное строение органических молекул и химические превращения биологически активных веществ;

- строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений;

- лабораторную технику эксперимента;

- технику безопасности и правила работы в химической лаборатории;
Уметь:

- составлять электронные и спиновые схемы атомов различных элементов;

- составлять формулы органических соединений по названиям и называть органические соединения по структурным формулам;

- использовать проекционные и перспективные формулы для понимания пространственного строения органических соединений;

- называть органические соединения с учетом их конфигурации;

- выделять функциональные группы, различные реакционные центры в молекулах для определения химического поведения органических веществ и предсказания относительной реакционной способности соединений различных классов биологически активных веществ;

- применять качественные реакции для анализа и идентификации функциональных групп;

- пользоваться справочной химической литературой;

- собирать установки, состоящие из лабораторной посуды;

- вести лабораторный журнал, интерпретировать результаты эксперимента;

- применять логику химического мышления для объяснения основ жизнедеятельности;

- соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при работе с неорганическими и органическими веществами.
Владеть:
- навыками самостоятельной работы с учебной, научной и справочной литературой; вести поиск и делать обобщающие выводы;

- навыками использования теоретических знаний по предмету для объяснения особенностей биохимических процессов;

- навыками практической работы по постановке химического эксперимента;

- навыками составления отчетов по итогам эксперимента;

- навыками безопасной работы в химической лаборатории и умении обращаться с химической посудой, реактивами, работать с газовыми горелками и электрическими приборами.



  1. Объем дисциплины и виды учебной работы


Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

72

1

В том числе:







Лекции (Л)

24

1

Практические занятия (ПЗ)

48

1

Семинары (С)

-




Лабораторные практикумы (ЛП)

-




Клинические практические занятия (КПЗ)

-




Самостоятельная работа (всего)

36

1

Зачет

-

1

Общая трудоемкость (час.)

108

1


5. Содержание дисциплины

5.1 Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Строение атома, химическая связь и комплексные соединения

1

Введение. Строение атома.

Значение химии в биологии и медицине. Химические процессы, лежащие в основе патологии в организме. Химия и лекарственные препараты. Использование достижений химии в медицине; связь химии с медициной и фармацией.

Квантово-механическая модель атома. Электронное облако. Атомная орбиталь. Характеристика энергетического состояния электрона в атоме системой квантовых чисел: главное (n), орбитальное (l), магнитное (m) и спиновое (s) квантовые числа. Многоэлектронные атомы. Принцип Паули. Максимальное число электронов на орбиталях, подуровнях и уровнях. Принцип минимума энергии. Последовательность заполнения электронами атомных орбиталей. Электронные формулы s-, p-, d-элементов. Заполнение электронами атомных орбиталей одного подуровня – правило Хунда. Электронно-графические формулы (спиновые схемы) элементов. Связь между электронным строением атомов и положением элементов в периодической системе: s-, p-, d-, f-семейства элементов. Радиусы атомов. Закономерности изменения радиусов атомов, энергии ионизации, энергии сродства к электрону, электроотрицательности s- и p-элементов (по группам и периодам). Основное и воздужденное состояние атома.


2

Химическая связь

Механизм и способы образования ковалентной химической связи. Валентность. Максимальная валентность. Валентно-насыщенное и валентно-ненасыщенное состояние атома (на примере элементов II периода). Длина связи. Энергия связи. Направленность химической связи. σ- и π-связь. Влияние направленности связи на пространственную конфигурацию молекул типа АА, А2В, А3В. Насыщаемость, кратность связи. Гибридизация атомных орбиталей атомов Ве, В, С на примере образования молекул ВеН2, ВН3, СН4. Понятие о нелокализованной σ-связи. Полярность и поляризуемость химической связи. Дипольный момент связи (постоянный и индуцированный). Полярная и неполярная ковалентная связь. Ионная связь как предельно поляризованная ковалентная связь. Степень окисления атомов. Гомо- и гетеролитический разрыв связи. Типы ковалентных молекул. Факторы, определяющие полярность молекул. Дипольный момент молекул. Постоянный и индуцированный диполь.

3

Комплексные соединения

.

Строение комплексных соединений, координационная теория Вернера:. центральный атом (ион), лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера. Классификация комплексных соединений по различным признакам; комплексные кислоты, основания, соли; комплексообразующая способность s-, р-, d-элементов. Номенклатура комплексных соединений. Характер связи в комплексах с позиций метода валентных связей. Ионные равновесия в растворах комплексных соединений; константы нестойкости и устойчивости. Биологическая роль комплексных соединений

II

Электронное и пространственное строение органических соединений. Кислотность и основность органических соединений

1

Номенклатура органических соединений. Электронное строение органических молекул

Основные правила составления названий органических соединений; понятия: родоначальная структура, органический радикал, заместители 1 и 2 рода.

Электронное строение бутадиена, бензола, пиррола, пиридина; признаки ароматичности. Понятие об электронных эффектах заместителей (индуктивный и мезомерный эффекты).

2

Пространствен-

ное строение органических соединений

Пространственное строение органических соединений. Структура органических соединений как комплекс понятий о химическом составе, строении, конфигурации и конформации молекул. Структурные и пространственные изомеры: связь пространственного строения органических соединений с типом гибридизации атома углерода. Хиральные молекулы, хиральные (ассиметричные) центры в молекулах. Оптическая активность. Стереоизомерия молекул с одним и более центрами хиральности: энантиомеры, диастереомеры. Стереохимические ряды органических соединений (Д - и L-). Глицериновый альдегид как конфигурационный стандарт. Связь пространственного строения с биологической активностью органических соединений.


2

Кислотность и основность органических соединений

Кислотность и основность органических соединений: теория Бренстеда. Классификация кислот и оснований Бренстеда. Влияние природы атома в кислотном и основном центрах и электронных эффектов заместителей при этих центрах на кислотность (спирты, фенолы, карбоновые кислоты, тиолы, амины) и основность (амины, спирты, тиолы, простые эфиры, карбонильные соединения) органических соединений.

Ш

Углеводы

1

Моносахариды

Моносахариды, их классификация. Стереоизомерия моносахаридов; Д - и L- стереохимические ряды. Открытые и циклические (пиранозные, фуранозные) формы, их взаимопревращения в растворе; α - и β - аномеры. Формулы Фишера и Хеуорса. Циклооксотаутомерия; мутаротация. Химические свойства моносахаридов. Окислительно-восстановительные реакции моносахаридов. Значение этих реакций.

О - и N- глигозиды. Их образование (механизм реакции) и гидролиз; биологическая роль. Реакция фосфорилирования моносахаридов и ее биологическое значение.

2

Дисахариды

Олигосахариды; Дисахариды, их строение, циклооксотаутомерия. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды, примеры. Гидролиз дисахаридов. Биологические функции.

3

Полисахариды

Полисахариды; классификация полисахаридов. Гомополисахариды: крахмал, гликоген. Строение, гидролиз, биологическая роль. Гетерополисахариды. Представители гетерополисахаридов: гиалуроновая кислота, гепарин. Строение, биологическая роль в организме.

IV

Аминокислоты, пептиды, белки

1

Аминокислоты строение, свойства.

Строение и стереоизомерия α - аминокислот, входящих в состав белков. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Классификация с учетом химической природы радикала и его способности взаимодействовать с водой. Кислотно-основные свойства аминокислот. Изоэлектрическая точка нейтральных, кислых и основных аминокислот. Химические свойства α - аминокислот как гетерофункциональных соединений: образование внутрикомплексных солей, реакции этерификации. Взаимодействие с азотистой кислотой и формальдегидом. Биологически важные реакции аминокислот. Образование аминокислот в результате восстановительногоаминирования и реакции трансаминирования. Реакции дезаминирования (окислительного и неокислительного), декарбоксилирования. Условия их протекания в организме.


2

Пептиды, белки

Полипептиды и белки. Образование, гидролиз (частичный и полный). Электронное и пространственное строение пептидной группы. Первичная структура пептидов и белков, методы ее определения (реакции с 2,4- динитрофторбензолом и фенилизотиоцианатом). Вторичная структура белков (α- спираль и β- складчатая структура); стабилизация в пространстве. Третичная структура белков; взаимодействия, стабилизирующие третичную структуру.

V

Нуклеиновые кислоты. Нуклеотидные коферменты

1

Нуклеиновые кислоты.

Структурные компоненты нуклеиновых кислот: нуклеиновые основания (пиримидиновые и пуриновые), пентозы, фосфорная кислота. Лактим-лактамная таутомерия азотистых оснований. Нуклеозиды, нуклеотиды, характер связи между их структурными компонентами; гидролиз. Биологические функции нуклеотидов (АТФ, НАД). Первичная и вторичная структуры нуклеиновых кислот, их нуклеотидный состав. Взаимодействия, стабилизирующие вторичную структуру ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК.

2

Нуклеотидные коферменты

АТФ, НАД, НАДФ. Представление о химическом строении и биологической роли

VI

Липиды. Низкомолекулярные биорегуляторы

1

Липиды.

Общее представление о липидах. Классификация липидов. Структурные компоненты липидов – жирные высшие кислоты; их структура и свойства. Триацилглицерины; состав, строение, свойства (гидролиз, реакции присоединения, окисления), биологическая роль. Глицерофосфолипиды, их состав, строение, гидролиз, биологическая роль.


2

Низкомолеку- лярные биорегуляторы

Соединения стероидной природы: холестерин, стероидные гормоны, желчные кислоты. Представление о химическом строении и биологической роли.


5.2. Разделы дисциплин и виды занятий



п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

Всего часов

  1. Строение атома, химическая связь, комплексные соединения

1

Строение атома.

2

4

2

8

2

Химическая связь

2

4

2

8

3

Комплексные соединения

_

2




2

II. Электронное и пространственное строение органических соединений. Кислотность и основность органических соединений

1

Номенклатура органических соединений. Электронное строение органических молекул.

2

2




4

2.

Пространственное строение органических соединений

2

2

2

6

3

Кислотность и основность органических соединений

2

2

2

6

III. Углеводы

1

Моносахариды, строение, свойства

2

3

4

9

2

Дисахариды, строение, свойства

1

2

4

7

3

Полисахариды, строение, свойства

1

2

4

7

IV. Аминокислоты, пептиды, белки

1

Аминокислоты; строение, химические свойства

2

4

4

10

2

Пептиды, белки; строение свойства, биологическая роль

2

4

4

10

V. Нуклеиновые кислоты. Нуклеотидные коферменты

1

Нуклеозиды, нуклеотиды. Нуклеиновые кислоты; строение, биологическая роль

2

5

4

11

2

Нуклеотидные коферменты

_

2




2

VI. Липиды и низкомолекулярные биорегуляторы

1

Простые и сложные омыляемые липиды.

2

4

4

10

2

Неомыляемые липиды; низкомолекулярные биорегуляторы

2

3




5

3

Метаболиты и важнейшие группы лекарственных средств

_

3




3




Итого

24

48

36

108




  1. Интерактивные формы проведения занятий






п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1.

Строение атома. Химическая связь

Решение ситуационных задач

1

2

Углеводы: моносахариды, дисахариды, полисахариды.

Решение ситуационных задач

1

3

Аминокислоты и белки. Строение, свойства.

Деловая игра

2

4

Нуклеиновые кислоты. Нуклеотидные коферменты.

Деловая игра

2

5

Липиды. Низкомолекулярные регуляторы

Решение ситуационных задач

1

Итого (час.)

7

Итого (% от аудиторных занятий)

10,3




  1. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов






п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

Строение атома. Химическая связь. Комплексные соединения

Выполнение домашних заданий, рефератов.

Проверка контрольной работы, рефератов.

6

Электронное и пространствен

ное строение органических

соединений. Кислотность и и и основность органических

соединений

Выполнение домашних заданий, рефератов.

Проверка контрольной работы, рефератов.

7

Углеводы: моносахариды, дисахариды, полисахариды.

Выполнение домашних заданий, рефератов, подготовка к лабораторной работе.

Подготовка докладов.

Проверка контрольной работы, рефератов,

заслушивание докладов.

8

Аминокислоты и белки. Строение, свойства.

Выполнение домашних заданий, рефератов, подготовка к лабораторной работе.

Подготовка докладов.

Проверка контрольной работы, рефератов,

заслушивание докладов.

9

Нуклеиновые кислоты. Нуклеотидные коферменты.

Выполнение домашних заданий, рефератов, подготовка к лабораторной работе.

Подготовка докладов.

Проверка контрольной работы, рефератов, заслушивание докладов.

10

Липиды. Низкомолекулярные регуляторы

Выполнение домашних заданий, рефератов, подготовка к лабораторной работе.

Подготовка докладов.

Проверка контрольной работы, рефератов, заслушивание докладов.





  1. Формы контроля


8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад)

- письменные (проверка тестов, контрольных работ, рефератов, решение задач)
8.2 Формы промежуточной аттестации (зачет)

Этапы проведения зачета

1 Этап – теоретическая часть

2 Этап – выполнение практического задания


  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


9.1 Основная литература

  1. Тюкавкина Н.А. Биоорганическая химия /Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И.- М.:Высшая школа, 2009.

  2. Руководство к лабораторным занятиям по биоорганической химии /Под ред. Н.А.Тюкавкиной – М.:Высшая школа, 2011.

  3. Суханова Г.П. Лабораторно-практические занятия по биоорганической химии. Методические рекомендации /Суханова Г.П., Матонина Н.А., Щеголев А.Е. – Архангельск, 2011.



9.2 Дополнительная литература

1. Ершов Ю.А. Общая химия /Ершов Ю.А. и др.- М.; Высшая школа, 2004.

2. Щеголев А.Е. Органическая химия. Архангельск, 2008.

3. Гранберг И.И. Органическая химия. М, 1980.

4. Несмеянов А.Н., Несмеянов Н.А. Начала органической химии. М., Химия, 1974, т.1 и 2.

5. Илиел Э. Основы стереохимии. М, 1971.
9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

Информационно-справочная и поисковая медицинская система www. studmed-lib.ru
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Специализированные химические лаборатории, оснащенные необходимым набором химической посуды и реактивов, весы технические, электронные, аналитические, проекционная аппаратура для демонстрации лекций, компьютеры для использования компьютерных программ контроля знаний студентов. А также:

1. Мультимедийный проектор (для презентации лекций).

2. Набор посуды и химических реактивов для всех лабораторных работ.

3. Весы: технические, электронные.

4. Набор шаростержневых моделей молекул.

5. Таблицы, схемы и рисунки по темам:

- периодическая система химических элементов;

- типы химических связей;

- кислотность и основность органических соединений;

- пространственное строение органических соединений;

- биополимеры

11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине

Анкета – отзыв на дисциплину «Химия» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «Химия». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1.Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комметарий____________________________________________________

_______________________________________________________________

2.Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комметарий____________________________________________________

_______________________________________________________________

3.Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комметарий____________________________________________________

_______________________________________________________________

4.Насколько Вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комметарий____________________________________________________

_______________________________________________________________

5.Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и/или применения в последующей практической деятельности?

Комментарий____________________________________________________

_______________________________________________________________

6.Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины

Комментарий____________________________________________________

_______________________________________________________________

Автор:

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Доцент кафедры общей и биоорганической химии

Суханова Г.П.





Рецензент (ы):

Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись



























Приложение 1 к рабочей учебной

программе
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Учебно-методического комплекса дисциплины • Рабочая учебная программа •Тематический план лекций и практических занятий •Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине «Химия» iconУчебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа...
Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий

Учебно-методического комплекса дисциплины • Рабочая учебная программа •Тематический план лекций и практических занятий •Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине «Химия» iconУчебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая учебная программа...
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (гос впо)...

Учебно-методического комплекса дисциплины • Рабочая учебная программа •Тематический план лекций и практических занятий •Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине «Химия» iconУчебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая учебная программа...
Использование понятий, терминов и алгоритмов работы в области информационных автоматизированных медико-технологических систем подготовит...

Учебно-методического комплекса дисциплины • Рабочая учебная программа •Тематический план лекций и практических занятий •Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине «Химия» iconУчебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной...

Учебно-методического комплекса дисциплины • Рабочая учебная программа •Тематический план лекций и практических занятий •Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине «Химия» iconПояснительная записка 2 Планируемые результаты обучения дисциплине...
Рабочая учебная программа предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки и обязательному минимуму содержания...

Учебно-методического комплекса дисциплины • Рабочая учебная программа •Тематический план лекций и практических занятий •Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине «Химия» iconБиофизика
Приложение 1 к рабочей учебной программе «Тематический план лекций», «Тематический план практических занятий»

Учебно-методического комплекса дисциплины • Рабочая учебная программа •Тематический план лекций и практических занятий •Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине «Химия» iconТематический план дисциплины 8
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены

Учебно-методического комплекса дисциплины • Рабочая учебная программа •Тематический план лекций и практических занятий •Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине «Химия» iconЛитература по дисциплине «Семейное право» 5 Тематический план для...
I. Задачи и методические рекомендации для проведения практических занятий по семейному праву 8

Учебно-методического комплекса дисциплины • Рабочая учебная программа •Тематический план лекций и практических занятий •Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине «Химия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методического комплекса дисциплины • Рабочая учебная программа •Тематический план лекций и практических занятий •Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине «Химия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по 1С»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск