Биофизика


НазваниеБиофизика
страница1/5
ТипРабочая учебная программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4   5




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


Кафедра медицинской и биологической физики

Учебно-методический комплекс по дисциплине


биоФизика


Основная образовательная программа 060201.65 стоматология




Утверждено на заседании

кафедры:

Протокол № 17

« 09 » октября 2014 г.

Зав. кафедрой, доцент

____________ А.А. Карякин

Автор-составитель:

Коровина В.А.

доцент

Структура учебно-методического комплекса дисциплины


  1. Титульный лист УМКД

  2. Рабочая -учебная программа

    1. Приложение 1 к рабочей учебной программе «Тематический план лекций», «Тематический план практических занятий»

    2. Приложение 2 к рабочей учебной программе «Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине»

    3. Приложение 3 к рабочей учебной программе «Методические указания для студентов по дисциплине»

    4. Приложение 4 к рабочей учебной программе «Фонд оценочных средств»

  3. Лист регистрации изменений.







МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации



«СОГЛАСОВАНО»

Зав. кафедрой, доцент _____________________С.Е. Ефимовский

«___»_______________2012 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета ____________________

______________________

«___»_______________2012 г.



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине биофизика

По направлению подготовки 060201 СТОМАТОЛОГИЯ

Курс 1

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) ЗАЧЕТ

Кафедра Медицинской и биологической физики

Трудоемкость дисциплины 72 час./ 2 зач. ед.

Архангельск, 2012

1. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Биофизика» является формирование у студентов системных знаний о физических основах строения и функционировании органов и систем, физических свойствах биологических тканей и методах их изучения, особенностях действия физических факторов на клетку и подклеточные образования. Эти знания необходимы для изучения других дисциплин и наиболее полно последовательно прививают будущим врачам принципы научной методологии.

При этом задачами дисциплины являются:

- формирование у студентов научного мышления в категориях точных наук, что позволит глубже понять закономерности человеческого организма в норме и патологии;

- формирование навыков физического, математического моделирования при изучении биологических объектов и процессов;

- обучение студентов методам экспериментальных исследований;

- ознакомление студентов с физическими основами медицинской аппаратуры и техникой безопасности при работе с ней.

2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки Стоматология.

Учебная дисциплина «Биофизика» относится к естественнонаучному циклу дисциплин является вариативной в обучении стоматологии, Использует знания физики, математики, биологии, биохимии и выполняет функции интегрирующей дисциплины, закрепляет материалистические принципы, создает у студентов представления об органическом единстве окружающего мира. Освоение дисциплины «Биофизика» должно предшествовать изучению дисциплин: физиологии, биохимии, микробиологии и вирусологии, гигиены, неврологии, оториноларингологии, офтальмология, лучевой диагностики и лучевой терапии, инфекционных болезней.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

Коды формируемых компетенций

Компетенции




Общекультурные компетенции

ОК-№1

Способность и готовность анализировать социально- значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико- биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.




Профессиональные компетенции

ПК -№2

Способность и готовность выявлять естественно научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат

ПК -№3

Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности.

ПК -№9

Способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач.

ПК -№27

Способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций

ПК-№ 31

Способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.

ПК -№32

Способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследования

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- физические закономерности лежащие в основе процессов, протекающих в организме;

- физические свойства биологических тканей;

- механизмы действия физических факторов на организм;

- основы устройства физиотерапевтической и диагностической аппаратуры;

- правила техники безопасности при работе с аппаратурой.

Уметь:

- анализировать процессы жизнедеятельности биосистем, используя законы физики;

- объяснять физические свойства биологических тканей, функционирования систем применяя методы физического и математического моделирования;

- обосновывать выбор физического фактора действующего на организм с диагностической и лечебной целью;

- оценивать выходные данные физиотерапевтической и диагностической аппаратуры.

Владеть:

- навыками проведения экспериментальных исследований;

- навыками составления простейших физических и математических моделей для изучения биосистем;

- навыками получения информации из разных источников.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Аудиторные занятия (всего)

48

1, 2

В том числе:







Лекции (Л)

14

1, 2

Практические занятия (ПЗ)

14

1, 2

Семинары (С)







Лабораторные практикумы (ЛП)

20




Клинические практические занятия (КПЗ)







Самостоятельная работа (всего)

24

1, 2

Экзамен







Общая трудоемкость (час.)

72





5. Содержание дисциплины:

5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела




1

2

3






Биофизика клетки

Общая ультраструктура клетки. Строение и функции биологических мембран. Проницаемость клеточных мембран. Транспорт веществ через мембраны.



Биоэнергетика

Испускание и поглощение энергии атомами и молекулами. Люминисценция биологических систем. Биофизические механизмы фотосинтеза и клеточного дыхания. Термодинамика биологических систем.



Биологическая электродинамика.

Физико - химические основы биоэлектрогенеза. Потенциал покоя, потенциал действия, его распространение. Электрические и магнитные свойства тканей. Действие ЭМП на биологические ткани.



Биомеханика.

Механические свойства биологических тканей. Биомеханика опорно-двигательного аппарата. Системы кровообращения.



Биофизика органов чувств.

Биофизические организмы преобразования информации в рецепторах. Биофизика слуха. Биофизика зрения.



Действие ионизирующего излучения на клетку

Виды ионизирующих излучений. Биофизические основы действия ионизирующего излучения. Дозиметрия.


5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9



Биофизика клетки

4

6










4

14



Биоэнергетика

2













6

8



Биологическая электродинамика.

2

2




6




2

12



Биомеханика.

2







10




2

14



Биофизика органов чувств.

2

2




4




4

12



Действие ионизирующего излучения на клетку

2

4










6

12




итого

14

14




20




24

72


6. Интерактивные формы проведения занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1.

Биофизика клетки

Занятие с малыми группами

2

2.

Биологическая электродинамика

Занятие с малыми группами

2

Итого (час.)

4

Итого (% от аудиторных занятий)

8


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля



Биофизика клетки

Работа с учебной литературой.

Подготовка рефератов

Проверка конспектов

Заслушивание рефератов



Биоэнергетика

Работа с учебной литературой.

Подготовка рефератов

Проверка конспектов

Заслушивание рефератов



Биологическая электродинамика.

Работа с учебной литературой. Выполнение расчетно- графических работ

Проверка конспектов и тестирование



Биомеханика.

Работа с учебной литературой. Решение ситуационных задач

Проверка конспектов и тематических заданий



Биофизика органов чувств.

Работа с учебной литературой. Решение ситуационных задач

Проверка конспектов и тематических заданий



Действие ионизирующего излучения на клетку

Работа с учебной литературой.

Подготовка рефератов

Выполнение расчетно- графических работ

Проверка конспектов и тематических заданий


8. Формы контроля

8.1. Формы текущего контроля

- устные: защита лабораторных работ, семестровых заданий, коллоквиум.

- письменные: тесты.

8.2. Формы промежуточной аттестации - зачет

Этапы проведения зачета

1. Этап – выполнение программы курса

2. Этап – компьютерное тестирование

3. Этап - устное собеседование
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

  1. Антонов В.Ф., Черныш A.M., Козлова Е.К., Коржуев А.В. Физика и биофизика: Учебник/ Под редакцией В.Ф. Антонова.- М.: ГЭОТАР – Медицина, 2008 – 480 с.: ил.

  2. Антонов В.Ф., Пасечник В.И., Черныш A.M., Вознесенский С.А., Козлова Е.К. Практикум по биофизике. Москва. ВЛАДОС. 2001.

  3. Блохина М.Е., Эссаулова И.А., Мансурова Г.В. Сборник задач по медицинской и биологической физике. Москва. Москва. Дрофа. 2003.

9.2 Дополнительная литература:

  1. Ремизов А.Н., Максина А. Г., Потапенко А.Я. Медицинская и биологическая физика. Москва. Дрофа. 2010.

  2. Ремизов А.Н., Максина А.Г. Руководство к лабораторным работам по медицинской и биологической физике. Дрофа. 2008.

  3. Волобуев А.Н. Основы медицинской и биологической физики. Самарский дом печати. 2011.

  4. Федорова В.Н., Фаустов Е.В. Медицинская и биологическая физика. Курс лекций с задачами и решениями. Москва. ГЭОТАР-Медиа. 2011.

  5. Самойлов В.О. Медицинская биофизика. 2004

  6. Дубровский В.И., Федорова В.Н. Биомеханика. 2004.

9.3 Программное обеспечение и Интернет ресурсы

OS Windows XP, набор офисных программ MS Office 2003, пакет программ для статистической обработки данных Statistica, программа лабораторных работ по курсу физики с компьютерными моделями «Открытая физика», программа тестирования «t-Tester», имитационная программа по определению радиоактивного распада элементов, браузер Интернет- Explorer.

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Занятия проводятся в четырех аудиториях кафедры медицинской и биологической физики, в том числе одном компьютерном классе.

Имеется необходимое оборудование для проведения лабораторного практикума по биофизике: автоматические аудиометры, велоэргометр, сфигмоманометры, фонендоскопы, электрокардиографы, осциллографы, звуковые генераторы термометры, лазеры, поляриметры, рефрактометры, аккомодометры с астоптометром, анамалоскопы. Для проведения расчетно-графических работ, тестирования есть компьютерный класс.
11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине

Анкета-отзыв на дисциплину «биофизика» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «физика». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Доцент

Коровина В.А.























Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись






































Приложение 1 к рабочей учебной программе

  1   2   3   4   5

Похожие:

Биофизика iconКафедра “Биофизика” Мокров Ю. В. Метрология, стандартизация и сертификация
«Метрология, стандартизация и сертификация», читаемого автором в объеме 32 академических часов. В нем рассмотрены основы метрологии...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск