Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент»


НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент»
страница1/5
ТипУчебно-методический комплекс
filling-form.ru > Туризм > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5


НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА
Пивоваров И.В.


Учебно-методический комплекс
по дисциплине

«Менеджмент»

для студентов заочной формы обучения направления подготовки 0303 00.62 «Психология»

Ростов-на-Дону

2014

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов заочной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 030300.62 «Психология».

Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Менеджмент» (протокол №1 от 31.08.13) и утвержден Учебно-методическим советом Академии Управления (протокол №1 от 31.08.13) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации по выполнению контрольных(курсовых) работ и самостоятельной работы, требования к уровню освоения программы и аттестации по дисциплине, учебно-методическое и учебно-информационное обеспечение дисциплины.

Составитель: к.э.н. Пивоваров И.В. (НОУ ВПО ИУБиП)

Рецензенты: к.т.н., доц. Караблин О.В. (НОУ ВПО ИУБиП)

к.ф.н. Василенко Е.И. (ФГБОУ ВПО РГУПС)

содержание

1

лекционные занятия

3

2

Практические занятия

19

3

Контроль овладения компетенциями

35

4

методические указания по выполнению КОНТРОЛЬНЫХ (КУРСОВЫХ) РАБОТ

36

4.1

Перечень тем контрольных (курсовых) работ

36

4.2

Методические рекомендации по выполнению контрольных (курсовых) работ


37

5

самостоятельнАЯ работА студентов

38

6

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ (зачетные) вопросы по дисциплине


39

7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

42

8

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


44




Контактная информация преподавателя

45




Приложение А – Образец оформления титульного листа контрольной (курсовой) работы


46

1 ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Менеджмент – вид деятельности и система управления

Цель лекции:

  • ознакомить с понятием менеджмента как видом деятельности и системой управления организацией.

Задачи лекции:

  • раскрыть сущность менеджмента;

  • объяснить общие характеристики организаций;

  • выделить основные уровни управления организацией;

  • определить управление как процесс и набор управленческих ролей руководителя.

План:

  1. Сущность менеджмента и общие характеристики организации.

  2. Сущность управления.

  3. Успешность и эффективность в управлении организацией.

Выводы:

  1. Менеджмент – управление (наука об управлении) людьми в организациях для формулирования и достижения ее целей.

  2. Организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируются для достижения общих целей (формальная организация).

  3. Все организации и имеют общие характеристики: использование ресурсов, зависимость от внешней среды, горизонтальное разделение труда, наличие подразделений, необходимость управления и вертикальное разделение труда.

  4. Управление - процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый, для того чтобы сформулиро­вать и достичь целей организации.

  5. В организациях выделяются три основных уровня управления: младшее, среднее и высшее звено.

Литература:

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2009. - Гл. 1 «Организации, менеджеры и успешное управление».

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2008. – Вводная гл., п. 1 «Общая характеристика менеджмента».

  3. Гречникова И.Н. Менеджмент. Учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 511 с. – [электронный ресурс] - http://www.iprbookshop.ru. - П.1.1 «Сущность и содержание понятия менеджмент».


Тема 2. Развитие менеджмента в прошлом и настоящем

Цель лекции:

  • ознакомить с эволюцией менеджмента как науки.

Задачи лекции:

  • показать становление менеджмента как науки;

  • раскрыть суть учений различных школ менеджмента.

План:

  1. Формирование менеджмента как науки.

  2. Школа научного управления.

  3. Классическая школа менеджмента.

  4. Школа человеческих отношений.

  5. Школа поведенческих наук.

  6. Школа количественного подхода к управлению.

Выводы:

  1. Начало признания менеджмента как науки заложено публикацией Ф. У. Тейлором в 1911 г. своей книги «Основы научного управления». В результате эволюции менеджмента как науки сформировались различные управленческие школы.

  2. Представители школы научного менеджмента полагали, что можно совершенствовать операции ручного труда, по­вышая их эффективность.

  3. Классическая школа сосредоточилась на создании универсальных принципов управления, следование которым должно привести организацию к успеху.

  4. Ученые школы человеческих отноше­ний считали человеческий фактор основным элементом эффективности организации.

  5. Цель школы поведенческих наук - повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческого ресурса.

  6. В школе количественного подхода к управлению применяются количественные методы научного исследования к операционным проблемам организации.

Литература:

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2009. - Гл. 2 «Эволюция управленческой мысли».

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2008. – Вводная гл., п. 3 «Развитие взглядов на менеджмент».

  3. Гречникова И.Н. Менеджмент. Учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 511 с. – [электронный ресурс] - http://www.iprbookshop.ru. - П.1.2 «Научные основы менеджмента».


Тема 3. Методологические основы менеджмента

Цель лекции:

  • ознакомить с основными подходами к управлению.

Задачи лекции:

  • раскрыть суть основных подходов к управлению;

  • показать разницу между традиционными и современными подходами к управлению.

План:

  1. Основные подходы к управлению.

  2. Подход с позиции выделения различных школ в управлении.

  3. Процессный подход.

  4. Системный подход.

  5. Ситуационный подход.

Выводы:

  1. Существует четыре основных подхода к управлению.

  2. Подход с позиции выделения различных школ в управлении учитывает эволюцию школ менеджмента.

  3. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

  4. Системный подход определяет управление организацией как руководство совокупностью взаимозависимых элементов, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся среды.

  5. Согласно ситуационному подходу пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Литература:

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2009.- Гл. 3 «Эволюция управленческой мысли».

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2008. – Вводная гл., п. 2 «Теоретический взгляд на природу, сущность и развитие управления».

  3. Гречникова И.Н. Менеджмент. Учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 511 с. – [электронный ресурс] - http://www.iprbookshop.ru. - П.14.1 «Системный подход к управлению производством».


Тема 4. Инфраструктура менеджмента

Цель лекции:

  • ознакомить с внутренней и внешней средой организации.

Задачи лекции:

  • определить факторы внутренней и внешней среды организации;

  • раскрыть взаимосвязь факторов внутренней среды организации;

  • показать влияние изменения факторов внешней среды организации на результаты ее деятельности;

  • раскрыть характеристики внешней среды.

План:

  1. Внутренняя среда организации.

  2. Внешняя среда организации.

Выводы:

  1. Внутренняя среда организации является результатом управленческих решений руководителя и состоит из взаимосвязанных ситуационных факторов.

  2. Внешняя среда оказывает влияние на деятельность организации (прямое и косвенное воздействие) и организация вынуждена приспосабливаться к ее изменениям для выживания и развития.

Литература:

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2009. - Гл. 3 «Внутренняя среда организации», гл. 4 «Внешняя среда в бизнесе».

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2008. – Вводная гл., п. 1 «Общая характеристика менеджмента».

  3. Гречникова И.Н. Менеджмент. Учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 511 с. – [электронный ресурс] - http://www.iprbookshop.ru. - П.1.3 «Цели и задачи менеджмента».


Тема 5. Социофакторы и этика менеджмента

Цель лекции:

  • ознакомить с социальной ответственностью организаций и этикой менеджмента.

Задачи лекции:

  • раскрыть роль бизнеса в обществе;

  • показать разницу между социальной и юридической ответственностью;

  • определить аргументы в пользу и против социальной ответственности;

  • выделить связь социальной ответственности с этикой менеджмента.

План:

  1. Роль бизнеса в обществе.

  2. Юридическая и социальная ответственность, аргументы в пользу и против социальной ответственности.

  3. Этика и современное управление.

Выводы:

  1. Социальная ответственность - добровольный вклад организации в решение социальных проблем общества вне определенных за­коном требований.

  2. Руководители принимают решения насколько быть организации социально ответственной в зависимости от своих нравственных ценностей и с учетом аргументов в пользу и против социальной ответственности.

  3. Этика бизнеса затрагивает не только проблему социально ответственного поведения, но и весь спектр поведения руководителей и подчиненных, а так же цели и средств ими используемые. Для повышения этичности сотрудников можно использовать различные способы: разрабатывать нормативы, создавать комитеты, проводить ревизии, обучать.

Литература:

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2009. - Гл. 5 «Социальная ответственность и этика».

  2. Гречникова И.Н. Менеджмент. Учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 511 с. – [электронный ресурс] - http://www.iprbookshop.ru. - П.23.3 «Социально-психологические аспекты управления».


Тема 6. Интеграционные процессы в менеджменте

Цель лекции:

  • ознакомить со связующей функцией управления коммуникациями.

Задачи лекции:

  • раскрыть суть коммуникации;

  • определить виды коммуникации;

  • показать структуру и этапы коммуникации;

  • выделить барьеры коммуникации и способы их преодоления.

План:

  1. Суть коммуникации и ее виды.

  2. Элементы коммуникации.

  3. Этапы коммуникации.

  4. Преграды в межличностных коммуникациях и способы их преодоления.

  5. Преграды в организационных коммуникациях и способы их преодоления.

Выводы:

  1. Коммуникации – процесс обмена информацией между двумя и более людьми, связующая функция управления. В процессе коммуникаций руководитель получает информацию, которая является основой для принятия решений.

  2. Основная цель коммуникации – обеспечить понимание передаваемой информации.

  3. В коммуникации выделяются базовые элементы и определенные этапы.

  4. На каждом этапе информация может быть искажена или полностью утрачена из-за шума, который создает преграды на пути обмена информацией. Руководитель должен преодолевать эти преграды, чтобы сделать коммуникации эффективными.

Литература:

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2009.- Гл. 6 «Коммуникации».

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2008. – Гл.9, п. 1 «Коммуникации в управлении».

  3. Гречникова И.Н. Менеджмент. Учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 511 с. – [электронный ресурс] - http://www.iprbookshop.ru. - Гл.6 «Принятие и реализация управленческих решений».


Тема 7. Моделирование ситуаций и разработка решений

Цель лекции:

  • ознакомить с основными моделями науки управления и связующей функцией управления принятием решений.

Задачи лекции:

  • раскрыть суть решения и модели;

  • определить виды решение и моделей, основные подходы к принятию решений;

  • показать этапы рационального решения и процесса построения модели;

  • выделить факторы, влияющие на принятие решений, и основные проблемы моделирования.

План:

  1. Принятие решений как связующая функция управления.

  2. Виды решений и подходы к принятию решений.

  3. Факторы, влияющие на принятие решений.

  4. Особенности науки управления как подхода. Моделирование.

  5. Основные модели науки управления.

Выводы:

  1. Принятие решений – процесс выбора альтернатив, связующая функция управления.

  2. Решения бывают запрограммированные и незапрограммированные.

  3. Существуют три подхода к понятию решений: интуитивный, основанный на суждениях, рациональный.

  4. На принятие решений влияют различные факторы.

  5. Модель – представление предмета, системы или идеи в форме, отличной от формы целого, т.е. самого предмета, упрощение реальности для ее понимания.

  6. Этапы построения модели: постановка задачи, построение модели, проверка на достоверность, применение, обновление.

  7. Основные модели науки управления: теория игр, теория очередей, управление запасами, линейное программирование, имитационное моделирование, экономический анализ.

Литература:

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2009.- Гл. 7 «Принятие решений», гл. 8 «Модели и методы принятия решений».

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2008. – Гл.9, п. 2 «Принятие решений».

  3. Гречникова И.Н. Менеджмент. Учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 511 с. – [электронный ресурс] - http://www.iprbookshop.ru. - Гл.7 «Информационное обеспечение менеджмента».


Тема 8. Природа и состав функций менеджмента

Цель лекции:

  • ознакомить с функциями управления.

Задачи лекции:

  • раскрыть суть процессного подхода к управлению;

  • дать классификацию и определение функций управления.

План:

  1. Процессный подход к управлению.

  2. Классификация функций управления.

Выводы:

  1. Управление рассматривается как процесс по достижению це­лей с помощью других, состоящий из серии непрерывных и взаимосвязанных функций.

  2. Выделяются первичные функции управления, связующие и самостоятельная.

Литература:

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2009. - Гл. 2 «Эволюция управленческой мысли».

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2008. – Вводная гл., п. 1 «Общая характеристика менеджмента».

  3. Гречникова И.Н. Менеджмент. Учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 511 с. – [электронный ресурс] - http://www.iprbookshop.ru. - Гл.9 «Важнейшие функции внутрифирменного управления».



Тема 9. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента

Цель лекции:

  • ознакомить с основной функцией управления стратегическим планированием.

Задачи лекции:

  • раскрыть суть стратегии и стратегического планирования;

  • показать важность анализа и оценки внешней и внутренней среды организации для стратегического планирования;

  • выделить и раскрыть основные задачи стратегического управления.

План:

  1. Суть стратегии и стратегического планирования.

  2. Анализ и оценка внутренней и внешней среды организации.

  3. Определение сферы деятельности компании и формулирование ее миссии.

  4. Постановка стратегических целей и задач.

  5. Разработка стратегии.

  6. Реализация стратегии и оценка результатов реализации.

Выводы:

  1. Стратегическое планирование - набор действий и решений руководства, ведущих к раз­работке стратегий для достижения целей организации.

  2. Стратегия - детальный всесторонний комплексный план управления организацией для осуществления ее миссии и достижение целей.

  3. Для принятия решений при стратегическом планировании необходимо провести анализ и оценку внешней и внутренней среды организации с целью выявления ее сильных и слабых сторон, угроз и возможностей в ее внешней среде.

  4. Стратегическое управление сводится к решению пяти основных задач: определении сферы деятельности и формулировке миссии, постановке стратегических целей и задач, разработке стратегии, реализации стратегии, оценке реализации стратегии и внесению корректировок.

Литература:

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2009.-Гл. 9 «Стратегическое планирование», гл. 10 «Планирование реализации стратегии».

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2008. – Гл.3 «Стратегическое управление организацией», гл.4 «Миссия и цели организации», гл. 5 «Стратегия фирмы».

  3. Гречникова И.Н. Менеджмент. Учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 511 с. – [электронный ресурс] - http://www.iprbookshop.ru. - Гл.5 «Выработка целей и стратегии развития».


Тема 10. Организационные отношения в системе менеджмента

Цель лекции:

  • ознакомить с делегированием полномочий как частью процесса организации.

Задачи лекции:

  • раскрыть суть организации, делегирования, полномочий, ответственности;

  • показать основные концепции делегирования полномочий;

  • выделить уровни полномочий;

  • определить проблемы делегирования и способы их преодоления.

План:

  1. Суть делегирования полномочий.

  2. Концепции делегирования полномочий.

  3. Уровни полномочий.

  4. Эффективная организация распределения полномочий.

Выводы:

  1. Делегирование - передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

  2. Полномочия - ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на вы­полнение определенных задач.

  3. Ответственность - обязательство выполнить задачи и отвечать за их решение.

  4. Полномочия формируются по двум уровням: линейные и штабные.

  5. Существуют две концепции передачи полномочий.

  6. На эффективность делегирования влияют различные факторы.

Литература:

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильмс, 2009. - Гл. 11 «Организация взаимодействия и полномочий».

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2008. – Гл.7, п. 2 «Элементы проектирования организации».


Тема 11. Формы организации системы менеджмента

Цель лекции:

  • ознакомить с созданием организационной структуры как частью процесса организации.

Задачи лекции:

  • раскрыть сущность организационной структуры;

  • выделить этапы проектирования организационной структуры;

  • дать классификацию организационных структур;

  • показать преимущества и недостатки организационных структур;

  • объяснить необходимость централизации и децентрализации в управлении.

План:

  1. Создание организационной структуры.

  2. Бюрократические организационные структуры.

  3. Адаптивные организационные структуры.

  4. Централизованные и децентрализованные организации.

Выводы:

  1. Организационные структуры делятся на бюрократические и адаптивные, каждая структура имеет свои преимущества и недостатки.

  2. Выбирается такая организационная структура, которая наилучшим образом соответствует целям, задачам, стратегии организации. Она должна меняться, реорганизовываться в процессе функционирования организации в соответствие с изменениями ее планов.

  3. В организации может быть различная степень централизации (децентрализации).

Литература:

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильмс, 2009.- Гл.12 «Построение организации».

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2008. – Гл.8 «Типы организаций».

  3. Гречникова И.Н. Менеджмент. Учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 511 с. – [электронный ресурс] - http://www.iprbookshop.ru. - Гл.4 «Организация управления в международных компаниях».


Тема 12. Мотивация деятельности в менеджменте

Цель лекции:

  • ознакомить с основной функцией управления мотивацией.

Задачи лекции:

  • раскрыть сущность мотивации;

  • дать классификацию теорий мотивации;

  • объяснить теоретический и практический аспект различных теорий мотивации.

План:

  1. Мотивация как основная функция управления.

  2. Содержательные теории мотивации.

  3. Процессуальные теории мотивации.

Выводы:

  1. Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Современные теории мотивации делятся на содержательные и процессуальные.

  2. Содержательные теории мотивации основываются на идентификации внутренних по­буждений (потребностей), которые заставляют действовать людей определенным образом.

  3. Процессуальные теории мотивации ана­лизируют, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения.

Литература:

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2009. - Гл.13 «Мотивация».

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2008. – Гл.2 «Мотивация деятельности».

  3. Гречникова И.Н. Менеджмент. Учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 511 с. – [электронный ресурс] - http://www.iprbookshop.ru. – П.23.2 «Оплата и стимулирование труда».


Тема 13. Регулирование и контроль в системе менеджмента

Цель лекции:

  • ознакомить с основной функцией управления контролем.

Задачи лекции:

  • раскрыть суть контроля и его виды;

  • показать этапы процесса контроля;

  • объяснить влияние контроля на поведение людей;

  • выделить характеристики эффективного контроля.

План:

  1. Контроль как основная функция управления.

  2. Этапы процесса контроля.

  3. Поведенческие аспекты контроля.

  4. Характеристики эффективного контроля.

  5. Информационно-управляющая система.

Выводы:

  1. Контроль – процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей, включающий установку стандартов, измерение результатов и корректировку.

  2. Руководители осуществляют следующие виды контроля: предварительный, текущий и заключительный.

  3. Процесс контроля включает следующие этапы: установление стандартов, сопоставление достигнутых результатов с запланированными, принятие необходимых корректирующих действий.

  4. Контроль оказывает различное влияние на поведение людей.

Литература:

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2009. - Гл.14 «Контроль».

  2. Гречникова И.Н. Менеджмент. Учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 511 с. – [электронный ресурс] - http://www.iprbookshop.ru. - Гл.12 «Функция контроля в экономическом механизме менеджмента».



Тема 14. Динамика групп и лидерства в системе менеджмента

Цель лекции:

  • ознакомить с формальными и неформальными группами и их влиянием на деятельность организации.

Задачи лекции:

  • определить понятие формальных и неформальных организаций;

  • раскрыть основные причины вступления людей в неформальные организации и основные характеристики неформальных организаций;

  • объяснить, как достигнуть положительного эффекта от неформальной организации;

  • выделить факторы эффективности формальных групп.

План:

  1. Формальная и неформальная организация.

  2. Характеристики неформальных организаций и причины вступления в них людей.

  3. Эффективное управление неформальной организацией.

  4. Эффективное управление формальной организацией.

Выводы:

  1. Формальная организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

  2. Неформальная организация - спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели.

  3. Группа - два и более человек, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый из них оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием, оказываемым другими на него.

  4. Основными причинами вступления людей в неформальные группы являются симпатия и потребности в принадлежности, защите, помощи, общении.

  5. Неформальные группы имеют общие характеристики, такие как социальный контроль, сопротивление переменам, наличие неформального лидера.

  6. Неформальные группы оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность организации. Чтобы избежать отрицательного эффекта и получить положительный, необходимо управлять неформальными группами.

  7. На эффективное управление формальными группами влияют такие факторы, как размер, состав, групповые нормы, конфликтность сплоченность, групповое единомыслие, статус и роли членов группы.

Литература:

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2004. - Гл.15 «Групповая динамика».

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2008. – Гл.1, п.5 «Взаимодействие человека и группы».


Тема 15. Управление человеком и управление группой

Цель лекции:

  • ознакомить с управлением трудовыми ресурсами организации.

Задачи лекции:

  • определить основные этапы формирования и развития трудовых ресурсов организации;

  • раскрыть содержание деятельности по управлению трудовыми ресурсами организации на различных этапах.

План:

  1. Этапы управления трудовыми ресурсами.

  2. Формирование трудовых ресурсов.

  3. Развитие трудовых ресурсов.

Выводы:

  1. Управление трудовыми ресурсами включает в себя этапы формирования трудовых ресурсов (планирование, набор, отбор, определение заработной платы и льгот) и их развития (профориентация и адаптация, обучение, оценка, повышение, понижение, перевод, увольнение, подготовка руководящих кадров и управление продвижением по службе).

  2. Планирование трудовых ресурсов производится для удовлетворения будущих в них потребно­стей организации.

  3. Набор персонала заключается в создании резерва потенциальных кандидатов по всем должно­стям.

  4. Отбор лучших кандидатов на рабочие места из резерва производится на основе их оценки.

  5. Определение заработной платы и льгот заключается в разработке структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих.

  6. Профориентация и адаптация сводится к введению нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитию у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.

  7. Обучение выполняется на основе разработки программ по трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы.

  8. Оценка трудовой деятельности осуществляется с применением специальных методик и доводится до сведения работника.

  9. Повышение, понижение, перевод, увольнение необходимы для перемещения работников на должности с большей или с меньшей ответственностью, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или уча­стки работы, а также прекращения договора найма.

  10. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе направлены на развитие способностей и повышение эффек­тивности труда руководящих кадров.

Литература:

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2009. - Гл. 19 «Управление трудовыми ресурсами».

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2008. – Гл.1, п. 2 «Вхождение человека в организацию».

  3. Гречникова И.Н. Менеджмент. Учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 511 с. – [электронный ресурс] - http://www.iprbookshop.ru. - П.23.1. «Разработка и проведение кадровой политики в фирме»


Тема 16. Руководство: власть и партнерство

Цель лекции:

  • ознакомить с властью в организации как основой руководства и ее формами.

Задачи лекции:

  • определить понятия лидерства и власти;

  • раскрыть содержание баланса власти;

  • определить основные формы власти и влияния.

План:

  1. Лидерство и власть.

  2. Баланс власти.

  3. Формы власти и влияния.

Выводы:

  1. Руководитель организации должен одновременно являться лидером и эффективным управ­ляющим.

  2. Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельные группы и личности, направляя их усилия на достижение целей организации.

  3. Влияние - любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощуще­ния и т.п. на другого индивида.

  4. Власть - возможность влиять на поведение других.

  5. Руководитель должен поддерживать баланс власти достаточной для достижения целей и не вызывающей у подчиненных непокор­ность.

  6. Руководитель может использовать различные формы власти (основанная на принуждении, на вознаграждении, экспертная, эталонная, законная) и влияния (через страх, положительное подкрепление, разумную веру, традиции, с помощью харизмы).

Литература:

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2009.-Гл. 16 «Руководство: власть и личное влияние».

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2008. – Гл.9, п. 3 «Власть и влияние».



Тема 17. Стиль менеджмента, имидж (образ) менеджера

Цель лекции:

  • ознакомить с лидерством как самостоятельной деятельностью руководителя.

Задачи лекции:

  • определить понятие лидерства;

  • раскрыть подходы к лидерству;

  • объяснить теории лидерства.

План:

  1. Лидерство как самостоятельная деятельность руководителя и основные подходы к лидерству.

  2. Теории поведенческого подхода к лидерству.

  3. Теории ситуационного подхода к лидерству.

Выводы:

  1. Лидерство – способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения цели.

  2. Существует три подхода к определению факторов эффективного лидерства: с позиции личных качеств, поведенческий, ситуационный.

  3. Цель подхода к лидерству с позиции личных качеств – выявить личностные характеристики эффективных руководителей, чтобы можно было развить их в человеке, и сделать из него эффективного руководителя. Однако человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных качеств.

  4. Согласно поведенческому подходу к лидерству эффективность руководителя определяется поведением по отношению к подчиненным, т.е. стилем руководства (лидерства).

  5. Ситуационный подход основан на влиянии ситуационные факторов, в различных ситуациях руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному.

Литература:

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2009.-Гл. 17 «Лидерство: стиль, ситуация и эффективность».

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2008. – Гл.11 «Лидерство».


Тема 18. Конфликтность в менеджменте

Цель лекции:

  • ознакомить с конфликтами в организациях и их влиянием на ее деятельность.

Задачи лекции:

  • определить понятие конфликта;

  • выделить типы и причины конфликтов;

  • объяснить функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов;

  • раскрыть способы управления конфликтами.

План:

  1. Конфликт в организации.

  2. Типы и причины конфликтов.

  3. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтами.

  4. Управление конфликтами.

Выводы:

  1. Конфликт - отсутствие согласия между двумя и более лицами или группами, каждый из которых делает все, чтобы была принята их точка зрения или цель.

  2. Конфликт бывает внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.

  3. Основными причинами конфликтов являются ограниченность ресурсов, взаимозависимость задач, различие в целях, представлениях и ценностях, манерах поведения и жизненном опыте, неудовлетворительные коммуникации.

  4. Конфликт в организации может иметь положительные (функциональные) и отрицательные (дисфункциональные) последствия. Чтобы получить положительные последствия и избежать отрицательных, необходимо управлять конфликтами.

  5. Способы управления конфликтами бывают структурные и межличностные.

Литература:

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2009.- Гл. 18 «Управление конфликтами, стрессами и изменениями».

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2008. – Гл.9, п. 3 «Управление конфликтом».

Тема 19. Факторы и тенденции эффективности менеджмента

Цель лекции:

  • ознакомить с методами оценки эффективности менеджмента.

Задачи лекции:

  • определить понятие эффективности;

  • раскрыть методы оценки эффективности.

План:

  1. Эффективность.

  2. Методы оценки эффективности.

Выводы:

    1. Эффективность представляет собой комплексное отражение конечных результатов использования всех ресурсов за определенный промежуток времени.

    2. Существуют качественные и количественные оценки эффективности менеджмента.

Литература:

  1. Плахова Л.В., Анурина Т.М., Легостаева С.А. и др. Основы менеджмента.–М.:КНОРУС, 2007. – Гл.11 «Эффективность управления».

  2. Гречникова И.Н. Менеджмент. Учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 511 с. – [электронный ресурс] - http://www.iprbookshop.ru. - Гл.18 «Эффективность производства».
  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в налогообложении»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в налогообложении» разработан для студентов, обучающихся на очной и заочной...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в налогообложении»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в налогообложении» разработан для студентов, обучающихся на очной и заочной...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «операционный менеджмент»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «менеджмент в условиях глобализации»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по 1С»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Таможенное дело»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы организации труда»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс дисциплины правоведение специальность:...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
filling-form.ru

Поиск