Конкурс «Учитель года» Обобщение опыта Использование приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»


НазваниеКонкурс «Учитель года» Обобщение опыта Использование приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
страница1/5
ТипКонкурс
filling-form.ru > Туризм > Конкурс
  1   2   3   4   5
Районный конкурс «Учитель года»

Обобщение опыта

Использование приёмов технологии

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»

как средства формирования коммуникативной компетентности

Автор: Пугачёва Е.Ф.,

учитель русского языка и литературы

БОУ СМР «Гремячинская ООШ»

Вологодская область

Сямженский район

п.Гремячий

ул.Пионерская, д.2


2014

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение 2-5

2.Степень новизны опыта 6

3.Понятие «критическое мышление» и его характеристики 7-10

4.Из истории появления технологии «Развитие критического 11-12

мышления через чтение и письмо»

5.Описание технологии «Развитие критического мышление 13-19

через чтение и письмо»

6.Психолого-педагогическое обоснование опыта 20-24

7.Возможности применения на уроках литературы 25-27

8.Методика использования технологии «Развитие критического 28-56

мышления через чтение и письмо» на уроках литературы

9.Анализ результативности обучения в процессе применения

приёмов технологии РКМЧП 57-64

10.Литература 65

Приложения

Введение

Концепция модернизации российского образования рассматривает современный образовательный процесс как ориентированный на развитие умственных способностей и самостоятельности учащихся. Сегодня главным, ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения становится развитие (интеллектуальное, творческое, нравственное) обучающихся.

В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения сказано: «Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме». Стандарты второго поколения, пополняя известную терминологию – знания, умения, навыки, компетенции, предлагают новую версию формулировки общеучебных (универсальных учебных) достижений, которые закладываются в школе, а результаты освоения общеобразовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

Необходимым условием создания личностно ориентированной системы обучения, является деятельностный подход, то есть усвоение содержания обучения и развитие ученика должны происходить не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Таким образом, одной из центральных проблем современной школы – это формирование мотивации к учению. Резервами становления мотивации является устойчивый интерес к предмету, к способам добывания знаний.

Наиболее значимым с позиций модернизации образования является в настоящий период переход от парадигмы «знаний, умений и навыков» к парадигме развивающего обучения. Данный переход ориентирован на теорию развивающего обучения, с которой академик В.В. Давыдов связывал понятия деятельности, сознания, личности, типов мышления человека и его развития. [4, с. 18-19]

Поэтому в нашей стране создаются предпосылки для внедрения в педагогическую практику современных образовательных технологий, направленных на интенсификацию учебного процесса и реализацию идей развивающего обучения.

Выпускник современной школы должен обладать определёнными качествами личности:

- уметь самостоятельно приобретать знания;

- применять их на практике для решения разнообразных проблем;

- работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

- самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Однако по многочисленным исследованиям, выпускники средней школы зачастую показывают:

  • Отсутствие культуры критичного чтения

Наблюдения, проведенные среди учащихся, показали, что многие из них не умеют читать вдумчиво, не понимают прочитанное, не выделяют главное, не размышляют над полученной информацией.

  • Неумение выделять причинно – следственные связи, делать анализ того или иного эпизода произведения

  • Неумение подвергать критической оценке учебный материал

Дети привыкли к тому, что учебный материал преподносится как сумма фактов, не подвергающаяся впоследствии критической оценке, поощряется воспроизведение учащимися общепринятых, порой банальных подходов к трактовке философских, научных и нравственных проблем, литературных героев

  • Отсутствие аргументов и вывода в своих выступлениях

Подростки не умеют доказывать и делать обобщенные выводы, а также свободно и произвольно общаться друг с другом. У многих не сформировано умение использовать необходимую в жанре публичных выступлений деловую тональность или адекватную эмоциональную и лексическую окраску в высказываниях.

  • Неумение формулировать собственное мнение по какой – либо проблеме

Вызывают затруднения у учащихся задания, где требуется высказать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний.

  • Отсутствие ответа на поставленный вопрос

В большинстве случаев учащиеся, особенно в среднем звене, не всегда могут ответить на поставленный вопрос. Обычно не вызывает трудностей вопрос, который связан с сюжетом произведения, но если вопрос сделать проблемным, сразу же возникают затруднения. Возможно, это происходит потому, что образовательный процесс ориентирован, главным образом, на формирование репродуктивных характеристик мышления, на уроках редко создаются проблемные ситуации, практически не применяются интерактивные технологии (диалоговые, игровые, задачные, проблемные)

  • Снижение уровня индивидуального словарного запаса старшеклассников

  • Отсутствие терпимости к иной точке зрения в общении

У многих детей проявляется речевой эгоцентризм, неадекватный биологическому возрасту

  • Пассивность учащихся на уроках русского языка и литературы

  • Отсутствие атмосферы, способствующей развитию критического мышления, коммуникативной компетенции на уроке

Атмосфера доброжелательности, толерантности, сотрудничества, необходимая для развития критического мышления и коммуникативной компетенции, на уроках скорее исключение, чем правило.

На лицо определяется противоречие между социальным заказом современного демократического общества на подготовку человека к жизни в условиях свободы и ускоряющихся темпов социального и научно-технического развития и недостаточной разработанностью педагогических средств, адекватных решению данной задачи.

Формирование личности невозможно без развития критического мышления, которое развивает коммуникативные, речевые, социальные компетенции, способствует раскрытию личности, способной оценивать себя, окружающий мир, обладающей особым мировосприятием, основанным на личностных качествах.

Помочь в решении этих проблем может использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Ее применение будет содействовать умению работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; пользоваться различными способами интегрирования информации; задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; сотрудничать и работать в группе, то есть будет способствовать развитию коммуникативной компетенции.

Степень новизны опыта

Эта модель, представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.

Ценность технологии РКМЧП, ее применения на уроках русского языка и литературы очевидна. Использование технологии формирует навыки направленного, вдумчивого письма, развивает критическое мышление. Поскольку тексту в технологии РКМЧП отводится приоритетная роль, чтение и письмо понимаются как взаимосвязанные процессы, способствующие организации рефлексивной деятельности в обучении на основе глубокой проработки информации и сопряжения ее с личным опытом, использование данной технологии помогает в подготовке детей к сдаче ГИА по русскому языку.

К технологии РКМЧП я обращаюсь и на уроках литературы при анализе художественных произведений, и на уроках русского языка – с целью систематизации и углубления изученного в основной школе материала по русскому языку, для подготовки к написанию сочинения по типу задания С ГИА по русскому языку.

Применение РКМЧП на уроках русского языка и литературы способствует развитию большинства умений, необходимых не только в учебной деятельности, но и в реальности, повышает мотивацию к обучению, позволяет формировать базовые компетенции и навыки самообразования, прежде всего коммуникативную и оценочную.

3.Понятие «критическое мышление» и его характеристики

Последнее время в педагогике растет интерес к развитию критического мышления учащихся. В литературе встречается много определений этого термина. Нельзя не согласиться с Дэвидом Клустером, который считал, что «дать определение этого термина весьма непросто: слишком много различных параметров – умений, видов деятельности, ценностей – он в себя включает» [8; 5—13].

Семантически данная категория восходит к понятиям: «критика», «критиканство». В «Толковом словаре» С.И. Ожегова можно найти следующее определение:

Критика

1. Обуждение, разбор чего–либо с целью оценить достоинства, обнаружить и выправить недостатки.

  1. Исследование, научная проверка подлинности, правильности чего–либо.

  2. Особый литературный жанр, посвященный разбору литературно – художественных, научных и других произведений [11; 130].

Критический

1.Содержащий в себе критику (в 1 и 2 значении).

2.Обладающий способностью к критике (во 2 значении) 3. недоверчивый, скептический [11; 131].

Следовательно, с одной стороны, понятие «критическое мышление» ассоциируется с негативным, отвергающим, идущим от слова «критиканство», с другой стороны, объединяет понятия «критический ум», «аналитическое мышление», «творческое мышление», идущие от второго значения слова «критика».

Прежде чем перейти к определению термина «критическое мышление», рассмотрим те виды интеллектуальной деятельности, которые нельзя назвать критическими. Дэвид Клустер к ним относит [8; 6] запоминание («способность запоминать не является мышлением»), понимание простых и сложных идей («ученики трудятся над пониманием чужой идеи, а собственное мышление пассивно»), творческое и интеллектуальное мышление («как правило, такого рода мыслительные процессы остаются неосознанными»).

Что же такое «критическое мышление»?

В различных научных источниках можно найти разные определения этого термина. Дж. А. Браус и Д.-Вуд определяют его как «разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать свое собственное «Я», быть объективными, логичными, пытаются понять другие точки зрения. Критическое мышление, по их мнению, — это поиск здравого смысла (как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений) и умение отказаться от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем» [7; 3].

Д. Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» следующим образом: «это направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью» его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения, желательного результата» [8; 7].

По мнению С.И. Заир-Бека «это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт» [7; 175]. Стоит заметить, что С.И. Заир – Бек различает мышление критическое и мышление творческое, поскольку первое подразумевает оценку, рефлексию, а второе «не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил» [7; 4]. Можно согласиться с автором, однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление — это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.

Можно также предположить, что приемы критического мышления способствуют развитию эвристического мышления, так как эвристика базируется на совокупности исследовательских методов, способствующих обнаружению ранее неизвестного.

Заметим, что при всем разнообразии определений критического мышления можно среди них увидеть общие критерии, отражающие оценочные и рефлексивные стороны мышления. Таким образом, можно считать, что под развитием критического мышления следует понимать направленное, закономерное изменение способностей учащихся анализировать информацию с позиции логики и личностно – психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам; способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Чтобы шире раскрыть понятие критического мышления остановимся на его характеристиках, которые дает Д. Клустер :

во–первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное: «мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы»;

во-вторых, информация является отправным, но отнюдь не конечным пунктом критического мышления: «знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически»;

в-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить;

в-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации;

в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное: всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими [8; 7-11].

Из перечисленных выше характеристик и определений можно сделать вывод, что в основе такой категории, как критическое мышление, лежит умение критически осмысливать проблемы, принимать решения из ряда альтернатив на основе творческого поиска.

Критическое мышление, таким образом, не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Конкурс «Учитель года» Обобщение опыта Использование приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconТема опыта: «Развитие критического мышления младших школьников через...

Конкурс «Учитель года» Обобщение опыта Использование приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconИспользование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка
Наиболее продуктивной технологией считаем технологию развития критического мышления через чтение и письмо, т к она учит мыслить логически,...

Конкурс «Учитель года» Обобщение опыта Использование приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconИнновационного педагогического опыта (ипо) Использование методических...
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Конкурс «Учитель года» Обобщение опыта Использование приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconТехнология развития критического мышления через чтение и письмо (тркмчп)
Мы с вами знакомы с термином «технология», теоретически знаем различные технологии и многие из них довольно успешно применяем на...

Конкурс «Учитель года» Обобщение опыта Использование приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconСодержание
Сравнительный анализ приемов и стратегий технологии развития критического мышления

Конкурс «Учитель года» Обобщение опыта Использование приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconЛебедева Наталья Юрьевна Образовательное учреждение : моу сош №4...
Формы и методы обучения: работа в группах, работа с текстом учебника, выполнение экспериментов в группах, демонстрация опытов, использование...

Конкурс «Учитель года» Обобщение опыта Использование приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconКонкурсное задание «Методический семинар» Боднарюк М. И., учитель...
Меня зовут Боднарюк Марина Исаевна, я учитель русского языка и литературы Центра образования. Сегодня в рамках методического семинара...

Конкурс «Учитель года» Обобщение опыта Использование приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconПрименение технологии критического мышления
Спецификой данной темы является -перенос методов критического мышления от работы с текстовой информацией на работу с графической,...

Конкурс «Учитель года» Обобщение опыта Использование приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconУчитель английского языка мбоу сош №17
Тема: Развитие критического мышления учащихся при обучении монологической речи на английском языке на старшем этапе обучения

Конкурс «Учитель года» Обобщение опыта Использование приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» iconОпыта
Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики через творческие задания

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск