Конкурсное задание «Методический семинар» Боднарюк М. И., учитель русского языка и литературы мобу цо использование технологии развития критического мышления


Скачать 128.57 Kb.
НазваниеКонкурсное задание «Методический семинар» Боднарюк М. И., учитель русского языка и литературы мобу цо использование технологии развития критического мышления
ТипКонкурс
Муниципальный этап Всероссийского конкурсаhttp://yf-lz.ucoz.ru/pelikan.jpg

«Учитель года России – 2017»

Конкурсное задание «Методический семинар»

Боднарюк М.И., учитель русского языка

и литературы МОБУ ЦО
Использование технологии развития критического мышления

на уроках русского языка и литературы

Добрый день, уважаемые коллеги!

Меня зовут Боднарюк Марина Исаевна, я учитель русского языка и литературы Центра образования. Сегодня в рамках методического семинара я представлю вам опыт своей педагогической работы.

XXI век… Век появление Интернета, компьютерных технологий, интерактивных досок и мобильных телефонов. У современного ученика весь мир умещается в ладони, стоит только достать мобильный телефон или планшет и нажать кнопку поиска в интернете – и он тут же получит любую интересующую его информацию. Казалось бы, всё так просто! Но нет!

Современная жизнь предъявляет высокие требования к выпускнику школы. Какими качествами он должен обладать по новым образовательным стандартам? Он должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности. Поэтому задача современной школы и каждого педагога – создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои интеллектуальные и творческие способности. Именно по этой причине в педагогическом процессе сегодня актуализируется использование современных технологий и активных форм обучения.

Посмотрите на эту аббревиатуру на слайде. Как вы думаете, какая инновационная технология скрывается в этих буквах? Давайте их расшифруем.

Т – технология

Р – развития

К – критического

М – мышления

через

Ч – чтение

и

П – письмо

(за аббревиатурой ТРКМЧП скрывается технология обучения, придуманная американскими психологами и модифицированная для школ российскими методистами — это технология развития критического мышления через чтение и письмо)

Правильно. Только что вы поучаствовали в стадии вызова этой технологии, а называется такой приём «Круги по воде».

Итак, тема моего выступления «Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы».

Этот выбор не случаен. Я работаю в 6-х и 8-х классах: шестиклассники в прошлом году перешли на обучение по ФГОС ООО, восьмиклассники занимаются по традиционной программе. Большинство учителей-словесников сталкиваются сегодня с одинаковыми проблемами: ученики неохотно читают тексты по литературе или не читают вообще, у них не развиты речь, творческое мышление и навыки грамотного письма, у многих низкая мотивация к познавательной деятельности и к учёбе в целом. Эти проблемы актуальны и для меня, поэтому для развития интереса к своим предметам и выработки навыков устной и письменной речи учеников я выбрала технологию критического мышления.

Для своей работы я выбираю наиболее эффективные приёмы данной технологии, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня подготовленности класса, содержания учебного материала и собственных возможностей. Это позволяет мне превратить учение не только в нужный и полезный, но и в интересный процесс.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия». У меня сложилась своя система использования этих приемов на каждом из трёх этапов.

Первая стадия вызов - позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить ученика к активной работе на уроке и дома. На данном этапе мои ученики самостоятельно определяют цели и задачи урока, самостоятельно выходят на тему урока и формулируют её.

На данном этапе я использую следующие приёмы:

  • «Кластер»

  • «Ключевые слова»

  • «Корзина идей»

  • «Верные – неверные утверждения»

  • «Дерево предсказаний»

  • «Прогнозирование по иллюстрации»

  • «Перепутанные цепочки»

  • «Бортовой журнал»

  • «Отсроченная догадка»

Приведу несколько примеров.

Ученики моих классов не всегда активны в начале урока, поэтому для активизации их деятельности я часто использую приём «Круги по воде».

«Круги по воде»

Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома. Пример вы видели в начале моего выступления.

Для повышения мотивации к изучению нового материала я часто использую приём «Верные – неверные утверждения». Ребята работают в парах, что активизирует их деятельность. Кроме того, этот приём учит их обобщать и логически мыслить, что пока им даётся с трудом.

Например, на уроке русского языка при изучении темы «Имя существительное» даю ученикам 8-10 утверждений, заранее написанных на листках. К примеру:

  1. Имя существительное – служебная часть речи. НЕТ

  2. Имя существительное обозначает предмет. ДА

  3. Имя существительное изменяется по видам и временам. НЕТ

  4. Имя существительное – самостоятельная часть речи. ДА

  5. Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? и т.д. ДА

Ученики рассматривают утверждения, напротив каждого ставят слово «да», если согласны с ним, «нет» - если не согласны. Затем утверждения обсуждаются и исправляются, а главное – дети вспоминают и обобщают информацию, полученную ранее.

Этот приём я также использую и на уроках литературы при знакомстве с биографией поэта или писателя.

Например, на уроке знакомства с биографией Н. В. Гоголя в 8 классе записываю на доске ряд утверждений. Тема ещё не изучена, и дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт, знания или просто угадывая.

  • Н. В. Гоголь родился в Москве. НЕТ

  • Учась в Полтавском уездном училище, Гоголь принимал участие в спектаклях, играл комические роли, в том числе и г-жу Простакову в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». ДА

  • Сюжет комедии «Ревизор» был подсказан В.Жуковским. НЕТ

  • По пьесе Гоголя «Ревизор» снят фильм «Инкогнито из Петербурга». ДА

  • Н.В.Гоголь всю свою жизнь прожил в России. НЕТ

  • Н.В.Гоголь в начале творческого пути писал романтические произведения. ДА

Далее учащиеся знакомятся со статьей учебника или слушают мою лекцию, или смотрят презентацию. После знакомства с новым материалом спрашиваю: «Что нового вы узнали, прочитав главу учебника? Что вас удивило?» На стадии рефлексии возвращаюсь к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Неверные утверждения стираю с доски.

«Кластер»

У многих моих учеников зрительная память развита лучше, чем слуховая. И вот тут мне на помощь приходит всем полюбившийся приём «кластер». Он очень нравится моим ученикам, и я применяю его на разных стадиях, в зависимости от типа урока.

На слайде вы можете увидеть кластер, который шестиклассники составили на обобщающем уроке по теме «Имя числительное». У более сильных учеников он составлен в виде грозди, у слабых – в виде орбиты со спутниками. Цветовое оформление кластера помогает ребятам лучше запомнить ключевые понятия.

Этот приём развивает мышление, учит детей систематизировать и обобщать учебный материал, вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний.

Следующий приём с необычным названием «Бортовой журнал» формирует у моих учеников умение оценивать свои навыки, т.е. формирует регулятивную компетенцию.

Например, на уроке знакомства с биографией А.С.Пушкина шестиклассники заполняют таблицу (на стадии вызова заполняется только первая колонка)

Что я знаю по теме

Что я узнал нового

Это осталось непонятным

  1. Родился в Москве

  2. Погиб на дуэли

  3. Родился в 1799 году

  4. Написал поэму

«Руслан и Людмила»

  1. Его убил Дантес

  2. Писал стихи

  3. Его няню звали Арина Родионовна

  4. Прадед Пушкина был эфиопом.

  1. Учился в Царскосельском лицее.

  2. Его лицейские друзья были Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин.

  3. Пущин приезжал к нему в ссылку в Михайловское.

Почему в смерти Пушкина многие писатели обвиняли царя? Ведь Пушкин погиб от руки Дантеса!

В конце урока таблица будет заполнена полностью.
Вторая стадия технологии критического мышления – осмысление содержания – позволяет получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии идет активная самостоятельная работа. На этом этапе я предлагаю ученикам познакомиться с текстом, параграфом учебника, прослушать лекцию, посмотреть видеофильм. Наиболее популярным на этой стадии является прием «Инсерт», который позволяет моим ученикам видеть зрительно результат своего труда и учит их внимательному чтению.

Пример таблицы, составленной на уроке русского языка восьмиклассниками, вы видите на слайде. У шестиклассников этот приём пока вызывает затруднения, но я работаю над этим.
«Фишбоун»

Я считаю этот методический приём одним из наиболее эффективных, вызывающих интерес у обучающихся. Схему Фишбоун я составляю либо заранее на ватмане, либо рисую на доске, используя цветной мел. В зависимости от возрастной категории учащихся схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Работа может быть индивидуальная (всем учащимся раздаю для анализа одинаковый текст и перед каждым ставлю цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске) или в группах (каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп). По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.

Использование технологии Фишбоун развивает у моих учеников логическое мышление, зрительную память, умения работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче. 

На слайде вы видите Фишбоун, составленный учениками 6-х классов на уроке литературы по феЕрии Александра Грина «Алые паруса».
Многие приемы, используемые на стадии вызова и осмысления, логически переходят в третью стадию урока – стадию рефлексии. Эта стадия позволяет осмыслить всю полученную информацию, превратить ее в собственное знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Рефлексия направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей.

На этом этапе я использую следующие приёмы:

  • Синквейн (пятистишие);

  • Даймон (семистишие)

  • Кластер;

  • 10-минутное эссе;

  • З-Х-У;

  • Вопросы по тексту;

  • Обзор двухчастных и трехчастных дневников.

«Синквейн»

Хотелось бы более подробно остановиться на самом популярном приеме, применяемом мною на стадии рефлексии, – составлении синквейна.

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам. Схема составления синквейна выглядит следующим образом:

  • в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное);

  • во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия);

  • в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета;

  • в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету;

  • в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Вот примеры синквейнов, составленных учащимися 6-х и 8-х классов классов после прочтения художественных произведений:

Рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор»:

Доктор Пирогов

Добрый, умный

Помогает, утешает, лечит

Спас семью Мерцалова

Молодец!

(Красноруцкий Женя 6А класс)
Сказ Н.С.Лескова «Левша»

Левша

Талантливый, скромный

Работает, мастерит, старается

Подковал английскую блоху и умер

Жалко!

(Шестопалова Марина, 6А класс)
Синквейны по повести И.С.Тургенева «Ася»

Ася

Смешная, весёлая

Бегает, веселится, привлекает внимание

Что за хамелеон эта девушка!

Загадка!

(Ушаков Егор 8 Б класс)

Гагин

Привлекательный, добрый

Ревнует, любит, обижается

У счастья нет завтрашнего дня!

Трус!

(Макаренков Степан 8 А класс)
«Даймон»

От греческого слова «алмаз, бриллиант». 

Моим ученикам сложнее составить даймон, чем синквейн, но мы учимся и этому приёму. Он используется при характеристике, сравнении двух противоположных понятий.

Даймонд – это стихотворение, состоящее из семи строк, написанное по особым правилам. Схема составления даймонда выглядит следующим образом:

  • в первой строке одно слово, существительное;

  • во второй строке два слова: прилагательное или причастие, относящиеся к существительному в первой строчке;

  • в третьей строке три глагола, которые тоже относятся к первому существительному;

  • в четвёртой строке два нераспространенных предложения противоположных по смыслу. В качестве подлежащих выступают слова из первой и последней строчки;

  • пятая и шестая строчки - зеркально повторяют вторую и третью, только относятся они уже к последнему существительному из седьмой строчки.

  • в седьмой строке одно существительное, антоним к существительному из первой строки.

Например, в 7 классе при прочтении повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» ребята составили вот такой даймон:

Остап

Мужественый, суровый

Сражается, защищает, погибает

Остап – герой, Андрий – отступник

Воюет, влюбляется, предает

Красивый, страстный

Андрий

(Ушаков Егор)

Остап

Бесстрашный, целеустремленный

Сражается, мучается, погибает

Остап – патриот, Андрий – предатель

Храбрится, влюбляется, предаёт

Впечатлительный и слабый

Андрий

( Кабанова Дарья)
Эти приём развивает речь моих учеников, обогащают их словарный запас, учат находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях, то есть подготавливает их к краткому пересказу, а также позволяют почувствовать себя хоть на мгновение творцом. 

Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы является важной ступенькой для развития навыков создания проектов во внеурочной деятельности. Начиная с прошлого года, я провожу внеурочные занятия в 6-х классах под названием «Проектная деятельность», на которых ученики учатся выдвигать гипотезу, ставить цели и задачи проекта, проводят исследования и учатся правильно его оформлять. Приобретённые навыки позволяют моим ученикам создавать как учебные, так и творческие проекты. Результаты своего труда ребята представляют на ежегодной школьной научно-практической конференции «Парад проектов».
Заключение

Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. В работе важен результат. Используя на уроках приемы технологии критического мышления, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость.  Сила и оригинальность этой технологии состоит в том, что ее создатели выстроили систему методов и приемов обучения. Я наблюдаю, как эти методы меняют моих учеников, меняют атмосферу занятий, повышают активность на уроке, заинтересованность; намечается путь успеха даже у слабоуспевающих и безразличных к учебе учащихся.
Мониторинг качества обучения и диаграмма на слайде
«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь! А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит!» - писал древнегреческий философ Плутарх. Я пытаюсь зажечь интерес в сердцах своих учеников, и сама многому учусь вместе с ними.

Когда они научатся мыслить самостоятельно, они поймут, что мир намного шире того, что они видят на своей ладони!

Благодарю за внимание!

Список используемой литературы:

1.Гладкова Н.Г. Использование технологии критического мышления на уроках литературы. Мастер-класс. Приложение к журналу «Методист» -2010.№ 5.- с.47

2.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы. Директор школы. – 2005. - № 4

3.Сафарова С.В. Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога. Педагогическое образование и наука. - 2008 № 2 - с.29-31

4.Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. – СПб. :КАРО,2009.

5.Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка. Русский язык в школе. - 2009 .

6. http://metodisty.ru/download_file/7756.doc

7.http://matem.uspu.ru/i/inst/math/subjects/M04OPDMAT_MAT2007D04.pdf

8.http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./94353/112935/122186/161301/657333

Похожие:

Конкурсное задание «Методический семинар» Боднарюк М. И., учитель русского языка и литературы мобу цо использование технологии развития критического мышления iconИспользование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка
Наиболее продуктивной технологией считаем технологию развития критического мышления через чтение и письмо, т к она учит мыслить логически,...

Конкурсное задание «Методический семинар» Боднарюк М. И., учитель русского языка и литературы мобу цо использование технологии развития критического мышления iconУроках русского языка и литературы (слайд 1)
«Применение технологии развития «критического мышления» на уроках русского языка и литературы»

Конкурсное задание «Методический семинар» Боднарюк М. И., учитель русского языка и литературы мобу цо использование технологии развития критического мышления iconГ. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2010 год
Гиа по математике и по русскому языку, Рафикова Г. М., учитель математики, Кекух О. Л., учитель русского языка и литературы

Конкурсное задание «Методический семинар» Боднарюк М. И., учитель русского языка и литературы мобу цо использование технологии развития критического мышления iconПрименение технологии критического мышления
Спецификой данной темы является -перенос методов критического мышления от работы с текстовой информацией на работу с графической,...

Конкурсное задание «Методический семинар» Боднарюк М. И., учитель русского языка и литературы мобу цо использование технологии развития критического мышления iconКонкурс «Учитель года» Обобщение опыта Использование приёмов технологии...
Сегодня главным, ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения становится развитие (интеллектуальное,...

Конкурсное задание «Методический семинар» Боднарюк М. И., учитель русского языка и литературы мобу цо использование технологии развития критического мышления iconМетодическая разработка урока русского языка Составитель
Составитель: Юсупова Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы мбоу гимназии №2 г. Чехова Московской области

Конкурсное задание «Методический семинар» Боднарюк М. И., учитель русского языка и литературы мобу цо использование технологии развития критического мышления iconРайонная научно-практическая конференция учителей русского языка...
Комментарий: мастерская проводится на уроке русского языка в 9 классе. Учащиеся объединяются в 2-3 группы и рассаживаются вокруг...

Конкурсное задание «Методический семинар» Боднарюк М. И., учитель русского языка и литературы мобу цо использование технологии развития критического мышления icon2. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления
Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (тркм)

Конкурсное задание «Методический семинар» Боднарюк М. И., учитель русского языка и литературы мобу цо использование технологии развития критического мышления iconКонкурс «Подготовка к егэ» Карпенко Анна Юрьевна, учитель русского...
Карпенко Анна Юрьевна, учитель русского языка и литературы, 1 квалификационная категория

Конкурсное задание «Методический семинар» Боднарюк М. И., учитель русского языка и литературы мобу цо использование технологии развития критического мышления iconКонкурс «Подготовка к егэ» Карпенко Анна Юрьевна, учитель русского...
Карпенко Анна Юрьевна, учитель русского языка и литературы, 1 квалификационная категория

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск