Применение технологии критического мышления


Скачать 102.49 Kb.
НазваниеПрименение технологии критического мышления
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА АЛМАТЫ
ТЕХНОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

АЛМАТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

________ Орманов С.Е.

/подпись/ /Ф.И.О./

«___»_________20___ г


Тема доклада:

Применение технологии критического мышления
на уроках черчения



Подготовила : преподаватель Кудебаева Х.Ш.


Алматы 2017г

Применение технологии критического мышления
на уроках черчения



Спецификой данной темы является -перенос методов критического мышления от работы с текстовой информацией на работу с графической , движение процесса обучения от общего к частному .

Цель образовательной технологии критического мышления -развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).Технология развития критического мышления в процессе обучения представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать учащегося (пробудить в нём исследователь-скую, творческую активность), затем – предоставить ему условия для осмысления материала и помочь обобщить приобретённые знания. Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:

  «Вызов – осмысление – размышление». 

 На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном, созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи; в тесте – на стадии вызова работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры». Можно бесконечно перечислять применяемые здесь приемы, но, очевидно, в педагогической копилке каждого педагога имеется собственные сокровища, предназначенные для решения главной задачи – мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность.
        На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
      Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания  и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.
        В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Функции трех фаз технологии развития критического мышления
  

Вызов 
  Мотивационная      (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) 

  Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) 

  Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление содержания 
Информационная (получение новой информации по теме)

Систематизационная(классификация полученной информации по категориям знания)

Рефлексия 

  Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) 

  Информационная (при-обретение нового знания) 

  Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) 

  Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  оценка процесса)



Примерный план урока черчения с применением элементов критического мышления

Предмет: Черчение

Тема урока:

Цели урока:

Образовательная: 
совершенствование знаний, умений и навыков технического конструирования; 
обучение анализу предмета по чертежу; 
формирование навыков чтения чертежа и сопоставления ему детали 
формирование критического подхода к чтению и выполнению чертежей; 
формирование навыков выполнения построений видов детали. 
Развивающая: 
развитие критического мышления; 
развитие логического мышления; 
развитие у учащихся аналитических умений, средствами информационных технологий 
выработка смекалки и проявление инициативы; 
умение анализировать и выделять основные мысли;

 -развивать интерес к самостоятельному изучению предмета. 
Воспитательная: 
формирование толерантного отношения к мнениям всех участников коммуникации 
формирование наблюдательности, собранности; 
повышение интереса и положительного отношения, учащихся к предмету и изучаемой теме;
Тип урока: урок-практикум

Метод проведения: практический

Оснащение урока: модели деталей, плакат, электронный учебник, интерактивная доска;

Ход урока: 


І. Организационный момент: 
1.1 Приветствие учащихся 
1.2 Проверка отсутствующих по списку 
1.3 Проверка готовности учащихся к занятию 
1.4 Организация внимания учащихся 
1.5 Сообщение целей и задач занятия.

II. Стадия вызова.

III. Стадия осмысления

ІV.Стадия рефлексии
Подводим итоги . Учащиеся делают вывод:

Резюме учителя

Оценивание работы учащихся на уроке.
Домашнее задание

Опережающее задание по следующей теме;
Применение основных методических приемов развития критического мышления
 Наиболее популярным из современных методов является – кластер.    Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:

1.      Посередине чистого листа (классной доски) необходимо написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» темы.

2.      Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
Кластер на тему «Линии чертежа» на стадии осмысления, основным тезисом является тема, а вокруг параметры линий чертежа и их применение /применение всех типов линий показаны на чертеже/

/используется на разных этапах урока:

  • - в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;

  • - на этапе ознакомления с новым материалом или для закрепления его

  • – для структурирования этого материала;

  • - на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили/




На фазе рефлексии на уроках черчения можно применять прием «мозговой атаки» при выполнении графической работы.

построение третьей проекции по двум даннымИдеи, предлагаемые «генераторами» обсуждаются и анализируются, объединяют рациональные элементы.

Построение третьей проекции по двум данным. Рассматривая данные 2 проекции, устанавливают, что деталь слагается из двух четырехугольных призм, в одной из которых сделан призматический вырез, и треугольной призмы.

Для проведения линий связи наносят прямую под углом 45°. При построении контура профильной проекции можно исходить из того, что верхняя грань даст на профильной плоскости проекций горизонтальную линию, по длине равную ширине горизонтальной проекции; нижняя грань изобразится так же. Боковые стороны дадут вертикальные линии, равные высоте фронтальной проекции.

Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного. 

Толстые ? 

Дайте 3 объяснения, почему...? 
   Объясните, почему...? 
   Почему Вы думаете ...? 
   Почему Вы считаете ...? 
   В чем различие ...? 
   Предположите, что будет, если... ? 

Тонкие ? 
   Что ? 
   Когда ? 
   Может ..? 
   Будет ...? 
   Мог ли ... ? 
   было ли?
   Что, если ... ? 

ИНСЕРТ  /для чтения и вычерчивания сборочного чертежа/

  • звуковой аналог условного в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. При использовании данного метода учащиеся   читают чертеж, маркируя его специальными значками и заполняют таблицу

На этапе рефлексии обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.



V

+



?

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся на чертеже, которые уже были известны.

Отмечается все новое, что стало известно из чертежа

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере чтения чертежа.

Пример заполнения талицы по результатам чтения сборочного чертежа

V

+



?

нанесены размерные линии, показан разрез детали

«((

Не указаны размеры отдельных деталей

Как начертить взаиморасположение деталей, если нет размеров?


Синквейн

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразителности.


Правила написания синквейна: 

1. (первая строка – тема пятистишия, выраженная одним словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – одно слово – синоним к первому
СИНКВЕЙН / введение в черчение/
чертеж
графический , технический
измерить, начертить, обвести
ЧЕРТЕЖ-ЯЗЫК ТЕХНИКИ
деталь

Похожие:

Применение технологии критического мышления iconИспользование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка
Наиболее продуктивной технологией считаем технологию развития критического мышления через чтение и письмо, т к она учит мыслить логически,...

Применение технологии критического мышления icon2. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления
Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (тркм)

Применение технологии критического мышления iconУроках русского языка и литературы (слайд 1)
«Применение технологии развития «критического мышления» на уроках русского языка и литературы»

Применение технологии критического мышления iconСодержание
Сравнительный анализ приемов и стратегий технологии развития критического мышления

Применение технологии критического мышления iconР. Н. Кононова Л. Я. Подчезерцева Дизайн и верстка, набор и техническое редактирование
Структура технологии критического мышления посредством чтения и письма

Применение технологии критического мышления iconВопросы процедуры и регламента надо обсудить в начале занятия и постараться не нарушать их
Из опыта работы учителя биологии моу зареченская сош №2 Тоцкого района Оренбургской области по проблеме «Организация учебного процесса...

Применение технологии критического мышления iconИнновационного педагогического опыта (ипо) Использование методических...
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Применение технологии критического мышления iconКонкурс «Учитель года» Обобщение опыта Использование приёмов технологии...
Сегодня главным, ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения становится развитие (интеллектуальное,...

Применение технологии критического мышления iconЛебедева Наталья Юрьевна Образовательное учреждение : моу сош №4...
Формы и методы обучения: работа в группах, работа с текстом учебника, выполнение экспериментов в группах, демонстрация опытов, использование...

Применение технологии критического мышления iconТехнология развития критического мышления через чтение и письмо (тркмчп)
Мы с вами знакомы с термином «технология», теоретически знаем различные технологии и многие из них довольно успешно применяем на...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск