Опыта


НазваниеОпыта
страница1/4
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4
Управление образования администрации Яковлевского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Строитель Белгородской области»

Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики через творческие задания

Автор опыта:

Кошевая Галина Николаевна,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №2 г. Строитель

Белгородской области»

Строитель, 2010 год

Содержание:

1. Информация об опыте………………………………………………………2

2. Технология опыта…………………………………………………………...8

3. Результативность опыта…………………………………………………...15

4. Библиографический список……………………………….........................19

5. Приложение к опыту……………………………………………………… 20

Приложение № 1 - Ребусы, считалки, скороговорки……………………. 20

Приложение № 2 - Задания на поиск закономерностей, на внимание…. 23

Приложение № 3 - Нестандартные задачи………………………………. 27

Приложение № 4 – Простые, но творческие задания…………………… 29

Приложение № 5 – Различные виды задач………………………………. 31

Приложение № 6 – Геометрическая сказка. Игры………………………. 35

Приложение № 7 – Шифровки……………………………………………. 36

Приложение № 8 – Головоломки……………………………………….. 38

Приложение № 9 – Тест по методике Е.П. Торренса……………………. 39

Приложение № 10 Тесты на развитие творческих способностей………. 43

Тема опыта «Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики через творческие задания»

Раздел 1

Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта

Опыт возник в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Строитель Белгородской области», где учатся обычные дети. Расположена школа в центральном микрорайоне города. Контингент учащихся в классе разнороден и представлен различными социальными слоями: 27% - служащих, 67% - рабочих, 6% - не имеют постоянной работы. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала, креативности детей (не знают, как это сделать, не хватает времени).

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики. В сентябре 2007 года, на базе учащихся 1-в класса, проведено обследование на выявление уровня творческого мышления учащихся: их гибкости, беглости и оригинальности. Были использованы тесты П. Торренса. (Приложение 9) Результаты диагностики уровня креативного развития показали, что сформировались 3 группы, т.е. из 22 учащихся класса имеют:

высокий уровень

4%

средний уровень

32%

низкий уровень

64%

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у учащихся недостаточно развита креативность. При анализе полученных результатов определилась необходимость создания условий для развития творческого мышления посредством творческих заданий.

Актуальность опыта

Стремительные изменения в социально-экономической и научно-технической сферах современного общества выдвигают перед образованием принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития способностей к постановке творческих задач. Необходимо формирование личности, способной ориентироваться в многообразии окружающего мира.

Все сказанное говорит об актуальности проблемы воспитания творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы. Одной из составляющих этой проблемы является задача развития креативности мышления учащихся.

При осуществлении исследования по теме «Развитие творческого мышления младших школьников через использование творческих заданий на уроках математики», выявляется следующее противоречие:

- между современной российской системой образования, в которой господствующим остается подход к обучению как к усвоению определенной суммы знаний, умений и навыков и требованием современной действительности постоянной готовности школьников к меняющимся условиям проблемной ситуации и умения рассмотреть ее с разных точек зрения, найти наиболее рациональный способ решения.

Решение проблем, вытекающих из выше сказанного, заключается в развитии творческих способностей детей.

В опыте описана система упражнений на развитие внимания, наблюдательности, памяти, на умение проводить анализ, сравнение, находить закономерности. Кроме того, предложены нетиповые, нестандартные задачи, имеющие иногда несколько способов решения, которые не только развивают умственные способности, но и привлекают обучающихся к исследовательской деятельности

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта опирается на идеи Л.С.Выготского, Л.В. Занкова, Л.Г. Петерсон, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. Их идеи способствуют воспитанию человека, который может успешно жить и полноценно действовать в современном мире, изменить этот мир, внести в него что-то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение, а это требование времени. Следовательно, ведущая идея опыта закачается в развитии творческого мышления через систему творческих заданий.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2007 года , когда из учащихся 1-го класса были сформированы группы разного уровня творческого развития и продолжается по настоящее время.

Подготовительный этап работы перед обобщением опыта длился с сентября по ноябрь 2007 года. Он заключался в изучении методической литературы по данной теме, сопоставлении опыта автора с отраженным в литературе опытом других учителей по данному вопросу, составлении планирования, систематизации ранее накопленных фактов из опыта, выбора диагностического инструментария для определения результативности.

Практический этап занимал с ноября 2007 года по май 2009 года. Состоял он в изучении инновационных технологий и в апробации подобранных методов, форм и видов работы: и дифференцированного подхода к детям, и индивидуальной работы на уроке, и различных дидактических, иллюстративных, раздаточных материалов, технических средств обучения и вспомогательного материала к ним: - все это дает детям установку на творчество.

Аналитический этап: с мая 2009года по май 2010года, он включает

проведение мониторинга определения качества и уровня сформированности творческих ключевых компетенций у учеников.

Диапазон опыта

Охватывает организацию творческой деятельности учащихся в единой системе « урок - внеклассная работа по предмету - кружковая работа».

Теоретическая база опыта

Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей обучающихся на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых.

В основу опыта легли идеи многих педагогов и психологов, таких как Ж.Пиаже, Дж. Гилфорда, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Р.С. Немова, Г. Линдсея, К. Халла и Р. Томпсона. Они углубили теорию развития мышления и научно обосновали процесс решения творческих задач, охарактеризовали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.

Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.

Творческое мышление, по мнению Р.С. Немова, - это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.

Дж. Гилфорд считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

2. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаружить его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

3. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

4. Систематическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон считают, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и в частности:

1. Склонность к конформизму, выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках.

2. Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях.

Обе указанные тенденции могут возникнуть у ребенка в раннем детстве, если первые его попытки самостоятельного мышления, первые суждения творческого характера не находят поддержки у окружающих взрослых людей, вызывают у них смех или осуждение, сопровождаемые наказанием или навязыванием ребенку со стороны взрослого в качестве единственно «правильных» наиболее распространенных, общепринятых мнений.

3. Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии критики, мнений других людей.

4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чья позиция критикуется.

5. Завышенная оценка своих собственных идей.

6. Высокоразвитая тревожность.

7. Чрезмерно выраженная тенденция критического мышления.

Лев Семенович Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребенка. Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни все процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития. Он впервые вводит понятие «зона ближайшего развития», отличая ее от актуального, т.е. уже достигнутого развития. Само понятие «зона ближайшего развития» состоит в том, что «на определенном этапе своего развития ребенок может решить некоторый круг задач под руководством взрослых или в сотрудничестве с более умными товарищами, а не самостоятельно». «Развитие, - говорил психолог, - именно из сотрудничества». Термин «сотрудничество» определяет характер помощи, которую следует оказывать ребенку при затруднении. Эта помощь - не прямая подсказка, как выполнить то или иное задание, а организация совместного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со взрослым или товарищем.

Даже при минимальном участии в совместной деятельности он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, раз, от разу накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Именно такая опора на «зону ближайшего развития» помогает раскрыться имеющимся у него потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы.

Эти положения Л.С. Выготского были развиты Л.В. Занковым. В центре внимания при обучении - растущая и развивающаяся личность младшего школьника.

Творчество – есть процесс, имеющий определённую специфику и приводящий к созиданию объективно или субъективно нового в материальной или духовной сфере.

Креативность -- это интегральная характеристика личности, система универсальных способностей, обеспечивающих осуществление творческой деятельности, и обуславливающих процесс жизнетворчества личности.
Творческая деятельность – специфическая форма человеческой активности, в процессе которой актуализируется и формируется креативность.
Творческость – есть своеобразное психическое состояние, выражающееся в готовности к созидающему развивающему взаимодействию с окружающим миром.

Творческая активность - это и есть само созидающее и развивающее взаимодействие с окружающим миром.

Три стадии развития творческого мышления:

Выявленные учеными психологические компоненты творчества являются свойствами взрослого мышления. У учащихся способность к творчеству складываются  постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно. Исследования творчества учащихся позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления:
- наглядно - действенное;

- причинное;
- эвристическое.

Наглядно - действенное мышление позволяет учащемуся понимать пространственные и временные отношения. Мышление рождается из действия. Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа-представления, на развитие фантазии. Можно назвать несколько психологических качеств, лежащих в основе фантазирования:
-четкое и ясное представление образов предметов;
-хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;
-способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;
-способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

 Одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.

Причинное  мышление  связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте. Исследовательская активность учащихся на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления (Шардаков М.Н. Очерки психологии школьника. - М., 1955. С. 126-139). Способность управлять своим мышлением, ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные факты с позиций выдвинутых гипотез являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Оценка своей и чужой деятельности с точки зрения законов и правил природы и общества является критичностью мышления. С одной стороны, благодаря осознанию правил и законов, творчество учащихся становится более осмысленным, логичным, правдоподобным. С другой стороны, критичность может помешать творчеству, так как на этапе выдвижения гипотезы могут показаться глупыми, нереальными и будут отброшены. Подобные самоограничения сужают возможности появления новых, оригинальных идей.

Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие критичности, используются различные методы и приемы.

Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим.

Новизна опыта

Состоит в разработке системы творческих заданий по математике для развития творческого мышления у учащихся начальной школы , а также в заимствовании и применении в новых условиях кем-то созданного опыта.

  1   2   3   4

Похожие:

Опыта iconОпыта
Автор опыта: Дитятева Л. В., социальный педагог мбдоу «Центр развития ребёнка – д/с №48 «Сказка»

Опыта iconОпыта
Исходным условием становления опыта является социальный заказ общества на обеспечение качества гуманитарного образования

Опыта iconТема опыта
...

Опыта iconТема опыта
Авторы опыта: Данченко Татьяна Евгеньевна, Новикова Ирина Васильевна, учителя английского языка мбоу «Лицей №9» г. Белгорода

Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Копейкина Надежда Александровна, преподаватель английского языка гбоу спо нао «Ненецкий аграрно-экономический техникум»,...

Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Вертиева Валентина Михайловна, учитель начальных классов мбоу «Ясеновская средняя общеобразовательная школа Ровеньского...

Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Меркулова Ирина Григорьевна, учитель английского языка маоу «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением...

Опыта iconТема опыта
Сведения об авторе опыта: Ефремова Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы кгу «Пешковская средняя школа» отдела образования...

Опыта iconТема педагогического опыта
История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении

Опыта iconОпыта: «Формирование связной речи старших дошкольников с онр посредством мнемотехники»
Автор опыта: Дивисенко Любовь Александровна, учитель-логопед мбдоу «Детский сад комбинированного вида №62 г. Нарьян-Мара»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск