Березовское муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 19 компенсирующего вида»
623700, Свердловская обл., г. Березовский, ул. Варлакова, дом 5, 19ber.tvoysadik.ru
ПРИНЯТО решением
Педагогического совета
Протокол № ______
«___» _____________ 2015 г.
|
| Утверждена
заведующим
БМКДОУ «Детский сад № 19»
____________ Грошева О.В.
Приказ № _______ от
«___» ____________ 2015 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) 6-7 года жизни
группы компенсирующей направленности
(срок реализации 1 год)
Разработчики:
Казанцева Тамара Алексеевна,
учитель- дефектолог высшей категории
Березовский
2015 год
Содержание
Раздел 1
|
| 1. Пояснительная записка
| 3
| 1.1.Цели и задачи реализации программы
| 4
| 1.1.1 Коррекционные задачи
| 5
| 1.2. Принципы построения программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования
| 6
| Старших дошкольников с ЗПР характеризует
| 7
| Индивидуальные особенности детей данной группы
| 11
| 1.3. Характеристики особенностей развития детей ЗПР подготовительной к школе группы
| 11
| 1.4. Планируемые результаты освоения как ориентиры освоения воспитанниками Программы
| 12
| 1.5.Целевые ориентиры
| 12
| 1.6. Промежуточные результаты освоения программы
| 15
| 1.6.1. Познавательно-речевое развитие
| 15
| 1.6.2. Социально-коммуникативное развитие
| 17
| Раздел 2. Содержательный
|
| 2.1 Структура системы коррекционной работы
| 17
| 2.2 Принципы построения образовательного процесса
| 21
| 2.3 Коррекционная работа по образовательным областям
| 21
| 2.3.1 Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
| 22
| 2.3.2 Образовательная область «Познавательное развитие»
| 28
| 2.3.3 Образовательная область «Речевое развитие»
| 33
| 2.3.4 Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
| 36
| 2.3.5 Образовательная область «Физическое развитие»
| 37
| Этапы коррекционно-развивающей работы
| 39
| 2.5 Календарно - тематическое планирование
| 41
| 2.5.1 Календарно - тематическое планирование по развитию элементарных математических представлений
| 43
| 2.5.2 Календарно-тематическое планирование по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
| 67
| Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте
| 79
| 2.6 Содержание коррекционной работы в рамках ПМПк
| 86
| 2.7 Взаимодействие с воспитателем и специалистами образовательного учреждения
| 89
| 2.8 . Взаимодействие с семьями воспитанников
| 93
| 2.9 Взаимодействие детского сада и школы
| 97
| Раздел 3. Организационный
|
| 3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
| 61
| 3.2. Организация образовательного процесса
| 62
| 3.3. Планирование НОД
| 65
| 3.4 Расписание непосредственно образовательной деятельности
| 103
| 3.5 Образовательная деятельность в ходе режимных моментов в соответствии с ФГОС
| 104
| 3.7 Организация режима пребывания детей
| 105
| 3.8 Отслеживание результатов усвоения программы воспитанниками
| 108
| 3.9.Описание материально-технического обеспечения Программы
| 113
| I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития.
Программа имеет образовательную, коррекционно-развивающую направленность.
При разработке рабочей программы учитывались следующие нормативные документы:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).
Порядка проведения самообследования образовательной Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 г. Москва «Об утверждении организацией» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г. № 28908).
Адаптированная основная общеобразовательная программа Березовского муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 19 компенсирующего вида»
. В программе учтены разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Необходимость и актуальность разработки данной программы вызвана введением в действие нового закона «Об образовании в Российской Федерации», который предусматривает написание каждым педагогом рабочих программ, а также введением ФГОС ДО
Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для
- развития эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сфер у детей с ЗПР;
- развития позитивных качеств личности;
- коррекции недостатков психологического развития и предупреждение вторичных нарушений развития;
- формирование определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Реализация данной программы позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности образовательной работы и коррекционно-развивающего воздействия учителя – дефектолога, установления продуктивного взаимодействия с семьей дошкольника для максимального преодоления отставания в познавательном и речевом развитии.
Это достигается за счет комплексирования общеразвивающих дошкольных программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы учителя дефектолога с учетом особенностей психофизического развития детей с ЗПР данного возраста.
Основой для разработки данной рабочей коррекционно-образовательной программы послужили следующие программы:
« Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. 2014 г
«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. С.Г. Шевченко. М., 2005;
«Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития". Под ред. Л.Б Баряевой, Е.А. Логиновой. СПб. 2010;
Более подробно программно-методические материалы перечислены в разделе "Список литературы".
1.1. Цели и задачи реализации программы.
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Программа в соответствии с ФГОС ДО направлена на решение следующих задач:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- оказание необходимой коррекционной помощи детям с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи;
- обеспечение поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
- осуществление преемственности дошкольного и начального образования,
- обеспечение успешности детей на данных ступенях образования.
Реализация цели и задачосуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы.).
2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Коррекционная работа, осуществляется в процессе взаимодействия со специалистами: учителя-логопеда, учителя- дефектолога, педагога-психолога.
5. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно - образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой группы.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного
1.1.1 Коррекционные задачи:
Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
Обеспечение условия для социализации детей.
Сопровождение детей с ЗПР. Для этого необходимо обеспечить:
- наличие индивидуальных образовательных маршрутов
-охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
- профилактику неврозов;
- предупреждение изоляции детей с ЗПР в группе сверстников;
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определённого круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. |