Рабочая программа коррекционно развивающей работы с детьми


НазваниеРабочая программа коррекционно развивающей работы с детьми
страница1/9
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №262 г. Челябинска


Адрес: г. Челябинск, ул. Шуменская, 45; тел. (351)772-48-47






Одобрено на заседании

педагогического совета

______________________


Утверждаю

Заведующий МБДОУ ДС КВ №262

Смольникова В.Ф._____________



Рабочая программа

коррекционно – развивающей работы с детьми

с нарушениями речи системного характера 4-5 лет (средняя группа)

учитель-логопед:

Худякова Ирина Вячеславовна


Челябинск

Содержание

Аннотация к программе учителя – логопеда………………………………………

Введение…………………………………………………………………………………

I. Пояснительная записка…………………………………………………………….

II. Характеристика возрастных особенностей детей средней группы…………

II.1. Особенности речевого развития нормально развивающихся детей 4 -5 лет

II.2. Особенности речевого развития детей групп комбинированной направленности

III. Особенности осуществления образовательного процесса

III.1. Цель, задачи по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи…………………………………………………………

IV. Целевые ориентиры образовательного процесса

IV.1. Целевые ориентиры по образовательной области

«Речевое развитие» 4 -5 лет……………………………………………………………

V. Задачи рабочей программы

V.1. Задачи по образовательной области «Речевое развитие»……………………….

VI.Программно – методический комплекс образовательного процесса………..

VII. Технологии обучения и развития детей с нарушением речи системного характера и задержанным развитием речи…………………………………….

VIII. Организация образовательного процесса

VIII.1. Календарь тематических недель …………………………………………….

VIII.2 Диагностическая методика обследования речи

VIII.3 Особенности организации предметно-пространственной среды
IX. Система коррекционно – развивающей работы в группах комбинированной направленности для детей с нарушениями речи

IX. 1. Формы и средства организации образовательной деятельности

IX. 2.Алгоритм логопедической работы в средней группе комбинированной направленности

IX.3. Программа коррекционно-развивающей работы в средней группе комбинированной направленности………………………………

IX.3. 1.Программа коррекционно–развивающей работы с детьми с задержкой речевого развития

IX.3. 2.Программа коррекционно–развивающей работы с детьми с I уровнем развития речи

IX.3. 3.Программа коррекционно–развивающей работы с детьми со I I уровнем развития речи

IX.3. 4.Программа коррекционно–развивающей работы с детьми с I I I уровнем развития речи

X. Мониторинг динамики развития детей групп комбинированной направленности………………………...

XI. Формы и направления взаимодействия с коллегами, семьями воспитанников

XII.1. Взаимодействие специалистов образовательного учреждения в реализации коррекционных мероприятий…………………………………………………………

XII.2. Формы работы с родителями по реализации образовательной области «Речевое развитие»…………………………………………………………………….

XIII. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

XIII.1. Оснащение кабинета учителя-логопеда………………………………………

XIII.2. Документация учителя-логопеда……………………………………………...

Приложения

Литература

Введение
Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Обновление дошкольного специального образования предполагает, прежде всего, создание условий для системного развития возможностей проблемного ребенка в целях обогащения его социального опыта.

Обучение и коррекция развития детей с ОВЗ должны осуществляться по образовательным программам, разработанных на базе основных образовательных программ с учетом психолого - педагогических особенностей и возможностей таких обучающихся.

Это вызывает необходимость взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий специалистов учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателей и семьи. Это позволит обеспечить организацию познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников, а также повышение качества информированности семьи о потенциальных возможностях ребёнка, что предполагает разработку Рабочей программы коррекционно-развивающей работы, раскрывающей формы и приёмы организации коррекционно-образовательного процесса, отражающих специфику обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему комплексного психолого- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях воспитательно-образовательного процесса.

Данная примерная рабочая программа учителя – логопеда разработана для воспитанников групп комбинированной направленности для детей с нарушениями речи системного характера и для детей с задержанным речевым развитием.

Рабочая программа содержит описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы в средней группе для детей с нарушениями речи системного характера в рамках Федерального государственного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта дошкольного образования).

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы.

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.


  1. Пояснительная записка

Настоящая программа составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Программа базируется на Образовательной программе дошкольного образования МБДОУ ДС КВ №262.

Нормативно-правовую основу рабочей программы коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда составляют:

  1. Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО).

  2. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  3. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

Программа разработана для детей с нарушениями речи системного характера (в структуре дефекта при задержанном развитии на первый план выступает несформированность познавательной деятельности, при этом отмечается и недоразвитие речи) , возрастная группа 4-5 лет (средняя).

Содержание рабочей коррекционно – развивающей программы выстроено в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ.

  • Содержание рабочей коррекционно – развивающей программы выстроено в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования ДОУ , с использованием элементов программы Нищевой Н.В., методических рекомендаций Боряковой Н.Ю.Ступеньки развития». Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. (Учебно-методическое пособие.- М.: «Гном Пресс», 2000г.;)


Цели:

Программа направлена на повышение качества коррекционной работы в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. А так же, на обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи системного характера) на специальную (коррекционную) помощь, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и образовательных потребностей, охрану и укрепление физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей.

Задачи:

Освоение детьми с нарушениями речи основной общеобразовательной и коррекционной программы. Обеспечение коррекционной работы, направленной на преодоление отклонений в речевом развитии детей с нарушением речи системного характера (коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста групп комбинированной направленности, возможность освоения данными детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении)

Коррекционно-развивающие задачи
обеспечить логопедическую коррекцию речи детей с ОВЗ в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей и компенсаторных возможностей по основному направлению познавательно-речевому путём коррекции всех компонентов речи детей (общей, мелкой, артикуляционной моторики, фонематических процессов, грамматического строя речи, импрессивной и экспрессивной стороны речи, просодики, фонетической стороны речи), составляющих контингент групп комбинированной направленности (НРСХ УРР 1-3, ЗРР). Система логопедического воздействия учитывает возрастные особенности, структуру дефекта и потенциальные возможности ребенка, а также учитываются коррекционно-развивающие задачи.

В программе излагается система коррекционно-развивающей работы в группах комбинированной направленности для детей в возрасте от 4 до 5 лет, которая предусматривает полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Планирование работы во всех образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с речевой патологией. Комплексность логопедического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Хочется отметить ,что данная категория детей оказалась в фокусе внимания дефектологов, физиологов, психологов, педагогов лишь с середины 60-х годов ( Т. А. Власова , М. С. Певзнер, 1967; Т.В.Егорова,1973; К.С. Лебединская , В.И.Лубовской,Н.А.Никашина,1976;Н.Ю.Борякова 1999;Коненкова И.Д.,2009;Г.Н.Лаврова 2012 и др.) Неполнота знаний о закономерностях развития и механизмах нарушения развития речи у детей с НРСХ ЗРР, НРСХ УРР1-2-3 отражается на решении вопроса о том, какие диагностические методики, используемые в логопедических обследованиях, являются надёжными и валидными ,а так же по разному обосновывается формулировка логопедических заключений при данных патологиях, так в книге Боряковой Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие-М.:Гном-Пресс,2002-64с.рекомендуется использовать следующую формулировку: «Задержка психического развития, недоразвитие речи системного характера , 1(2,3) уровень речевого развития.
Программа разработана на основе принципов коррекционно – педагогической деятельности:

Принцип системности коррекционных (исправление отклонений и разрешение трудностей), развивающих (оптимизация и стимулирование, обогащение содержания развития) и профилактических (предупреждение отклонений и трудностей) задач.

Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания коррекционной помощи в развитии ребенка, т.е. коррекции предшествует детальное обследование.

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей, и означает, что основным способом коррекции является организация активной деятельности ребенка, в ходе которой создаются условия для ориентировки ребенка в трудных для него ситуациях и организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в личностном развитии.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка предполагает оценку уровня развития ребенка относительно возрастной нормы.

Принцип комплексности методов педагогического и медицинского воздействия утверждает необходимость комплексного использования многообразия методик.

Принцип активного привлечения социального окружения к работе с ребенком.


II. Характеристика возрастных особенностей детей средней группы 4-5 лет.

II.1. Особенности речевого развития нормально развивающихся детей 4 -5 лет

Социальная ситуация развития ребенка 4-5 лет характеризуется появлением новой формы общения со взрослым: внеситутивно-познавательной. Ребенку уже мало просто внимания взрослого, ему уже недостаточно одной совместной деятельности. Содержание общения становится внеситуативным, т.е. выходящим за рамки непосредственно данной ситуации. Благодаря развитию речи дошкольник уже может общаться не только по поводу того, что прямо сейчас перед глазами, но и по поводу того, что только представляется. Общение в 4 - 5 лет становится более отвлеченным, «теоретическим». Ребенок начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называю "почемучками". Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения - познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет источник знаний, способный ответить на все вопросы.

Игра в середине дошкольного детства проходит иначе, чем у младших дошкольников. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 - 5 лет дети называют роль до начала игры. Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. Действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим. Игровое действие выполняется уже не ради самого действия, а ради отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью.

Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако наиболее интенсивно оно развивается именно а дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует. Значительный шаг в развитии воображения связан с усвоением речи, задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. К 4 - 5 годам в процесс воображения включается планирование. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Можно сказать, что изменяется системное место воображения в общей структуре сознания ребенка. Ребенок дошкольного возраста становится способен действовать в плане общих представлений.

Мышление ребенка 4 лет перестает быть наглядно- действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно- следственные отношения между событиями и явлениями.

В данном возрасте психические процессы становятся более опосредованными в качестве специфических средств восприятия выступают сенсорные эталоны, а в качестве средств образного мышления - наглядные модели. Данный возраст переломный в опосредовании психических процессов, в 4 - 5 лет резко возрастает речевая опосредованность мышления и восприятия.

Для данного возрастного отрезка характерно значительное увеличение активности и самостоятельности познавательной деятельности детей.

Из общей характеристики данного возрастного отрезка становится понятно, что в 4 - 5 лет многие психические процессы и особенности дошкольника приобретают свое качественное своеобразие. Благодаря этому на данном отрезке жизни ребенка становится возможна формулировка социально - психологического норматива психического развития:

  1. внеситуативно - познавательное общение;

  2. появление сюжетно- ролевой игры;

  3. наглядно-образное мышление;

  4. «планирующее» воображение;

  5. речевая опосредованность восприятия и мышления.

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов,

обозначающих свойства и качество предметов, действия с ними, их функциональные признаки.

Они начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близким (синонимы), употребляют обобщающие слова. К 5 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 2000 – 2500

Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая

заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом – неправильно. Типична и обратная замена звуков: шапка – сапка, жук – зук и т.д.).

У многих детей наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков( «Р»,«Л»), что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи. В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов (красный шар, кранная шапка); начинают активно использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около).

Речь становится связной и последовательной. Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая, так и монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам, игрушкам.

Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Таким образом, средний возраст представлен следующими характеристиками: Главное направление в развитии речи детей – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки, начинают активнее подбирать слова с противоположным и близким значением (антонимы и синонимы), сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением).

Дети начинают осваивать разные типы высказывания (описание и повествование). Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

Однако в речи детей пятого года жизни встречаются следующие особенности:

– не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;

- имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа);

- речь детей среднего дошкольного возраста отличается подвижностью и неустойчивостью, они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова для многих затруднительно;

- большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Рабочая программа коррекционно развивающей работы с детьми iconРабочая программа Коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными...
Коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (зпр) 6-7 года жизни

Рабочая программа коррекционно развивающей работы с детьми iconРабочая программа учителя логопеда (срок реализации 2 года) Муниципального...
Нищевой Н. В. «примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы с детьми онр» (Автор Н. В. Нищева),и программы...

Рабочая программа коррекционно развивающей работы с детьми iconПрограмма принята на заседании
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с онр

Рабочая программа коррекционно развивающей работы с детьми iconПроект коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста «Детство»
Доу; коррекция психических и поведенческих функций детей; информационно-просветительская работа с родителями и педагогами; работа...

Рабочая программа коррекционно развивающей работы с детьми iconПояснительная записка. Адаптированная программа коррекционно-развивающей...
Планируемые результаты и показатели результативности и эффективности коррекционной работы

Рабочая программа коррекционно развивающей работы с детьми iconРабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей подготовительной...
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного...

Рабочая программа коррекционно развивающей работы с детьми iconПрограмма коррекционно-развивающей работы «Комплексное сопровождение...
Негосударственное образовательное учреждение школа среднего (полного) общего и дополнительного образования «София»

Рабочая программа коррекционно развивающей работы с детьми iconРабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми...
...

Рабочая программа коррекционно развивающей работы с детьми iconРабочая программа «Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками...
Перспективное планирование коррекционно-развивающих занятий на дошкольном логопедическом пункте

Рабочая программа коррекционно развивающей работы с детьми iconРабочая программа коррекционно-логопедической работы в старшей подготовительной...
Детский сад комбинированного вида №6 г. Лениногорска муниципального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск