Коррекционная работа с детьми с особыми возможностями здоровья в мдоу црр – Д/С №5 г. Можайска


Скачать 379.39 Kb.
НазваниеКоррекционная работа с детьми с особыми возможностями здоровья в мдоу црр – Д/С №5 г. Можайска
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3
Коррекционная работа с детьми

с особыми возможностями здоровья в МДОУ ЦРР – Д/С №5 г.Можайска
Коррекционная работа в соответствии с ФГОС ДО  направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.

Работа с детьми с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Коррекционной работа в ДОУ не предусматривает оценку развития детей в привычных рамках мониторинга. Дети групп диагностируются и, по итогам диагностики развития детей, отмечается наличие положительной динамики. При определении специфики коррекционно-педагогического процесса учитывается не только характер заболевания, но и возраст детей. Известно, что раннее начало коррекционной работы позволяет достичь ощутимых положительных результатов, так как функциональные системы находятся в стадии формирования. Однако особенности дошкольного возраста заключаются и в том, что ребенок не в состоянии реализовывать долгосрочные сложные программы поведения, ориентированные на конечный результат. Отсюда, как бы значимы не были для ребенка вопросы психического и физического самосовершенствования, он не способен к длительным монотонным тренировкам. Поэтому вся работа должна быть построена таким образом, чтобы коррекция проводилоась ненавязчиво, в процессе тех видов деятельности, которые привлекательны для дошкольников.

Коррекционная работа проводится в 4 этапа -    пропедевтический, первый, второй, третий.

Категорию детей с минимальными и парциальными нарушениями психического развития  рассматриваются как самостоятельная категория, занимающая промежуточное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием, и обозначается как «группа риска». При выявлении таких детей организуется своевременная коррекционная помощь с целью предотвращения дальнейшего усложнения данных проблем. Обеспечение диагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ, исходя из реальных возможностей МДОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников осуществляется посредством психолого-медико-педагогической службы - консилиума (ПМПк и ПМПК).

Работа в ПМПк позволяет перейти к комплексному, коллегиальному изучению проблем и планированию совместных действий родителей и педагогов по коррекции выявленных проблем детей. 

Специалисты службы, педагоги, администрация МДОУ свою деятельность строят на 4-х основных положениях:

  • только совместная работа (в условиях «одной команды») педагога-психолога, воспитателя, учителя-логопеда, медицинских работников может дать реальный результат. Взаимодействие специалистов МДОУ осуществляется посредством:

- взаимного информирования по результатам диагностики;

- взаимного консультирования по возникающим проблемам;

- проведения интегрированных занятий;

- совместного обсуждения вариантов разрешения проблемы и выработка общего плана действий.

  • работа по оказанию помощи ребенку начинается с семьи, т.е. ближайшего окружения ребенка, потому что разрешение любой проблемы возможно при условии общей заинтересованности ребенка, его родителей, педагогов, сверстников. Очевидно, что противоборство любого из этих субъектов проблемы многократно усиливает действие факторов риска. Поэтому родители и ближайшее окружение ребенка являются равноправными субъектами сопровождения.

Основные этапы процесса сопровождения:

1. Диагностический этап, целью которого является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения. Диагностический этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации. Сигналом для начала работы с ребенком может служить:

- выявление проблем в ходе диагностики;

- обращение родителей за консультацией;

- запрос воспитателя, администрации ДОУ.

После фиксации сигнала проблемы вырабатывается логика проведения диагностического исследования. На этом этапе очень важно установить доверительный контакт со всеми участниками проблемной ситуации, помочь им вербализировать проблему, совместно оценить возможности ее решения.

2. Поисковый этап, целью которого является - сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации.

3. Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы.

4.Деятельностный этап. Этот этап обеспечивает достижение желаемого результата.

5.Рефлексивный этап - период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Это этап реализуется на повторном заседании ПМПк по результатам проведенной работы. Этот этап может стать заключительным, если проблема ребенка успешно решена. Если же реализация программы (плана) индивидуального развития ребенка не дала положительных результатов, в программу могут быть внесены изменения для получения более значимых результатов, или же ребенку будет предложено посещение ПМПК с целью смены образовательного маршрута.

 

Психолого-медико-педагогическое обследование

детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

  • своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;

  • выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

  • определить оптимальный педагогический маршрут;

  • обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении;

  • спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

  • оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

  • определить условия воспитания и обучения ребенка;

  • консультировать родителей ребенка.

Одним из основных принципов диагностики является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.

Медицинское обследование начинается с изучения данных анамнеза. Анамнез собирается старшей медсестрой МДОУ и составляется на основании ознакомления с документацией ребенка и беседы с родителями (или лицами, их заменяющими).

Личный анамнез ребенка содержит следующие сведения:

- особенности беременности матери;

- длительность приема лекарственных препаратов и влияние вредных факторов на беременность;

- особенности родов;

- характер помощи во время родов;

- наличие у ребенка врожденных пороков развития, судорог и др.;

- вес ребенка при рождении, время начала его кормления, срок пребывания в роддоме;

- перенесенные ребенком заболевания, особенности лечения, наличие осложнений.

- указывается, где, как и кем воспитывался ребенок до момента поступления в дошкольное учреждение.

В социальном паспорте семьи анализируются данные о семье ребенка и наследственности:

- описывается состав семьи;

- возраст;

- образовательный уровень каждого ее члена;

- характерологические особенности родителей;

- семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок;

- место и характер работы родителей;

- дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку;

- фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.

Педагоги и воспитатели знакомятся с результатами медицинского обследования по документации: изучают историю развития ребенка, заключения специалистов. Это поможет им сориентироваться в имеющихся у ребенка проблемах и создать необходимые условия для его развития в дошкольном учреждении.

Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении умственного развития детей с ОВЗ. Его результаты могут рассматриваться в совокупности с другими данными о ребенке.

Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ ставит вопросы изучения и выявления особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие.

Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ОВЗ, поскольку эта категория дошкольников представляет исключительное разнообразие. Психологическое обследование проводит психолог. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие).

В качестве источников диагностического инструментария используются:


 Направления развития

Диагностические методики

Ответственные

Сформированность знаний об окружающем мире. Исследование зрительной памяти

Методики Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева.

Педагог-психолог

Исследование координации движения ребенка.

Методика «Пирамидка»  С.Д. Забранная

Изучение особенностей установления причинно-следственных связей.

Методика «Последовательные картинки» С.Д. Забранная (3-4 года), Н.Я. Семаго, Н.М. Семагго (4-6 лет).

Выявление уровня развития зрительно-моторной координации.

Методика «Графическая деятельность» О.В. Конаплева, А.Ю. Меньшутина

Уровень развития мышления.

Методика работы с разрезными картинками. С.Д. Забранная

Выявление умения анализировать и сравнивать изображения.

Методика «Найди пару» Е.А. Стребелева

Выявление эмоционально-личностных особенностей ребенка:

Определение объема непосредственной образной памяти;

 

- методика Анкета «Наблюдение за поведением ребенка» А.Романова (3-4 года)

- методика «10 предметов» Т.Д. Мартенковская (5-6 лет)

- методика «10 картинок для запоминания» Т.Д. Мартенковская (4-5 лет)

Педагог-психолог

Развитие мелкой моторики.

 

методика «Соедини точки» О.В. Коноплева, А.Ю. Меньшутина (4-6 лет)

Особенности развития внимания.

Методика «Найди отличия» Черемошкина Л.В. (4-6 лет)

Особенности развития памяти.

 

 

Методика «10 слов» А.Р. Лурия. Методика нахождения недостающих деталей» Д. Векслер (4-6 лет) Н.Я Семаго, М.М. Семаго (4-6 лет).

Сформированность пространственных представлений.

Методика «Простые невербальные аналогии» Н.Я Семаго, М.М. Семаго.

Интеллектуальное развитие.

Методика «Четвертый – лишний» (4-6 лет)

Развитие детей раннего возраста

Диагностика развития детей раннего возраста по  Е.А. Стребелевой

Развитие речи:




Звукопроизношение

Методика О.Б. Иншаковой О.Е. Грибовой.

Учитель-логопед

Фонематическое восприятие.

Методика В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста

Звуковой анализ и обучение грамоте.

Методика О.Е. Громовой, Г.Н. Соломатиной

Логопедическое обследование детей 2-4 лет.

Словарь и словообразование.

 

Методика   Р.А. Кирьяновой. Комплексная диагностика дошкольников.

Слоговая структура слова.

Грамматический строй речи. 

Связная речь.

Методика С.Е. Большаковой. Логопедическое обследование ребенка.

Выявление социальных и личностных проблем:




Наблюдение за поведением ребенка в группе

(карта) Е.Г. Юдина.

Педагог-психолог

Тест «Рисунок семьи».

 

Индивидуальный профиль социального развития ребенка  

Е.Г. Юдина.

Тест неоконченных предложений «Рассказ о себе»

Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко.

Анкета «Семья глазами ребенка» 

Е.Г. Юдина.

«Почта» Е.Антонова, Е. Бине

(модификация Е.П. Арнаутовой).

Интерпретативный тест «Грустная мама»

(модификация методики Г.Т. Хоментаускаса).

Социометрия «Два домика», «Цветные домики».

 

«Оценка неблагополучия ребенка в группе»

 

Готовность детей к обучению в школе:




Мотивационная готовность к школе.

Методика А.Д.Виноградова

Педагог-психолог

Особенности развития внимания

Методика Л.В. Черемошкина, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, А.Д. Виноградова, Л.А Ясюкова

Развитие памяти.

Методика А.Д. Виноградова, А.Р. Лурия

Интеллектуальная готовность.

Методика А.Д. Виноградова, Л.А.Ясюкова, М.Безруких

Особенности развития мелкой моторики

Методика А.Д.Виноградова, Н.И. Гуткина

Запас бытовых знаний. Ориентация детей в окружающем мире.

Н.Савельева, Р.С. Немов -  стартовая;

Б.С. Волков, Н.В. Волкова - итоговая

Адаптация детей дошкольного возраста к детскому саду

Методика Н.В. Соколовской «Адаптация ребенка к условиям детского сада»


Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

Характеризуют эмоциональную сферу и поведение ребенка на основе следующих качественных показателей:  

  • особенности контакта ребенка;

  • эмоциональная реакция на ситуацию обследования;

  • реакция на одобрение;

  • реакция на неудачи;

  • эмоциональное состояние во время выполнения заданий;

  • эмоциональная подвижность;

  • особенности общения;

  • реакция на результат.

Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:

  • наличие и стойкость интереса к заданию;

  • понимание инструкции;

  • самостоятельность выполнения задания;

  • характер деятельности (целенаправленность и активность);

  • темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;

  • работоспособность;

  • организация помощи.

Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:

  • особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;

  • особенности моторной функции.

 

В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями для определенного содержания дальнейшего обучения важным является педагогическое обследование. Педагогическое изучение предусматривает получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ. Интересующие сведения получают при использовании таких методов, как:

  • непосредственная беседа с ребенком и родителями;

  • анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.);

  • педагогическое наблюдение.

Педагогическое наблюдение специально планируется, точно ориентированно и систематично. Оно позволяет оценить степень сформированности деятельности в целом — ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий. Особенно важно наблюдение за познавательной активностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.

В ходе педагогического наблюдения ребенку предлагается:

  • назвать свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;

  • рассказать о семье, назвать имя и отчество мамы, папы;

  • место работы родителей;

  • назвать имена и отчества близких взрослых, имена сверстников;

  • рассказать об основных правилах поведения на улице, в общественных местах;

  • о любимом занятии дома и др.

Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ.

 
  1   2   3

Похожие:

Коррекционная работа с детьми с особыми возможностями здоровья в мдоу црр – Д/С №5 г. Можайска icon3) Анкета участника размещения заказа (форма №3)
Сош», мдоу «Детский сад №7», мдоу «Детский сад №11», мдоу «Детский сад №17» (ул. Калинина, 34), мдоу «Детский сад №17» (ул. Калинина,...

Коррекционная работа с детьми с особыми возможностями здоровья в мдоу црр – Д/С №5 г. Можайска iconДоклад о деятельности мс(К)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...

Коррекционная работа с детьми с особыми возможностями здоровья в мдоу црр – Д/С №5 г. Можайска iconОтчет государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного...
Государственное бюджетное специальное(коррекционное)общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...

Коррекционная работа с детьми с особыми возможностями здоровья в мдоу црр – Д/С №5 г. Можайска iconПоложение о порядке и условиях оплаты труда работников муниципального...
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...

Коррекционная работа с детьми с особыми возможностями здоровья в мдоу црр – Д/С №5 г. Можайска iconКоллективный договор государственного казенного специального (коррекционного)...
Государственном казенном специальном (коррекционном) образовательном учреждении Калужской области для обучающихся, воспитанников...

Коррекционная работа с детьми с особыми возможностями здоровья в мдоу црр – Д/С №5 г. Можайска iconПедагогический проект
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с особыми возможностями здоровья посредством использования...

Коррекционная работа с детьми с особыми возможностями здоровья в мдоу црр – Д/С №5 г. Можайска iconРабочая программа Коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными...
Коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (зпр) 6-7 года жизни

Коррекционная работа с детьми с особыми возможностями здоровья в мдоу црр – Д/С №5 г. Можайска icon«Безработица»
Государственное бюджетное образовательное учреждение Зилаирская коррекционная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями...

Коррекционная работа с детьми с особыми возможностями здоровья в мдоу црр – Д/С №5 г. Можайска iconКоррекционная общеобразовательная школа-интернат III-IV вида
Областное автономное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...

Коррекционная работа с детьми с особыми возможностями здоровья в мдоу црр – Д/С №5 г. Можайска iconМинобрнауки россии
Всероссийского конкурса студенческих проектов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Особое детство»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск