Задачами преподавания дисциплины являются


НазваниеЗадачами преподавания дисциплины являются
страница1/36
ТипЗадача
filling-form.ru > Туризм > Задача
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
Приложение к ООП

по направлению подготовки

Право и организация социального обеспечения,

квалификация юрист




Аннотация рабочих программ
Русский язык и литература
1. Цель преподавания дисциплины

Преподавание учебной дисциплины «Русский язык и литература» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности выпускника ВГУЮ (РПА Минюста России) на основе среднего профессионального образования.

Целью обучения является получение выпускником личностных, метапредметных и предметных результатов образования, позволяющего успешно работать в избранной сфере деятельности.
2. Задачами преподавания дисциплины являются

- совершенствовать знания студентов о русском языке, его структуре, языковых единицах разных уровней и их функционировании;

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность студентов;

- совершенствовать знания о различных сферах и ситуациях общения;

- совершенствовать речевую культуру студентов;

- способствовать полному и совершенному владению основными нормами русского литературного языка и речевого этикета;

- формировать умения опознавать и анализировать единицы языка, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

- повышение читательской культуры;

- развитие навыка понимания авторской позиции;

- умение анализировать тексты художественных произведений в единстве их формы и содержания;

- знакомство с основными сведениями по истории к теории литературы.
Лекция 1. Введение. Общая характеристика и своеобразие русской литературы

Общая характеристика русской классической литературы, ее гуманистический пафос, художественные поиски жизнеутверждающих идеалов, высоких духовных ценностей.
Лекция 2. Периоды развития литературы как виды искусства

Периоды развития литературы как вида искусства. Общественное значение литературы.
Лекция 3. Лексическое богатство русского языка. Неологизмы. Особенности их употребления. Понятие о фразеологических оборотах. Морфема. Состав слова. Словообразование и формообразование

Лексика и фразеология. Слово как основная единица языка. Лексическое и грамматическое, прямое и переносное значения слов; однозначные и многозначные слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Исторические изменения в словарном составе языка. Архаизмы и историзмы. Основные источники пополнения лексики. Неологизмы.

Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова. Старославянизмы.

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Диалектизмы, профессионализмы, слова-термины.

Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Источники фразеологизмов.
Лекция 4. Творчество Г.Р. Державина

Г.Р. Державин. Г. Р. Державин – величайший лирик XVIII в. Жизнь и творческий путь. Стихотворения: «Властителям и судьям», «Фелица», «Ключ», «Русские девушки», «Соловей», «Памятник», «Бог».

Жанр оды в творчестве Державина. Темы, идейный пафос, приемы выражения авторской позиции (восклицания, обращения, риторические вопросы и др.). Тема поэта и поэзии. Классические и реалистические элементы в творчестве поэта.
Лекция 5. Творчество В. А. Жуковского

В. А. Жуковский. «Золотой век» русской поэзии. Основные течения в русском романтизме: психологический, гражданский, неоклассицизм, философский. Краткий очерк жизни и творчества Жуковского. Черты романтизма в его поэзии. Идеал и действительность в сознании писателя-романтика. Роль Жуковского, поэта и переводчика, в приобщении русского читателя к мировой культуре. Сюжеты и герои баллад Жуковского.

Баллады: «Светлана», «Эолова арфа». Стихотворения: «Певец во стане русских воинов», «Песня», «Море».
Лекция 6. Творчество А. С. Пушкина. Основные темы и мотивы лирики. Художественное своеобразие романа «Евгений Онегин»

А. С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Лирика А. С. Пушкина, ее гуманизм. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. Основные темы и идеи лирики А. С. Пушкина.

Стихотворения: «Пророк», «Поэту», «Осень», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Отцы пустынники и жены непорочны…», «19 октября» (1825 г.), «Была пора: наш праздник молодой…», «Друзьям», «Сожженное письмо», «На холмах Грузии», «Я вас любил…», «Ненастный день потух…», «Поэт и толпа», «Эхо», «Редеет облаков летучая гряда…», «Вновь я посетил…».

Философское осмысление жизни, творчества, любви, природы в творчестве А. С. Пушкина.

Роман «Евгений Онегин». Творческая история романа. Своеобразие романа. Своеобразие его жанра и композиции. Пушкинская эпоха в романе. Социально-историческое и общечеловеческое значение нравственных проблем романа: цель и смысл жизни, губительность индивидуализма и эгоизма, проблемы любви и долга. Герои романа. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах образов романа. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа». «Евгений Онегин» – первый реалистический роман в русской литературе.
Лекция 7. Принципы употребления прописных букв в различных наименованиях

Орфография и пунктуация. Русское правописание как система общепринятых норм письма. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении между людьми. Справочники по орфографии и пунктуации.

Орфография как система правил написания слов. Разделы русской орфографии и принципы написания.

Правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания.

Слитные, дефисные и раздельные написания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания. Особенности правописания различных частей речи.

Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.
Лекция 8. Творчество М. Ю. Лермонтова. Основные темы и мотивы лирики. Роман «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе.

М. Ю. Лермонтов. Очерк жизни и творчества.

Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова: пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, тема поэта и поэзии.

Лирика: «Дума», «Пророк», «Поэт», «Я не унижусь пред тобою…», «Выхожу один я на дорогу…», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»).

«Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе о трагедии незаурядной личности в условиях враждебной действительности. Смысл названия романа. Роль автора и рассказчиков в романе. Особенности композиции. Печорин как герой романа. Проблемы несостоятельности индивидуализма, ответственности человека перед людьми. Женские образы в романе.

Реалистическое и романтическое начала в романе.
Лекция 9. Творчество Н. В. Гоголя. Поэма «Мертвые души»: история создания, смысл названия. Чичиков – новый герой эпохи

Н. В. Гоголь. Очерк жизни и творчества.

Поэма «Мертвые души». Своеобразие жанра и композиции. Путешествия героя как прием воссоздания широкой панорамы России: Русь народная, помещичья, чиновничья. Типичность характеров поэмы. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал в поэме, обусловленное высоким гуманистическим идеалом Н. В. Гоголя. Проблема русского национального характера. Чичиков как новый «герой» эпохи.
Лекция 10. Развитие русской литературы во второй половине XIX в. Расцвет критического реализма.

Россия второй половины XIX в. Расцвет реализма в русской литературе, особая роль литературы в жизни общества. Эстетические и нравственно-философские достижения русской литературы этого периода. Литература как выражение духовных исканий русского общества.

Роль журналов в общественной жизни России. Журналы «Современник» и «Общественные записки».
Лекция 11. Драматургия А.Н. Островского. Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза»

А. Н. Островский. Краткий очерк жизни и творчества. А. Н. Островский – основоположник русского реалистического театра, создатель русского сценического репертуара.

Тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга.

«Гроза». Незаурядность характера Катерины. Борьба личности за право быть свободной, за свободное проявление духовных сил и возможностей, обличение самодурства, грубой силы, невежества.
Лекция 12. Драма «Гроза» в русской критике

Оценка пьесы в русской критике (Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве», А. А. Григорьев «После «Грозы» Островского», Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы»).
Лекция 13. Система частей речи.

Имя существительное. Правописание суффиксов существительных и сложных существительных. Окончания в Д. и П. падежах. Множественное число имен существительных

Имя существительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Способы образования имен существительных.
Лекция 14. И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

И. А. Гончаров. Краткий очерк жизни и творчества.

Роман «Обломов». Хорошее и дурное в характере Обломова. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову.
Лекция 15. Имя прилагательное: окончания прилагательных, суффиксы прилагательных, сложные прилагательные. Т. падеж омонимичных фамилий и населенных пунктов. Употребление некоторых форм прилагательных

Имя прилагательное. Значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Разряды имен прилагательных по значению. Способы образования имен прилагательных.
Лекция 16. Роман «Обломов» в русской критике

Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?»
Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. Н. Писарева, «Обломов» – роман
И. А. Гончарова» А. А. Дружинина).

Теория литературы. Обобщающее в литературе. Типическое явление
в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное.
Лекция 17. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Идейно-художественное своеобразие романа

И. С. Тургенев. Краткий очерк жизни и творчества.

Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Чуткость писателя к нарождающимся явлениям русской общественной жизни. Герой эпохи в изображении Тургенева. Базаров в системе действующих лиц. Трагическое одиночество героя. Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция. Отношение автора к своему герою. Споры вокруг романа «Отцы
и дети»: полемика в критике – статьи Д. И. Писарева «Базаров»,
М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени», Н. Н. Страхова «″Отцы и дети″ И. С. Тургенева».
Лекция 18. Имя числительное: значение и употребление. Правописание числительных

Имя числительное. Значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Числительные количественные и порядковые. Разряды количественных числительных. Склонение числительных.
Лекция 19. Творчество Ф.И. Тютчева. Творчество А.А. Фета.

Ф. И. Тютчев. Стихотворения (по выбору студента): «Осенний вечер», «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…», «День и ночь», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Я встретил вас…»,
«Чему бы жизнь нас ни учила. . . », «Эти бедные селения…».

Тютчев – поэт-философ и певец русской природы. Представление о единстве мира природы и внутреннего мира человека, о жизни как борьбе. Любовная лирика, раскрытие в ней драматических переживаний человека.

Теория литературы. Углубление понятия о лирике.

А. А. Фет. Стихотворения (по выбору): «Еще майская ночь…», «Шепот, робкое дыхание…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Летний вечер тих и ясен…», «Еще весны душистой нега…», «Заря прощается с землею…»,
«Это утро, радость эта…», «Поэтам», «Певице», «Сияла ночь, луной был полон сад…».

Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике А. А. Фета. Сочетание жизненной конкретности и умения передать подвижность настроений и переживаний, слуховых и зрительных впечатлений. Метафоричность поэзии Фета. Музыкальность, мелодичность стиха. Проникновенное чувство родной природы, единство ее с человеком в поэзии А. А. Фета.
Лекция 20 Местоимение: значение и употребление. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений

Местоимение. Значение местоимений. Разряды. Склонение местоимений.
Лекция 21. Творчество Н.А. Некрасова. Основные темы лирики

Н. А. Некрасов. Краткий очерк жизни и творчества.

Стихотворения (по выбору): «Я не люблю иронии твоей…», «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Надрывается сердце от муки…», «Блажен незлобивый поэт…», «Пророк», «Поэт и гражданин», «Элегия» (1874 г.), «Музе», «Зине» («Ты еще на жизнь имеешь право…»), «Еду ли ночью по улице темной…», «Песня Еремушке».

Развитие пушкинских и лермонтовских традиций в поэзии
Н. А. Некрасова. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний поэта. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Исповедь, проповедь, покаяние в лирике поэта.
Лекция 22. Н.С. Лесков. «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие повести

Н. С. Лесков. Краткий очерк жизни и творчества.

«Очарованный странник» (обзор). Иван Флягин – один из правдоискателей земли русской. Характер и трагическая судьба талантливого русского человека. Самобытность языка писателя.
Лекция 23. М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Сатирическое обличение деспотизма власти, покорности и невежества народа. «Сказки»

М. Е. Салтыков-Щедрин. Краткий очерк жизни и творчества.

«История одного города» (обзор). Своеобразие жанра. Сатирическое обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа
в книге М. Е. Салтыкова-Щедрина. Приемы фантастики, гротеска и художественного иносказания.
Лекция 24. Глагол. Спряжение глагола, правописание личных безударных окончаний; правописание суффиксов глаголов

Глагол. Значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Способы образования глаголов.
Лекция 25. Творчество Ф.М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание»

Ф. М. Достоевский. Очерк жизни и творчества.

Роман «Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе «Преступление и наказание». Боль за человека – основа авторской позиции в романе. Смысл теории Раскольникова. Социальные и философские истоки его бунта. Идея христианского смирения, всепримиряющей любви как антитеза бунту Раскольникова. Проблема личной ответственности человека за судьбы мира. Своеобразие изображения внутреннего мира героев романа.
Лекция 26. Гуманизм Ф.М.Достоевского. Мировое значение творчества Ф.М. Достоевского

Мировое значение творчества Ф. М. Достоевского.
Лекция 27. Творчество Л.Н. Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». Изображение войны в 1812г. в романе. «Мысль народная» в романе

Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь.

«Война и мир» – роман-эпопея. Народ и личность – одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни.

«Мысль народная» в романе. Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуждение войны в романе. Патриотизм в понимании писателя.
Лекция 28. Причастие. Суффиксы причастий. Склонение причастий. Причастия полные и краткие. Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Характеристика причастия как части речи. Грамматические признаки причастия, синтаксические функции.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Похожие:

Задачами преподавания дисциплины являются iconЗадачами преподавания дисциплины являются
Цель преподавания дисциплины состоит в содействии формированию необходимых навыков профессиональной коммуникации на одном из иностранных...

Задачами преподавания дисциплины являются iconЗадачами преподавания дисциплины являются
Следует ввести студентов в мир философии; обучить элементарным навыкам теоретического мышления; развить умение сознательного использования...

Задачами преподавания дисциплины являются iconЗадачами преподавания дисциплины являются
Следует ввести студентов в мир философии; обучить элементарным навыкам теоретического мышления; развить умение сознательного использования...

Задачами преподавания дисциплины являются iconЗадачами преподавания дисциплины являются
Следует ввести студентов в мир философии; обучить элементарным навыкам теоретического мышления; развить умение сознательного использования...

Задачами преподавания дисциплины являются iconЗадачами преподавания дисциплины являются
Следует ввести студентов в мир философии; обучить элементарным навыкам теоретического мышления; развить умение сознательного использования...

Задачами преподавания дисциплины являются iconЗадачами дисциплины являются
Процесс изучения дисциплины «Декларирование товаров и транспортных средств» направлен на формирование следующих общекультурных и...

Задачами преподавания дисциплины являются iconЗадачами изучения дисциплины являются
Целью изучения дисциплины является: совершенствование степени владения иностранным языком и наиболее полное использование его в научной...

Задачами преподавания дисциплины являются iconЗадачами дисциплины являются
Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников 18

Задачами преподавания дисциплины являются iconЗадачами дисциплины являются
Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников 16

Задачами преподавания дисциплины являются iconОсновной целью преподавания дисциплины являются получение студентами...
Основной целью преподавания дисциплины являются получение студентами теоретических и прикладных знаний в области налогов и налогообложения,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск