Рабочая программа учебной дисциплины «философия»


Скачать 17.13 Mb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «философия»
страница1/114
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   114
Приложение 3
4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ»
1.1. Пояснительная записка

Роль и место учебной дисциплины в структуре учебного плана (междисциплинарные связи)

Данная учебная дисциплина принадлежит к гуманитарному и социальному циклу дисциплин.

Изучение данной учебной дисциплины тесно связано с такими дисциплинами, как социология, логика, история.

Учебная дисциплина тесно связана и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как история, обществознание.

Для изучения дисциплины необходимы знания в области истории, обществоведения, логики.

Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для формирования культуры мышления, умения ставить и разрешать общие вопросы профессиональной деятельности.

Соответствие учебной программы требованиям ФГОС

Данная программа построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ВО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» № 464 от 4 мая 2010 г.

Цель и задачи учебной дисциплины

Цель настоящей учебной дисциплины – сформировать культуру мышления.

В ходе ее достижения решаются задачи:

  • ознакомить с основными достижениями философской традиции,

  • выработать навыки строгого мышления,

  • научить работать с философскими текстами.

Требования к результатам обучения

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • что такое философия, каковы ее задачи и средства,

  • основные этапы истории философской традиции,

  • основных представителей философской традиции и их достижения,

  • как работать с философским текстом.

По окончании изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

  • способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

  • способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).

Объем и сроки изучения учебной дисциплины, отчетность.

Учебная дисциплина «Философия» общим объемом 144 часа изучается в течение одного семестра.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом во втором семестре.


1.2 Тематический план учебной дисциплины «Философия» (144 ч.)


Наименование тем

Количество часов

Лек

Лаб

Пр

СРС

Всего

Очная форма обучения

Понятие философии

2

-

2

2

6

Бытие и познание в античной философии

4

-

8

8

20

Вера и знание в античной философии

2

-

4

4

10

Разработка научного метода в новоевропейской философии

2

-

4

4

10

Бытие, природа, человек в немецкой классической филсоофии

2

-

8

4

14

Современная философия науки

2

-

-

4

6

Современная социальная философия

2

-

4

4

10

Современная философская антропология

2

-

6

6

14

Экзамен

-

-

-




54

Итого по курсу:

18

-

36

36

144 (3 ЗЕ)


1.3. Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Понятие философии

Слово «философия». Понятие и роль мировоззрения. Виды мировоззрения: обыденное, мифическое, научное, философское. Специфика философского мировоззрения: критическое мышление, принцип достаточного основания. Возникновение философии. Различение мнимо и истинно сущего. Понятие бытия. Бытие и ничто. Бытие и становление. Онтология. Гносеология.
Тема 2. Бытие и познание в античной философии

Специфика древнегреческо й культуры: культура архипелага, демократические полисы, культурное многообразие. Досократики: переход от мифологического к философскому мышлению. Проблема архэ. Софисты: фюсис и номос. Протагор: «человек есть мера всех вещей». Сократ и проблема общих понятий.

Место Платона и Аристотеля в древнегреческой и мировой философской традиции. Платоновская теория идей: идеи как прообразы вещей, связь идеи и вещи. Учение Платона о душе. Этика Платона и модель идеального государства. Систематизации философии в трудах Аристотеля. Метафизика Аристотеля: учение о форме и материи, учение о причинах. Логика Аристотеля.
Тема 3. Вера и знание в средневековой философии

Средневековая европейская культура и христианство. Роль теологии в средневековой культуре. Философия и теология. Фидеизм и рационализм в средневековой философии (Тертуллиан и Ириней). Августин как родоначальний средневековой европейской философии. Разработка темы соотношении веры и знания в схоластике (Ансельм, Абеляр, Фома Аквинский).
Тема 4. Разработка научного метода в новоевропейской философии

Кризис средневековой культуры: переход от феодального общества к буржуазному, религиозный раскол. Востребованность науки в политике и экономике, востребованность философии в ситуации идеологического кризиса. «Новый органон» Ф. Бэкона. Рационализм: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Эмпиризм: Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм.
Тема 5. Бытие, природа, человек в немецкой классической философии

Априорные формы знания и поступка в трансцендентальном идеализме И. Канта. Разработка трансцендентализма в философии Фихте и Шеллинга. Гегелевская «Энциклопедия философских наук»: логика, философия природы и философия духа. Историзм как принцип гегелевской философии. Судьба гегельянства: правое и левое гегельянство, Маркс.
Тема 6. Современная философия науки

Кризис классической научной картины мира на рубеже XIX – XX века. Проблема «очищения науки от метафизики» (эмпириокритицизм и венский неопозитизизм). Логический позитивизм, анализ языка философии у Л. Витгенштейна. Принципы верификации и фальсификации в философии науки (К. Поппер). Постпозитивизм (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд): релятивизм в философии науки.
Тема 7. Современная социальная философия (2 часа)

Проблема социальной природы человека в философии: антиномия «общественного животного» и «человека-зверя». Картезианский индивидуализм в философских учениях об обществе. Открытие общества. Маркс. Проблема насилия в неомарксизме (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе). Исследование социального контроля в структурализме и постструктурализме (М. Фуко, Ж. Бодрийяр).
Тема 8. Современная философская антропология (2 часа)

Кризис просвещенческой концепции человека. Ницше: учение о «воле к власти» и сверхчеловека. Идея бессознательного в психоаналитической философии З. Фрейда. Проект «философской антропологии» М. Шелера. Экзистенциализм и проблема смысла человеческого бытия (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и А. Камю). Человек в диалогической философии (М. Бубер).
1.4 Организация самостоятельной работы


п/п

Тема

Количество часов

Вопросы, выносимые на СРС

Содержание СРС

Форма контроля

1

2

3

4

5

6

1.

Понятие философии

2

  1. Герменевтика философского текста.

Курсорное чтение текста, составление плана и выявление «темных мест»

Беседа по результатам работы

2.

Бытие и познание в античной философии

8

  1. Досократическая философия. Генезис древнегреческой философии. Проблема первоначала в ионийской философии (Фалес, Анаксимандр и Анаксимен). Философия Гераклита Эфесского. Пифагор: учение о числе как первоначале. Рождение понятия «бытие» и характеристика бытия в философии элеатов (Ксенофана из Колофона, Парменид и Зенон).

  2. Эллинистическая философия. Понятие «эллинизм». Идеал мудреца в школе киников. Философия Эпикура. Стоицизм в Древней Греции и в Древнем Риме (Зенон из Китиона, Марк Аврелий, Эпиктет, Сенека). Академический скептицизм. Неоплатонизм.

  3. Понятие справедливости в первой книге диалога Платона «Государство».

  4. Книга Аристотеля «Метафизика»

Ознакомление с соответствующими разделами учебника: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Часть 1. Античность. СПб., 1997.

Герменевтическая работа с текстом диалога и трактата.

Беседа по результатам работы

3.

Вера и знание в средневековой философии

4

  1. Основные этапы развития средневековой европейской философии. Истоки средневековой философии: апологетика и патристика. Основные этапы развития схоластики: ранняя (Ансельм и Абеляр), зрелая (Альберт Великий и Фома Аквинский) и поздняя схоластика (Уильям Оккам). Философия эпохи возрождения как переходная форма от средневековья к Новому времени (Николай Кузанский, Фичино, Пико дела Мирандола).

  2. Вера и знание в «Сумме теологии» Фомы Аквинского

Ознакомление с разделом учебника: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Часть 2. Средневековье. СПб., 1997..

Герменевтическая работа с текстом трактата.

Беседа по результатам работы

4.

Разработка научного метода в новоевропейской философии

4

  1. Английский эмпиризм XVII – XVIII вв. Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм.

  2. Философия эпохи Просвещения. Вольтер, Руссо, Монтескье, Дидро.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Часть 3. СПб., 1997.

Герменевтическая работа с текстом трактата.

Беседа по результатам работы

5.

Бытие, природа и человек в немецкой классической философии

4

  1. Философия Фихте и Шеллинга. Основные категории принципы «наукоучения» Фихте: «я» и «не-я», взаимодействия «я» и «не-я». Преодоление кантианского ограничения на познавание «вещи-в-себе». Мораль, право и государство в философии Фихте. Философия тождества Шеллинга: преодоление границы между субъектом и объектом.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Часть 3. СПб., 1997..

Герменевтическая работа с текстом трактата.

Беседа по результатам работы

6.

Современная философия науки

4

1. Основные этапы эволюции позитивизма. Наука и философия в «первом позитивизме» (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль). Второй позитивизм (эмпириокритицизм): Э. Мах и Р. Авенариус. Конвенционализм А. Пуанкаре и П. Дюгема. Неопозитивизм: логический эмпиризм (Б. Рассел), аналитическая философия (Л. Витгенштейн). Постпозитивизм: теория «научных революция» А. Куна, концепция «научных программ» И. Лакатоса, «эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Часть 4. СПб., 1997.

Герменевтическая работа с текстом трактата.

Беседа по результатам работы

7.

Современная социальная философия

4




Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Часть 4. СПб., 1997.

Герменевтическая работа с текстом трактата.

Беседа по результатам работы

8.

Современная философская антропология

6

  1. Человек в русской философии. Концепция богочеловечества в религиозной философии В.С. Соловьева. Тема человеческой свободы в философии Н.А. Бердяева. Личность к свете «софиологии» (С.Н. Бургаков, П.А. Флоренский). Влияние марксизма на отечественную философскую антропологию. Философия личности в творчестве Э. Ильенкова.




Беседа по результатам работы


1.5.Список литературы
Основная литература

  1. Алексеев П. В. Философия: учебник / Петр Васильевич Алексеев, Александр Владимирович Панин; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова (МГУ). - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - 588 с.

  2. Губин В. Д. Философия: учебник / Валерий Дмитриевич Губин. - М.: Проспект, 2011. - 332 с.

  3. Лешкевич Т. Г. Философия и теория познания: учеб. пособие / Татьяна Геннадьевна Лешкевич. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 406, [1] с.


Дополнительная литература

  1. Аристотель. Собр. соч. в 4 т.т. М. 1975 и др. издания.

  2. Гегель Г. Лекции по истории философии. СПб, 1993 и др. издания, Кн. 1,2.

  3. Герменевтика: история и современность.– М. 1985.

  4. Гулыга А. Немецкая классическая философия –М. 2004.

  5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. 1979 и др. издания.

  6. Коплстон Ф. История философии Древняя Греция и Древний Рим – М. 2003.

  7. Коплстон Ф. История философии ХХ век. М. 2002.

  8. Рассел Б. История западноевропейской философии 1997 и др. издания.

  9. Рикер П. Конфликт интерпретаций – М. 2002.

  10. Суини М. Лекции по средневековой философии. М. 2001.

  11. Философы ХХ века. М.2004 г.

  12. Хайдеггер М. Время и бытие.– М. 1993.

  13. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. – СПб, 1997.

  14. Чанышев А. Курс лекций по древней и современной философии –М. 1991.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В СФЕРЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)»
1.1 Пояснительная записка


Роль и место учебной дисциплины в структуре учебного плана (междисциплинарные связи)

Дисциплина относится к базовой части общенаучного цикла. Владение иностранным языком является неотъемлемой частью профессиональной подготовки всех специалистов в вузе. Курс иностранного языка является многоуровневым и разрабатывается в контексте непрерывного образования. Изучение иностранного языка строится на междисциплинарной интегративной основе. Обучение иностранному языку направлено на комплексное развитие коммуникативной, когнитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенций студентов.

Соответствие учебной программы требованиям ФГОС

Данная программа построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ВО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» № 464 от 4 мая 2010 г.

Цель и задачи учебной дисциплины

Основной целью курса является повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, социокультурной, познавательной и профессиональной деятельности при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования.

Цель курса предполагает развитие у обучаемых трех компонентов коммуникативной компетенции (лингвистической, социолингвистической, прагматической) и определяет следующие задачи обучения студентов английскому языку:

1. формирование и совершенствование слухо-произносительных навыков применительно к новому языковому и речевому материалу;

2. увеличение словарного запаса в рамках обозначенной тематики и проблематики общения в объеме 1200 лексических единиц;

3. коррекция и развитие навыков продуктивного использования основных грамматических форм и конструкций;

4. формирование и совершенствование орфографических навыков применительно к новому языковому и речевому материалу;

5.развитие социолингвистической компетенции (знания правил и норм использования языка в различных типовых ситуациях бытового и профессионального общения);

6.формирование компетенции дискурса (знание правил построения высказываний, их объединения в текст);

7.развитие функциональной компетенции (умение использовать высказывания для выполнения различных коммуникативных функций)

8.формирование компетенции схематического построения речи (умение последовательно строить высказывание в соответствии с моделей социального взаимодействия)

Требования к результатам обучения

Данная программа обеспечивает возможность реализации обучения иностранному языку в двух вариантах (в зависимости от исходного уровня иноязычной коммуникативной компетенции студентов):

1. Основной уровень – в диапазоне уровней: А1 – А 2+;

2. Повышенный уровень – в диапазоне уровней: А2+ - В1+ (по Общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками)

По окончанию изучения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

- способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- владением необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13)

* конечные требования представлены в отдельной таблице

Объем и сроки изучения учебной дисциплины, отчетность.

Учебная дисциплина «Иностранный язык в сфере юриспруденции» общим объемом 144 часа (54 ч.– практические занятия, 54 ч. – самостоятельная работа, контроль – 36 ч.) изучается в течение 2х семестров. Форма отчетности: 1 семестр – зачет, 2 семестр – экзамен

*Конечные требования к уровню сформированности навыков и умений по каждому виду речевой деятельности включают в себя:





А1-А2

А2-В1

Говорение (диалогическая и монологическая речь)

Иметь навык участия в беседе на известную тему:

уметь простым языком в виде ряда коротких простых фраз и предложений в форме перечня

рассказать историю или описать что-либо; описать то, что окружает его каждый день: людей, места, опыт работы или учебы; давать короткие простейшие описания событий и действий; рассказать о планах и договоренностях, привычках и повседневных делах, о том, чем занимается и о личном опыте; использовать простые описательные средства языка, чтобы коротко высказать свое суждение и сравнить различные предметы или имущество; объяснить, что ему/ей нравится/не нравится в чем-либо.

владеть простейшими, наиболее распространенными выражениями и стандартными процедурами, обеспечивающими возможность достаточно эффективного общения.

Иметь навык участия в беседе на известную тему:

уметь довольно бегло, простым языком что-либо или рассказывать в форме ряда последовательных утверждений; подробно описать кому-либо свой опыт, а также свою реакцию на этот опыт, чувства по этому поводу; рассказать сюжет книги или фильма и описать свою реакцию на него; описать свои мечты, надежды, стремления;

описать настоящие и выдуманные события; рассказать историю.

владеть широким спектром языковых функций и уметь использовать наиболее распространенные средства их выражения в нейтральном регистре общения.

Владеть распространенными нормами вежливости, соблюдать их в своем речевом поведении.

Чтение

Иметь навык информационного поиска:

уметь читать и понимать короткие простые тексты по знакомой тематике, содержащие конкретную информацию и написанные повседневным /профессионально

-ориентированным языком; простейшие виды стандартных, пишущихся по шаблону писем и факсов (запросы, заказы, письма-подтверждения и др.) на знакомую тему; обозначения и надписи: в общественных местах, например, на улице, в ресторане, на железнодорожной станции; на рабочем месте, например, директивы, инструкции, предупреждения об опасности

уметь извлекать конкретную информацию в простых письменных материалах, с которыми приходится сталкиваться ежедневно, таких как письма, брошюры и короткие газетные статьи с описанием событий..

Иметь навык информационного поиска:

уметь читать и понимать простые тексты, содержащие фактическую информацию на интересующую его/ее тему,

уметь извлекать необходимую информацию из довольно большого текста;

уметь собирать информацию из различных частей текста или из разных текстов с тем, чтобы выполнить конкретное задание;

уметь выявлять актуальную для него/нее информацию в повседневном письменном материале, например, в письмах, брошюрах и коротких официальных документах;

уметь читать и понимать описание событий, ощущений и желаний в личных письмах в пределах, позволяющих регулярно общаться с другом по переписке.

Аудирование

иметь навык понимания фраз и выражений, относящихся к вопросам первостепенного значения (простейшая информация о человеке и его семье, о покупках, о том, где что находится, об устройстве на работу) при условии, что говорят ясно и медленно.

иметь навык понимания простых информационных сообщений об обычных повседневных вопросах и темах, связанных с его/ее работой, уметь выделить основные идеи и конкретные детали при условии, что говорят четко, со знакомым ему/ей произношением.

уметь определить основные положения четкой, стандартно звучащей речи по знакомым ему/ей вопросам, с которыми ему/ей постоянно приходится сталкиваться на работе, в школе, на отдыхе и т.д., включая короткие рассказы.

Письмо

иметь навык реализации своих письменных коммуникативных намерений:

уметь писать ряд простых фраз и предложений, связанных простыми связками, такими как «и», «но» и «потому что», о повседневной жизни: о людях, местах, работе или учебе, событиях, занятиях и личном опыте, простых и вымышленных биографии.

иметь навык реализации своих письменных коммуникативных намерений:

умеет писать простые связные тексты по широкому кругу знакомых и интересующих его/ее вопросов, связывая воедино ряд отдельных коротких элементов;

короткие простые эссе на интересующие его/ее темы; краткие доклады, стандартные по форме и содержанию, дающие фактическую информацию повседневного характера и объясняющие предпринятые действия приводя доводы за и против определенной точки зрения и поясняя плюсы и минусы вариантов решения,

уметь составить план/тезисы прочитанного текста

уметь писать простые деловые письма.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   114

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «философия» iconРабочая программа учебной дисциплины английский язык заочное отделение
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей...

Рабочая программа учебной дисциплины «философия» iconРабочая программа учебной дисциплины документационное обеспечение управления заочное отделение
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей...

Рабочая программа учебной дисциплины «философия» iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 10 Экономика предприятия...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...

Рабочая программа учебной дисциплины «философия» iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса

Рабочая программа учебной дисциплины «философия» iconРабочая программа учебной дисциплины одп. 04 Право для специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта по...

Рабочая программа учебной дисциплины «философия» iconРабочая программа учебной дисциплины огсэ. 03 Иностранный язык (английский)...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Рабочая программа учебной дисциплины «философия» iconРабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики

Рабочая программа учебной дисциплины «философия» iconРабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики

Рабочая программа учебной дисциплины «философия» iconРабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики

Рабочая программа учебной дисциплины «философия» iconРабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск