Санкт-Петербургский государственный университет
Выпускная квалификационная работа на тему:
Билингвизм как фактор адаптации в поликультурном обществе
по направлению подготовки 37.03.01 – Психология
основная образовательная программа «Бакалавр»
Выполнил:
Студент 4 курса
очная форма обучения
Павильч Кира Владиславовна
Рецензент:
Доктор психологических наук
Бызова Валентина Михайловна
| Научный руководитель:
доктор психологических наук
Гуриева Светлана Дзахотовна
|
Санкт-Петербург
2017
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация 2
Введение. 4
-актуальность 4
-цель и задачи исследования 6
-объект и предмет исследования 7
-научные положения, выносимые на защиту и их достоверность и современные статистические данные 9
-практическая (экономическая, социальная) значимость полученных результатов 10
Методология и методы исследования 12
Теоретический анализ научной социально-психологической литературы по теме исследования 12
Глава 1. Язык и его понятие. Его структура и функции. 13
Язык в социологии 13
Язык в психологии 15
Язык в философии 16
Язык в лингвистике 18
1.2Подходы к изучению и пониманию языка 21
1.2.1«Абстрактный объективизм» и «индивидуалистический субъективизм» 22
1.2.2Антропоцентризм и системоцентризм 23
1.2.3Связь языка и культуры 24
1.3Психолингвистика. Билингвизм. Типы билингвизма 25
1.3.1. Естественный 30
1.3.2. Искусственный (учебный) 31
1.4.2Социальная адаптация как социальный и психологический феномен 36
1.4.3Понятие глобализации. Основные тенденции. 36
1.4.4Этноцентризм. Мультикультуральная личность. 38
1.4.5Миграция. Влияние миграционных процессов на личность и социум 45
Глава 2. Программа исследования. 48
Глава 3. Анализ результатов исследования 52
3.1 Анализ первичных результатов 53
3.3Выявление возрастных особенностей 58
3.4Взаимосвязь между билингвизмом и уровнем социальной адаптации в поликультурном мире 61
3.5Общие результаты по показателям (корреляция). Взаимосвязь между уровнем социальной адаптации и аффилиацией 68
3.6Различия в социальной адаптации юношей и девушек 69
Выводы 70
Итак, теперь нам необходимо сравнить изначально выдвинутые гипотезы с полученными результатами. 70
Гипотеза о том, что человек, владеющий несколькими языками, будет адаптироваться в поликультурной среде успешнее, чем монолингв, подтвердилась (более высокие параметры адаптивности и адаптации) . Более того важным является показатель не количества языков, а сам факт владения хотя бы одним иностранным языком. 70
Гипотеза о том, что полилингв или билингв будет более открытым и уверенным (показатели доминирования, интерактивности, аффилиации, отчуждение) подтвердилась частично, так как корреляция была найдена только по показателям «отчуждение» (у би- и полилингвов этот показатель ниже) и «доминирование». 70
Заключение 71
Проблема адаптации человека в поликультурном обществе тесно связана с феноменом билингвизма. Оба явления являются актуальными не только для научного сообщества и в повседневной жизни людей. Мир развивается и люди также пытаются следовать этому развитию. Более того, этот процесс находится на самом пике своего развития и тенденция в ближайшие годы будет продолжать расти. В связи с этим они межкультурные контакты за несколько десятилетий из редкости превратились в норму. 71
Билингв – человек, который может разговаривать на двух и более языках. [32, 232], в современном обществе феномен билингвизма также стал нормой в связи с усиленной глобализацией и миграцией населения. Изучением явления билингвизма занимается психолингвистика. В рамках данной науки изучается владение человеком одним или нескольким иностранными я зыками и их влиянием на различные процессы внутри личности; также психологи-психолингвисты выделили разные типы классификаций билингвизма и их характеристики. Стоит отметить, что явление билингвизма уже достаточно изучено, но, в связи с увеличением количества билингвов в мире и актуальностью этого феномена, наука не стоит на месте и находится в процессе установления новых закономерностей и дополнением уже существующего фундамента теории. 71
Список использованных источников: 73
Приложения 78
Приложение А Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. 78
Приложение Б Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности (Д. Рассел и М. Фергюссон) 80
Приложение В Адаптация личности к новой социокультурной среде (тест Л.В.Янковского) 81
Приложение Г Опросник аффилиации А. Мехрабиана 81
Ниже в качестве примера приведены ряд суждений из данного опросника: 82
Приложение Д 83
83
83
Линейная регрессия: 85
85
Робастная регрессию с M-оценками с функцией Хубера 86
|