Магистра лингвистики Научный к ф. н., доц. Косарева Е. В. Рецензент: к ф. н., доц. Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Куралева И. Р


НазваниеМагистра лингвистики Научный к ф. н., доц. Косарева Е. В. Рецензент: к ф. н., доц. Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Куралева И. Р
страница1/12
ТипВыпускная квалификационная работа
filling-form.ru > Туризм > Выпускная квалификационная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
САНКТ-ПЕТЕРБУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Направление ФИЛОЛОГИЯ

Образовательная программа

«Русский язык и русская культура в аспекте русского языка как иностранного»
Лин Мэнюань


Лексико-семантическая группа глаголов речевого воздействия в ситуациях делового общения:

функционально-семантический аспект


Выпускная квалификационная работа

магистра лингвистики


Научный руководитель:

к.ф.н., доц. Косарева Е. В.

Рецензент:

к.ф.н., доц.  Санкт-Петербургского

государственного политехнического

университета

Куралева И. Р.
Санкт-Петербург

2017

Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОПИСАНИЯ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ГЛАГОЛОВ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 8

1.1. Системные связи в лексике 8

1.1.1. Парадигматические отношения 9

1.1.2. Синтагматические отношения 11

1.1.3. Деривационные отношения 12

1.2. Понятие «лексико-семантическая группа» 13

1.3. Понятие «синонимический ряд» 15

1.4. Глагол как часть речи в русской грамматике 20

1.4.1. Глаголы речевого воздействия: общая характеристика 23

1.4.2 Особенности глаголов речевого воздействия 26

1.5. Понятие ситуации 29

1.5.1. Специфика делового общения 32

1.5.2. Разновидности ситуаций делового общения 35

Выводы 38

Глава II. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ГЛАГОЛОВ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СИТУАЦИЯХ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 41

2.1. Семантика глаголов речевого воздействия, входящих в лексико-семантическую группу 41

2.1.1. Объём глаголов речевого воздействия, входящих в лексико-семантическую группу в ситуациях делового общения 41

2.1.2. Классификация глаголов речевого воздействия 43

2.1.3. Синонимический ряд «просьба» 43

2.1.4. Синонимический ряд «предложение» 47

2.1.6. Синонимический ряд «недовольство» 51

2.1.7. Синонимический ряд «приказ» 53

2.2. Специфика употребления глаголов речевого воздействия в деловой коммуникации 56

2.2.1. Семантика просьбы в текстах делового общения 57

2.2.2. Семантика предложения в текстах делового общения 66

2.2.3. Семантика одобрения в текстах делового общения 74

2.2.4. Семантика неодобрения, недовольства в текстах деловой коммуникации 79

2.2.5. Семантика приказа в текстах деловой коммуникации 83

Выводы 86

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 93
















ВВЕДЕНИЕ


Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена исследованию лексико-семантической группы русских глаголов речевого воздействия.

Лексико-семантическая группа является одной из основных единиц описания лексики в целях обучения русскому языку как иностранному (РКИ), о чём свидетельствуют работы известных учёных: Ю. Д. Апресяна (Апресян, 1995), Е. И. Зиновьевой (Зиновьева, 2005), И. П. Слесаревой (Слесарева, 1990), Э. В. Кузнецовой (Кузнецова, 1989) и другие.

Лексико-семантическая группа — класс слов одной части речи, имеющих в своих значениях достаточно общий интегральный семантический компонент (компоненты) и типовые уточняющие дифференциальные компоненты, а также характеризующиеся высоким схематизмом сочетаемости и широким развитием функциональной эквивалентности и регулярной многозначности (Кузнецова, 1989).

Изучение лексических единиц в составе лексико-семантических групп (ЛСГ) включает не только семантический анализ входящих в ЛСГ слов и словосочетаний, но и их сочетаемостную характеристику, выявление их словообразовательных, грамматических и функциональных особенностей (Зиновьева, 2005: 45).

Лексико-семантическая группа является наиболее ярким выражением системности лексики. При описании ЛСГ учитывается синонимия, антонимия, многозначность, а также синтагматические связи. Лексико-семантические группы, которые выделяются и описываются с определенными целями в плане преподавания языка, признаются многими учеными одной из основных форм группировки лексики при обучении русскому языку как иностранному.

Актуальность работы обусловлена следующими причинами:

1) важностью и необходимостью для иностранцев изучения лексико-семантической группы глаголов речевого воздействия;

2) сложностью усвоения и понимания лексики данной группы в связи с различием семантики глаголов в ситуациях делового общения при активном ее употреблении;

3) трудностью анализа особенностей функционирования русских глаголов, входящих в лексико-семантическую группу глаголов речевого воздействия;

4) важностью употребления глаголов речевого воздействия в ситуациях делового общения.

Объектом исследования в нашей работе является лексико-семантическая группа глаголов речевого воздействия.

Предмет исследования – семантика и особенности функционирования русских глаголов, входящих в лексико-семантическую группу речевого воздействия, в ситуациях делового общения.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые проводится анализ лексико-семантической группы глаголов речевого воздействия в ситуациях делового общения в функционально-семантическом аспекте.

Гипотеза исследования: употребление глаголов речевого воздействия с семантикой просьбы, предложения, одобрения, недовольства, приказа обусловлено как ситуациями делового общения, так и внутренней семантикой глаголов речевого воздействия.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. В деловой коммуникации чаще используются глаголы, находящиеся в ядре синонимических рядов.

  2. В письменной деловой речи в перформативных высказываниях часто используются нейтральные глаголы, не имеющие эмоционально-оценочной семантики.

  3. В устной деловой речи глаголы с семантикой просьбы, предложения, одобрения, недовольства, приказа заменяют синонимичные конструкции, позволяющие имплицитно воздействовать на адресата.

Цель работы – выявить и описать особенности семантики и функционирования в современном русском языке лексических единиц, входящих в лексико-семантическую группу глаголов речевого воздействия, в ситуациях делового общения.

Указанная цель предусматривает решение следующих задач:

  1. описать теоретическую базу работы;

  2. отобрать из толковых словарей русского языка и на основе анализа семантики классифицировать глаголы, входящие в исследуемую лексико-семантическую группу;

  3. отобрать контексты употреблений глаголов исследуемой лексико-семантической группы в собранных материалах 2015-2016 годов (тексты деловой переписки и диалоги современных предпринимателей);

  4. проанализировать семантические особенности глаголов речевого воздействия при их функционировании в ситуациях делового общения;

  5. определить особенности семантики глаголов различных подгрупп в ситуациях делового общения.

В соответствии с обозначенными задачами в работе будут применяться следующие методы исследования:

1) метод сплошной и направленной выборки;

2) метод компонентного анализа;

3) метод наблюдения;

4) полевый метод;

5) описательный метод;

6) сравнительный метод;

7) метод функционально-семантического анализа.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что исследование вносит определенный вклад в разработку теоретических проблем, связанных с изучением лексических значений с выделением их прагматического компонента в лексико-семантических и функционально-семантических полей, специфики функционирования лексики в деловом общении.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в лексикографии, в том числе – учебной, лекционных курсах по лексикологии и непосредственно в практике преподавания русского языка как иностранного, в том числе русского языка для делового общения.

Материалом исследования служат данные словаря глаголов, толковых словарей русского и национального корпуса русского языка (http://ruscorpora.ru/search-main.html), деловые письма, а также расшифрованные тексты диалогов современных бизнесменов в ситуациях делового общения.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Во введении очерчиваются актуальность, предмет и объект исследования, теоретическая и практическая значимость работы, определяется научная новизна исследования.

В первой главе рассматриваются теоретические основы данного исследования (понятие лексико-семантической группы, понятие речевого воздействия, понятие ситуаций делового общения).

Во второй главе определяется объем и состав глаголов, образующих синонимические ряды в рамках данной лексико-семантической группы глаголов и проводится функционально-семантический анализ глаголов, входящих в ЛСГ глаголов речевого воздействия в ситуациях делового общения.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Магистра лингвистики Научный к ф. н., доц. Косарева Е. В. Рецензент: к ф. н., доц. Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Куралева И. Р iconМагистра лингвистики Научный к ф. н., доц. Косарева Е. В. Рецензент:...
Образовательная программа«Русский язык и русская культура в аспекте русского языка как иностранного»

Магистра лингвистики Научный к ф. н., доц. Косарева Е. В. Рецензент: к ф. н., доц. Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Куралева И. Р iconМагистра лингвистики Научный к ф. н., доц. Андрющенко Е. В. Рецензент:...
Синонимический ряд прилагательных, обозначающих маленький размер, в текстах газетно-публицистического стиля

Магистра лингвистики Научный к ф. н., доц. Косарева Е. В. Рецензент: к ф. н., доц. Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Куралева И. Р iconБакалавра лингвистики Научный к ф. н., ст преп. Косарева Е. В. Рецензент:...
Деловое общение: понятие и основные признаки

Магистра лингвистики Научный к ф. н., доц. Косарева Е. В. Рецензент: к ф. н., доц. Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Куралева И. Р iconМагистра лингвистики Научный д ф. н., проф. Любимова Н. А. Рецензент:...
Вариативность интонационного оформления эмоции удивление в речи носителей современного русского языка

Магистра лингвистики Научный к ф. н., доц. Косарева Е. В. Рецензент: к ф. н., доц. Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Куралева И. Р iconМагистра лингвистики Научный к ф. н., доцент Лыпкань Т. В. Рецензент:...
Заимствование в русском языке

Магистра лингвистики Научный к ф. н., доц. Косарева Е. В. Рецензент: к ф. н., доц. Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Куралева И. Р iconПрограмма V региональной молодёжной конференции «Мой выбор наука!»
Бюро секции: Бородулина И. Д., к с. Х н., доц.; Шарлаева Е. А., к б н., доц.; Смирнов С. В., к б н., доц.; Балабова Д. В., асс

Магистра лингвистики Научный к ф. н., доц. Косарева Е. В. Рецензент: к ф. н., доц. Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Куралева И. Р iconКурс лекций Минск 2004 удк 32. 001 (042. 4) Ббк 66. 011 я 73
Рецензенты: канд филос наук, доц каф политологии Белорусского государственного университета А. П. Мельников; канд филос наук, доц...

Магистра лингвистики Научный к ф. н., доц. Косарева Е. В. Рецензент: к ф. н., доц. Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Куралева И. Р iconСанкт-петербургского государственного университета
Настоящее Положение подготовлено в соответствии с Постановлением правительства РФ от 26 июня 1993 г и Положением о курсовых работах...

Магистра лингвистики Научный к ф. н., доц. Косарева Е. В. Рецензент: к ф. н., доц. Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Куралева И. Р iconСтудентки IV курса Карповской Анны Сергеевны Научный проф. Н. Г. Мёд Рецензент: доц. О. К. Войку
Виды переводческих трансформаций в художественном тексте (на материале переводов книги С. А. Алексиевич «Время секонд хэнд» на испанский...

Магистра лингвистики Научный к ф. н., доц. Косарева Е. В. Рецензент: к ф. н., доц. Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Куралева И. Р iconПравила приема на образовательные программы клинической ординатуры...
Санкт-Петербургского государственного университета (далее спбГУ) на обучение за счет средств федерального бюджета, а также по договорам...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск