Курс лекций Минск 2004 удк 32. 001 (042. 4) Ббк 66. 011 я 73


НазваниеКурс лекций Минск 2004 удк 32. 001 (042. 4) Ббк 66. 011 я 73
страница1/24
ТипРеферат
filling-form.ru > Туризм > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Белорусский государственный медицинский университет

кафедра философии и политологии

ПОЛИТОЛОГИЯ



Курс лекций




Минск 2004
УДК 32.001 (042.4)

ББК 66.011 я 73

П 50
Авторы: Н.П. Савко, М.А. Бобер, В.И. Карнацкая, И.Н. Смальцер
Рецензенты: канд. филос. наук, доц. каф. политологии Белорусского государственного университета А.П. Мельников; канд. филос. наук, доц. каф. политологии Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка
Н.В. Павлова
Утверждено Научно-методическим советом университета
в качестве курса лекций 09.06.2004 г. протокол № 8
Политология: Курс лекций. / Н.П. Савко, М.А. Бобер, В.И. Карнацкая,
П 50 И.Н. Смальцер.– Мн., БГМУ, 2004, – 256 с.
ISBN 985-462-363-7.
Тема власти, института власти, политических партий, демократий, политической культуры, международных отношений составляет основу курса политологии, который читается в БГМУ. Содержание тем излагается с использованием белорусского материала.

Издание предназначено для студентов всех факультетов, всех читателей, интересующихся политическими отношениями и устройством государственной власти.
УДК 32.001 (042.4)

ББК 66.011 я 73

Введение
В условиях трансформирующегося общества большое значение приобретают политические знания. Не случайно, в соответствии с программой Совета Европы, среди пяти основных компетенций, которые должны приобрести молодые европейцы, на первое место поставлены политические и социальные компетенции.

Политические знания сегодня нужны любому человеку, в том числе студентам — будущим врачам. Существует весьма расхожее мнение, особенно у медиков: «медицина вне политики, медицина нейтральна, врачу, медицинскому работнику политика не нужна. Он сможет лечить больных в любых политических условиях, при любом политическом режиме и не взирая на политические взгляды и пристрастия больных». Подобное может заявить практически любой представитель массовых профессий: учитель — «моя задача учить детей грамоте, воспитывать, сеять доброе и вечное»; инженер — «строить дома, машины, создавать новые красивые вещи» и т. д. Получается, что всему населению, как и медику, политика, политические знания не нужны. Подобные суждения не правильны. В таких рассуждениях забывается главное — какой бы узкой сферой деятельности человек не занимался, он — гражданин определенного государства и в той или иной мере участвует в политической жизни в качестве избирателя, депутата, руководителя. Без политических знаний он может стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования со стороны более активных политических сил.

Помимо этого, медицина — объект и субъект политики. Как объект политики, она создается государством, другими политическими силами как система, которая имеет экономические, социальные и политические функции. Они выражаются в том, чтобы охранять и защищать здоровье людей, возвращать их в трудовой процесс. Как субъект политики, медицина выполняет исполнительную роль, являясь частью государственного аппарата, а врачи — государственными служащими. Нельзя забывать и того, что именно политика определяет структуру, формы и направления развития медицины, осуществляет ее финансирование в тех или иных объемах.

Медицина, как часть государственной структуры, имеет свою управленческую систему отношений, подчинения, свою структурную иерархию. В ней господствует определенный режим власти, который почти всегда носит политический характер. Медицинская структура управления параллельна политической структуре и имеет свою медицинскую элиту, бюрократию, систему взаимоотношений. Все это предполагает понимание и знание сущности политики, политических отношений.

В Беларуси все большее распространение получают болезни, обусловленные условиями жизни — сердечно-сосудистые, онкологические, психические, травмы и другие. Улучшить здоровье населения можно только путем параллельного развития медицины и проведения широкой профилактической и санитарно-просветительной работы, совершенствования образа жизни. Реализация этого также требует глубоких политических знаний.

Политические знания нужны и для более полного осознания одного из главных принципов врачебной деятельности: «не навреди». Чудовищные эксперименты над людьми гитлеровских врачей, злоупотребления психиатрией в политических целях в Советском Союзе и многие другие примеры переплетения медицины и политики в этом плане весьма показательны.

В целом политические знания, изучение политологии помогут студенческой молодежи формироваться как личности, ориентироваться в сложной обстановке, сделать сознательный выбор, принимать правильные управленческие решения и занять достойную гражданскую позицию. Сознательное участие в политической жизни — высокая цель и характерная черта демократического общества.

Предлагаемый курс лекций написан в соответствии с государственным стандартом и отражает действительность. Он поможет приобрести политические знания, необходимые каждому гражданину, тем более специалисту с высшим медицинским образованием.

Данный курс лекций является первой частью учебно-методического комплекса по политологии.

Тема 1. Политика как объект и предмет
политологии



  1. Политология как наука и учебная дисциплина.

  2. Политика как социальное явление.

  3. Предмет, методы и функции политологии.


І. Сегодня в нашем обществе в процессе его обновления и модернизации происходит стремительная политизация всех сфер общественной жизни. В политический процесс втягиваются все новые и новые группы людей, особенно молодежь, проявляется большой интерес к политике государства, значительно расширилось участие народа в ее разработке и осуществлении. Возрастает интерес к международной политике, деятельности государств и правительств на международной арене.

Все это заставляет серьезно рассматривать, относиться и изучать политику, политическую власть, понимать суть действия механизма власти и управления в обществе. Изучает эти вопросы политология — авторитетная научная дисциплина о политике, введенная в вузах РБ в 1989–90-х годах. Это сравнительно новая учебная дисциплина, которая призвана дать молодым специалистам знания о политике, политической власти, о механизмах власти и управления в обществе, о роли и месте политики в современном мире. Она призвана расширить кругозор студентов, помочь им выработать навыки анализа политических процессов и явлений, приобрести умение самим разбираться и оценивать сложные политические события внутренней и международной жизни.

Политология как понятие образовано на основе двух греческих слов: politikе (государственные, общественные дела) и logos (учение). Отцом первого понятия является античный философ Аристотель, второго — Гераклит. Само же понятие «политика» происходит от греческого слова «polis», что означает «место», «город». Из этого следует, что политология — это учение и наука о политике, механизмах осуществления власти и управления в государстве, обществе.

В современной политологической литературе выявляются три основные точки зрения на возникновение политической науки. Представители первой считают, что основы научных политических знаний были заложены в античные времена. Существенный вклад в развитие политической мысли внесли древнегреческий философ Платон, написавший работы «Государство» и «Законы», а также его ученик Аристотель, известный своей работой «Политика». В Древнем Риме влияние на становление политической науки оказали труды сенатора, оратора и философа Цицерона (106–43 гг. до н.э.) «О государстве» и «О законах».

Представители второй точки зрения утверждают, что политическая наука, как самостоятельная область знаний, возникла на рубеже Средних веков и Нового времени. Н. Макиавелли, Ж. Боден, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье и др. видные мыслители этого времени, опираясь на труды и достижения своих предшественников, создали систему научных знаний о государстве и политике. Особая заслуга в этом деле отводится Н. Макиавелли (1469–1527 гг.). В своих работах «Государь» (1513 г.) и «Размышление о первой декаде Тита Ливия» (1520 г.) он отделил политическую науку от теологии и философии, сделал ее светской, определил объекты и предметы исследования. Предметом изучения политической науки, по Макиавелли, является власть. Во-вторых, он ввел в политическую науку принцип реализма, ориентирующий на изучение политических событий как естественных, реальных фактов. Этим Макиавелли освободил политическую науку от религиозных догм и мифов, подчинил ее решению насущных политических проблем, стоящих перед государством и обществом.

Третья точка зрения, господствующая в марксистской литературе, сводится к тому, что политическая наука возникла в 40-е годы XIX века. Ее творцами и основоположниками являются К. Маркс (1818–1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820–1895 гг.). По заявлению марксистов, они обосновали пути и средства революционного обновления мира, ниспровержения капитализма и перехода к социализму и коммунизму, как более справедливому общественному устройству. Решить эту задачу может только пролетариат (рабочий класс), способный, по их мнению, не только освободить себя, но и осуществить задачу «общечеловеческой эмансипации».

Таковы три точки зрения, три взгляда на возникновение политической науки.

Политическая наука как система научно-исследовательских институтов и самостоятельная учебная дисциплина начала постепенно оформляться в Европе в XVII–XVIII веках. В частности, первая кафедра политики была создана в 1662 г. в Упсальском университете Швеции. Затем политические научно-исследовательские и учебные центры появились в других странах Западной Европы, прежде всего, в Англии и Франции, где закладывались основы индустриальной цивилизации, шел процесс ломки старых и формирования новых социально-экономических и политических отношений.

В ХIХ веке политическая наука интенсивно развивается в США, где после гражданской войны, приведшей к отмене рабства (1864 г.), политическими средствами был обеспечен мощный прогресс во всех сферах жизни американского общества. В 1857 г. в Колумбийском колледже, переименованном позднее в университет, создается кафедра истории и политической науки. В 1889 г. на этой базе открывается первая школа политической науки, а в последующие годы в США формируется разветвленная система политических научных и учебных институтов. В 1903 г. учреждается Американская ассоциация политических наук. В ней ныне состоит свыше 16 тыс человек. Кроме того, в США действует около 5 тыс колледжей политических наук, более 200 тыс специалистов в этой области знаний. Отсюда нередко делаются заявления, что политология как учебная дисциплина, является «американской по происхождению».

В этот же период достаточно активно развивалась политическая наука в России и Беларуси. Значительный вклад в нее внесли Б.Н. Чичерин
(1828–1904 гг.), М.М. Ковалевский (1851–1916 гг.), Б.А. Кистяковский (1868–1920 гг.), П.И. Новгородцев (1886–1924 гг.), а также теоретики марксизма:
Г.В. Плеханов (1856–1918 гг.), В.И. Ленин (1870–1924 гг.) и другие. Важную роль играла созданная в 1958 г. при АН СССР Советская ассоциация политических наук (САПН), которая стала координировать научно-исследовательскую и педагогическую деятельность в этой области знаний. Но ее деятельность была ограничена, связана с «хрущевской оттепелью» и после ее завершения не дала существенных результатов.

Политическая наука в Беларуси тоже имеет длительную историю, содержит много интересных идей, выдвинутых в Статутах Великого княжества Литовского, трудах белорусских просветителей, отражающих основные этапы развития белорусского этноса, шляхетской демократии и государственности. Важный вклад в нее внесли такие мыслители, как Ф. Скорина (ок. 1490–
1551 гг.), Лев Сапега (1557–1633 гг.), К. Калиновский (1838–1864 гг.),
М.В. Довнар-Запольский (1867–1934 гг.), В.М. Игнатовский (1881–1931 гг.),
В.Ю. Ластовский (1883–1938 гг.) и др.

Новый существенный шаг в своем развитии политическая наука сделала после окончания второй мировой войны. В 1948 г. ЮНЕСКО, организация ООН по вопросам образования, науки и культуры, рекомендовала всем странам — членам этой организации ввести курс политологии для изучения в системе высшего образования в качестве обязательной учебной дисциплины. С этого времени изучение политологии было введено во всех странах Западной Европы, а также в ряде стран Центральной и Восточной Европы (Югославия, Польша, Чехия, Венгрия). В 1949 г. под патронажем ЮНЕСКО создается Международная ассоциация политической науки, которая продолжает свою координирующую деятельность по развитию политических исследований и в настоящее время.

В бывших союзных республиках, а теперь суверенных государствах, в
т. ч. и в Беларуси, политология как самостоятельная учебная дисциплина начала преподаваться в высшей школе с 1989/90 учебного года. Тогда же были созданы кафедры политологии, разработаны учебные программы, по которым политология стала изучаться студентами. Сегодня она — обязательная учебная дисциплина во всех высших учебных заведениях Республики Беларусь и странах СНГ.

Введение политологии в высшей школе и ее преподавание студентам имеет важное теоретико-методологическое и политико-практическое значение. Оно позволило приблизить обучение студенческой молодежи к общеевропейским стандартам, демократическим ценностям, традициям и нормам европейской цивилизации, практически начать подготовку профессиональных политологов с присвоением им ученой степени магистра и бакалавра политических наук, серьезно продвигать политические знания, современные политические технологии и ценности в молодежную среду.

II. Политика — многомерное явление. Она — главный объект и предмет изучения политологии. Понимание природы, роли и сущности политики, ее предназначения и функций в обществе — важное условие понимания и анализа политического конституционного устройства государства, политической системы и власти, изучения всех процессов и явлений политической жизни.

Практически невозможно дать однозначное определение политики. В научной литературе существует множество понятий политики. Каждый интерпретирует политику по своему, в зависимости от того, что берется за основу: государство, связь с властью и функции, цели и роль политики в обществе. Отсюда множественность определения понятий политики, одни из которых носят общий, другие — частный характер.

Приведем несколько кратких, наиболее известных и популярных определений политики, в которых выделяется одна из ее характерных сторон: «Политика как выражение разума» (Гегель), «Политика — это наука государственного управления» (В. И. Даль), «Политика есть концентрированное выражение экономики» (В.И. Ленин), «Политика — это цепь компромиссов» (А.А. Богданов), «Политика это не наука, а искусство» (О. Бисмарк). Существует также точка зрения, что политика — это искусство жить вместе, искусство достижения возможного. Но это определение, наиболее полно воплощенное в марксизме — «о социализме и коммунизме, как справедливом и вечном общественном устройстве», спорно. Политика не исчерпывает себя и тогда, когда общество подошло к сложнейшим проблемам, и, разрешая их, выступает как «искусство достижения возможного и невозможного».

В чем сущность и назначение политики в обществе?

Ссылка на то или иное определение политики, приведенное выше, недостаточно для выявления ее сути. Для этого необходимо обратиться к истокам этого понятия, выяснить, как понимали политику творцы этого термина — Платон и Аристотель.

Платон (427–347 гг. до н. э.) под политикой понимал «искусство управления людьми», государственными и общественными делами. Он выделил три формы правления: монархию (власть одного человека), олигархию — власть немногих, демократию — власть большинства. С помощью разумного управления, считал Платон, можно построить идеальное государство, обеспечить благо и счастье людей.

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) под политикой понимал управление обществом через государство (особый аппарат), а также управление самим государством. Высшая политика, по Аристотелю, не та, которая стремится к высшим идеалам, а та, которая из имеющихся материалов умеет создать то, что нужно людям, та политика, в которой чутье действительности соединяется со стремлением к высшему.

Такое понимание политики как особой формы социальной жизнедеятельности отражает самое главное, существенное, что в ней есть, а именно: деятельность, связанную с управлением людьми, обществом и государством, различными формами власти и правления. В Древней Греции политика выступала как деятельность, связанная с организацией хозяйственной и общественной жизни полиса (города).

На рубеже средневековья и Нового времени политика стала рассматриваться как борьба за завоевание и удержание власти (Н. Макиавелли), что несколько сузило сферу функционирования политики.

В современной политологии политика определяется как более сложное социальное явление.

Политика — это специфический вид деятельности социальных субъектов, связанный с борьбой за власть, распределением ценностей и управлением государственными и общественными делами.

Реальная политика состоит, прежде всего, в том, что ее образуют такие жизненные структуры и виды деятельности общественных субъектов, без которых ни одно общество, ни одна социальная система не в состоянии выжить. Ведь в сфере политики формируются общие интересы и цели общества, вырабатываются правила, по которым распределяются роли и функции между людьми, организуется управление общественными делами. Политические институты власти защищают общество от распада, создают и поддерживают систему символов, ценностей и норм, регулирующую социальные связи и отношения.

Субъектами и объектами политики выступают люди, действующие социальные группы, реальные общности, организации. Политика там, где массы, где есть людские сообщества со всеми их противоречиями и конфликтами.

Наконец, в политике всегда задействованы классы, различные социальные группы, народы и нации с их интересами, не зависящими от воли политических лидеров или партий. Управление людскими сообществами, подчиненное осуществлению общих интересов и целей, составляет политическую деятельность. Оно неразрывно связано с государственной властью, как своим весьма эффективным средством. Поэтому формами политической деятельности могут быть и реально выступать не только разнообразные виды выработки и принятия политических решений, но и борьба за власть, ее использование в интересах тех или иных сил в обществе.

Таким образом, политика есть сложное социальное явление, реальная комбинация интересов, целей, компромиссов и человеческих пристрастий, искусная политическая деятельность по управлению государством и обществом. В центре внимания политики находятся не частные, а коренные интересы всех социальных групп и общественных объединений: классов, политических партий, общественных организаций, движений. Ядром политики является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти в интересах определенных политических сил. Высочайшее предназначение политики — консолидация и сплочение общества, его модернизация и стабильное развитие по пути прогресса, решение важнейших государственных задач.

Наиболее широкое понимание политики находим у испанского политолога и философа Ортега-и-Гассета: политика — это вся историческая деятельность, которую нельзя ограничивать деятельностью государства и правительства. Государство лишь юридический панцирь, некая формальность жизни общества. Есть еще независимая этническая жизнь и спонтанные процессы. И все это политика.

Когда возникает политика и какова ее природа?

На этот счет существуют разные мнения. Дело в том, что человек в своей политической деятельности не действует открыто. Чем умнее и хитрее политик, тем искуснее он скрывает свои истинные цели и намерения. Не случайно Аристотель назвал человека животным политическим и изучал политику, исходя от человека. А. Смит и Д. Рикардо связывали политику с экономикой и характером социального строя. В. Гегель пытался вывести политику из мирового духа. К. Маркс главный источник возникновения политики видел в создании социально неоднородного общества. Пока в обществе нет многообразных интересов, сохраняется равенство, оно в политике не нуждается. Достижение баланса различных интересов, их взаимная увязка и поиск интересов в обществе обуславливают необходимость политики.

В современной политологии существуют две основные точки зрения на генезис политики: западная (либерально-консервативная) и марксистская. Согласно первой, господствующей в англо-американской политологии, политика возникла одновременно с формированием человеческого общества, когда в нем складываются устойчивые группы людей, объединенных общими интересами и целями, возникают отношения господства и подчинения, управляющих и управляемых. На этой основе в процессе социально-политической жизнедеятельности людей постепенно формируются соответствующие органы политической власти и политические институты, регулирующие человеческие взаимоотношения, а политика выделяется в специфический вид социальной и профессиональной деятельности.

Согласно марксизму, политика возникает лишь с расколом общества на классы, их антагонистическими противоречиями, которые невозможно примирить. Она охватывает отношения между классами, нациями и государствами, проявляется, следовательно, на макроуровне. Главным субъектом политики выступает господствующий класс в обществе, который определяет содержание, характер власти и направление политики в государстве.

Существуют разные подходы и к определению природы политики. В зарубежной политологии одни признают естественную природу, другие — естественную и социальную.

Первоначально политика функционирует на уровне элементарных отношений, т. е. сама природа предполагает искусство жить людям вместе (это коммуникативный уровень политической деятельности и общения, характерный для ранних этапов человеческой цивилизации).

Общественная природа политики связана с образованием государства и правовым оформлением политики. Политика приобретает зрелые черты и уже функционирует на нескольких уровнях:

а) институциональном — в деятельности государства, партий и других субъектов политики;

б) функциональном — обслуживает определенные политические режимы, обеспечивает функционирование определенных политических систем, механизмов власти и управления;

в) идеологическом — формирует политическое сознание, политическую культуру;

г) регулятивном — подчиняет жизнедеятельность людей вполне конкретным политическим и правовым нормам, регламентирует их взаимоотношения;

д) коммуникативном (качественно новом уровне) — создает условия для формирования политических отношений, обеспечивает объединение людей на основе всеобщего интереса.

Согласно другой точке зрения, в политике выделяют три уровня ее функционирования в обществе. Первый — макроуровень, рассматривает государство как целое, характеризует государственную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах. Второй — микроуровень, охватывает отдельные структуры и организации: политические партии, кампании, профсоюзы, фирмы и т. д., где осуществляется политика и реализуется власть. Третий — мегауровень политики. Он объединяет деятельность крупных международных организаций: ООН, Европейский союз, НАТО, МОТ и т. д.

Что составляет содержание политики? Какова ее структура и функции?

В основе содержания политики находятся цели и интересы ее субъектов. Субъекты политики — это личность, социальная группа, класс, нация и др., которые осознали и сформулировали свои коренные интересы и цели и готовы их отстаивать, претворять в жизнь.

Основные субъекты политики — государство (если оно не обезличивает интересы других). Демократическое государство исходит в своей политике из общечеловеческих интересов (на первом месте права человека и гражданина). Классы, отстаивающие свои специфические интересы, связанные с различными формами собственности (но классовый интерес эгоистичен и может быть агрессивным). Ни один класс не имеет права претендовать на то, чтобы считать себя гегемоном или более прогрессивным по отношению к другим. Нации — учет их интересов обязателен наравне с общечеловеческими, но национальный интерес тоже может разъединять людей, порождать войны (Югославия, Чечня, Грузия, Абхазия, Армения и Азербайджан и др.). Отдельная личностькаждый человек может и должен стать субъектом политики. Народ в целом, если он приобрел политическую субъективность, является «сознательным», суверенным народом, а не просто населением.

Именно отношения между этими социальными субъектами по поводу власти, ее завоевания и удержания, выдвигаются на первый план в содержании политики. Власть, ее практическое использование открывает реальные возможности для реализации намеченных целей и задач, владения собственностью, материальными и духовными благами, существенно поднимает авторитет и социальный статус человека в политике. Поэтому борьба за власть в обществе ведется непрерывно, охватывает все сферы политической жизнедеятельности субъектов — политику, экономику, право, идеологию, культуру и не рассматривается как аморальное явление.

Следующим важнейшим компонентом содержания политики являются интересы. Они реально выступают движущей силой всех субъектов политики, существуют как общенациональные, государственные, классовые, групповые, индивидуальные, которые подлежат обязательному учету и использованию в политике. Интересы характеризуют устойчивую ориентацию, вполне определенную направленность поведения социальных групп в сфере политических отношений.

Важным компонентом содержания политики выступают теоретические, идеологические и духовные ценности. Это идеи, теории, концепции, принципы, традиции, нормы, символы, опробованные в политике и лежащие в основе программ общественного развития. Среди важнейших идей современной политики надо назвать свободу, демократию, права человека, социальную справедливость, солидарность и др.

Наконец, в содержание политики в ряде случаев могут входить догмы, стереотипы, мифы, утопии, а иногда и просто виртуальная ложь, которые используются политиком ради достижения своих корыстных интересов, особенно властных устремлений, продления своих полномочий.

Многогранность и сложность политики как общественного явления проявляется в ее структуре, которая состоит из множества взаимосвязанных между собой элементов как объективного, так и субъективного порядка. На основе того, какой из этих элементов положен в основу структурного анализа политики, различают аналогичные типологии ее структур.

В соответствии с первой типологией в структуре политики выделяют: политическое сознание, политические институты и политические отношения. Политическое сознание концентрирует в себе явления, процессы и тенденции развития политической деятельности, дает им оценку и определяет эффективность политики. Политические институты — государство, его органы управления, политические партии, общественные организации и движения, неформальные объединения — группы давления и группы поддержки, обеспечивают функционирование власти и управления, интегративные функции в обществе. Политические отношения возникают между людьми по поводу их участия в политике, в решении важнейших государственных и общественных дел. Подробнее они будут рассмотрены в других темах курса политологии.

Вторая типология структуры политики кладет в основу важнейшие сферы общественной жизни, в соответствии с которыми выделяются: экономическая, социальная и культурная политика. Каждая из них в свою очередь подразделяется на ряд более мелких структурных элементов. Экономическая политика, в частности, подразделяется на промышленную, сельскохозяйственную, финансовую и др. Социальная политика включает в себя политику в области здравоохранения, социального обеспечения, бытового обслуживания населения. Культурная политика расчленяется на политику в области образования, науки, искусства, просвещения и т. д.

Третья типология структуры политики в зависимости от масштаба, направленности и содержания решаемых проблем подразделяется на внутреннюю, внешнюю и международную. Внутренняя политика включает основные направления в деятельности государства. Специфика ее в том, что государство, правящая элита обладают монополией на политическую власть, а значит, на принятие политических решений, на проведение собственной политики по регулированию отношений между людьми в масштабах данного общества.

Внешняя политика есть продолжение внутренней политики государства. Она зависит не только от единого центра, определяется внутренней политикой, но и формируется на основе учета интересов других государств, с использованием различных форм сотрудничества, компромиссов и т. д. Специфика внешней политики состоит в том, что она нацелена на обеспечение безопасности государства, а также на создание благоприятных условий для реализации целей и задач внутренней политики.

Внутренняя и внешняя политика разделяются на виды и подвиды. Так, внутренняя политика включает в себя экономическую, демографическую, социальную, национальную, культурную, правовую, экологическую, религиозную политику, политику в области здравоохранения, медицины и др. Каждый из этих видов имеет подвиды. Например, в экономическую политику входят: структурная, инвестиционная, налоговая, аграрная, финансовая, торговая и др. Внешняя политика состоит из торговой, финансово-кредитной, научно-культурной, военной, дипломатической и т. д.

Международная политика включает совокупность политических отношений и действий мирового сообщества, направленных на развитие международного сотрудничества, обеспечение мира и безопасности народов.

Политика как сложное социальное явление, выполняет в обществе многие функции. Важнейшими из них являются: управленческая, прогностическая, мобилизационно-организаторская, интеграционная, идеологическая, инновационная, воспитательная. С помощью этих функций политика обеспечивает целостность общественной системы, стабильность и общественный порядок, ее управляемость, нормальное функционирование властных структур, помогает разрешать противоречия, возникающие на базе борьбы интересов, направлять эту борьбу в цивилизованное русло. Через политику выражаются наиболее весомые и значимые интересы (общие, частные, региональные, национальные и
т. д.), люди могут добиваться реализации своих интересов и потребностей, изменения своего социального статуса.

Политика призвана обеспечивать преемственность и инновационность развития общества и человека, прогнозировать модели будущего общественного устройства, основные направления образования и воспитания. Прогрессивная политика выступает как созидательная и консолидирующая сила, сосредотачивающая энергию людей на главных направлениях общественных преобразований, концентрируя духовные силы человека и общества в целом. Такая политика есть наука и политическое искусство.

Но политика как социальное явление не остается неизменной. Сохраняя свои фундаментальные основы, она усложняется, значение ее эффективности и ответственности постоянно возрастает. Все это позволяет сделать вывод, что политика сохранится до тех пор, пока будет существовать общество и человек как субъект политики.

ІІІ. Политология — это наука о политике, развитии политической системы и власти, о формах и механизмах политического руководства и управления в обществе.

Объектом изучения политологии выступает политическая сфера жизни общества, та реальная политическая действительность, где реализуются отношения между людьми по поводу управления государственными и общественными делами. Это взаимоотношения в политике властвующих и подчиненных, больших и малых социальных групп, политических партий, общественных объединений, а также отдельных личностей. Сюда же включается ряд социально-политических институтов, правительственных и неправительственных организаций, с помощью которых осуществляется взаимодействие между отдельными реальными субъектами политики.

Предметом политологии являются: совокупность научных проблем, конкретные стороны, свойства процесса и отношения реальной политической действительности, где совершается политика и реализуется власть. Мир политики — это государство и власть, политическая система, партии, общественные организации и движения, политическое лидерство, системы управления и т. д. Предметом изучения политики являются также закономерности развития политической жизни, политических отношений и интересов, власти и механизмов ее осуществления, политического процесса в целом.

Политология как наука имеет свою структуру, которая была определена еще в 1948 году специальной комиссией ЮНЕСКО и включает 5 основных блоков:

  1. теорию политики, представляющую собой введение, философско-методологические основы политики и политических отношений;

  2. теорию политических систем и их элементов (государства, партии, политические режимы, общественные организации и их отношения);

  3. теорию международных отношений (система международных отношений, внешней политики, проблемы войн, укрепление мира и международной безопасности);

  4. теорию управления социально-политическими процессами (формы и методы политического руководства и управления, повышение эффективности функционирования политических институтов, проблемы элиты, лидерства);

  5. политическую идеологию и историю политических учений (изучение генезиса политических наук, роль и функции идеологии в системе политической власти).

В современной политологии всю совокупность проблем, которые она изучает, условно разделяют на три основные группы. Первая группа включает теоретико-методологические и историко-философские основания политических процессов и явлений, категории и функции политологии, политические парадигмы. Вторую группу проблем составляют политические системы, их сходство и различия, преимущества и недостатки, а также политическая культура, современные политические теории и идеологии, политическая власть, политические режимы, условия их трансформации и смены. Третья группа проблем политологии включает политический процесс, политическую деятельность, политическое поведение. Причем внимание сосредотачивается на демократии как способе организации и функционирования общественной жизни, правах и свободах человека, политических конфликтах и кризисах, международных политических отношениях.

Следовательно, за истекшие полвека структура политологического знания принципиально не изменилась, но была существенно углублена и конкретизирована.

Политика, политические системы и власть составляют костяк предмета политологии как науки и учебной дисциплины. Именно с ними связывается наличие и существование в обществе реальной политики, реальных политических систем и осуществление власти в государстве. Они позволяют изучать и анализировать не только объекты, но и субъекты политики, разнообразные политические отношения, лидерство, политический процесс в целом. Наконец, они являются ключевыми понятиями при рассмотрении и интерпретации политических теорий и парадигм, изучении политических идеологий и разнообразных политических учений. Все это выдвигает их на первые позиции при изучении политологических проблем.

Политология как наука о политике, политической власти тесно связана с другими гуманитарными науками: политической философией, политической историей, политической социологией, политической психологией, политической антропологией, политической географией, политической астрологией и т.п., которые также изучают отдельные стороны политической жизни.

В частности, политическая философия изучает политику как некое целое, ее природу и генезис, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью. Она занимается разработкой политических идеалов и принципов политического устройства общества, общих критериев оценки политики. Кроме того, она анализирует политические явления с учетом их реальности, показывает, каковы они есть, зачем и почему существуют и каковыми должны быть.

Политическая история исследует политические институты, события, политические теории и взгляды в хронологической последовательности, связях друг с другом. Вся человеческая история — это прошлая политика с ее успехами, проблемами и трудностями. Без знания политической истории невозможно понять настоящую политику и предвидеть будущее. Вот почему при изучении политических событий и проблем нужен экскурс в историю, которая учит заимствовать в политике лучшее и не повторять ошибок прошлого.

Политическая социология изучает взаимодействие между личностью и властью, гражданским обществом и государством, между политическими и гражданскими институтами. В центре внимания политических социологов — воздействие граждан, гражданского общества на политику и власть, на политические процессы и явления.

Политическая психология исследует субъективные механизмы политического поведения людей, влияние на это поведение сознания и подсознания, эмоций и воли человека.

Политическая антропология изучает воздействие и зависимость политики от биологических, рациональных, культурных факторов, а также обратное влияние политики, политических действий на личность, субъекты политического процесса.

Политическая география анализирует взаимосвязь политических процессов и явлений, политических событий в зависимости от расположения страны в географическом пространстве, климатических и других реальных факторов и условий. Так, Беларусь находится в центре Европы, и ее геополитика с соседями строится с учетом этого фактора.

Важное место в изучении политики занимают специальные политические дисциплины: теория международной политики, политическая семиотика (анализ политического общения) и коммуникативная политология (строится на использовании методов семиотики и лингвистики для изучения политических явлений).

Таким образом, политология, в отличие от перечисленных наук, изучает политику как единое целое и выступает как наиболее общая политическая наука и учебная дисциплина, ориентированная на изучение политики как общественного явления, основных тенденций и направлений функционирования политического процесса. В центре внимания политологии находятся политические идеи, теории и учения, политические системы, их структурные элементы, прежде всего — государство, политические партии и движения, общественные организации, властные отношения, политическая деятельность, политическое лидерство. Они составляют фундамент, содержание предмета политологии.

Политология, как и всякая другая наука, имеет свои законы, выступающие как тенденции политического развития, свои специфические категории, с помощью которых анализируются и раскрываются эти тенденции. В числе важнейших тенденций политического развития следует назвать взаимосвязь и взаимообусловленность политики, экономики, культуры и социальной действительности между собой, причем в одних условиях определяющим фактором выступает экономика, в других — политика. Общепризнанной в политологии является тенденция о ведущей и решающей роли в политике правящего класса, обладающего собственностью, которая прямо пропорциональна политическому влиянию. Именно господствующий класс собственников формирует правящую элиту, определяет характер власти, основные направления внутренней и внешней политики. Отсюда вытекает еще одна важная тенденция политического развития, состоящая в том, что внешнеполитические отношения государства, проведение внешней политики есть продолжение его внутренней политики. Иначе говоря, внутренняя политика государства определяет характер, цели и основные направления его внешней политики, методы и способы поведения государственных деятелей на международной арене, во взаимоотношениях с другими странами и народами. Несомненной является также тенденция о противоречивости и конфликтности политического процесса, политической жизни общества. Это связано с тем, что в политической жизни любого общества действуют различные политические силы со своими интересами, целями и устремлениями, и не просто существуют, но и ведут борьбу за свои интересы, за собственность и власть, что порождает кризисные явления и острые конфликты, столкновения. Тем не менее, в современном мире, в связи с расширением деятельности ООН и демократических государств, просматривается тенденция и постепенность рационализации политики, когда к власти приходят наиболее интеллектуально и профессионально подготовленные политики, принимающие разумно взвешенные, компетентные решения.

Отмеченные политические тенденции раскрываются с помощью специфических категорий политологии. Последние весьма многогранны и отражают наиболее общие явления, свойства и отношения политической жизни общества. Важнейшие среди них — политика, политическая система, политическая власть, государство, политическая партия, общественная организация, политический институт, политический режим, политическая культура, политическая идеология, политическая психология, политическое лидерство и др. В научных целях они могут быть структурированы по различным основаниям: методике и методологии изучения, политической системе, политической власти, политическому процессу и т. д.

Политология как наука и учебная дисциплина использует различные методы научного исследования политики, которые широко применяются в современном обществознании. Их можно разделить на общенаучные (общелогические), общесоциологические и эмпирические методы исследования политических явлений и процессов.

К общенаучным (логическим) методам исследования относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание логического и исторического подходов к анализу политических явлений и событий, мыслительный эксперимент, моделирование и др.

Активно и широко используются в политологии общесоциологические методы научного исследования политики. Они разделяются на традиционные (социологический, нормативный, функциональный, институциональный, антропологический, психологический, субстанциональный, диалектический, исторический, сравнительный и др.), новые методы (бихевиористский, системный, метод структурного функционализма и т. д.). Отметим наиболее значительные из них.

Социологический метод разработан и широко представлен в марксизме, где политика трактуется как надстройка над экономическим базисом, который обуславливает жесткую зависимость от себя не только политики и власти, но и отношений между классами, нациями и государствами. Суть этого метода в выяснении зависимости политики от общества, существующих в нем общественных отношений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Похожие:

Курс лекций Минск 2004 удк 32. 001 (042. 4) Ббк 66. 011 я 73 iconКурс лекций Минск 2005 удк 651. 4/. 9 (076. 6)
Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления...

Курс лекций Минск 2004 удк 32. 001 (042. 4) Ббк 66. 011 я 73 iconКонспект лекций удк 651. 5 Ббк 60. 844 Конспект лекций по курсу «Делопроизводство»
Конспект лекций по курсу «Делопроизводство» составлен на основе базовой программы «Делопроизводство и документационное обеспечение...

Курс лекций Минск 2004 удк 32. 001 (042. 4) Ббк 66. 011 я 73 iconСборник статей молодых ученых Таганрог, 2009 удк 316. 77: 001. 8...
«Медиаобразование и медиакомпетентность»: Всероссийская научная школа для молодежи

Курс лекций Минск 2004 удк 32. 001 (042. 4) Ббк 66. 011 я 73 iconА. И. Войтович Электронная торговля Курс лекций Минск 2012
Сущность понятий «электронный бизнес», «электронная торговля» и «электронная коммерция» 3

Курс лекций Минск 2004 удк 32. 001 (042. 4) Ббк 66. 011 я 73 iconТоргово-издательский дом «амфора» 2004 удк 82/89 ббк 84. 4Вл б 87 dougie brimson eurotrashed
Издательство выражает благодарность литературному агентству Р. & R. Permissions & Rights за содействие в приобретении прав

Курс лекций Минск 2004 удк 32. 001 (042. 4) Ббк 66. 011 я 73 iconОбщая химия Курс лекций
Севастьянова Г. К., Карнаухова Т. М. Общая химия: Курс лекций. – Тюмень: Тюмгнгу, 2005. – 210 с

Курс лекций Минск 2004 удк 32. 001 (042. 4) Ббк 66. 011 я 73 iconРуководство пользователя Ассоциация эбнит москва 2009 удк 025. 32:...
Система автоматизации библиотек ирбис. Арм «Каталогизатор». Руководство пользователя. — М. Гпнтб россии, 2009. — 124 с

Курс лекций Минск 2004 удк 32. 001 (042. 4) Ббк 66. 011 я 73 iconУчебно-практическое пособие Бузулук 2014 удк 347. 73/76 ббк 67. 404....
Учебное пособие предназначено для студентов направления подготовки «Юриспруденция» (квалификация бакалавр) удк 347. 73/76

Курс лекций Минск 2004 удк 32. 001 (042. 4) Ббк 66. 011 я 73 iconКурс лекций по теме свайные работы
Курс лекций по теме «Свайные работы», является частью программы подготовки специалистов среднего звена бпоу оо «окотсиТ» по специальности...

Курс лекций Минск 2004 удк 32. 001 (042. 4) Ббк 66. 011 я 73 iconКурс лекций по дисциплине «основы архивного дела» Составитель: Н. В. Мулина
Курс лекций разработан в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Основы архивного дела» для специальности 034702 «Документационное...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск