Рабочая программа Элективный курс «Время выбирать» (Профессиональное самоопределение в рамках проекта «темп») Учитель технологии Басырева В. И


НазваниеРабочая программа Элективный курс «Время выбирать» (Профессиональное самоопределение в рамках проекта «темп») Учитель технологии Басырева В. И
страница1/10
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МАЯКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Согласовано: Утверждено: Зам. директора по УВР Директор школы

Вильгаук Г.В. Колодяжная Ю.В.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективный курс «Время выбирать»

(Профессиональное самоопределение в рамках проекта «ТЕМП»)
Учитель технологии

Басырева В.И.

с. Маячное, 2016

Пояснительная записка.

Элективный курс «Время выбирать» (Профессиональное самоопределение в рамках проекта «ТЕМП») составлен на основе программы для общеобразовательных учреждений «Технология. твоя профессиональная карьера» 8-9 класс, под редакцией член-корр. РАО, д-р пед.наук, профессора С.Н. Чистяковой, М, «Просвещение», 2009г. Данный курс поможет девятиклассникам соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности. Программа рассчитана на 17 часов для учащихся 9 класса основной школы. Состоит из 3 блоков: введение в мир профессий, основы профессионального выбора, планирование профессионального пути.

Актуальность данного курса заключается в том, что   региональным Министерством образования и науки  в соответствии со Стратегией развития Челябинской области до 2020 года был разработан образовательный проект "ТЕМП".

"ТЕМП: Технология + Естествознание + Математика + Педагогика".

"ТЕМП: Требование времени + Единство целей и задач + Мотивация и стимулирование + Пути решения и приоритеты деятельности".

ЦЕЛЬ проекта – обеспечить новое качество образования для создания кадрового ресурса экономики региона.

Данная инициатива в первую очередь направлена на профориентацию и повышение мотивации школьников к выбору инженерных специальностей, что в дальнейшем поможет в решении главной задачи – подготовки кадров для региональной экономики.

  Заместитель министра образования и науки Челябинской области Елена Коузова:

"Челябинская область - промышленный регион, поэтому здесь всегда будут нужны инженерные кадры: и в металлургии, и в машиностроении, и в других отраслях. А значит, нам необходимы люди, которые бы хорошо разбирались в естественных дисциплинах - физике, химии, биологии, необходимых для развития наукоемких отраслей, во всех видах технологии и в основе всего - математике. Мы четко понимаем, что качество образования и его доступность напрямую зависят от того, что диктует нам рынок, реальный сектор экономики. Иначе говоря, мы должны выпустить из школы конкурентоспособного ученика, который мог бы продолжить обучение дальше и, в конечном счете, выбрать профессию, удовлетворяющую его личностные запросы и востребованную рынком труда".

"Для того, чтобы наша область развивалась, экономика в регионе процветала, необходимо готовить обучающихся таким образом, чтобы они выбирали для дальнейшей своей профессиональной деятельности именно те специальности и профессии, которые востребованы на Южном Урале" .

Исходя из вышесказанного, возникает необходимость расширять знания учащихся по профориентации, знакомить учащихся с профессиями, востребованными на Южном Урале.

Завершая обучение в 9 классе, выпускникам необходимо наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Но, не успев повзрослеть и стать самостоятельными, не имея должного опыта в принятии решений, подростки должны определиться в столь важном вопросе: «Что делать, продолжить обучение в школе или пойти учиться в другие учебные заведения?» Чтобы ответить на этот вопрос выпускник 9 класса должен разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявит к нему. Настало время выбирать.

Программа курса «Время выбирать» (Профессиональное самоопределение в рамках проекта «ТЕМП») направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 9 класса и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении.

Основой эффективного профессионального самоопределения является активная осознанная позиция личности, базирующаяся на свободе выбора. Психологическая компетентность учащихся предполагает умение диагностировать, понимать и учитывать в практической деятельности психические и личностные особенности человека, поэтому составной частью данного курса является адекватная самодиагностика – осознание себя как личности, индивидуальности, своих возможностей и способа взаимодействия с другими.

Особенность программы состоит в том, что занятия проходят в форме урока. Однако занятия не являются традиционными уроками, так как проходят в непринужденной для детей атмосфере за счет использования групповых и интерактивных методов обучения, активизирующих методик.

В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация презентаций и видеофильмов, семинары, описание профессий, диспут, конкурс, встреча с представителями отдельных профессий и т.д.

Цель курса: формирование и развитие у девятиклассников навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор профильного класса и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов склонностей, востребованности в Челябинской области.

Задачи программы:

- психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией профессий по Климову, требованиями и условиями труда выбранной профессии, возможностями обучения);

- психологическая диагностика и самодиагностика по выявлению способностей и профессиональных предпочтений учащихся;

- моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной подготовки каждым участником курса.

Основные принципы программы:

- принцип гуманизации приобщение к общечеловеческим ценностям, опора на возможности и ресурсы личности учащегося, выбор собственного профессионального пути;

- принцип индивидуализации учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы;

- принцип социализации содействие самоопределению ребят в социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей, «проба» себя в профессии.

Формы контроля:

  • самостоятельная работа учащихся на уроке и дома;

  • взаимо- и самоконтроль на уроке и дома.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально – волевой сфере, интеллектуальных особенностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

Обучающиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынках труда.

Обучающиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Тематическое планирование элективного курса «Время выбирать»

п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

Образовательный продукт

I




Введение в мир профессий.

1.




Знакомство с курсом «Время выбирать». Факторы, влияющие на выбор профессии

1

Семинар-практикум

Ступени алгоритма выбора профессии

2.




Типы профессий по предмету труда

1

Семинар с элементами лекции

Список предметов по предмету труда

3.




Психологическая игра «Выбор профессии»

1

Психологическая игра

Ступени выбора профессии (для подростков)

II




Основы профессионального выбора.

4.




Склонности и интересы

1

Практическая работа. Тестирование

«Карта интересов»

5.




Способности

1

Практическая работа. Тестирование

Перечень своих способностей.

6.




Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней

2

Практическая работа. Тестирование

Рекомендации по формированию положительной и адекватной самооценки

7.




Секреты выбора профессии («Хочу» - «Могу» - «Надо»)

1

Семинар с элементами лекции

Таблица « Три фактора»

8.




Психологическая суть жизненного профессионального самоопределения

1

Диспут

Ступени выбора профессий

9.




Темперамент и характер

1

Семинар с элементами лекции

Таблица определения типа темперамента, рекомендации по учету особенностей темперамента и характера

10.




Общение - основа человеческого бытия

1

Семинар с элементами лекции, тренинга

Мини-сочинение «Легко ли со мной общаться?»

11.




Конфликты. Стратегии поведения в конфликте.

1

Семинар-практикум

Рекомендации по профилактике и решению конфликтов

12.




Роль жизненных ценностей при выборе профессии

2

Семинар-практикум

Ступени выбора профессий (актуализация ценностей, определение личных ценностей при выборе профессий)

III




Планирование профессионального пути.

13.





Развитие умений по принятию решений

1

Семинар-практикум. Решение проблемных задач

Алгоритм принятия решений. Ступени выбора профессий (схема профессионального развития)

14.




Планирование профессионального пути

1

Семинар-практикум

Список наиболее подходящих профессий

15.




Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора

1

Урок-смотр знаний

Профессиограмма







ИТОГО

17






  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Рабочая программа Элективный курс «Время выбирать» (Профессиональное самоопределение в рамках проекта «темп») Учитель технологии Басырева В. И iconЭлективный курс для учащихся 8-х классов Деловое письмо
Автор: Крючкова А. И., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Рабочая программа Элективный курс «Время выбирать» (Профессиональное самоопределение в рамках проекта «темп») Учитель технологии Басырева В. И iconПрограмма по технологии для 3 класса Учитель: Хабибуллина Альфира Миндибаевна
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по начальной школе ( 2009 г.); примерной...

Рабочая программа Элективный курс «Время выбирать» (Профессиональное самоопределение в рамках проекта «темп») Учитель технологии Басырева В. И iconЭлективный курс «Основы семейной экономики» Пояснительная записка...
Предлагаемый модуль должен стимулировать интерес к продолжению образования в рамках социально-экономического, гуманитарного и технологического...

Рабочая программа Элективный курс «Время выбирать» (Профессиональное самоопределение в рамках проекта «темп») Учитель технологии Басырева В. И iconПрограмма элективного курса «Профессиональное самоопределение»
Поэтому развитие личности подростков является необходимым условием профориентации старшеклассников

Рабочая программа Элективный курс «Время выбирать» (Профессиональное самоопределение в рамках проекта «темп») Учитель технологии Басырева В. И iconРабочая программа по технологии для 3 класса Учитель-составитель: Васильева Е. Б
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010),на основе авторской программы «Технология»...

Рабочая программа Элективный курс «Время выбирать» (Профессиональное самоопределение в рамках проекта «темп») Учитель технологии Басырева В. И iconПрограммы дополнительного образования Направленность (наименование) образовательной программы
Данный курс представляет собой комплекс мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение ребенка с учетом его склонностей,...

Рабочая программа Элективный курс «Время выбирать» (Профессиональное самоопределение в рамках проекта «темп») Учитель технологии Басырева В. И iconЭлективный курс выполняет одну из главных функций современного образования...
Элективный курс предназначен для реализации в старших классах средней общеобразовательной школы, носит междисциплинарный характер....

Рабочая программа Элективный курс «Время выбирать» (Профессиональное самоопределение в рамках проекта «темп») Учитель технологии Басырева В. И iconРабочая программа по технологии 3 класс рабочая программа по технологии для 3 класса
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Рабочая программа Элективный курс «Время выбирать» (Профессиональное самоопределение в рамках проекта «темп») Учитель технологии Басырева В. И iconРабочая программа по элективному курсу «Сдаём на «5» русский язык» 9 класс
Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена...

Рабочая программа Элективный курс «Время выбирать» (Профессиональное самоопределение в рамках проекта «темп») Учитель технологии Басырева В. И iconПояснительная записка развитие в стране рынка труда и рыночных отношений...
Имеют сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и образ жизни. И то, какое социальное место в обществе они займут,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск