МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАЯКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Согласовано: Утверждено: Зам. директора по УВР Директор школы
Вильгаук Г.В. Колодяжная Ю.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс «Время выбирать»
(Профессиональное самоопределение в рамках проекта «ТЕМП») Учитель технологии
Басырева В.И.
с. Маячное, 2016
Пояснительная записка.
Элективный курс «Время выбирать» (Профессиональное самоопределение в рамках проекта «ТЕМП») составлен на основе программы для общеобразовательных учреждений «Технология. твоя профессиональная карьера» 8-9 класс, под редакцией член-корр. РАО, д-р пед.наук, профессора С.Н. Чистяковой, М, «Просвещение», 2009г. Данный курс поможет девятиклассникам соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности. Программа рассчитана на 17 часов для учащихся 9 класса основной школы. Состоит из 3 блоков: введение в мир профессий, основы профессионального выбора, планирование профессионального пути.
Актуальность данного курса заключается в том, что региональным Министерством образования и науки в соответствии со Стратегией развития Челябинской области до 2020 года был разработан образовательный проект "ТЕМП".
"ТЕМП: Технология + Естествознание + Математика + Педагогика".
"ТЕМП: Требование времени + Единство целей и задач + Мотивация и стимулирование + Пути решения и приоритеты деятельности".
ЦЕЛЬ проекта – обеспечить новое качество образования для создания кадрового ресурса экономики региона.
Данная инициатива в первую очередь направлена на профориентацию и повышение мотивации школьников к выбору инженерных специальностей, что в дальнейшем поможет в решении главной задачи – подготовки кадров для региональной экономики.
Заместитель министра образования и науки Челябинской области Елена Коузова:
"Челябинская область - промышленный регион, поэтому здесь всегда будут нужны инженерные кадры: и в металлургии, и в машиностроении, и в других отраслях. А значит, нам необходимы люди, которые бы хорошо разбирались в естественных дисциплинах - физике, химии, биологии, необходимых для развития наукоемких отраслей, во всех видах технологии и в основе всего - математике. Мы четко понимаем, что качество образования и его доступность напрямую зависят от того, что диктует нам рынок, реальный сектор экономики. Иначе говоря, мы должны выпустить из школы конкурентоспособного ученика, который мог бы продолжить обучение дальше и, в конечном счете, выбрать профессию, удовлетворяющую его личностные запросы и востребованную рынком труда".
"Для того, чтобы наша область развивалась, экономика в регионе процветала, необходимо готовить обучающихся таким образом, чтобы они выбирали для дальнейшей своей профессиональной деятельности именно те специальности и профессии, которые востребованы на Южном Урале" .
Исходя из вышесказанного, возникает необходимость расширять знания учащихся по профориентации, знакомить учащихся с профессиями, востребованными на Южном Урале.
Завершая обучение в 9 классе, выпускникам необходимо наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Но, не успев повзрослеть и стать самостоятельными, не имея должного опыта в принятии решений, подростки должны определиться в столь важном вопросе: «Что делать, продолжить обучение в школе или пойти учиться в другие учебные заведения?» Чтобы ответить на этот вопрос выпускник 9 класса должен разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявит к нему. Настало время выбирать.
Программа курса «Время выбирать» (Профессиональное самоопределение в рамках проекта «ТЕМП») направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 9 класса и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении.
Основой эффективного профессионального самоопределения является активная осознанная позиция личности, базирующаяся на свободе выбора. Психологическая компетентность учащихся предполагает умение диагностировать, понимать и учитывать в практической деятельности психические и личностные особенности человека, поэтому составной частью данного курса является адекватная самодиагностика – осознание себя как личности, индивидуальности, своих возможностей и способа взаимодействия с другими.
Особенность программы состоит в том, что занятия проходят в форме урока. Однако занятия не являются традиционными уроками, так как проходят в непринужденной для детей атмосфере за счет использования групповых и интерактивных методов обучения, активизирующих методик.
В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация презентаций и видеофильмов, семинары, описание профессий, диспут, конкурс, встреча с представителями отдельных профессий и т.д.
Цель курса: формирование и развитие у девятиклассников навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор профильного класса и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов склонностей, востребованности в Челябинской области.
Задачи программы:
- психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией профессий по Климову, требованиями и условиями труда выбранной профессии, возможностями обучения);
- психологическая диагностика и самодиагностика по выявлению способностей и профессиональных предпочтений учащихся;
- моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной подготовки каждым участником курса.
Основные принципы программы:
- принцип гуманизации – приобщение к общечеловеческим ценностям, опора на возможности и ресурсы личности учащегося, выбор собственного профессионального пути;
- принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы;
- принцип социализации – содействие самоопределению ребят в социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей, «проба» себя в профессии.
Формы контроля:
самостоятельная работа учащихся на уроке и дома;
взаимо- и самоконтроль на уроке и дома.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально – волевой сфере, интеллектуальных особенностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Обучающиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынках труда.
Обучающиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. Тематическое планирование элективного курса «Время выбирать»
№ п/п
| Дата
| Тема
| Кол-во часов
| Форма занятия
| Образовательный продукт
| I
|
| Введение в мир профессий.
| 1.
|
| Знакомство с курсом «Время выбирать». Факторы, влияющие на выбор профессии
| 1
| Семинар-практикум
| Ступени алгоритма выбора профессии
| 2.
|
| Типы профессий по предмету труда
| 1
| Семинар с элементами лекции
| Список предметов по предмету труда
| 3.
|
| Психологическая игра «Выбор профессии»
| 1
| Психологическая игра
| Ступени выбора профессии (для подростков)
| II
|
| Основы профессионального выбора.
| 4.
|
| Склонности и интересы
| 1
| Практическая работа. Тестирование
| «Карта интересов»
| 5.
|
| Способности
| 1
| Практическая работа. Тестирование
| Перечень своих способностей.
| 6.
|
| Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней
| 2
| Практическая работа. Тестирование
| Рекомендации по формированию положительной и адекватной самооценки
| 7.
|
| Секреты выбора профессии («Хочу» - «Могу» - «Надо»)
| 1
| Семинар с элементами лекции
| Таблица « Три фактора»
| 8.
|
| Психологическая суть жизненного профессионального самоопределения
| 1
| Диспут
| Ступени выбора профессий
| 9.
|
| Темперамент и характер
| 1
| Семинар с элементами лекции
| Таблица определения типа темперамента, рекомендации по учету особенностей темперамента и характера
| 10.
|
| Общение - основа человеческого бытия
| 1
| Семинар с элементами лекции, тренинга
| Мини-сочинение «Легко ли со мной общаться?»
| 11.
|
| Конфликты. Стратегии поведения в конфликте.
| 1
| Семинар-практикум
| Рекомендации по профилактике и решению конфликтов
| 12.
|
| Роль жизненных ценностей при выборе профессии
| 2
| Семинар-практикум
| Ступени выбора профессий (актуализация ценностей, определение личных ценностей при выборе профессий)
| III
|
| Планирование профессионального пути.
| 13.
|
|
Развитие умений по принятию решений
| 1
| Семинар-практикум. Решение проблемных задач
| Алгоритм принятия решений. Ступени выбора профессий (схема профессионального развития)
| 14.
|
| Планирование профессионального пути
| 1
| Семинар-практикум
| Список наиболее подходящих профессий
| 15.
|
| Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора
| 1
| Урок-смотр знаний
| Профессиограмма
|
|
| ИТОГО
| 17
|
|
| |