Пояснительная записка развитие в стране рынка труда и рыночных отношений вносит свои коррективы во всю нашу жизнь, в том числе и в профессиональное самоопределение


НазваниеПояснительная записка развитие в стране рынка труда и рыночных отношений вносит свои коррективы во всю нашу жизнь, в том числе и в профессиональное самоопределение
страница1/6
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие в стране рынка труда и рыночных отношений вносит свои коррективы во всю нашу жизнь, в том числе и в профессиональное самоопределение.

Рынок труда - это рынок, основанный на частной собственности и свободе выбора. Нет частной собственности - нет рынка труда. Не учитывать этого сегодня в профессиональном самоопределении нельзя, так как молодые люди, вступающие в самостоятельную взрослую жизнь, имеют сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и образ жизни. И то, какое социальное место в обществе они займут, кем захотят быть - предпринимателем, то есть работодателем, наемным работником или государственным служащим. Это диктует определенные условия при выборе профессии.

Курс «Профессиональное самоопределение» является составной частью образовательной области «Технология». Он предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса выделяется 20 часов. При этом 30% учебного времени отводится на теоретические и 70% – на практические занятия. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческого проекта.

При разработке рабочей программы использовались «Программы общеобразовательных учреждений Технология трудовое обучение 5-11 классы», Рекомендованные Министерством образования и науки РФ, Ю.Л.Хотунцева, В.Д.Симоненко, М., «Просвещение» 2010 г. и методические рекомендации по внедрению стандарта образования по «Технологии», О.В.Атаулова, Ульяновск, УИПК ПРО, 2004г. Программа рассчитана на 20 часов. По учебному плану школы на курс Профессиональное самоопределение отведено 34 час по 1 часу в неделю из них 20 часов Профессиональное самоопределение, 8 часов на Творческий проект, 6 часов на экскурсии. Все практические задания расписаны и даны часы на творческие работы на выполнение тестов и решение логических задач. На уроках используется учебник по Технологии В.Д.Симоненко для 9 класса, а так же методические рекомендации, тестовые задания К.О.Антоненко, О.В.Атауловой, а так же методические рекомендации, игры, упражнения Н.С.Пряжникова.

Цели курса: подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение; способствовать реализации выпускниками школ конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи курса:

  1. Вооружение учащихся научными основами профессионального самоопределения.

  2. Повышение профессиональной грамотности учащихся.

  3. Формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.

  4. Развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии.

Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.

Учащиеся должны знать, понимать:

-сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии;

- уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии; карьеры;

- значение правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитии различных профессионально- важных качеств.

Учащиеся должны уметь:

-находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования, путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни;

-осуществления самоанализа развития своей личности;

- построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства.

Учебный план.



п\п

Тема занятия

Количество часов

1

Отрасли общественного производства. Инструктаж по ТБ.

1ч.

2

Профессии, специальности, должности.

1ч.

3

Внутренний мир человека и система представлений о себе.

2ч.

4

Профессиональные интересы и склонности.

2ч.

5

Экскурсия

1ч.

6

Контрольная работа

1ч.

7

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении.

2ч.

8

Способности, их условия проявления и развития.

2ч.

9

Экскурсия

1ч.

10

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении.

2ч.

11

Контрольная работа

1ч.

12

Природные свойства нервной системы.

2ч.

13

Сущность профессионального самоопределения.

2ч.

14

Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность. Здоровье и выбор профессии.

2ч.

15

Контрольная работа

1ч.

16

Профессиональная проба.



17

Контрольная работа

1ч.

18

Творческий проект

8ч.




Итого:

35 часов

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

Отрасли общественного производства. (1 ч)

Цели и задачи курса. Содержание и специфика занятий. Структура, порядок выполнения и защиты творческого проекта. Производство средств производства.. Занятость и самозанятость. Профессиограммы наиболее распространенных профессий. Литература по курсу. Инструктаж по ТБ.

Практическая работа. Составление словаря к уроку.
Профессии, специальности, должности.(1 ч)

Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда. Профессии типов «человек — чело­век», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Форму­ла профессии. Проектирование профессиональ­ного плана и его коррекция с учетом рынка труда.

Практическая работа. Составление словаря к уроку.

Внутренний мир человека и система представлений о себе (2 ч)

Сущность концепции «я». Самооценка и ее роль в професси­ональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки. Сущность и степени профессиональной пригодности. Признаки профессиональной пригодности, профессионального соответствия, профессионального призвания. «Образ – Я», как система представлений о себе. Структура «Образа – Я»: знания о себе, оценка себя, умение управлять собой. Реальное «Я», идеальное «Я», «Я» – глазами других людей. «Я – концепция», как динамическая система представлений человека о самом себе. Самооценка как компонент «Я – концепций». Сущность и уровни самооценки. Характеристики заниженной, завышенной и адекватной самооценки.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление по различным методикам профессиональной пригодности школьников к предполагаемым видам деятельности. Выявление уровня самооценки школьников при помощи методики «Уровень самооценки».
Профессиональные интересы и склонности (2 ч)

Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения. Способы формирования профессиональных интересов. Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение склонностей школьников к сфере профессиональной деятельности (методика ОПГ) и мотивов выбора будущей профессии (анкета мотивов выбора профессии). Выявление и оценка профессиональных интересов с по­мощью методик «Карта интересов», «Дифференциально-диаг­ностический опросник» (ДДО), коммуникативных, организатор­ских склонностей (КОС-1).

Экскурсия (1 ч)
Контрольная работа – 1 час.

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении (2 ч)
Выявление ведущих мотивов деятельности (методика ДВМ). Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Ус­ловия их формирования. Классификация мотивов деятель­ности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориен­тации в профессиональном самоопределении и служебной ка­рьере. Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения. Способы формирования профессиональных интересов. Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение склонностей школьников к сфере профессиональной деятельности (методика ОПГ) и мотивов выбора будущей профессии (анкета мотивов выбора профессии).
Способности, условия их проявления и развития (2 ч)

Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка математических способностей, уровня ин­теллектуального развития. Методики «Числовые ряды», «Быст­рый счет», тесты Айзенка. Сущность понятия «способности», общие и специальные способности. Уровни развития способностей: неспособность, способность, талант, гениальность. Основные свойства специальных способностей. Задатки как предпосылка формирования и развития способностей. Способности и выбор профессии. Типы профессий и специальные способности.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление склонностей и способностей учащихся при помощи методики «КОС» и «Определение склонностей».

Экскурсия (1 ч)

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (2 ч)
Восприятие, внимание, память, мышление. Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти (ме­тодика КНОП), пространственных представлений (методика «Кубика Косса»), внимания (тест Бурдона, «Красно-черная таблица»), мышления (методики ШТУР, тесты Амтхауэра, Равена). Сущность и виды познавательных процессов, их структура. Ощущение, восприятие, представление. Виды представлений. Внимание, свойства внимания. Память, ее виды. Мышление. Воображение. Эмоции, чувства, воля: сущность и функции. Виды эмоциональных состояний. Роль познавательных процессов, эмоций, чувств и воли в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности человека.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение особенностей познавательных психических процессов и эмоционально-волевой сферы школьников по различным методикам.
Контрольная работа 1час
Природные свойства нервной системы (2 ч)

Темперамент, черты характера и их проявление в профес­сиональной деятельности. Выявление типа темперамента. Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности. положительные и отрицательные характеристики различных типов темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение типа темперамента школьников по методике Айзенка. Тест Русалова.

Сущность профессионального самоопределения (2 ч)

Компоненты процесса профессионального самоопределения: трудолюбие, интерес к работе, потребность в профессиональном самоопределении, профессиональный интерес, склонность, профессиональный идеал, мотивы выбора профессии, профессиональное самосознание, профессиональное призвание. Показатели профессионального самоопределения: мечта о профессии, профессиональное намерение, профессиональное стремление.

Этапы профессионального самоопределения и саморазвития личности.

Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Выписать в тетради и осмыслить высказывание Г.К. Жукова: «Далеко в жизни уходит тот, кто идет твердо к избранной цели. Найди в молодости свою профессию, определи жизненную дорогу и иди по ней упорно к намеченной цели – тогда удастся у тебя жизнь».
Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность

Здоровье и выбор профессии (2 ч)
Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и ка­рьера. Профессиональная пригодность. Тест Холланда. Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Виды профессиональной этики. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана профессиональной карьеры.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение таблицы:

Позиции

Содержание

Моя будущая профессия




Цель деятельности




Задачи деятельности




Предмет труда




Средства труда




Результаты труда




Требуемый уровень образования




Возможности профессионального роста (разряд, класс, категория, звание)




Возможная заработная плата




Понятие здоровья. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Группы профессий по степени их влияния на здоровье человека. Дееспособность, трудоспособность, работоспособность. Медицинские показания и противопоказания. Ограничения профессиональной пригодности при различных заболеваниях. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль режима дня и активного отдыха в сохранении и укреплении здоровья.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление школьниками особенностей своего здоровья по методике «Карта здоровья».

Здоровье как условие высокоэффективной профессиональ­ной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья. И выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Реакция на различные раздражители (звуковой, тепловой, световой). Выявление и оценка реакций с помо­щью универсального рефлексометра.

Координация движений, динамический и статический тре­мор рук и профессиональная деятельность. Выявление и оценка Координации движений и тремора рук с помощью тремокоординаметрии.

Глазомер и его роль в профессиональной деятельности. Методики и оценки пространственного и линейного глазомера.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Пояснительная записка развитие в стране рынка труда и рыночных отношений вносит свои коррективы во всю нашу жизнь, в том числе и в профессиональное самоопределение iconПояснительная записка программа «Юный парикмахер»
Основным назначением программы является развитие системы знаний и трудовых умений по профессии парикмахера и уточнение профессиональных...

Пояснительная записка развитие в стране рынка труда и рыночных отношений вносит свои коррективы во всю нашу жизнь, в том числе и в профессиональное самоопределение iconЛичный профессиональный план учащегося Рекомендации учащимся по самовоспитанию...
Еще лет двадцать назад было довольно престижно и прибыльно работать инженерами, военными, учеными, однако время вносит свои коррективы....

Пояснительная записка развитие в стране рынка труда и рыночных отношений вносит свои коррективы во всю нашу жизнь, в том числе и в профессиональное самоопределение iconЗадачами аттестации являются
Целью аттестации педагогов является стимулирование роста квалификации и профессионализма педагогического труда, развитие творческой...

Пояснительная записка развитие в стране рынка труда и рыночных отношений вносит свои коррективы во всю нашу жизнь, в том числе и в профессиональное самоопределение iconПрограмма элективного курса «Профессиональное самоопределение»
Поэтому развитие личности подростков является необходимым условием профориентации старшеклассников

Пояснительная записка развитие в стране рынка труда и рыночных отношений вносит свои коррективы во всю нашу жизнь, в том числе и в профессиональное самоопределение iconАннотация: Замечательный русский актер Георгий Иванович Бурков оставил...
Бурков всю свою жизнь готовился к большой литературной работе, но кроме интервью и газетных статей ничего не печатал. Он писал для...

Пояснительная записка развитие в стране рынка труда и рыночных отношений вносит свои коррективы во всю нашу жизнь, в том числе и в профессиональное самоопределение iconПояснительная записка 2 2 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного...
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,...

Пояснительная записка развитие в стране рынка труда и рыночных отношений вносит свои коррективы во всю нашу жизнь, в том числе и в профессиональное самоопределение iconЧеловек и труд в системе рыночных отношений
Рынок труда—это система отношений между работодателями и работником, которая регулируется соотношением спроса на рабочую силу и ее...

Пояснительная записка развитие в стране рынка труда и рыночных отношений вносит свои коррективы во всю нашу жизнь, в том числе и в профессиональное самоопределение iconРабочая программа к учебнику М. Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной...
Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных...

Пояснительная записка развитие в стране рынка труда и рыночных отношений вносит свои коррективы во всю нашу жизнь, в том числе и в профессиональное самоопределение iconПояснительная записка к отчету по форме 21-гит государственной инспекции...
Государственной инспекцией труда в Челябинской области во исполнение приказа Федеральной службы по труду и занятости от 07. 11. 2005...

Пояснительная записка развитие в стране рынка труда и рыночных отношений вносит свои коррективы во всю нашу жизнь, в том числе и в профессиональное самоопределение iconПояснительная записка 3-39
Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск