Скачать 0.85 Mb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Развитие в стране рынка труда и рыночных отношений вносит свои коррективы во всю нашу жизнь, в том числе и в профессиональное самоопределение. Рынок труда - это рынок, основанный на частной собственности и свободе выбора. Нет частной собственности - нет рынка труда. Не учитывать этого сегодня в профессиональном самоопределении нельзя, так как молодые люди, вступающие в самостоятельную взрослую жизнь, имеют сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и образ жизни. И то, какое социальное место в обществе они займут, кем захотят быть - предпринимателем, то есть работодателем, наемным работником или государственным служащим. Это диктует определенные условия при выборе профессии. Курс «Профессиональное самоопределение» является составной частью образовательной области «Технология». Он предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса выделяется 20 часов. При этом 30% учебного времени отводится на теоретические и 70% – на практические занятия. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческого проекта. При разработке рабочей программы использовались «Программы общеобразовательных учреждений Технология трудовое обучение 5-11 классы», Рекомендованные Министерством образования и науки РФ, Ю.Л.Хотунцева, В.Д.Симоненко, М., «Просвещение» 2010 г. и методические рекомендации по внедрению стандарта образования по «Технологии», О.В.Атаулова, Ульяновск, УИПК ПРО, 2004г. Программа рассчитана на 20 часов. По учебному плану школы на курс Профессиональное самоопределение отведено 34 час по 1 часу в неделю из них 20 часов Профессиональное самоопределение, 8 часов на Творческий проект, 6 часов на экскурсии. Все практические задания расписаны и даны часы на творческие работы на выполнение тестов и решение логических задач. На уроках используется учебник по Технологии В.Д.Симоненко для 9 класса, а так же методические рекомендации, тестовые задания К.О.Антоненко, О.В.Атауловой, а так же методические рекомендации, игры, упражнения Н.С.Пряжникова. Цели курса: подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение; способствовать реализации выпускниками школ конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях. Задачи курса:
Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании. Учащиеся должны знать, понимать: -сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии; - уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии; карьеры; - значение правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитии различных профессионально- важных качеств. Учащиеся должны уметь: -находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования, путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни; -осуществления самоанализа развития своей личности; - построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства. Учебный план.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ Отрасли общественного производства. (1 ч) Цели и задачи курса. Содержание и специфика занятий. Структура, порядок выполнения и защиты творческого проекта. Производство средств производства.. Занятость и самозанятость. Профессиограммы наиболее распространенных профессий. Литература по курсу. Инструктаж по ТБ. Практическая работа. Составление словаря к уроку. Профессии, специальности, должности.(1 ч) Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда. Профессии типов «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Формула профессии. Проектирование профессионального плана и его коррекция с учетом рынка труда. Практическая работа. Составление словаря к уроку. Внутренний мир человека и система представлений о себе (2 ч) Сущность концепции «я». Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки. Сущность и степени профессиональной пригодности. Признаки профессиональной пригодности, профессионального соответствия, профессионального призвания. «Образ – Я», как система представлений о себе. Структура «Образа – Я»: знания о себе, оценка себя, умение управлять собой. Реальное «Я», идеальное «Я», «Я» – глазами других людей. «Я – концепция», как динамическая система представлений человека о самом себе. Самооценка как компонент «Я – концепций». Сущность и уровни самооценки. Характеристики заниженной, завышенной и адекватной самооценки. Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление по различным методикам профессиональной пригодности школьников к предполагаемым видам деятельности. Выявление уровня самооценки школьников при помощи методики «Уровень самооценки». Профессиональные интересы и склонности (2 ч) Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения. Способы формирования профессиональных интересов. Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные. Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение склонностей школьников к сфере профессиональной деятельности (методика ОПГ) и мотивов выбора будущей профессии (анкета мотивов выбора профессии). Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов», «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), коммуникативных, организаторских склонностей (КОС-1). Экскурсия (1 ч) Контрольная работа – 1 час. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении (2 ч) Выявление ведущих мотивов деятельности (методика ДВМ). Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентации в профессиональном самоопределении и служебной карьере. Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения. Способы формирования профессиональных интересов. Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные. Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение склонностей школьников к сфере профессиональной деятельности (методика ОПГ) и мотивов выбора будущей профессии (анкета мотивов выбора профессии). Способности, условия их проявления и развития (2 ч) Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка математических способностей, уровня интеллектуального развития. Методики «Числовые ряды», «Быстрый счет», тесты Айзенка. Сущность понятия «способности», общие и специальные способности. Уровни развития способностей: неспособность, способность, талант, гениальность. Основные свойства специальных способностей. Задатки как предпосылка формирования и развития способностей. Способности и выбор профессии. Типы профессий и специальные способности. Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление склонностей и способностей учащихся при помощи методики «КОС» и «Определение склонностей». Экскурсия (1 ч) Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (2 ч) Восприятие, внимание, память, мышление. Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти (методика КНОП), пространственных представлений (методика «Кубика Косса»), внимания (тест Бурдона, «Красно-черная таблица»), мышления (методики ШТУР, тесты Амтхауэра, Равена). Сущность и виды познавательных процессов, их структура. Ощущение, восприятие, представление. Виды представлений. Внимание, свойства внимания. Память, ее виды. Мышление. Воображение. Эмоции, чувства, воля: сущность и функции. Виды эмоциональных состояний. Роль познавательных процессов, эмоций, чувств и воли в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности человека. Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение особенностей познавательных психических процессов и эмоционально-волевой сферы школьников по различным методикам. Контрольная работа 1час Природные свойства нервной системы (2 ч) Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Выявление типа темперамента. Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности. положительные и отрицательные характеристики различных типов темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека. Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение типа темперамента школьников по методике Айзенка. Тест Русалова. Сущность профессионального самоопределения (2 ч) Компоненты процесса профессионального самоопределения: трудолюбие, интерес к работе, потребность в профессиональном самоопределении, профессиональный интерес, склонность, профессиональный идеал, мотивы выбора профессии, профессиональное самосознание, профессиональное призвание. Показатели профессионального самоопределения: мечта о профессии, профессиональное намерение, профессиональное стремление. Этапы профессионального самоопределения и саморазвития личности. Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Выписать в тетради и осмыслить высказывание Г.К. Жукова: «Далеко в жизни уходит тот, кто идет твердо к избранной цели. Найди в молодости свою профессию, определи жизненную дорогу и иди по ней упорно к намеченной цели – тогда удастся у тебя жизнь». Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность Здоровье и выбор профессии (2 ч) Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность. Тест Холланда. Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Виды профессиональной этики. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана профессиональной карьеры. Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение таблицы:
Понятие здоровья. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Группы профессий по степени их влияния на здоровье человека. Дееспособность, трудоспособность, работоспособность. Медицинские показания и противопоказания. Ограничения профессиональной пригодности при различных заболеваниях. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль режима дня и активного отдыха в сохранении и укреплении здоровья. Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление школьниками особенностей своего здоровья по методике «Карта здоровья». Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья. И выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Реакция на различные раздражители (звуковой, тепловой, световой). Выявление и оценка реакций с помощью универсального рефлексометра. Координация движений, динамический и статический тремор рук и профессиональная деятельность. Выявление и оценка Координации движений и тремора рук с помощью тремокоординаметрии. Глазомер и его роль в профессиональной деятельности. Методики и оценки пространственного и линейного глазомера. |
Основным назначением программы является развитие системы знаний и трудовых умений по профессии парикмахера и уточнение профессиональных... | Еще лет двадцать назад было довольно престижно и прибыльно работать инженерами, военными, учеными, однако время вносит свои коррективы.... | ||
Целью аттестации педагогов является стимулирование роста квалификации и профессионализма педагогического труда, развитие творческой... | Поэтому развитие личности подростков является необходимым условием профориентации старшеклассников | ||
Бурков всю свою жизнь готовился к большой литературной работе, но кроме интервью и газетных статей ничего не печатал. Он писал для... | Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,... | ||
Рынок труда—это система отношений между работодателями и работником, которая регулируется соотношением спроса на рабочую силу и ее... | Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных... | ||
Государственной инспекцией труда в Челябинской области во исполнение приказа Федеральной службы по труду и занятости от 07. 11. 2005... | Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |